Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Л. Н. Толстой. Рассказ "После бала".

Конспект урока литературы в 8 классе

Автор: Усеинова Земфера Сеид Усмановна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Зерновская школа", Красногвардейский район, село Зерновое, Республика Крым



В раздел основное общее образование



1
Урок литературы в 8 классе

Тема.
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала».
Цель:
ознакомить учащихся с персонажами, помочь увидеть их во время светского развлечения, охарактеризовать поведение героев на балу; учить определять роль художественных деталей в тексте.
Оборудование:
тексты рассказа; иллюстрации к нему. Ход урока
I. Объявление темы и цели урока

II. Восприятие учащимися учебного материала

1. Вступительное слово учителя.
Бал… Танцы были важным элементом дворянского быта. В жизни русского столичного дворянина XVIII— начала XIX века время разделялось на две половины: пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам; другую половину занимала служба — военная или статская, в которой дворянин выступал как верноподданный, служа государю и государству. Противопоставление этих двух форм поведения снималось в венчающем день «собрании», на балу или званом вечере. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина: здесь он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих. Таким образом, бал оказывался, с одной стороны, сферой, проти- воположной службе — областью непринужденного общения, светского отдыха, где границы служебной иерархии ослаблялись. Основным элементом бала как общественно-эстетического действа являлись танцы. Они служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы. Мазурка являлась центром бала и знаменовала собой его кульминацию. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим «соль» танца. И солист, и распорядитель мазурки должны были проявлять изобретательность, способность импровизировать. Выбор пары воспринимался как знак интереса, благосклонности, в некоторых случаях выбор был сопряжен с угадыванием качеств, загаданных танцорами. (Вот и Варенька, героиня рассказа Л. Н. Толстого, «не угадывала моего качес- тва…».) Второй бальный танец —вальс. Его называли «однообразным», поскольку в отличие от мазурки, в которой в ту пору огромную роль играли сольные танцы и изобретение новых фигур, вальс состоял из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Танцевали также кадриль —танец, сначала из пяти, позже из шести фигур, с четным количеством танцующих пар, располагающихся четверками, одна пара против другой. Котильон —вид кадрили, один из заключающих бал танцев —танцевался на мотив вальса и представлял собой танец-игру, самый непринужденный, разнообразный и шаловливый танец. На бал съезжались от девяти до десяти часов вечера, заканчивался он легким ужином часу во втором за полночь, иногда раньше. Разъезжались же гости к пяти утра. Итак, на балу можно было расслабиться, продемонстрировать свои умения развлекать дам, утонченные манеры. Длительные тренировки придавали молодому человеку свободу и независимость; изящество, проявляющееся в точности движений, являлось признаком хорошего воспитания. На бал мог приехать и государь. Бал —один из способов весело и шумно провести ночь.
2. Слово учителя об истории написания рассказа «После бала».
18 июня 1903 года Толстой сделал набросок в Дневнике: «…Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу красавицу, дочь воинского начальника — поляка, танцует с ней; и красавец старик отец
2 ласково берет ее и идет мазурку. И наутро после влюбленной бессонной ночи звуки барабана, и сквозь строй гонят татарина, и воинский начальник велит больше бить». Здесь точно записано содержание рассказа, первоначально названного «Дочь и отец».
3. Словарная работа
. Обратим внимание на композицию рассказа. Композиция (от лат. compositio— составление, соединение, связь) — построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения. Продумывая композицию, писа- тель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства.
4. Анализ композиции рассказа «После бала».
— Можно ли считать, что рассказ построен по классическому образцу: экспозиция (знакомство с действующими лицами, обстоятельствами обстановки, в которых они находятся в начале действия); завязка (начальный момент в развитии событий); развитие действия; кульминация (высшее напряжение действия в художественном произведении); развязка (заключительный момент в развитии действия; она как бы добавляет последние штрихи к характерам действующих лиц)? Повествование начинается рассуждением героя. Далее идет предложение, которое вызывает интерес, желание послушать рассказ, связанный с каким-то необычным событием: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра…» Автор избирает повествование от первого лица, поэтому то, что мы слышим, о чем узнаем, звучит убедительно, правдиво, и то, что произошло много десятилетий тому, встает перед нашими глазами. Описывая девушку, в которую был влюблен, он перебрасывает мостик из настоящего в прошлое. Завязка рассказа — описание Вареньки, бала у губернского предводителя. Чувства, которые рассказчик испытывает к Вареньке, доказывают романтичность молодого человека. Его умиляло все то, что связано с девушкой. Ее отец представлен благородным господином, по мнению рассказчика, это был настоящий глава семейства, любящий, надежный, заботливый. Запоминается эпизод танца отца с дочерью, чувствуется, что они нежно любят друг друга. Развитие действия ведет нас к кульминации. А потом наступило утро, когда рассказчик видит отца своей воз- любленной в другой обстановке. Это уже человек не любящий, сентиментальный, а жестокий. И наконец, финал, развязка: «любовь сошла на нет», и военная карьера не состоялась. «…Я вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней».
5. Работа над содержанием рассказа.
Вопросы и задания учащимся 1) Какой описана Варенька? Найдите «ключевые» слова, относящиеся только к ней, подчеркивающие ее индивидуальность. 2) Какие подробности о себе, юном повесе, сообщает рассказчик? 3) Прочитайте отрывок о том, что испытывает рассказчик, находясь рядом с девушкой, в которую был безумно влюблен. 4) Какие детали помогают читателю понять, что герой боготворит Вареньку? (Деталь художественного произведения — одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в
3 неповторимой индивидуальности. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка.) 5) Какие характерные черты рассказчик подмечает у отца девушки? 6) Какие детали свидетельствуют о том, что: а) он все-таки лицо не простое, хотя и на балу, где все должностные различия вроде бы стерты; б) полковник внешностью своей не очень озабочен; в) танцор он и вправду виртуозный? 7) Какие «ключевые» слова характеризуют полковника, который источает море обаяния? 8) Выразительно прочитайте два абзаца: от слов «Дождавшись начала мазурочного мотива…» до слов «…вдевая шпагу в портупею». — Какие чувства вызывает эта сцена у читателя? — Как вы объясните повторение слов «умилили», «умиляли», «восторженным умилением»? — Есть ли в этом отрывке прием антитезы? Какова ее роль? (Антитеза (от гр. antithesis— противоречие, противоположение) — противопоставление.) 9) Прочитайте выразительно абзац от слов «Как бывает, что вслед за одной…». Какие чувства переполняют рассказчика? Какими словами подчеркивается его восторженное состояние души? 10) Прочитайте выразительно абзац от слов «После ужина я танцевал с нею…». Чувствует ли рассказчик (а вместе с ним и читатель), что где-то рядом тревога, что не бывает столь безоблачного счастья?
III. Подведение итогов урока
Заключительная беседа. 1) Какую роль в жизни светского человека, дворянина играл бал? 2) Чем необычен был очередной бал в жизни Ивана Васильевича? 3) Нарисуйте словесные портреты участников событий: Ивана Васильевича, рассказчика, Вареньки и ее отца. На что вы обратили особое внимание? 4) На что обращает внимание рассказчик, повествуя о любимой и ее отце?
IV. Домашнее задание
1. Подумать над вопросами: 1) «Почему рассказ назван „После бала”, хотя основная часть произведения повествует о самом бале?» 2) «Почему Л. Н. Толстой отказался от первоначального заголовка рассказа „Дочь и отец”»? 2. Выучить наизусть отрывок от слов «Бал был чудесный…» до слов «…в белых атласных башмачках»; или от слов «Когда я приехал домой…» до слов «смотрит на меня ласкающими глазами».


В раздел основное общее образование