Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Требования к современному уроку"

Методическая разработка

Автор: Иванова Елена Михайловна, учитель географии и биологии, ГБОУ СОШ №481, город Санкт-Петербург



В раздел основное общее образование



Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра. Сенека. Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием. Основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанные этапы урока:
целеполагание
,
самостоятельная продуктивная деятельность
,
рефлексия
. Сегодня я хотела бы остановиться на первом этапе урока – целеполагании. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание?

Целеполагание в образовании
– это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах. Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся? Часто цели, декларируемые в учебных программах, существенно отличаются от реальных жизненных ориентиров учащихся, что является причиной рассогласования желаемого и действительного в обучении.
Чтобы предупредить возможную рассогласованность необходимо с начала изучения курса, раздела или темы вводить учащихся в процедуру образовательного целеполагания. Для учащихся научение целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:  Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем.  Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.  Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель Например, учитель может просто объявить целью урока изучение некоторой темы или рассмотрение некоего явления. Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания. Каковы же приемы формирования навыков целеполагания у учащихся?

Некоторые приемы целеполагания:

1.Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса.


Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность
«Почему такой разный климат? Какие факторы его формируют?»

Самостоятельно выявить « Климатообразующие факторы» и смоделировать

«Климатический образ России».

2. Работа над понятием.
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока.

Например, тема урока в 5 классе " Мир звёзд» Необходимо объяснить значение слова и

далее, от значения слова определяем цель урока.

3. Подводящий диалог.
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
4. Создание проблемных ситуаций
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Технология проблемного обучения, на мой взгляд, является приоритетной в процессе изучения как основа, фундаментальной естественно научной дисциплины в школе. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.
Например, проблемная ситуация создается
Выглядит так… Звучит так…
На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают в связи с новым понятием.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Кластеры( «Грозди»)
Приём заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определённом порядке
Игра « Верите ли вы?»

Приём « Задом наперёд»

Приём « Концептуальная таблица»
.
Формирование цели при помощи опорных глаголов.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить,
закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...). Бесспорно – все изложенное выше не является полным описанием тех приемов, которые способствуют развитию навыков целеполагания, каждый творчески работающий учитель наверняка может предложить и другие. Я же остановилась на тех, которые наиболее приемлемы, на мой взгляд, в преподавании моих предметов. В конце необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!»


В раздел основное общее образование