Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Система школьного образования во времена "мушкетеров" и современная система школьного образования во Франции

проект

Автор: Охтярова Ольга Николаевна, учитель английского языка, МБОУ "СОШ №47" г. Чебоксары, город Чебоксары, Республика Чувашия



В раздел основное общее образование




Система школьного образования во времена «мушкетеров»

и современная система школьного образования во Франции


Многие проблемы, связанные со школьным

образованием во времена «мушкетеров» являются

актуальными и сегодня.

Но сначала несколько слов об этой удивительной

стране. Франция – это страна, которая породила

великих людей в истории человечества. Одним из

которых является писатель и драматург Александр

Дюма (старший) (1802—1870) – автор историко-

приключенческого романа «Три мушкетера»,

написанного в 1844 году. Книга посвящена

приключениям молодого человека по

имени д’Артаньян, покинувшего свой дом, чтобы

стать мушкетёром, и трёх его друзей мушкетёров

-Атоса, Портоса и Арамиса.

Немного истории
В те далекие времена наличие образования

было одним из условий для зачисления на

королевскую службу. Основные законы об

образовании были сформулированы

Жюлем Ферри - премьер-министром

Франции с 1880 - 1881, 1883-1885 годы. Он

провозгласил право на образование для

всех, вне зависимости от происхождения и

состояния. Главной задачей учителей было

«победить невежество и трудиться во благо

демократии».

Принципы Жюля Ферри актуальны и сегодня : • Посещение школы обязательно для детей, начиная с
6
до
16
-летнего возраста. • Семьи, дети которых не были вовремя отданы в школу, облагаются штрафом и лишаются права получения детских пособий. • Образование общедоступное и бесплатное. • Образование носит светский характер.
Великий педагог времен «мушкетеров»
Селестен Френе утверждал
, что самая главная функция школы –
помочь

поддержать
индивидуальные способности каждого ребенка и
создать

соответствующую среду
для его развития. Он создал свой проект начальной школы.
Исходя из проекта Френе • Начальная школа должна находиться в благоприятной
«живительной»
среде: рядом с лесом, рекой, лугом и т.п. • Необходимы свободные площадки для игр и физкультурных занятий. • Занятия должны проводиться не в традиционных аудиториях, а в большой, светлой, общей комнате, с удобной мебелью для коллективных занятий.
Френе утверждал, что школа должна «максимально приспособить личность к требованиям жизни в обществе», поэтому дети в школе Френе участвовали в общественно - полезных делах деревни, в организации местных праздников, продавали газеты, выращивали для аптек лекарственные травы и т.д.
Одной из школ, предоставляющих своим ученикам наилучшие условия для образования, является Школа РОШ – это старейшая частная школа Франции, основанная в
1890
году.
Школа занимает
60
гектаров леса, лугов и зелени, располагается в
Нормандии
в
130
км от моря и в
150
км от замков Луары. Ребята от
11
до
18
лет имеют шанс в идеальных условиях достичь физического и интеллектуального расцвета. Среди огромного цветущего парка возвышаются школьные здания, спортивные сооружения, имеется даже собственный театр.
В школе созданы идеальные условия для жизни и учебы: • В каждом из
11
типичных нормандских домов размещается от
20
до
40
подростков. • Окна
25
учебных классов выходят в парк . • В школе имеется
5
лабораторий, • Библиотека, читальные залы и комнаты для занятий, класс мультимедиа, видеотека, фильмотека, театр- кинотеатр на
450
мест • Летний бассейн с подогревом, гимнастический зал, 9 теннисных кортов (один из которых крытый), центр верховой езды и универсальный спортивный зал.
Сегодня система образования Франции имеет следующие ступени: • дошкольное образование (от 2 до 6 лет) • начальное образование (6 - 11 лет) • среднее образование (11 - 18 лет) • высшее образование
Рассмотрим школьное образование По достижении детьми 6 лет, родителям предоставляется выбор: они могут отправить своего ребенка в государственную школу, конфессиональную (т. е. религиозно - направленную) или частную школу. Существуют
2 категории
частных школ: • частная школа, при поступлении в которую подписывается контракт • частная школа, в которой контракт между школой и родителем не заключается
Частная школа с заключением контракта Подобные школы наиболее многочисленные - в большинстве своем это католические, некоторые – протестантские или еврейские. Государство выплачивает преподавателям заработную плату, берет на себя расходы, направленные на деятельность школы. Финансовая поддержка родителей в таких школах невелика. При решении отдать ребенка в частную школу с заключением контракта, родители руководствуются желанием дать своему ребенку более прочные знания, в которой уделяется достаточно много внимания обучению и воспитанию.
Частные учреждения « без контракта» Государство, как правило, не принимает участия в финансировании таких школ, отчего возрастают расходы родителей. В школах такого типа существует своя педагогическая система, вследствие чего эти учреждения получили название
«нелегальная школа».
Здесь возможны ситуации «провалов» на экзаменах, что позволяет педагогам назначать дополнительные занятия. Но, несмотря ни на что, учащиеся непременно получают степень бакалавра.
В начальной школе дети проводят
5
лет. Здесь они получают навыки чтения, письма и счета, им преподают начала естественных наук, истории, географии и т.д. Дети учатся четыре дня в неделю. В среду, субботу и воскресенье отдыхают, домашние задания запрещены. Все предметы в классе ведет один преподаватель.
Образование в средней школе состоит из 2- х циклов : • Первый цикл длится
4
года. В этот период дети от
11
до
15
лет получают самые необходимые знания. • Второй цикл с расширенной программой обучения в лицеях длится 3 года. По окончании лицея ученики сдают
экзамен на степень

бакалавра
, который соответствует нашему аттестату зрелости.
Учащиеся так же могут выбрать второй цикл с укороченной программой, который длится 2 года и имеет
4
профильных направления: •
гуманитарное (А)

экономико-социальное (В)

естественно-математическое (С)

технико-математическое (D)
По окончании данного курса учащиеся сдают экзамены по профилирующим предметам и получают средне- специальное образование. Результаты экзаменов могут быть засчитаны как вступительные испытания во многие университеты страны.
Учебный год французских школьников • начинается приблизительно с
10
сентября и заканчивается в конце июня. • Однако через каждые
7
недель школьники уходят на
10-дневные
каникулы – в ноябре, феврале и апреле, а также обязательные Рождественские и пасхальные каникулы. В общей сложности, французские школьники отдыхают
175
дней в году.
Учебный год делится на 3 четверти : • I четверть - с середины сентября до конца декабря • II четверть - с января по апрель • III четверть - с апреля по июнь • По окончании каждой четверти родители получают школьный бюллетень своего ребенка, в котором выведен его
средний

балл
, а также представлена
успеваемость
по каждому предмету,
замечания

преподавателей
и общее мнение совета класса.
Совет класса созывается один раз в четверть и состоит из всех преподавателей класса. Обсуждение проводится в присутствии делегатов от учеников и родителей. Предметы обсуждения: каждый ученик в отдельности и план развития учащихся класса.
Выводы : Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что современная система школьного образования Франции переняла очень много ценного и положительного у великих педагогов и мыслителей времен «мушкетеров» для раскрытия способностей и талантов будущих граждан своей страны.
Спасибо за внимание !


В раздел основное общее образование