Литературный видеоклуб "Волшебный мир"
Рабочая программа
Автор: Кальянова Наталья Николаевна, учитель литературы, Верх-Жилинская ООШ - филиал МБОУ "Косихинская СОШ", село Верх-Жилино, Косихинский район, Алтайский край
В раздел основное общее образование
«Верх-Жилинская ООШ» -
филиал МБОУ «Косихинская СОШ»
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ЛИТЕРАТУРНОГО
ВИДЕОКЛУБА
«
Волшебный
мир»
Автор:
учитель высшей квалификационной категории
русского языка и литературы
Кальянова Н.Н.
Руководитель: Кальянова Наталья Николаевна
Направление работы: литературное Время работы: июнь 2016 Место работы: кабинет русского языка и литературы Режим работы: дневное время с 16.00 до 18.00
Пояснительная записка
Образовательная политика Российской Федерации предусматривает формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся. Согласно Указу Президента Российской Федерации 2016 год объявлен Годом российского кино (Указ Президента РФ от 7 октября 2015 г. № 503 "О проведении в Российской Федерации Года российского кино").
В современной художественной культуре кино – единственное из всех искусств, развитие которого от самого его зарождения прошло на глазах ныне живущего поколения. За сто лет существования кинематограф совершенствовался, менялся, преобразовывался в новые экранные варианты. За небольшой период времени, каковым является один век в истории развития искусства, кино проделало колоссальный путь от немого кино до фильмов, создаваемых с помощью компьютеров, экспериментальных опытов виртуальной реальности, спецэффектов. Произведения киноискусства – прекрасное средство развития чувств. Любой талантливый фильм развивает эмоциональный аппарат молодого зрителя. Кинокартина может произвести на аудиторию обучающихся более сильное впечатление, чем устный рассказ. Восприятие фильма – творческий процесс, в нем активно участвуют мышление, воображение, память, эмоции. Это своеобразное сотворчество для юного зрителя. Чем богаче внутренний мир человека, тем тоньше, многообразнее, многомернее его восприятие картины. Кино один из любимых видов искусства и поэтому тема кино будет интересна для учащихся любого возраста. Мультфильмы для школьников тоже вызывают интерес. Краткость фильма, соответствующая особенностям детского восприятия, занимательный его характер – вот чаще всего предпосылки сильного впечатления, производимого искусством мультипликации на детей. Движение, действие, быстрая смена эпизодов в наибольшей мере соответствуют психологической потребности школьников.
Задачей данной программы является
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира; развитие способности к эмоционально- ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в нравственном пространстве культуры.
Задача видеоклуба
– через визуальные образы кино развить у подростков интерес и позитивное отношение к книге, поддержать высокий престиж чтения.
Формы и методы работы с обучающимися
с применением средств кино
Форма/метод Характеристика Анализ кино Педагогическое руководство формированием у обучающихся навыками анализа концепции фильма заключается в объяснении системы взглядов кинематографиста на мир, современную действительность, которая раскрывается в художественной структуре фильма. Анализ, эстетическая оценка фильма, соотнесение экранной реальности с объективной действительностью, сопоставление авторской позиции со своей зрительской, завершающие акт восприятия, одновременно являются итогом процесса кинообразования как активного сотворчества учителя и ученика.
Анализ кинофильма решает несколько задач: позволяет школьнику сохранить целостность впечатлений от увиденного на экране, прояснить причины эмоциональной реакции на фильм, многосторонне рассмотреть систему взглядов художника на мир, представленную в пространственно-временной экранной реальности. Такой эффект достигается при использовании следующих практических действий: рассмотрение внутреннего содержания первых кадров, начала развития основных тем киноповествования; определение конфликта, выявляющего логику развития авторской мысли в основных частях фильма; осмысление авторской концепции в звукопластической форме повествования; обоснование своего отношения к художественной концепции фильма. Кинодискуссия Форма предполагает обсуждение спорного вопроса, проблемы по мотивам определенного кинофильма. Важной характеристикой дискуссии являются аргументированность позиций и стремление доказать свою точку зрения, убедить оппонента в своей правоте (минимум чувств, эмоций, максимум аналитики, рациональных размышлений). Дискуссия проводится сразу после просмотра фильма. Необходимо выбрать фильм, интересный постановкой познавательной проблемы. Ситуация нравственного, человеческого общения на базе фильма – так можно определить сверхзадачу кинодискуссии. Если точки зрения на проблему в фильме разные, их не обязательно сводить к общему знаменателю. Необходимо предварительно ознакомить участников клуба с рецензиями специалистов на этот кинофильм (если они есть). Ведущий дискуссию должен очертить круг вопросов и тем, которые могут быть интересными при обсуждении. Цель дискуссии – выработка у ребят осмысленного анализа тематики фильма, умение определить его поэтику, эмоциональное воздействие, оценить поступки героев Кинодиспут Публичный спор, структурированный обмен мнениями
(по определенным правилам, в соответствии с установленным алгоритмом) по тематике кинофильма для установления истины. Кинодиспут предполагает наличие публики (зрителей, широкой аудитории наблюдающих участников), предметом диспута становятся, как правило, вопросы искусствоведческого характера (художественное качество кино, место кинокартины в культуре и т. п.). Кинолекторий Лекция с использованием кинофрагментов является одновременно формой обучения и воспитания познавательных интересов обучающихся. Вступительное слово (10–12 минут) имеет целью создать зрительскую установку на просмотр медиатекста под определенным углом зрения. Лекция должна сопровождаться показом видеофрагментов, которые должны быть отобраны заранее и органически включены в текст лекции. Фрагменты помогают учащимся наглядно и красочно представить то, о чем говорит выступающий. Познавательный кинолекторий представляет собой цикл лекций на определенную тему. Самодеятельно е кинотворчество Ключевым видом деятельности при этом становится самостоятельное художественное творчество детей Тематический показ Мероприятия, приуроченные к знаменательным датам в жизни страны, юбилейным датам фильмов, режиссеров, актеров и т.д.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ заня тия Тема занятия Форма занятия Дата 1 Вводное занятие. «Волшебный мир кино» Виртуальное путешествие Электронная презентация 01.06 2 «Ура! Каникулы!» Кинопоказ детских анимационных и художественных фильмов 02.06 3 «Киноактеры Алтайского края» Презентация 03.06 4 «Сказки всем на удивленье» Конкурсная программа к 110- летию со дня рождения режиссёра А.Роу 04.06 5 «Что за прелесть эти сказки!» Видео-час по сказкам А.С.Пушкина 06.06
6 «Книги нашего земляка В.М.Шукшина в фильмах» Литературно-музыкальная композиция 07.06 7 «На Исток-речушку, к детству моему» Беседа к 75-летию со дня рождения народного артиста РФ В. Золотухина 08.06 8 «Грани таланта. Екатерина Савинова» к 90-летию со дня рождения заслуженной артистки РФ. Кинознакомство 09.06 9 «Иван Пырьев. Правда творчества» Кино час к 115 –летию со дня рождения И.А. Пы́ рьева основателя и первого председателя Союза кинематографистов. 10.06 10 Литературный кадр «В сердце светит Русь…» Кинолекторий 11.06 11 «Есть такая профессия – Родину защищать» Кинопоказ художественных фильмов патриотического содержания 13.06 12 "С книжных страниц - на страницы экрана" (книги, ставшие фильмами) Литературное ассорти (Литературные превращения) 14.06 13 «Жизнь – великое благо» Рандеву с любимым актёром 15.06 14 «Угадай мелодию из кинофильма» Музыкально-познавательная викторина 16.06 15 «Кино российское прекрасно» Флешмоб 17.06 16 «Являетесь ли вы знатоком кино?» (« Узнай артиста», «Узнай по фразе!» и др. викторины) Киновикторина 18.06
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ЛИТЕРАТУРНОГО
ВИДЕОКЛУБА
«
Волшебный
мир»
Автор:
учитель высшей квалификационной категории
русского языка и литературы
Кальянова Н.Н.
Руководитель: Кальянова Наталья Николаевна
Направление работы: литературное Время работы: июнь 2016 Место работы: кабинет русского языка и литературы Режим работы: дневное время с 16.00 до 18.00
Пояснительная записка
Образовательная политика Российской Федерации предусматривает формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся. Согласно Указу Президента Российской Федерации 2016 год объявлен Годом российского кино (Указ Президента РФ от 7 октября 2015 г. № 503 "О проведении в Российской Федерации Года российского кино").
В современной художественной культуре кино – единственное из всех искусств, развитие которого от самого его зарождения прошло на глазах ныне живущего поколения. За сто лет существования кинематограф совершенствовался, менялся, преобразовывался в новые экранные варианты. За небольшой период времени, каковым является один век в истории развития искусства, кино проделало колоссальный путь от немого кино до фильмов, создаваемых с помощью компьютеров, экспериментальных опытов виртуальной реальности, спецэффектов. Произведения киноискусства – прекрасное средство развития чувств. Любой талантливый фильм развивает эмоциональный аппарат молодого зрителя. Кинокартина может произвести на аудиторию обучающихся более сильное впечатление, чем устный рассказ. Восприятие фильма – творческий процесс, в нем активно участвуют мышление, воображение, память, эмоции. Это своеобразное сотворчество для юного зрителя. Чем богаче внутренний мир человека, тем тоньше, многообразнее, многомернее его восприятие картины. Кино один из любимых видов искусства и поэтому тема кино будет интересна для учащихся любого возраста. Мультфильмы для школьников тоже вызывают интерес. Краткость фильма, соответствующая особенностям детского восприятия, занимательный его характер – вот чаще всего предпосылки сильного впечатления, производимого искусством мультипликации на детей. Движение, действие, быстрая смена эпизодов в наибольшей мере соответствуют психологической потребности школьников.
Задачей данной программы является
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира; развитие способности к эмоционально- ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в нравственном пространстве культуры.
Задача видеоклуба
– через визуальные образы кино развить у подростков интерес и позитивное отношение к книге, поддержать высокий престиж чтения.
Формы и методы работы с обучающимися
с применением средств кино
Форма/метод Характеристика Анализ кино Педагогическое руководство формированием у обучающихся навыками анализа концепции фильма заключается в объяснении системы взглядов кинематографиста на мир, современную действительность, которая раскрывается в художественной структуре фильма. Анализ, эстетическая оценка фильма, соотнесение экранной реальности с объективной действительностью, сопоставление авторской позиции со своей зрительской, завершающие акт восприятия, одновременно являются итогом процесса кинообразования как активного сотворчества учителя и ученика.
Анализ кинофильма решает несколько задач: позволяет школьнику сохранить целостность впечатлений от увиденного на экране, прояснить причины эмоциональной реакции на фильм, многосторонне рассмотреть систему взглядов художника на мир, представленную в пространственно-временной экранной реальности. Такой эффект достигается при использовании следующих практических действий: рассмотрение внутреннего содержания первых кадров, начала развития основных тем киноповествования; определение конфликта, выявляющего логику развития авторской мысли в основных частях фильма; осмысление авторской концепции в звукопластической форме повествования; обоснование своего отношения к художественной концепции фильма. Кинодискуссия Форма предполагает обсуждение спорного вопроса, проблемы по мотивам определенного кинофильма. Важной характеристикой дискуссии являются аргументированность позиций и стремление доказать свою точку зрения, убедить оппонента в своей правоте (минимум чувств, эмоций, максимум аналитики, рациональных размышлений). Дискуссия проводится сразу после просмотра фильма. Необходимо выбрать фильм, интересный постановкой познавательной проблемы. Ситуация нравственного, человеческого общения на базе фильма – так можно определить сверхзадачу кинодискуссии. Если точки зрения на проблему в фильме разные, их не обязательно сводить к общему знаменателю. Необходимо предварительно ознакомить участников клуба с рецензиями специалистов на этот кинофильм (если они есть). Ведущий дискуссию должен очертить круг вопросов и тем, которые могут быть интересными при обсуждении. Цель дискуссии – выработка у ребят осмысленного анализа тематики фильма, умение определить его поэтику, эмоциональное воздействие, оценить поступки героев Кинодиспут Публичный спор, структурированный обмен мнениями
(по определенным правилам, в соответствии с установленным алгоритмом) по тематике кинофильма для установления истины. Кинодиспут предполагает наличие публики (зрителей, широкой аудитории наблюдающих участников), предметом диспута становятся, как правило, вопросы искусствоведческого характера (художественное качество кино, место кинокартины в культуре и т. п.). Кинолекторий Лекция с использованием кинофрагментов является одновременно формой обучения и воспитания познавательных интересов обучающихся. Вступительное слово (10–12 минут) имеет целью создать зрительскую установку на просмотр медиатекста под определенным углом зрения. Лекция должна сопровождаться показом видеофрагментов, которые должны быть отобраны заранее и органически включены в текст лекции. Фрагменты помогают учащимся наглядно и красочно представить то, о чем говорит выступающий. Познавательный кинолекторий представляет собой цикл лекций на определенную тему. Самодеятельно е кинотворчество Ключевым видом деятельности при этом становится самостоятельное художественное творчество детей Тематический показ Мероприятия, приуроченные к знаменательным датам в жизни страны, юбилейным датам фильмов, режиссеров, актеров и т.д.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ заня тия Тема занятия Форма занятия Дата 1 Вводное занятие. «Волшебный мир кино» Виртуальное путешествие Электронная презентация 01.06 2 «Ура! Каникулы!» Кинопоказ детских анимационных и художественных фильмов 02.06 3 «Киноактеры Алтайского края» Презентация 03.06 4 «Сказки всем на удивленье» Конкурсная программа к 110- летию со дня рождения режиссёра А.Роу 04.06 5 «Что за прелесть эти сказки!» Видео-час по сказкам А.С.Пушкина 06.06
6 «Книги нашего земляка В.М.Шукшина в фильмах» Литературно-музыкальная композиция 07.06 7 «На Исток-речушку, к детству моему» Беседа к 75-летию со дня рождения народного артиста РФ В. Золотухина 08.06 8 «Грани таланта. Екатерина Савинова» к 90-летию со дня рождения заслуженной артистки РФ. Кинознакомство 09.06 9 «Иван Пырьев. Правда творчества» Кино час к 115 –летию со дня рождения И.А. Пы́ рьева основателя и первого председателя Союза кинематографистов. 10.06 10 Литературный кадр «В сердце светит Русь…» Кинолекторий 11.06 11 «Есть такая профессия – Родину защищать» Кинопоказ художественных фильмов патриотического содержания 13.06 12 "С книжных страниц - на страницы экрана" (книги, ставшие фильмами) Литературное ассорти (Литературные превращения) 14.06 13 «Жизнь – великое благо» Рандеву с любимым актёром 15.06 14 «Угадай мелодию из кинофильма» Музыкально-познавательная викторина 16.06 15 «Кино российское прекрасно» Флешмоб 17.06 16 «Являетесь ли вы знатоком кино?» (« Узнай артиста», «Узнай по фразе!» и др. викторины) Киновикторина 18.06
В раздел основное общее образование

