"Сложение и вычитание смешанных чисел".
разработка урока математики с применением технологии деятельностного метода обучения
Автор: Сабирова Раиса Аглямовна, учитель математики, МБОУ "СОШ №58", город Набережные Челны, Республика Татарстан
В раздел основное общее образование
Урок математики в 5 классе с применением технологии деятельностного
метода обучения учителя математики высшей квалификационной категории
Сабировой Р.А.
Тема:
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Тип урока:
открытие нового знания.
Основные цели:
1) Формировать способность к построению и использованию алгоритма сложения (вычитания) смешанных чисел с одинаковыми знаменателями в дробных частях. 2) Повторить и закрепить: выделение целой части из неправильной дроби; представление смешанного числа в виде неправильной дроби.
1.
Самоопределение к учебной деятельности.
Цели этапа:
1) Включить учащегося в учебную деятельность; 2) Определить содержательные рамки урока: продолжаем работать со смешанными числами.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Мы с вами отправимся на охоту за пятёрками. Какими качествами должен обладать настоящий охотник? (Острый слух, ясный ум, меткость, внимательность…) Ну что ж, посмотрим, кто же из вас обладает всеми этими качествами? С собой на охоту мы возьмём смекалку… Чему мы научились на прошлых уроках? (Мы изучаем обыкновенные дроби). Какими бывают обыкновенные дроби? (Правильные и неправильные дроби). 1
Какие операции с дробями мы научились делать? (сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями). Как называются числа, содержащие дроби? (Смешанные числа). А что мы умеем делать со смешанными числами? (представлять в виде неправильной дроби). Как вы думаете, каков следующий шаг в изучении темы «Смешанные числа»? (Научиться выполнять действия со смешанными числами). Для изучения новой темы вспомним то, чему мы научились на прошлых уроках.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа:
1) Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; 2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: представление смешанного числа в виде неправильной дроби; 3) Зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения; 4) Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть смешанные числа за ограниченное время.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1. На доске записаны дроби: . 56 55 ; 10 121 ; 10 7 13 ; 100 1 ; 3 18 ; 9 5 1 ; 8 1 ; 8 3 2 , 15 15 , 2 17 , 16 5 На какие группы можно разбить данные дроби? (Одна группа ребят выписывает правильные дроби, другая неправильные, третья смешанные). 2
Правильные: 16 5 ; 8 1 ; 100 1 ; 56 55 . Неправильные: 2 17 ; 15 15 ; ; 3 18 10 121 . Смешанные числа: ; 8 3 2 ; 9 5 1 10 7 13 . 2. Ребята, возьмите в руки маркеры, фломастеры или ручки. Вспомните задание: запишите число в виде неправильной дроби. (Ребята записывают по порядку: 10 137 ; 8 13 ; 8 19 ). Следующее задание: выделить целую часть неправильной дроби. (Записывают ответ на другой стороне: 11 ; 10 1 12 ; 6 ; 1 ; 2 1 8 ). 3. Играем «Правильные и неправильные дроби». Я читаю сумму дробей: 16 2 16 5 Ученик отвечает: 16 3 16 7 Другой ученик отвечает: 16 2 16 10 Следующий ученик: 16 9 16 8 Следующий ученик: 16 17 . Стоп, игра! (неправильная дробь) Возобновим игру. Начинает другой ученик. 4. Ребята, какие действия с обыкновенными дробями мы провели? (Сложение и вычитание дробей). Как сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? (Проговаривают правило, на доску вывешиваем правило, записанное в общем виде, или ученик записывает на доске). c b a c b c a c b a c b c a 3
5. Ребята, посмотрите внимательно на эти выражения и скажите, которое из них лишнее и почему? На доске записаны выражения: ; 16 3 16 15 ; 77 42 77 13 . 72 7 36 72 22 54 (Ребята называют последнее, так как это сумма смешанных чисел). Попробуйте ребята выполнить последнее действие. (На доске запишем несколько вариантов ответа). 6. Индивидуальное задание. С помощью кругов и равных долей круга выполните действия: I в. 8 7 5 8 4 2 8 3 3 II в. 8 3 3 8 4 2 8 7 5 Учащиеся говорят свои ответы, записываем на доске.
3.
Выявление причин затруднения и постановка цели
деятельности.
Цели этапа:
1) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; 2) Согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вам нужно было выполнить? (Сложить и вычесть смешанные числа). Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Научиться складывать и вычитать смешанные числа). 4
Итак, тема нашего урока «Сложение и вычитание смешанных чисел». Запишем тему в тетрадь. А сейчас расскажите, как вы выполняли задание. I в. 8 7 5 8 7 5 8 4 8 3 2 3 II в. 8 3 3 8 3 3 8 4 8 7 ) 2 5 ( Запишем правило (алгоритм) сложения и вычитания смешанных чисел.
Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.
1. Сложить (вычесть) целые части; 2. Сложить (вычесть) дробные части; 3. Записать ответ;
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа:
1) Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; 2) Зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Работа в группах. Задание: дополнить правило – алгоритм. 5
I II 1) 7 2 3 4 2) 5 3 2 5 1 3 3) 5 2 2 5 3 5 4) 12 11 5 12 8 9 5) 11 7 5 11 8 4 1) 5 4 3 8 2) 10 6 5 13 3) 7 4 5 7 6 8 4) 8 7 3 8 2 5 5) 17 5 9 17 15 9 Дополним алгоритм следующими пунктами. 4. Если необходимо, дробную часть сократить. 5. Если дробная часть неправильная, выделить из неё целую часть и прибавить к целой части результата. 5.
Первичное закрепление во внешней речи.
Цель этапа:
зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Примеры на доске. Решаем, проговаривая(используем алгоритм). 1) 3 8 7 5 2) 3 6 5 13 3) 12 2 4 12 7 6 4) 15 3 2 15 13 4 6
5) 9 2 11 9 2 1 10 9 11 10 9 11 10 9 4 2 9 7 8 1.Сложим целые части, получим 10 целых. 2.Сложим дробные части, получим 9 11 3.Запишем результат 9 11 10 . 4. Дробь 9 11 10 неправильная, выделим целую часть. 5. Прибавим к целой части результата. Работа в парах, с проверкой по образцу. 10 9 7 10 9 7 ) 10 1 10 8 ( ) 2 5 ( 10 1 2 10 8 5 10 1 2 10 8 5 6 1 2 6 1 2 ) 6 4 6 5 ( ) 1 3 ( 6 4 1 6 5 3 ) 6 4 1 ( 6 5 3 6 4 1 6 5 3
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа:
проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Ребята решают примеры. Отмечают правильность выполнения, анализируются причины ошибок и ошибки исправляются. 7
Эталон.
6 8 3 3 8 3 9 8 3 6 3 2 4 3 12 4 3 10 4 3 10 4 3 2 12 2 4 3 12 1 6 1 9 6 1 10 6 1 10 1 6 1 9 14 15 8 14 15 8 14 15 8 14 9 4 2 9 1 9 9 5 11 9 5 11 ) 9 4 9 1 ( ) 2 9 ( 9 4 2 9 1 9 7 3 5 7 5 9 7 2 4 ) 7 3 7 5 ( ) 5 9 ( 7 3 5 7 5 9 ) 7 3 5 ( 7 5 9 6 8 3 3 2 4 3 12 1 6 1 9 14 15 8 14 9 4 2 9 1 9 7 3 5 7 5 9 8
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цели этапа:
1) Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: выполнение действий со смешанными числами, с использованием свойств чисел, решение задач, с использованием алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел. 2) Повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: представление числа в виде дроби с любым знаменателем. № 1065 – один ученик у доски.
8. Рефлексия деятельности на уроке:
Цели этапа:
1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел; 2) Оценить собственную деятельность на уроке; 3) Обсудить и записать домашнее задание. Что нового вы сегодня узнали? Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока? Какие знания использовались для достижения цели? Всё ли у вас получалось? В чём были затруднения? Оцените себя: поставьте, ребята, себе оценочку.
Итог
: 5 7 5 5 7 5 10 5 9 6 6 9 6 11 5 5 9
5 5
Все получили 5
. 10 5
В раздел основное общее образование

