Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим"

Эссе

Автор: Романец Анна Валерьевна, учитель английского языка, ГБОУ Школа №538 имени С.В. Гришина, Москва



В раздел основное общее образование



Эссе
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,

если не помогает усовершенствоваться другим
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Лев Толстой Каждому человеку приходилось примерять роль учителя, уча чему-то своих детей, внуков, передавая кому-то какой-то опыт. Думаю, не субъективное мнение, что роль эта нравится многим. Когда мы с кем-то делимся знаниями, опытом, делимся искренне, то не только ощущаем свою значимость, но и прикасаемся к вековым традициям, в которых заложено, что без передачи знаний нет преемственности поколений, нет, собственно, развития жизни на Земле. Учитель — безусловно, особая профессия. Не стоит и говорить, что приложением к нашей профессии должно быть призвание. Вернее сказать, жажда, стремление передавать знания и опыт, учить людей находить свой путь в жизни и идти по нему уверенно, с честью и достоинством. По праву можно назвать учителями тех, кто делает людей лучше, совершеннее. Не зря учителями называли и продолжают называть мастеров единоборств, которые учат не драться, но быть победителями. Так врач не тот, кто правильно поставил диагноз, а тот, кто сумел выявить истинную причину болезни и выбрать правильный курс ее лечения. Так и учитель — тот, кто сумел установить тесную связь со своим учеником, открыл его сердце и ум для новых познаний. Да-да, не «вложил» знания, не «передал», а научил учиться — именно это умение определяет путь человека, ведь учимся мы, совершенствуясь на протяжении всей жизни.
Вот здесь, как мне видится, важно отметить особое качество, которое определяет призвание к профессии учителя — умение вызывать и устанавливать доверие. Доверие — это ключ к сердцу и уму ученика, способного открыться только доверяя. Что же нужно для того, чтобы установить доверие? Конечно же, искренность и не меньшая открытость учителя. Таким образом, учитель по статусу и, как правило, по возрасту выше, чем ученики, но в процессе коммуникации он может быть с ними только на одной волне. Иначе ничего не получится. Удивительно и факт, но именно такая связь взаимообогащает обе стороны. Как говорил Максим Горький: «Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником». Так учитель и ученик учатся друг у друга. Еще одно важное качество учителя — умение сопереживать. Как хороший актер, проживающий каждую свою роль, учитель прикасается к жизни каждого своего ученика. Часто, когда сердце и ум открыты в доверии, открыта и душа. Учитель прикасается и к душам своих учеников, которые порой готовы доверить самое сокровенное. Доверяя, ученики ждут помощи учителя. И здесь важно следовать правилу Гиппократа: «Не навреди». Отсюда рождается еще одно качество, без которого нет учительского профессионализма — ответственность. Как у ювелира, в руках которого оказался драгоценный алмаз, у учителя тоже нет права на ошибку: неверное движение — и то, что могло бы быть бриллиантом, остается всего лишь дорогим материалом. Особого внимания учителя требуют талантливые ученики. Они же, можно сказать, — награда для учителя, который сможет отточить, высветить грани их способностей. Достижения учеников радуют учителя не меньше, чем свои собственные. Пожалуй, должность «классный руководитель» — это такое особое испытание учителя на профессионализм. Каждый день нам приходится не просто готовиться к урокам и проводить их, но сталкиваться с разнообразными ситуациями, порой нестандартными, какой бывает жизнь, ведь нам вверены три
десятка умов, сердец и душ учеников. И каждый день перед нами стоит непростая задача: открыть умы для знаний, сердца и души — для хорошего, светлого. С такой задачей одними уроками не справиться. На помощь приходит творчество и кипучая внеурочная деятельность. Аккумулируя идеи, создавая на их основе проекты и реализуя их, учитель и ученики становятся единым целым. При этом учитель лишь направляет в нужное русло творческие процессы, а дети сами учатся быть не только творцами, но и исполнителями. И когда что-то не получается, то неудача ощущается как общий промах, а когда все задуманное сбывается, сила коллективного успеха, восторг от него, воспринимаются в сто крат сильнее, чем просто личный успех. Вот так в сообществе "учитель-ученики" происходит общение и непрерывное развитие. Школа — первая ступень человека на большом пути. Многое в жизни человека зависит от того, научили ли его учиться. Но если воспоминания полны благодарности учителям, значит, процесс совершенствования был запущен верно. Значит и связующая нить не потеряна, и нам, учителям, есть чем гордиться — сердца и умы, как новые звезды, открыты нами.


В раздел основное общее образование