"Развитие творческих способностей школьника"
статья
Автор: Карайсенлы Аэлита Евгеньевна, учитель физики, МБОУ СОШ № 15, город Сургут, Тюменская обл.
В раздел основное общее образование
Учить
творчеству
Наши ученики часто владеют знаниями формально, т.е. могут учебник
пересказать, примеры свои придумать, решить тренировочные задачи, но
затрудняются применить их в новых условиях.
Эпоха чистых исполнителей прошла. В последнее время выросла
явная социальная потребность в думающей, ищущей, творческой
личности. Поэтому нам, педагогам необходимо действовать в духе
времени: развивать познавательную самостоятельность и творческие
способности учащихся, способствовать усвоению учениками системы
знаний и способов умственной и практической деятельности, приводящей
к осознанному, компетентному решению в любых нестандартных
ситуациях.
В дальнейшем потребность в выращивании творческих личностей
будет только возрастать. И было бы целесообразно разобраться в том, как
это можно сделать.
Говорят, что творчество порождается индивидуально и выучить ему
невозможно. Позволю себе не согласиться с этим. Может быть так:
приходит на занятия ребенок, ничем особенным на первый взгляд не
отличается, так себе среднестатистический троечник, и кроме внешней
заинтересованности - ничего. Но в процессе взаимодействия - вдруг
начинает себя проявлять как незаурядная личность и, приобретая
определенные знания и умения, достигает успеха. Самая главная задача
педагога, по моему мнению, отыскать такого ребенка и создать ему
условия для раскрытия и самовыражения, подвести его к созданию нового
творческого продукта. И без предварительного обучения творчеству для
многих учащихся это оказывается весьма сложно или совсем нереально.
Когда от школьников требуют творчества, но не учат ему, то они
нередко прибегают к подделке, имитации творчества. Это напоминает
известный способ обучения детей плаванию среди горе-тренеров: бросить
в воду в глубоком месте - пусть барахтается, может быть выплывет и
научится плавать. И совсем неудивительно, что появляются проекты,
которые школьник не готовил, а скачал из интернета или купил у кого-то.
В итоге учащиеся представляют себе исследовательскую деятельность
упрощенно, где плагиат является ее основной составляющей.
Из выше сказанного следует, что творчеству можно и нужно обучать.
Средством для развития творческих способностей школьников считаю
включение их в исследовательскую деятельность. И. В. Гете сказал:
«Чтобы что–нибудь создать, надо хоть кем-то являться». То есть нужно
вырастить такого человека, который способен создавать что-то новое. Для
этого необходимо постепенно вести учащихся от подражания и
ремесленного исполнения дела к искусному и своеобразному, поэлементно и целостно обучая его, вооружая необходимыми умениями и навыками, и конечно, стимулируя творческую деятельность. Как это сделать!? Постараюсь ответить на этот вопрос. Мне удалось создать некую «службу сопровождения» предмету «физика» в системе дополнительного образования. В результате своей деятельности я увидела огромные возможности и перспективы. Имея опыт работы преподавателя физики в школе, зная программу и очень хорошо представляя, что важно при изучении той или иной темы, делаю акцент на этих вопросах, предлагаю учащимся задания, имеющие поисковый, частично-поисковый или исследовательский характер. Создаю проблемную ситуацию и помогаю ее решить, сначала, почти полностью контролирую, затем предоставляю все больше самостоятельности. Конечно, тут немаловажную роль играет особенность кабинета физики – это наличие различных демонстрационных установок и измерительных приборов. Но мне кажется, что для каждого предмета можно найти свои практические творческие задания, и неважно, над чем трудится ученик: над литературным источником новейших достижений в биологии, или историческими статьями развития общества, главное, что бы это его увлекало. Естественная любознательность срабатывает, когда учащийся сам подержит, покрутит в руках, попробует собрать, выполнить несколько вариантов, путем проб и ошибок, пока не получится. А это уже деятельностные методы обучения, что так сейчас актуально. В результате ученик не только лучше понимает, углубляет и расширяет свои знания в унисон с программой, но еще и учится творчеству.
Понятно, учащиеся могут делать открытия и изобретения, обладающие лишь субъективной новизной, (т. е. для них самих). На этом строится эвристический метод обучения и исследовательская деятельность учащихся. При этом в качестве критерия для оценки этой деятельности следует брать не новизну вообще, а новизну, касающуюся совершенно конкретных открытий для ученика. Сейчас появилась возможность в стенах школы заниматься робототехникой. Можно обучать конструированию и моделированию, умению создавать программы на доступном учащимся уровне, следуя от создания простых роботов до сложнейших конструкторских решений с программами, имеющими многократные ветвления. Это возможность растить инженеров и конструкторов играя! Можно создавать роботов и применять их для демонстраций на уроках физики и информатики. Итак, как можно создать условия для формирования творчески развитой личности? На мой взгляд, в первую очередь, - необходимо создать такую комфортную во всех отношениях среду, где ребенок мог бы проявить свои способности в саморазвитии. В системе основного учебного процесса, ограниченного учебным планом, временными рамками, это осуществить очень сложно. Сколько я не пыталась научить детей творчеству во время уроков, мало что получалось. Где-то они постигали элементы поисковой деятельности, где-то учились выполнять творческие задачи. Но обучать детей творчеству в полном объеме мне, все же не удавалось. ' Не хватало времени. Мы были ограничены программой, да и учащиеся класса, не все интересовались физикой. Другое дело, когда ребенок приходит в объединение, осознанно делая свой выбор. Итак, проще и разумнее создать атмосферу развития творчества, в системе дополнительного образования, где отводится больше времени на занятия, наполняемость групп невелика, и педагог имеет возможность уделить внимание каждому ученику в полной мере. Создавая такие творческие объединения, которые бы способствовали раскрытию и развитию способностей детей, и где ученик мог бы приобрести навыки исследовательской деятельности, и будет происходить воспитание творческой личности, умеющей не только правильно воспроизводить, но и созидать новое. Да и мы педагоги должны быть примером, т. е. личностью, способной заинтересовать и побудить ребенка к творчеству. А это значит, что кроме желания и способностей нам нужно обладать достаточными знаниями и умениями. Необходимо постоянно обрабатывать уйму научной, научно- популярной, педагогической литературы. Огромная роль, по-моему мнению, принадлежит освоению педагогического опыта в этом направлении. Благо есть интернет, где можно найти любую информацию.
Иными словами развиваться и совершенствоваться: систематически самообучаться и использовать различные обучающие мастерству семинары, педагогические мастер – классы, тренинги, вебинары, курсы повышения квалификации и т.д. Очень важны в создании атмосферы творчества, воспитательные мероприятия. Походы не только на выставки научных достижений, но и, например, на концерт классической музыки. Казалось бы, чего общего с физикой? Однако сколько всего нового и интересного там можно узнать: о звуковой волне, частоте звука и его тоне, о резонансе, об отражении и поглощении звука. А потом после концерта прийти и рассчитать, например, амплитуду колебаний звуковой волны, или сконструировать шумограф, прибор для измерения громкости звука и т. д. И таких примеров создания условий для роста и развития ребенка можно приводить великое множество! Главным из них можно считать создание такого воспитательного пространства, в котором ребенок получает возможность освоения позитивных стандартов общения, проходит активный путь самопознания и саморазвития на основе гуманистических отношений и взаимоотношений. Организация занятий и воспитательных мероприятий на таком уровне, что бы ребенок чувствовал эмоциональный подъем, критерием которого является улучшение самочувствия, проявление активности, повышение настроения и т. д. Для того, что бы учащийся был заинтересован в посещении творческого объединения, необходимо создание доброжелательной атмосферы на учебном занятии; уважительного отношения к мнению каждого; умение педагогов работать на индивидуальном и групповом уровнях. В каждом ребенке важно найти его отличительные способности, таланты, положительные качества, и отметить их, оценить и одобрить даже самые малые достижения. Необходимо развивать умения сотрудничества и сотворчества, включая учащихся в практическую деятельность, формируя их профессиональные навыки. Одним из ключевых аспектов создания атмосферы творчества являются хорошие взаимоотношения между самими школьниками. Так учащиеся моего объединения создали устав поведения, в котором они выразили свои желания: Не обзываться! Не критиковать! Помнить, что на ошибках учатся! Никто ни над кем не смеется! Соблюдаем правило первого микрофона! Проявлять уважение и терпимость друг к другу! Помогать и поддерживать друг друга!
Не выносить сор из избы! Самые ценные – твои собственные мысли! В объединении на основе свободы выбора, за счет освоения разных позиций в игре, учении, творческой деятельности существуют более благоприятные условия для саморазвития личности. При этом не стоит забывать и об организации взаимодействия образовательного учреждения и родителей. Их активное включение в организацию и участие в мероприятиях является очень важным в воспитательном процессе. Иными словами нужно создать содружество детей и взрослых, объединенных единой целью, деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества. Приходят в творческое объединение много ребят, которые с большим удовольствием занимаются, исследуют, творчески развиваются, углубляют знания по предмету и т. д., но только единицы могут создать что-то оригинальное, и это действительно увлеченные, способные к синтезу дети, которые могут, и, как правило, хотят заниматься. И найти и раскрыть одаренных детей мы можем именно в таких вот объединениях. Только в среде, где нет места страхам и комплексам можно обучить детей творчеству
В заключение, скажу: « Творческие люди способны оторваться от стереотипов, разглядеть в обыкновенном необычное, решить традиционную задачу нестандартно, искать там, где уже все давным-давно найдено и создать свое: новое, оригинальное. И воспитание таких людей наша с вами, главная задача!»
Литература:
1.«Методист», научно-методический журнал, №7, 2007 Статья И.З.Гликмана - профессора Московского городского пед.университета: «Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников». 2. «Методист», научно-методический журнал, №8, 2007 Статья И.З.Гликмана - профессора Московского городского пед.университета: «Подготовка к творчеству: обучение собственно творческой деятельности». 3. «Внешкольник», ежемесячный информационно-методический журнал, №1, 2007 Статья Л.А.Турика - директора Дома детского творчества, кандидата пед. наук, г.Таганрога: «Развитие общих компетенций обучающихся в учреждении дополнительного образования детей».
ремесленного исполнения дела к искусному и своеобразному, поэлементно и целостно обучая его, вооружая необходимыми умениями и навыками, и конечно, стимулируя творческую деятельность. Как это сделать!? Постараюсь ответить на этот вопрос. Мне удалось создать некую «службу сопровождения» предмету «физика» в системе дополнительного образования. В результате своей деятельности я увидела огромные возможности и перспективы. Имея опыт работы преподавателя физики в школе, зная программу и очень хорошо представляя, что важно при изучении той или иной темы, делаю акцент на этих вопросах, предлагаю учащимся задания, имеющие поисковый, частично-поисковый или исследовательский характер. Создаю проблемную ситуацию и помогаю ее решить, сначала, почти полностью контролирую, затем предоставляю все больше самостоятельности. Конечно, тут немаловажную роль играет особенность кабинета физики – это наличие различных демонстрационных установок и измерительных приборов. Но мне кажется, что для каждого предмета можно найти свои практические творческие задания, и неважно, над чем трудится ученик: над литературным источником новейших достижений в биологии, или историческими статьями развития общества, главное, что бы это его увлекало. Естественная любознательность срабатывает, когда учащийся сам подержит, покрутит в руках, попробует собрать, выполнить несколько вариантов, путем проб и ошибок, пока не получится. А это уже деятельностные методы обучения, что так сейчас актуально. В результате ученик не только лучше понимает, углубляет и расширяет свои знания в унисон с программой, но еще и учится творчеству.
Понятно, учащиеся могут делать открытия и изобретения, обладающие лишь субъективной новизной, (т. е. для них самих). На этом строится эвристический метод обучения и исследовательская деятельность учащихся. При этом в качестве критерия для оценки этой деятельности следует брать не новизну вообще, а новизну, касающуюся совершенно конкретных открытий для ученика. Сейчас появилась возможность в стенах школы заниматься робототехникой. Можно обучать конструированию и моделированию, умению создавать программы на доступном учащимся уровне, следуя от создания простых роботов до сложнейших конструкторских решений с программами, имеющими многократные ветвления. Это возможность растить инженеров и конструкторов играя! Можно создавать роботов и применять их для демонстраций на уроках физики и информатики. Итак, как можно создать условия для формирования творчески развитой личности? На мой взгляд, в первую очередь, - необходимо создать такую комфортную во всех отношениях среду, где ребенок мог бы проявить свои способности в саморазвитии. В системе основного учебного процесса, ограниченного учебным планом, временными рамками, это осуществить очень сложно. Сколько я не пыталась научить детей творчеству во время уроков, мало что получалось. Где-то они постигали элементы поисковой деятельности, где-то учились выполнять творческие задачи. Но обучать детей творчеству в полном объеме мне, все же не удавалось. ' Не хватало времени. Мы были ограничены программой, да и учащиеся класса, не все интересовались физикой. Другое дело, когда ребенок приходит в объединение, осознанно делая свой выбор. Итак, проще и разумнее создать атмосферу развития творчества, в системе дополнительного образования, где отводится больше времени на занятия, наполняемость групп невелика, и педагог имеет возможность уделить внимание каждому ученику в полной мере. Создавая такие творческие объединения, которые бы способствовали раскрытию и развитию способностей детей, и где ученик мог бы приобрести навыки исследовательской деятельности, и будет происходить воспитание творческой личности, умеющей не только правильно воспроизводить, но и созидать новое. Да и мы педагоги должны быть примером, т. е. личностью, способной заинтересовать и побудить ребенка к творчеству. А это значит, что кроме желания и способностей нам нужно обладать достаточными знаниями и умениями. Необходимо постоянно обрабатывать уйму научной, научно- популярной, педагогической литературы. Огромная роль, по-моему мнению, принадлежит освоению педагогического опыта в этом направлении. Благо есть интернет, где можно найти любую информацию.
Иными словами развиваться и совершенствоваться: систематически самообучаться и использовать различные обучающие мастерству семинары, педагогические мастер – классы, тренинги, вебинары, курсы повышения квалификации и т.д. Очень важны в создании атмосферы творчества, воспитательные мероприятия. Походы не только на выставки научных достижений, но и, например, на концерт классической музыки. Казалось бы, чего общего с физикой? Однако сколько всего нового и интересного там можно узнать: о звуковой волне, частоте звука и его тоне, о резонансе, об отражении и поглощении звука. А потом после концерта прийти и рассчитать, например, амплитуду колебаний звуковой волны, или сконструировать шумограф, прибор для измерения громкости звука и т. д. И таких примеров создания условий для роста и развития ребенка можно приводить великое множество! Главным из них можно считать создание такого воспитательного пространства, в котором ребенок получает возможность освоения позитивных стандартов общения, проходит активный путь самопознания и саморазвития на основе гуманистических отношений и взаимоотношений. Организация занятий и воспитательных мероприятий на таком уровне, что бы ребенок чувствовал эмоциональный подъем, критерием которого является улучшение самочувствия, проявление активности, повышение настроения и т. д. Для того, что бы учащийся был заинтересован в посещении творческого объединения, необходимо создание доброжелательной атмосферы на учебном занятии; уважительного отношения к мнению каждого; умение педагогов работать на индивидуальном и групповом уровнях. В каждом ребенке важно найти его отличительные способности, таланты, положительные качества, и отметить их, оценить и одобрить даже самые малые достижения. Необходимо развивать умения сотрудничества и сотворчества, включая учащихся в практическую деятельность, формируя их профессиональные навыки. Одним из ключевых аспектов создания атмосферы творчества являются хорошие взаимоотношения между самими школьниками. Так учащиеся моего объединения создали устав поведения, в котором они выразили свои желания: Не обзываться! Не критиковать! Помнить, что на ошибках учатся! Никто ни над кем не смеется! Соблюдаем правило первого микрофона! Проявлять уважение и терпимость друг к другу! Помогать и поддерживать друг друга!
Не выносить сор из избы! Самые ценные – твои собственные мысли! В объединении на основе свободы выбора, за счет освоения разных позиций в игре, учении, творческой деятельности существуют более благоприятные условия для саморазвития личности. При этом не стоит забывать и об организации взаимодействия образовательного учреждения и родителей. Их активное включение в организацию и участие в мероприятиях является очень важным в воспитательном процессе. Иными словами нужно создать содружество детей и взрослых, объединенных единой целью, деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества. Приходят в творческое объединение много ребят, которые с большим удовольствием занимаются, исследуют, творчески развиваются, углубляют знания по предмету и т. д., но только единицы могут создать что-то оригинальное, и это действительно увлеченные, способные к синтезу дети, которые могут, и, как правило, хотят заниматься. И найти и раскрыть одаренных детей мы можем именно в таких вот объединениях. Только в среде, где нет места страхам и комплексам можно обучить детей творчеству
В заключение, скажу: « Творческие люди способны оторваться от стереотипов, разглядеть в обыкновенном необычное, решить традиционную задачу нестандартно, искать там, где уже все давным-давно найдено и создать свое: новое, оригинальное. И воспитание таких людей наша с вами, главная задача!»
Литература:
1.«Методист», научно-методический журнал, №7, 2007 Статья И.З.Гликмана - профессора Московского городского пед.университета: «Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников». 2. «Методист», научно-методический журнал, №8, 2007 Статья И.З.Гликмана - профессора Московского городского пед.университета: «Подготовка к творчеству: обучение собственно творческой деятельности». 3. «Внешкольник», ежемесячный информационно-методический журнал, №1, 2007 Статья Л.А.Турика - директора Дома детского творчества, кандидата пед. наук, г.Таганрога: «Развитие общих компетенций обучающихся в учреждении дополнительного образования детей».
В раздел основное общее образование

