Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя"

статья

Автор: Расулова Ольга Владимировна, педагог-психолог, МБОУ СШ № 15, город Камышин, Волгоградская область



В раздел основное общее образование




Работа с родителями как одно из направлений

деятельности классного руководителя
А. Н. Острогорский писал: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живем». Семьи, с которыми сталкиваются классные руководители в силу своей профессиональной деятельности, различны по своим социальным установкам, интересам, стилю жизни, поведению, поэтому при организации взаимодействия с родителями своих учеников вам необходимо быть тактичным, гибким, психологически грамотным и компетентным в вопросах воспитания и развития ребенка, подростка, старшеклассника. Как и дети, которых вы «берете под свое крыло», так и их родители во взаимодействии с вами проходят несколько
периодов адаптации
:  Первый период -
ознакомительный
, когда родители не знают вас, какой вы педагог, на что вы ориентированы, ваши ценностные установки, которые вы собираетесь транслировать их детям. Поэтому с первой же встречи сделайте небольшую самопрезентацию, обсудите вместе с родителями то, каким вы видите образ класса (постарайтесь сделать акценты на сильные качества обучающихся, перспективу сотрудничества с родительской общественностью), постарайтесь обговорить те формы совместного взаимодействия, в которых родители, дети и вы могли бы проявить сотворчество. Данный период непродолжителен во времени, но сложен для вас, особенно, если это пятиклассники или десятиклассники.  Второй период -
приспособительный
, когда родители устанавливают границы взаимодействия с вами. Именно в этот период они могут апробировать во взаимодействии с вами те способы поведения, которые использовали ранее с воспитателями ДОУ, учителем начальной школы. Здесь важно озвучить свою позицию, но в дипломатичной форме. Если вас игнорируют, то постарайтесь сами проявить инициативу, позвоните и выясните причину, по которой родители не пришли на собрание, можно и посетить семью, особенно в первый год классного руководства, но заранее предупредив о своем визите.  Третий этап -
привыкание
, когда родители воспринимают ваши требования, перестают вас сравнивать с другим педагогом, обращаются к вам за советом и помощью, признают вашу компетентность в вопросах воспитания и развития ребенка, подростка, старшеклассника. В работе с родителями на первых этапах построения взаимодействия используйте информирование (родительский уголок, папка-передвижка с рекомендациями, лекции, которыми не следует увлекаться); диагностические средства (опросники, тематические анкеты, тесты по изучению детско-родительских отношений), привлеките школьного психолога к их подбору. Когда контакт установлен, вы можете постепенно включать нетрадиционные формы проведения родительских собраний. Чаще используйте технику «открытый микрофон», чтобы родители могли высказать свои ощущения, чувства, мысли и взгляды по поводу обсуждаемой темы. Со временем используйте форму совместного взаимодействия, когда дети также участвуют в обсуждении темы, но эта форма требует тщательной подготовки материала и знании родительского коллектива, определенной степени установившегося доверия. Позитивным аспектом в деятельности классного руководителя является организация совместных спортивно-оздоровительных мероприятий, где родители не только выступают в роли «наблюдателя», но и активно участвуют в соревнованиях. Приглашайте родителей на внеклассные мероприятия.

Классификация типов родителей

Позитивно ориентированные
: стремятся к взаимодействию, пониманию, объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет в том, что некоторые вещи они не знают. Гибко перестраиваются. Если они большие оптимисты, то не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Возможно, они иногда проявляют вспыльчивость, тревожность, даже эгоизм, но у них есть три важных качества: они умеют слушать и слышать; стремятся к самосовершенствованию и умеют быть благодарными. Общение с ними всегда приятно.
Союзники
: своего рода организация помощи педагогу. Мнение педагога для них всегда авторитетно. Часто выступают в роли «посредника» между педагогом и другими родителями, педагогом и детьми, пытаются снизить уровень напряженности во время родительских встреч, готовы идти на компромисс, сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают. В случае возникновения противоречий они всегда принимают сторону педагога. Формы организации взаимодействия с родителями, позитивно ориентированными и «союзниками» 1. Организация встреч в нетрадиционной форме: круглый стол по обмену опытом в разрешении той или иной ситуации, связанной с ребенком; соревнования (Мама, папа, я - дружная семья; Зарница); совместный выезд на природу; лектории; практикумы и т.п. 2. Совместное участие в подготовке к празднику. 3. Организация помощи в ремонте класса. 4. Передача своих положительных эмоций другим (в письменной или устной форме). 5. Через позитивно ориентированных родителей привлекать «равнодушных» родителей в КТД класса.
Манипуляторы
: их большинство. Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабые стороны людей, чтобы побудить их делать то, что им необходимо. Если же манипулятор не может добиться своего, то он начинает испытывать дискомфорт, чувство неполноценности; он начинает страдать, при этом обычно усиливая свои манипуляции: давление на вас своим положением в обществе, деньгами, подарками, «хлопанье дверьми», внесение смуты в родительский коллектив и т. п. Формы организации взаимодействия с родителями «манипуляторами» 1. Выяснить, в чем заключается манипуляция. Что делает манипулятор: подтасовывает факты, врет, эмоционально преувеличивает или обесценивает какие-то вещи? Со стороны фактов: восстановить реальность - получить сведения, показывающие настоящую картину действительности, истину, а не иллюзию, которую начал создавать манипулятор. Задать необходимые вопросы, проясняющие всю картину действительности. 2. С психологической стороны: успокоиться. Привести в норму свое внутреннее состояние - самый важный момент при работе с манипулятором. Если вы перестанете идти у него на поводу, вы сможете вести себя разумно и трезво - и таким образом выиграть, взять верх в сложной ситуации. 3. Прикинуться «тормозом». Многие манипуляции рассчитаны на то, чтобы заставить вас принять решение в течение короткого отрезка времени. Поэтому отвечайте медленно, давайте себе время на раздумье и всячески затягивайте ситуацию. 4. Активно противодействовать. Этот способ из арсенала начинающих борцов с манипуляторами: человек старается любой ценой не соглашаться с доводами собеседника. 5. Действовать неожиданно (обмануть ожидания манипулятора). Неожиданным поведением может являться и смена темы разговора, и ваши жалобы на проблемы со
здоровьем, и агрессивное поведение, и перевод серьезного разговора в шутку – словом все, что может сломать сценарий манипулятора. 6. Сделать тайное явным. Можно также свести ваш «конструктивный» разговор с манипулятором к модели заезженной пластинки, постоянно повторяя «Чего вы хотите этим добиться?» и «К чему вы клоните?». В итоге дело сведется к тому, что манипулятор будет многократно (и, скорее всего, одними и теми же словами) пересказывать свои требования. Способ на любителя со стальными нервами и железной выдержкой.
Равнодушные
: скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем мешают конструктивному взаимодействию. Однако именно на них удается проверить прочность любого нововведения, идею, предложение или свою позицию. Для них значим признанный авторитет, в том числе и ваш. Формы организации взаимодействия с «равнодушными» родителями 1. Индивидуальные встречи. 2. Выяснение причины равнодушного отношения со стороны родителей. 3. Стараться всеми способами привлечь к творческому процессу: выяснить хобби, интересы, профессиональные навыки, особенности проведения совместного отдыха с ребенком и т.п. 4. Посещение на дому, но с предварительной договоренностью. 5. Поздравления с днем рождения, с другими праздниками, особенно если поздравления приготовлены совместно с детьми. 6. Акцентирование внимания на успехи и достоинства ребенка, его достижения в учебе и жизнедеятельности класса.
Творческие
: склонны к игре, импровизации, действиям не по правилам, ориентированы на новые впечатления. Спонтанны в своем поведении, независимы в суждениях. Энтузиасты, которые стремятся действовать, а не только размышлять. Все обыденное и посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, что делают что-то значимое. Увлеченные чем-то, они могут не заметить уже сделанного и внести хаос в организованный процесс, но они всегда ориентированы на качество. Формы организации взаимодействия с творческими родителями 1. Нетрадиционная форма проведения родительских собраний. 2. Организация кружковой работы, где родители и обучают детей тому, что умеют сами (хобби). 3. Организация и проведение внеклассных мероприятий с детьми: тематических праздников, экскурсий, прогулок, спортивных соревнований, концертных программ для детей; привлечение к совместному проведению классных часов. 4. Выступление родителей с положительным опытом воспитания своего ребенка («Традиции семьи помогают нам в воспитании ребенка»).
Деструктивные
: для них характерно отрицательное мотивационное воздействие на личность, поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликтность. Они нарушают общую работу, и их проявление может быть следующим:  Блокирование - родитель не согласен и отторгает усилия педагога, демонстрируя бессмысленность этой работы;  Агрессия - критикует и обвиняет других, снижает самооценку окружающих, чтобы возвысить свой собственный статус;  Стремление к признанию - привлекает к себе внимание, «тянет одеяло на себя», говорит громко, часто хвалится своими достижениями, демонстрирует необыкновенное поведение «не от мира сего»;  Уход - уходит от проблем, проявляет безразличие, мечтателен или хмур;
 Доминирование - настаивает на собственной правоте, прерывает других, указывает, направляет, требует;  Стремление исповедоваться - использует других в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли. Причины такого поведения могут быть связаны с проблемой идентичности (кто я?), власти, контроля и влияния, с проблемой доверия окружающим и т. п. (А. Ю. Монахова Психолог и семья: активные методы взаимодействия) Формы организации взаимодействия с деструктивными родителями 1. Дайте родителю выговориться. Не перебивайте его и не пытайтесь сообщить Вашу точку зрения. Постарайтесь внимательно выслушать родителя, с помощью вербальных (да, я понимаю) и невербальных знаков (покачивание головы в знак согласия) дать понять, что Вы все во внимании. 2. В ходе разговора спросите о том, что побудило родителя агрессивно повести себя в отношении других. Постарайтесь в ходе монолога человека, который вспылил и выместил свою агрессию на других, невольно спрашивать, почему он это сделал, как вообще разворачивалась ситуация. Если собеседник осознает, что Вы настроены на то, чтобы понять его, он начнет успокаиваться. 3. Всем своим взглядом выразите свою заинтересованность, внимание. Выразите невербально свое внимание и интерес к тому, что говорит Ваш оппонент, в то же время давайте понять своим взглядом, что Вы ничуть не напряжены и хорошо расположены. 4. Говорите в мягкой форме. Никогда не повышайте голос, чтобы человек, который на Вас кричит, услышал Вас. Повышенные тона в данном случае еще больше «раззадоривают» человека. Старайтесь наоборот говорить на тон тише обычного, что в итоге привет к тому, что и разъяренный «собеседник» сбавит тон. 5. Кратко подведите итог тому, что сказал Ваш оппонент. Дайте понять, что Вы внимательно выслушали Вашего оппонента, для чего скажите «позволь мне теперь в тезисной форме еще раз сообщить основные моменты, сказанные тобой, чтобы убедиться в том, что я тебя правильно понял». 6. Не спорьте. Старайтесь не спорить и не перебивать оппонента, а внимательно его выслушать, даже, когда хочется в ответ наброситься с кулаками. Помните: «унижая и оскорбляя других, Вы унижаете и оскорбляете, прежде всего, самого себя». 7. Старайтесь найти как можно больше моментов, по которым Вы согласны с оппонентом. Если внимательно и трезво обдумать слова оппонента, Вы наверняка найдете несколько моментов, по которым Вы будете солидарны с ним. Постарайтесь отметить те пункты, которые действительно являются весомыми в обвинениях Вашего оппонента, и дайте понять, что по данным пунктам Ваш оппонент совершенно прав. Подобное поведение даст понять оппоненту, что Вы стараетесь справедливо оценить ситуацию и не стремитесь оправдать себя. 8. Спросите, готов ли оппонент выслушать Вашу дополнительную информацию. В данном пункте имеется в виду, что пришло время рассказать Ваше видение ситуации и Вашу позицию. Ваше предложение сообщить свое видение ситуации не должно звучать так, словно оно верно и справедливо, а видение ситуации Вашим оппонентом надуманно и ошибочно. Вам скорее следует преподнести Вашу точку зрения как дополнительные факты к истории, рассказанной оппонентом, которые необходимы для воссоздания всей ситуации в целом. 9. Поинтересуйтесь у оппонента, как можно разрешить сложившуюся ситуацию. Спросите у человека, который вымещал свою раздраженность, агрессию о том, как вы оба можете исправить ситуацию, разрешить возникшие разногласия, выслушайте его предложения и внесите свои.

Диагностика в работе классного руководителя
Диагностика родительского коллектива - это специфический вид педагогической деятельности. С ее помощью можно определить потенциальные возможности родителей, выстроить перспективы дальнейшего взаимодействия с родителями, предотвратить возможные трудности в общении с ними, составить точное представление о проблемах родителей и невысказанных вопросах. Овладение технологией педагогической диагностики позволяет классному руководителю грамотно реализовать принцип индивидуального подхода к каждому родителю.
Диагностические материалы для родительских собраний

Анкета «Родители о своем ребенке»
(по материалам В. С. Богословской) 1-й вариант. Ответьте, пожалуйста, на вопросы. 1. С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен? 2. Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание? 3. Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, а какие - хуже? 4. Как ваш ребенок реагирует на порицание? 5. Есть ли у него обязанности по дому? Какие? 6. С кем дружит ваш ребенок? 7. Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка? 8. Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время? 9. К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет склонности, интерес? 10. Что вы хотели бы сообщить о своем ребенке? 2-й вариант. Допишите, пожалуйста, фразы: 1. Когда родился ваш ребенок, то... 2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было... 3. О его здоровье мы можем сказать следующее... 4. Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы... 5. Его отношение к школе было. . 6. Первые годы он учился в основном... 7. Ему больше нравились такие предметы, как... 8. Отношения с первой учительницей были... 9. Общаясь с одноклассниками... 10. Трудности в его воспитании сейчас связаны с ... 11. Мы бы хотели, чтобы педагоги обратили внимание на...

Тест «Занимаетесь ли вы воспитанием своего ребенка?»
(по материалам В. С. Богословской) Ответьте, пожалуйста, на вопросы. 1. Сколько учебных предметов было у вашего ребенка в прошлом году и сколько - в нынешнем? Соотнесите своп ответ с ответом ребенка, а) назвал (а) число предметов точно; б) почти точно; в) сильно ошибся (лась). 2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом году? а) все или пропустил (а) одно; б) пропустил (а) два; в) не посетил (а) ни одного по различным причинам. 3. Сколько преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок, вы знаете? а) всех; б) некоторых; в) только одного. 4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники вашего ребенка? а) периодически; б) один - два раза в четверть; в) ни разу. 5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам и вы не способны ему помочь, что вы предпримете? а) обращусь за помощью к учителям или другим людям; б) пойду в дирекцию школы; в) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы. 6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе? а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для занятий; б) они мне очень мешают, но я их принимаю; в) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один. А теперь подсчитайте, по каким пунктам чаще всего совпадают ваши ответы: а)
4-6 ответов.
Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном. б)
4-6 ответов.
Вас волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка. в)
4-5 ответов.
Помните, что первыми должны прийти на помощь в вопросах учебы именно вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все делать так, чтобы на все вопросы вы могли дать ответы под буквой «а». Вы сможете этого достичь!

Тест «Хорошие ли вы родители?»
На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю». 1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом. 2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами детей, когда не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка. 3. Ваши интуиция и опыт - лучшие советчики в воспитании вашего ребенка. 4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы. 5. Вас обижает негативное мнение других людей о вашем ребенке. 6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение. 7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей. 8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас. 9. Вы слишком сильно переживаете из-за неприятностей или неудач своего ребенка. 10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом. 11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - физическое наказание (ремень). 12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали. 13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости. 14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению. 15. У вас конфликты с собственным ребенком. Подсчет результатов За каждый ответ «да» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а так, же «нет» - на вопросы 1,3,5, 7, 9,11,13,15 получаете по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
100-150 очков.
Вы располагаете большими возможностями для правильного понимания собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения - ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?
50-99 очков.
Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдаться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 очков.
Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю - доброму другу и проводнику на трудной дороге жизни. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это будет нелегко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.

Анкета "Изучение отношения родителей к школе"
Уважаемые родители! Педагогическая лаборатория нашего образовательного учреждения проводит опрос родителей. Данное исследование поможет сделать обучение в школе более эффективным. 1. Почему Вы выбрали именно наше образовательное учреждение для обучения Вашего ребенка? 1. Находится близко к дому. 2. В школе учился первый ребенок. 3. У него слава лучшего в городе учебного заведения. 4. По рекомендациям друзей, знакомых, дети которых обучались в школе. 5. Я сам(а) учился(ась) в этой школе. 6. После этой школы легче поступить в вуз. 7. Это "профильная" школа. 8. Образовательное учреждение хорошо оборудовано и имеет приличный вид. 9. Другое (укажите): __________________________________________ 2. Как поменялись за годы учебы ребенка Ваши отношения со школой (с педагогами, классным руководителем)? 1. Стали лучше понимать друг друга. 2. Мы стали активнее участвовать в жизни класса, школы. 3. Не поменялись, мы стали реже посещать школу. 4. Не поменялись, мы не нашли взаимопонимания с учителями. 5. Другое (укажите): __________________________________________ 3. Как часто и в какой форме происходит Ваше общение с педагогами?
Форма общения

Всегда

Часто

Редко

Никогда
Посещение общешкольных родительских собраний Посещение классных родительских собраний Участие в работе родительского комитета Участие в делах школы Участие в делах (мероприятиях) класса Другое (укажите, что именно) 4. Как Вы считаете, должна ли школа больше общаться с родителями или ее задача – только обучение детей? ____________________________________________________________ 5. Как Вы считаете, должна ли школа привлекать родителей к воспитательному процессу или воспитание – это задача только образовательного учреждения? _______________________ 6. Какие из предложенных ниже форм работы с родителями лично Вы хотели бы видеть в школе?
Формы работы

Варианты ответов

да

нет
Приглашение родителей на открытые уроки Привлечение родителей к кружковой работе
Помощь родителей в проведении экскурсий Помощь родителей в проведении соревнований Посещение классным руководителем семей учащихся Индивидуальные встречи классного руководителя и учителей- предметников с родителями Знакомство родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса Психолого-педагогическое просвещение родителей Консультации психологов по вопросам профориентации Письменное общение (записки, письма классного руководителя родителям) 7. Какие формы сотрудничества, направленные на улучшение связей родителей и школы, могли бы предложить Вы? ___________________________________________________________ 8. Согласны ли Вы лично принимать участие в жизни класса, школы? 1. Да. 2. Нет. 9. Совпадает ли Ваша педагогическая позиция с педагогической позицией классного руководителя? 1. Да. 2. Нет. 10. Нужны ли Вам консультации специалистов по вопросам воспитания Ваших детей? Если да, то отметьте, каких именно. 1. Юрист. 2. Психолог. 3. Педагог. 4. Медицинский работник. 5. Администрация школы. 11. Какие формы психолого-педагогического просвещения Вы бы предпочли? (Заполните, пожалуйста, таблицу.)
Формы просвещения

Варианты ответов

Да

Нет
Школьный лекторий Школьные тематические конференции для родителей Родительские лектории (в узком кругу) на основе групповых интересов Индивидуальная работа педагогов с родителями 12. В чем Вы видите главные задачи школы? Пронумеруйте ответы по степени значимости (1 – самая главная задача школы, 2 – очень важно, 3 – важно, 4 – не очень важно, 5 – совершенно не важно). o Дать ребенку знания, необходимые для поступления в институт. o Развить широкий кругозор. o Воспитать гражданина, патриота своей страны. o Воспитать хорошего, доброго, отзывчивого человека. o Воспитать активную личность, с четкой жизненной позицией.
13. Как Вы считаете, почему, чем старше ребенок, тем меньше связь родителей со школой? __________________________________________________________________________ 14. Какие нравственные ценности должна воспитывать у ребенка школа? Пронумеруйте их по степени важности. o Трудолюбие. o Уважение к старшим. o Патриотизм. o Интерес к окружающему миру. o Стремление к знаниям. o Другое (укажите): __________________________________________ . 15. Кто, на Ваш взгляд, играет главную роль в воспитании ребенка? 1. Семья. 2. Школа. 3. Улица. 16. Раньше государство уделяло много внимания профориентационной работе в школе. С 90-х гг. этот процесс был пущен на самотек. Как Вы считаете, нужно ли проводить такую работу в школе? 1. Да. 2. Нет. 17. Оцените эффективность влияния перечисленных в таблице форм работы на выбор учеником будущей профессии.
Форма работы

Очень

эффективно

Имеет

большое

значение

Не имеет

никакого

значения

Пустая

трата

времени
Приглашение специалистов различных профессий в школу Посещение предприятий Посещение дней открытых дверей в вузах Распространение в школе рекламы различных курсов Чтение предметов преподавателями вузов Приглашение известных родителей с рассказом о своей профессии Предметные кружки Приглашение представителей особо популярных профессий: менеджеров, маркетологов и т. п. Введение элективных курсов по выбору учащихся 18. Как Вы считаете, необходимо ли ребенку участвовать в различных олимпиадах и конкурсах, научно-технических программах и проектах? (Отвечая на этот вопрос, можно выбрать несколько вариантов ответов.) 1. Да, т. к. подобное участие расширяет кругозор ребенка. 2. Да, ребенок учится нестандартно мыслить.
3. Да, это даст азы научной работы, и ребенку будет легче учиться в вузе. 4. Да, это занятие считаю полезным делом в свободное время. 5. Нет, это отвлекает ребенка от подготовки к урокам. 6. Нет, это занимает много времени и никак не пригодится в жизни. 7. Нет, ребенку нужно отдыхать и общаться со сверстниками. 19. Какие связанные с физическим развитием ребенка требования Вы предъявляете школе? 1. Школа должна уделять больше, чем сейчас, внимания физическому развитию ребенка. 2. Кроме уроков физкультуры необходимы различные секции. 3. Вместо уроков физкультуры нужны физические занятия по интересам. 4. Кроме секций и физкультуры обязательны походы и участие в спортивных соревнованиях. 20. Считаете ли Вы, что в школе должна быть широко представлена система дополнительного образования? 1. Да. 2. Нет. 21. Как Вы думаете, не приведет ли развитие системы дополнительного образования к перегрузке детей? 1. Нет, т. к. свободное посещение предметов дополнительного образования позволяет ученику выбрать только то, что ему необходимо. 2. Нет, т. к. считаю, что дети не сильно загружены в школе. 3. Да, т. к. времени не хватает даже на выполнение уроков. 22. Как Вы относитесь к такой форме образования, как домашнее обучение? 1. Положительно. 2. Отрицательно. 23. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок обучался таким образом? Почему? ____________________________________________________________________________ 24. Как известно, в деле воспитания детей большая роль отводится классному руководителю. Как Вы считаете, классный руководитель: 1. должен быть освобожденным, желательно психологом по образованию и заниматься все свое рабочее время только проблемами класса; 2. помимо классного руководства, он может быть и учителем-предметником. 25. Как Вы считаете, что должно входить в обязанности классного руководителя? ____________________________________________________________________________ 26. В последние годы большая роль в воспитании учащихся отводится школьным психологам. Нужны ли уроки психологии в школе? 1. Да. 2. Нет. (Перейти к вопросу № 28) 27. С какого класса надо вводить уроки психологии? _______________________________ 28. Нужен ли в школе психолог-консультант для детей? 1. Да.
2. Нет. 29. Нужен ли психолог-консультант для родителей? 1. Да. 2. Нет. 30. Нужно ли приглашать психологов на родительские встречи и собрания? 1. Да. 2. Нет. 31. Вопросам школьного питания всегда уделялось большое внимание. Устраивает ли Вас, как питается Ваш ребенок в школе? 1. Да. 2. Нет. 32. Что бы Вы хотели изменить в системе питания детей в школе? Ваши предложения: __________________________________________________________________________________ Уважаемые родители! С помощью данной анкеты мы попытались выявить Ваши пожелания и претензии к школе. Благодарим Вас за участие в этом анкетировании и надеемся, что наше совместное сотрудничество поможет достичь еще более высокого уровня обучения детей в нашем образовательном учреждении.

Анкета "Выявление степени доверия родителей школе"
Уважаемые родители! Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия между школой и родительской общественностью в процессе воспитания наших учеников – ваших детей. 1. Нравится ли вам наша школа? 1. Да. 2. Не совсем. 3. Нет. 2. Доверяете ли вы классному руководителю вашего сына или дочери? 1. Да. 2. Не совсем. 3. Нет. 3. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе? 1. Доброжелательные. 2. Равнодушные. 3. Неприязненные. 4. Конфликтные. 4. Совпадают ли педагогические требования к вашему ребенку у вас и у педагогов школы? 1. Да. 2. Не совсем. 3. Нет. 5. Был ли классный руководитель или кто-то из учителей у вас дома в текущем году? 1. Да. 2. Нет. 6. Если кто-то из педагогов был у вас дома, то какова была цель визита? ____________________________________________________________________________ 7. Какова была обстановка в семье непосредственно после визита классного руководителя? 1. Спокойная беседа родителя с ребенком. 2. Ребенка похвалили. 3. Ребенка отругали. 4. Ребенка наказали. 5. Конфликт между родителями. 8. Посещаете ли вы родительские собрания в школе? 1. Регулярно. 2. Иногда. 3. Нет. Если не посещаете, то почему? ____________________________________________________________________________ 9. Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка? 1. Да. 2. Не совсем. 3. Нет. 10. Какие особенности в характере и поведении вашего ребенка вас больше всего волнуют? _________________________________________________________________________
11. Назовите 3–4 личностных и профессиональных качества учителя, которые, с вашей точки зрения, являются основными для его высокого авторитета среди учащихся и родителей: ____________________________________________________________________________
Анкета "Общественная оценка и поддержка школы родителями"
Уважаемые родители! Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Ваши ответы помогут в организации совместной работы родительского комитета и школы по воспитанию учащихся. 1. Какие качества личности должна воспитывать школа? Отметьте одно–три качества: 1. самостоятельность; 2. способность к интеллектуальному саморазвитию; 3. уважительность; 4. коммуникабельность; 5. доброта; 6. трудолюбие; 7. честность; 8. целеустремленность; 9. ответственность; 10. дисциплинированность; 11. гуманность; 12. милосердие; 13. любознательность; 14. объективность; 15. другое_________________________________________________________________ 2. К чему должна подготовить школа вашего ребенка? Расставьте в порядке убывания значимости: 1 – самое значимое и т. д.: 1. к продолжению образования; 2. к трудовой жизни; 3. к самостоятельной деловой жизни; 4. к семейной жизни; 5. к профессиональной карьере; 6. к общественно-политической деятельности; 7. к жизни по общепринятым нормам морали и нравственности; 8. к бережному отношению к своему здоровью; 9. к сотрудничеству с другими людьми; 10. другое_________________________________________________________________ 3. Какое жизненное правило, на ваш взгляд, должен усвоить ребенок, входя во взрослую жизнь? Отметьте одно–три правила: 1. быть самостоятельным; 2. быть всегда порядочным; 3. уметь брать ответственность на себя; 4. быть справедливым; 5. надеяться только на себя; 6. быть уверенным в себе; 7. образование можно купить; 8. быть внимательным к людям; 9. за все надо платить; 10. трудности впереди;
11. были бы связи, остальное купишь; 12. выход всегда есть; 13. честность – вершина добродетели; 14. ничего не дается даром; 15. другое_________________________________________________________________ 4. В какой степени школа решает следующие проблемы:
Проблемы

Хорошо

Частично

Не решает
1. Обеспечивает высокое качество знаний 2.Предлагает различные программы дополнительного образования 3. Четко организует жизнь детей в школе 4. Бережно относится к ребенку 5. Учитывает запросы и интересы детей 6. Уделяет большое внимание формированию инициативы и самостоятельности детей 7.Способствует развитию дружеских, товарищеских отношений между учащимися 8. Участвует в общественной жизни округа (района, села) 5. Как складываются ваши отношения с педагогическим коллективом школы?
Педагогический

коллектив

Доброжелательно

Нейтрально

Напряженно
Классный руководитель Учителя-предметники Администрация школы 6. Как вы ощущаете себя в школе? Выберите один вариант или допишите свой: 1. партнером; 2. зависимым человеком; 3. влиятельным человеком; 4. другое_________________________________________________________________ 7. Если вы оказываете помощь школе, то укажите, в какой форме: 1. в организации отдельных культурных и спортивных мероприятий; 2. в работе попечительского совета; 3. в руководстве кружком или секцией; 4. в посильном финансировании некоторых мероприятий; 5. в обеспечении учебными пособиями, книгами; 6. в работе родительского комитета класса; 7. в хозяйственных вопросах; 8. другое_________________________________________________________________ 8. Готовы ли вы участвовать в создании программы развития школы? 1. Да. 2. Нет. 9. Скажите, что вы вкладываете в понятие «хорошая школа»? _______________________

Анкета "Семья и школа как партнеры"
1. Какие вопросы жизни ребенка должны обсуждаться совместно родителями и ребенком? _________________________________________________________________________ 2. В решении каких семейных вопросов, на ваш взгляд, должна участвовать школа? ____________________________________________________________________________ 3. Каковы, на ваш взгляд, обязанности родителей по отношению к школе? ____________________________________________________________________________ 4. Влияете ли вы на решения, принимаемые классным руководителем, учителями, администрацией школы? Как бы хотели влиять? ____________________________________________________________________________ 5. Какие способы представления информации используются в школе? Ваши предложения: _____________________________________________________________________ 6. Как школа может помочь родителям в решении возникших у ребенка проблем? ____________________________________________________________________________ 7. Какие проблемы в первую очередь надо обсуждать на родительских собраниях? ____________________________________________________________________________ 8. Как реально вы можете участвовать в жизни школы? ____________________________________________________________________________
Анкета для родителей
(составила В.А. Андреева) Уважаемые родители! Внимательно прочитайте перечисленные выше утверждения и оцените степень согласия с каждым из них по следующей шкале: 4 - совершенно согласен; 3 - согласен; 2 - трудно сказать; 1 - не согласен; 0 - совершенно не согласен. 1. Педагоги школы стараются помочь нашему ребенку овладеть умениями и навыками самопознания, самоанализа, самооценки. 2. В школе созданы условия для самореализации и самоутверждения личности нашего ребенка. 3. Педагоги доброжелательно относятся к нашему ребенку. 4. В школе нет ни психологического, ни морального насилия над детьми. 5. Нашего ребенка в школе никто не унижает. 6. Педагоги искренно переживают невзгоды и радости нашего ребенка. 7. Педагоги в общении с нашим ребенком учитывают его эмоциональное состояние.
8. У нас и нашего ребенка складываются неконфликтные отношения с учителями. 9. В классе, где учится наш ребенок, сформирована благоприятная атмосфера.


В раздел основное общее образование