Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Роль школьного музея и этнопарка в изучении национальной культуры и традиций народов Ямала".

Музейная педагогика и школьный этнопарк

Автор: Малинин Иван Алексеевич, учитель истории и обществознания, МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда", с. Ныда Надымский район ЯНАО



В раздел основное общее образование




Роль школьного музея и этнопарка в изучении национальной культуры и традиций

народов Ямала.


Малинин И.А., учитель истории и обществознания МОУ «Школа – интернат среднего общего образования с. Ныда» 11 сентября 2015 года в школе-интернате села Ныда состоялось торжественное открытие школьного этнопарка - значимое событие не только для образовательной организации, но и для всего национального села Надымского района. Школьный этнопарк создает условия для формирования единого духовно- материального пространства, в котором должны объединиться наука и этническое многообразие культур аборигенов ямальского Севера, искусства, технологии и ремёсла, прошлое и будущее. При этом основополагающим станет вовлечение всех участников в единый образовательный процесс в процессе урочной и внеурочной деятельности. Его основная цель - сформировать у детей базовые ценности: уважение к труду, семейным ценностям, истории и традициям своего народа. Этнопарк уникален, прежде всего, по содержательной части и воспитательной функции. Благодаря ему возможна организация предметно-пространственной среды для осуществления индивидуальной траектории развития каждого ребенка, позволяющей юным ныдинцам приобщиться к традиционным занятиям родителей: оленеводству, рыбалке, охоте, ведению домашнего хозяйства. Этнокультурное образование – это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Под этнокультурным региональным компонентом мы понимаем изучение национальной культуры народов Ямала, в частности изучение истории, культуры, уклада жизни, языка, литературы, духовных ценностей родного края. Это способствует развитию гармоничной личности, патриота своей малой Родины и страны, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. И немаловажную помощь в этом отношении может оказать использование культурного и духовного потенциала школьного этнографо– краеведческого музея «Пюлава» и этнопарка. В частности, основатель музейной педагогики, директор Гамбугского художественного музея А. Лихтварк считал музей научно-педагогическим учреждением, ведущим отбор, хранение и экспонирование предметов искусства, изучение их роли и способов использования в образовательном процессе. Избрав основной формой работы с детьми музейную экскурсию, педагог строил ее как диалог, считая при этом, что обсуждение должно представлять собой маленькую драму и походить на импровизацию, дающую участникам диалога возможность свободно обмениваться мнениями. Главной функцией музея при таком подходе становилась образовательно-воспитательная. Например, дети посещая занятия в школьном этнопарке видят не только реальную картину того, в каких условиях живут представители коренных народов Севера, но и являются свидетелями и даже участниками, носителями традиционной культуры ненцев.. Анализ становления и развития развлекательно- познавательной функции этнопарка, как средства деятельности музея свидетельствует о том, что его появление не случайно. Он стал логическим этапом развития теории и методики социально-культурной деятельности музеев, опирается на современные достижения психологии, педагогики, культурологии, строится на широком использовании художественно-выразительных средств, на создании художественного образа, вызывающего интерес и доступного восприятию посетителей с разным уровнем общекультурного развития. Совокупность всех функций обеспечивает завершенный культуроохранительный, культуротворческий и образовательный процесс, отражающий
специфическую роль музеев, в том числе и в формирующемся информационном обществе XXI века. Рассмотрим некоторые возможные образы этнопарка
как педагогической системы
: 1.
Этнопарк
- память, мемориальное направление, идея связи времен, диалога культур, сохранения артефактов (историко-культурный аспект). 2
. Этнопарк (чум)
– выставка, где демонстрируются различные музейные предметы, вещи, не имеющие утилитарного значения, но обладающие ценностным содержанием. 3.
Этнопарк
– школа, «учебник», энциклопедия; просветительский и обучающий аспект. 4.
Этнопарк
- кунсткамера, где собраны диковинки и уникальные вещи, коллекции. Педагогические задачи: удивить и заинтриговать, продемонстрировать, вызвать интерес, мотивировать на познавательную и исследовательскую деятельность, саморазвитие и самосовершенствование. 5.
Этнопарк (музей
) - атмосфера, дух, среда. 6. Этнопарк – средство расширения социокультурного пространства села. Музей работает с неодушевленными предметами, но так, чтобы оживить каждый такой предмет, заставить его говорить и сделать значимым для каждого зрителя. Как книга действует через слово, музей - через предмет. Во всякий такой предмет вкладывается идея или комплекс идей, а сам музей делается богатейшим проводником их, действуя образами и в то же время совершенно конкретно. Перед учителем как организатором музейно- педагогического процесса, как проводником в мир культуры стоят следующие задачи: 1. Научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т. е. оценивать их с точки зрения развития культуры, противостоять примитивной масс- культуре. 2. Формировать ценностное отношение к историко-культурному наследию путем организации процесса общения с предметным миром культуры, основанного на реализации эмоциональной сферы личности. Переживание и проживание ценностных отношений составляет содержание воспитания. 3. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, идентичности современной культуре посредством общения с памятниками истории и культуры. 4. Формировать устойчивую художественную потребность и навыки общения с памятниками культуры, музеем. 5. Развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению. 6. Формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие. 7. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов. 8. Сохранять и приумножать культурное наследие. Исходя из этого, на своих занятиях, реализуя возможности школьного краеведческого музея и этнопарка, использую технологии критического мышления «Шесть шляп мышления». В основе данного метода лежит идея параллельного мышления. Автор этой методики Эдвард де Боне, который предложил разделить процесс мышления на шесть различных режимов, связав его с цветными шляпами. «Примеряя» на себя шляпу определенного цвета, мы учимся думать в заданном направлении, а смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций. Ученик, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в этот момент тип мышления, который с ней ассоциируется.
Белая шляпа
: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. Какой мы обладаем информацией? Какая информация нам нужна? Красная шляпа: чувства и интуиция. Участники высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопрос.
Черная

шляпа
: Черная шляпа помогает видеть все негативные стороны события, явления, проблемы.
Желтая шляпа
: поиск достоинств, преимущества и позитивных сторон
рассматриваемой темы, помогает найти положительные стороны ситуации, увидеть плюсы явления. Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Зеленая шляпа
: придумываем новые идеи, исследуем возможности. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Синяя шляпа
: управляет процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Так на музейном занятии в 6 классе «Родовые тензы Ямала» данная методика позволила нам рассматривать проблему появления родовых племен Харючи и Вануйто с разных точек зрения, устанавливать связи между явлениями, формировать навыки самостоятельной работы с информацией (текстовая информация, Интернет ресурсы, карта истории Ямала, научные публикации Л.В. Хомич, художественное произведение нашей землячки Н.Н. Ядне «Я родом из тундры» и другие). Для успешного формирования УУД на занятиях дополнительного образования необходимо разнообразить виды деятельности на уроке: составление кластера, схемы, логической цепочки, таблицы, вопросов к тексту, простого и сложного плана, рассказа на основе учебного материала и дополнительных источников информации, комментированное чтение различных источников информации. Важным для формирования универсальных учебных действий является выбор способа действий, этот способ действий должен объяснить ученику учитель. Обучающемуся необходимо показать образец выполнения учебной операции (использование памятки). На занятиях при изучении темы «История Надымского района» в 6-7 классах использую памятки: «Как составить рассказ об исторической личности» (А.М. Зверев), «Памятка для характеристики и оценки исторического памятника Надымское городище». Опора на памятку позволяет осознавать и выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач, т.е. формировать общеучебные универсальные действия. В новых условиях меняется система подачи информации, стиль отношений между учителем и учащимися. Для формирования коммуникативных действий на уроках необходимо учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, инициативное сотрудничество в поиске информации. На уроке обществознания в 6 классе по теме «Человек и его деятельность» предлагаю для обсуждения отрывок из книги «Древо жизни» ненецкой писательницы Н.Н. Ядне. Учащиеся не только находят в указанной статье компоненты творческой деятельности ненецкой женщины ставшей неординарной личностью в социальной структуре общества, но и высказывают свое мнение по вопросу: «Причина социального роста – в способностях, богатстве или статусе?». И, конечно же, важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работа, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых тема проекта должна нести в себе либо исследовательский элемент, либо это должна быть компиляция, которой еще не было в электронном виде. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в применении к данной работе ИВТ и истории), но реально его выполнении затрагивает гораздо более широкий спектр предметов – русский язык, литературу, мировую художественную культуру и ряд других в зависимости от темы. Поэтому руководителей проекта может быть и два, и три. Важным является определение оптимального количества участников проекта. По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты практически всегда хорошие. Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий (психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися, расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на уроке; идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников,
обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения и т.д.) Информационные технологии на музейных уроках использую в следующих вариантах: 1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Подготовлены и разработаны активистами школьного музея следующие презентации: «Рисуем карту Ямала», «Что я знаю о Надымском районе», «Тайны и истины моего рода», «Легенды о ненецких фамилиях» и другие. 2) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих занятиях использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент занятия, где есть необходимая информация для ответа. 3) В перирод промежуточной аттестации обучающихся по обобщению краеведческого материала использую различные викторины: «Что я знаю о Надымском районе», «История ненецких тензов», «Край мой, северный» и другие. 4) Очень много практических заданий на занятиях мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. И тут перед учителем находится неисчерпаемое разнообразие работы. Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на несколько групп: 1. «Работа с рисунками» 2. «Кроссворд» 3. «Контурная карта» 4. «Вставьте слово» 5. «Имена» 6. «Соотнесите» 7. «Отметьте». Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но мои наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы, стремятся принять участие в работе, быстрее запоминают материал. Таким образом, использование интерактивной доски помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. Музей и школьный этнопарк, в целом, рассматривается как фактор развития человека – его эстетического вкуса, воображения и фантазии, познавательного и творческого потенциала. А использование различных методов, форм деятельности в купе с прямым соприкосновением в социокультурном пространстве школы-интерната с носителями культуры, языка, традиций и погружением в среду - является неотъемлемой частью школьного музея и этнопарка, как средств изучения национальной культуры и традиций народов Ямала.
Список литературы.
1.Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988. 2.Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989. 3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
4.Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.


В раздел основное общее образование