"Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"
педагогический проект
Автор: Тарабрина Елена Владимировна, учитель математики, МОУ "СОШ №63" с УИП, г.Саратов
В раздел основное общее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа № 63 с УИП»
Г.Саратов
Педагогический проект
«Роль современных педагогических технологий в
формировании положительной мотивации к изучению
математики»
Выполнила
Тарабрина Елена Владимировна
учитель математики первой квалификационной категории 2016 год
Проблема заключается в том, что у части учеников положительная
мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует
, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. В классах есть дети, которые обучаются по специальным (коррекционным) программам. Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности. Причины обращения к проблеме: а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником; б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений. Противоречия: - между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики; - между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками; - между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени. Поэтому стратегической целью представленного проекта является
формирование положительных мотивов к изучению математики с
помощью современных педагогических технологий.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи: Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения математике. Используя специальные диагностические методики выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся. Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению математики в условиях сельской школы Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения, метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно- коммуникационных технологий обучения и системно- деятельностного подхода в обучении. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах. Предполагаемый результат: устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики; сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок; способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся. Новизна проекта заключается в применении психологических исследований к организации учебной деятельности школьников. При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.). Ресурсное обеспечение процесса обучения математике по формированию положительной мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации: кабинет математики снабжен комплектами дидактических материалов для каждого раздела математики; имеется возможность применения на уроке мультимедийной установки (ноутбук, проектор, экран); имеется возможность проводить уроки в компьютерном классе, где есть постоянный выход в Интернет;
в кабинете в достаточном объеме дополнительная литература по математике (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература); имеются электронные пособия по математике, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися. Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: имею первую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование позволяет мне эффективно пополнять знания по содержанию и методике преподавания математики не только во время курсовой подготовки, но и в процессе самообразования (участие в конференциях, семинарах, вебинарах, дистанционных курсах повышения квалификации). Постоянно повышаю свой уровень в сфере информационных технологий и использую их при подготовке к урокам, подготовке презентаций. Используемые рабочие программы учебных курсов по математике на второй и третьей ступенях обучения в школе разработаны в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, обязательного минимума образования, обеспечивают преемственность курса математики между начальной и основной, основной и средней школой, опираются на УМК, допущенные Министерством образования и науки РФ. Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК издательства «Мнемозина», разработанный группой – А.Г.Мордкович и другие. Психолого-педагогические и методические особенности учебника. Проблемное изложение материала. Проблема – это то, что мы сегодня решить не можем, то, что мучает нас продолжительное время, к решению чего мы постепенно приближаемся, это то, что, будучи разрешено, даёт эмоциональный заряд, приносит радость. Именно такое понимание проблемного обучения проходит по всему курсу. Диалектический подход к введению математических понятий. Лишь простейшие понятия даются сразу в готовом виде, остальные же вводятся постепенно, с уточнениями и корректировкой, а некоторые вообще остаются на интуитивном уровне восприятия до тех пор, пока не наступит благоприятный момент для их точного определения. Развивающее обучение. Особенность учебника не в сухом сообщении математических фактов, а в развитии учащихся посредством продвижения в предмете, иными словами приоритетным является не информационное, а развивающее поле курса. В учебнике практически реализованы принципы развивающего обучения, сформулированные Л.В. Занковым: обучение на высоком уровне трудности; прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения (ученик должен видеть, как он умнеет в процессе изучения материала – это достигается проблемным обучением); развитие всех учащихся (учитывая уровень каждого). Исследование проводилось в период с 2014 г. по 2016 г. и состояло из нескольких этапов:
Первый этап (сентябрь-декабрь2014г.) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования. Второй этап (2014 - 2015гг.) практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через использование современных педагогических технологий. Третий этап (2015 - 2016 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно- экспериментальной работы. При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.). Метод направлен на изучение уровней познавательной активности. Выявление уровней мотивации необходимо для того, чтобы педагогически обоснованно осуществлять программу воспитания и развития личности учащихся. Знание уровней развития мотивации не только позволяет фиксировать состояния, но и помогает определить и ставить цели воспитания в определенной последовательности. В исследовании, которое было проведено в сентябре 2014 года, участвовали 34 учащихся 9-х классов, в которых я преподаю математику. Результаты таковы: Высокая познавательная активность у 29 % (10 человек) Средняя познавательная активность у 44 % (15 человек) Низкая познавательная активность у 27 % (9 человек)
Эта проблема меня очень насторожила. Данный вопрос обсуждался на методическом объединении, решался с администрацией. Я решила сделать все возможное, что привело бы к усилению познавательной активности школьников. Я обратилась к педагогической науке и изучила многочисленную современную литературу, в которой освещается проблема активизации познавательной деятельности. Т. И. Шамова в книге «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения. Изучив специальную литературу, я выяснила что существуют
приемы
деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом.
Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:
– включение учеников в коллективистские формы деятельности;
– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной
самооценки;
– сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой
атмосферы;
– занимательность изложения учебного материала (необычная форма
преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные
игры, занимательные примеры и опыты);
– умелое применение поощрения и наказания
. Всем этим приемам удовлетворяют технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения. – Использование технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс строится на основе этого главного положения. – Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Начало и источник творческого мышления — это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний
.
– Особенности развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; обучение быстрым темпом;
осознание школьниками процесса учения; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых. Цель технологии развивающего обучения – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик — активный субъект учебной деятельности; учитель — организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития. Также в своей работе я использую и другие педагогические технологии, а именно метод проектов (авторы В.Х.Килпатрик, Дж.Дьюи, С.Т.Шацкий), технологию адаптивного обучения (автор Л.Ф. Батан) и информационно- коммуникационные технологии обучения (автор Е.С.Полат). Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), учителю важно корректно указать на них, дабы не отбить желание у данной группы и у остальных ребят принимать участие в такой работе. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели: научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; научить работать в команде, выполняя разные социальные роли
.
Адаптивная технология обучения: Цель технологии заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся. Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по: управлению самостоятельной работой всех учащихся; работе с отдельными школьниками — индивидуально; осуществлению учёта и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу. В условиях адаптивной системы обучения, обучение — это не только сообщение новой информации, но и, и это главное, обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы
.
Информационно-коммуникативые технологии: Компьютер позволяет усилить мотивацию учения: путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет); путём ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники); используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику. Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения. С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками. Поэтому при организации урока я учитываю то, что: работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной; одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приёмам деятельности; использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение; компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно- воспитательного процесса. Считаю, что при проведении урока с использованием ИКТ необходимо: чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, за счёт упражнений, для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения; тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени. Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения: -при объяснении нового материала
;
-при закреплении и повторении изученного; -при итоговом контроле
.
Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно- коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы. Результаты работы таковы: Повышение качества обученности школьников (результаты успеваемости за 3 года) устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики; (анализ анкетирования школьников)
Общая
успеваемость
Качественная
успеваемость
Средний
балл
2013 – 2014 учебный
год
100 % 54,2% 3,9
2014 – 2015 учебный
год
100 % 54% 3,7
2015-2016 учебный
год
100% 55% 3,8
рост количества обучающихся, принимающих участие в олимпиадах, математических конкурсах способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся (бесконфликтная преемственность, участие в общественной жизни класса, школы) Литература: 1.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.,1996.
2. Гузик Н.Н.. Учить учиться. - М., 1981. 3. Границкая А.С.. Научить думать и действовать. – М., 1991. 4. Дьяченко В.К.. Сотрудничество в обучении. – М., 1991. 5.Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.,1989. 6. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. - Москва. - Тюмень, 1994. 7. Селевко Г.К.. Современные образовательные технологии. – М.,1998. 8.Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. – М.,1994.
«Роль современных педагогических технологий в
формировании положительной мотивации к изучению
математики»
Выполнила
Тарабрина Елена Владимировна
учитель математики первой квалификационной категории 2016 год
Проблема заключается в том, что у части учеников положительная
мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует
, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. В классах есть дети, которые обучаются по специальным (коррекционным) программам. Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности. Причины обращения к проблеме: а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником; б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений. Противоречия: - между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики; - между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками; - между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени. Поэтому стратегической целью представленного проекта является
формирование положительных мотивов к изучению математики с
помощью современных педагогических технологий.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи: Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения математике. Используя специальные диагностические методики выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся. Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению математики в условиях сельской школы Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения, метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно- коммуникационных технологий обучения и системно- деятельностного подхода в обучении. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах. Предполагаемый результат: устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики; сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок; способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся. Новизна проекта заключается в применении психологических исследований к организации учебной деятельности школьников. При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.). Ресурсное обеспечение процесса обучения математике по формированию положительной мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации: кабинет математики снабжен комплектами дидактических материалов для каждого раздела математики; имеется возможность применения на уроке мультимедийной установки (ноутбук, проектор, экран); имеется возможность проводить уроки в компьютерном классе, где есть постоянный выход в Интернет;
в кабинете в достаточном объеме дополнительная литература по математике (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература); имеются электронные пособия по математике, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися. Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: имею первую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование позволяет мне эффективно пополнять знания по содержанию и методике преподавания математики не только во время курсовой подготовки, но и в процессе самообразования (участие в конференциях, семинарах, вебинарах, дистанционных курсах повышения квалификации). Постоянно повышаю свой уровень в сфере информационных технологий и использую их при подготовке к урокам, подготовке презентаций. Используемые рабочие программы учебных курсов по математике на второй и третьей ступенях обучения в школе разработаны в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, обязательного минимума образования, обеспечивают преемственность курса математики между начальной и основной, основной и средней школой, опираются на УМК, допущенные Министерством образования и науки РФ. Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК издательства «Мнемозина», разработанный группой – А.Г.Мордкович и другие. Психолого-педагогические и методические особенности учебника. Проблемное изложение материала. Проблема – это то, что мы сегодня решить не можем, то, что мучает нас продолжительное время, к решению чего мы постепенно приближаемся, это то, что, будучи разрешено, даёт эмоциональный заряд, приносит радость. Именно такое понимание проблемного обучения проходит по всему курсу. Диалектический подход к введению математических понятий. Лишь простейшие понятия даются сразу в готовом виде, остальные же вводятся постепенно, с уточнениями и корректировкой, а некоторые вообще остаются на интуитивном уровне восприятия до тех пор, пока не наступит благоприятный момент для их точного определения. Развивающее обучение. Особенность учебника не в сухом сообщении математических фактов, а в развитии учащихся посредством продвижения в предмете, иными словами приоритетным является не информационное, а развивающее поле курса. В учебнике практически реализованы принципы развивающего обучения, сформулированные Л.В. Занковым: обучение на высоком уровне трудности; прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения (ученик должен видеть, как он умнеет в процессе изучения материала – это достигается проблемным обучением); развитие всех учащихся (учитывая уровень каждого). Исследование проводилось в период с 2014 г. по 2016 г. и состояло из нескольких этапов:
Первый этап (сентябрь-декабрь2014г.) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования. Второй этап (2014 - 2015гг.) практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через использование современных педагогических технологий. Третий этап (2015 - 2016 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно- экспериментальной работы. При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.). Метод направлен на изучение уровней познавательной активности. Выявление уровней мотивации необходимо для того, чтобы педагогически обоснованно осуществлять программу воспитания и развития личности учащихся. Знание уровней развития мотивации не только позволяет фиксировать состояния, но и помогает определить и ставить цели воспитания в определенной последовательности. В исследовании, которое было проведено в сентябре 2014 года, участвовали 34 учащихся 9-х классов, в которых я преподаю математику. Результаты таковы: Высокая познавательная активность у 29 % (10 человек) Средняя познавательная активность у 44 % (15 человек) Низкая познавательная активность у 27 % (9 человек)
Эта проблема меня очень насторожила. Данный вопрос обсуждался на методическом объединении, решался с администрацией. Я решила сделать все возможное, что привело бы к усилению познавательной активности школьников. Я обратилась к педагогической науке и изучила многочисленную современную литературу, в которой освещается проблема активизации познавательной деятельности. Т. И. Шамова в книге «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения. Изучив специальную литературу, я выяснила что существуют
приемы
деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом.
Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:
– включение учеников в коллективистские формы деятельности;
– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной
самооценки;
– сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой
атмосферы;
– занимательность изложения учебного материала (необычная форма
преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные
игры, занимательные примеры и опыты);
– умелое применение поощрения и наказания
. Всем этим приемам удовлетворяют технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения. – Использование технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс строится на основе этого главного положения. – Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Начало и источник творческого мышления — это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний
.
– Особенности развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; обучение быстрым темпом;
осознание школьниками процесса учения; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых. Цель технологии развивающего обучения – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик — активный субъект учебной деятельности; учитель — организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития. Также в своей работе я использую и другие педагогические технологии, а именно метод проектов (авторы В.Х.Килпатрик, Дж.Дьюи, С.Т.Шацкий), технологию адаптивного обучения (автор Л.Ф. Батан) и информационно- коммуникационные технологии обучения (автор Е.С.Полат). Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), учителю важно корректно указать на них, дабы не отбить желание у данной группы и у остальных ребят принимать участие в такой работе. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели: научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; научить работать в команде, выполняя разные социальные роли
.
Адаптивная технология обучения: Цель технологии заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся. Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по: управлению самостоятельной работой всех учащихся; работе с отдельными школьниками — индивидуально; осуществлению учёта и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу. В условиях адаптивной системы обучения, обучение — это не только сообщение новой информации, но и, и это главное, обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы
.
Информационно-коммуникативые технологии: Компьютер позволяет усилить мотивацию учения: путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет); путём ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники); используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику. Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения. С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками. Поэтому при организации урока я учитываю то, что: работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной; одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приёмам деятельности; использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение; компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно- воспитательного процесса. Считаю, что при проведении урока с использованием ИКТ необходимо: чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, за счёт упражнений, для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения; тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени. Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения: -при объяснении нового материала
;
-при закреплении и повторении изученного; -при итоговом контроле
.
Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно- коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы. Результаты работы таковы: Повышение качества обученности школьников (результаты успеваемости за 3 года) устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики; (анализ анкетирования школьников)
Общая
успеваемость
Качественная
успеваемость
Средний
балл
2013 – 2014 учебный
год
100 % 54,2% 3,9
2014 – 2015 учебный
год
100 % 54% 3,7
2015-2016 учебный
год
100% 55% 3,8
рост количества обучающихся, принимающих участие в олимпиадах, математических конкурсах способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся (бесконфликтная преемственность, участие в общественной жизни класса, школы) Литература: 1.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.,1996.
2. Гузик Н.Н.. Учить учиться. - М., 1981. 3. Границкая А.С.. Научить думать и действовать. – М., 1991. 4. Дьяченко В.К.. Сотрудничество в обучении. – М., 1991. 5.Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.,1989. 6. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. - Москва. - Тюмень, 1994. 7. Селевко Г.К.. Современные образовательные технологии. – М.,1998. 8.Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. – М.,1994.
В раздел основное общее образование

