"Имена существительные собственные и нарицательные"
проект урока русского языка в 5 классе
Автор: Ефимова Нина Николаевна, учитель русского языка илитературы, МБОУ "СОШ №53", город Курган, Курганская область
В раздел основное общее образование
Проект урока русского языка
в 5 классе по теме:
«Имена существительные собственные и нарицательные»
(с использованием технологии развития критического мышления)
Разработчик – Ефимова Нина Николаевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ
«СОШ №53» города Кургана.
Курган
2015 год
Раздел: «Морфология. Имя существительное». Предмет: русский язык Класс: 5 Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные». Цель урока для учителя: организация повторения учащимися грамматических признаков имени существительного, формирование у учеников понятия о существительных собственных и нарицательных. Цель урока для учащихся: - повторение грамматических признаков имени существительного, ознакомление с существительными собственными и нарицательными. Задачи: 1. Образовательная: организовать повторение учащимися грамматических признаков имени существительного, познакомить учащихся с делением существительных на собственные и нарицательные, формировать умение распознавать существительные собственные и нарицательные, познакомить учеников с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных. 2. Развивающая: развитие аналитического мышления учащихся, развитие познавательных умений, развитие умения действовать самостоятельно, развитие умения применять знания на практике. 3. Воспитательная: воспитание патриотизма через выполнение заданий, требующих знания географии и истории своей страны; воспитание гуманизма и этических качеств личности через выполнение заданий на правописание имен собственных; воспитание уважительного отношения к русскому языку. Приёмы: организационный диалог, фронтальный опрос, «Верно – неверно», «Инсерт», «Кластер», «Синквейн». Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, «Рабочая карта урока», учебник «Русский язык. 5 класс./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. – М. : Просвещение, 2013. Метапредметные связи: история, изобразительное искусство, география, физическая культура. Формирование универсальных учебных действий: 1. Формирование личностных УУД: 1) проявление самоуважения и самооценки,
2) смыслообразование, 3)самоанализ и самоконтроль результата. 2. Формирование регулятивных УУД: 1) целеполагание, планирование учебной деятельности, 2) волевая саморегуляция в ситуации затруднения, 3) управление своей деятельностью, 4) контроль своей деятельности. 3. Формирование коммуникативных УУД: 1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 2) умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; 3)развитие речевой деятельности. 4. Формирование познавательных УУД: 1) умение читать и слушать, 2) извлечение нужной информации и соотнесение её с имеющимися знаниями, опытом. Планируемые результаты: 1. Личностные: 1)уважительное отношение к ресурсам русского языка, 2)проявление творческих способностей. 2. Метапредметные: 1)адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, 2)овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, 3)взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе речевого общения, совместное выполнение учебных задач. .3. Предметные: 1) усвоение основных понятий: имена существительные собственные, имена существительные нарицательные; 2) определение признаков существительных собственных и нарицательных; 3)выделение групп имён собственных;
4) умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках; 5) создание письменного высказывания на заданную тему; 6) использование монолога, соблюдение норм речевого поведения; 7) применение полученных знаний. Ход и содержание урока Этапы урока Деятель ность учителя Деятель ность учащихс я Методические приёмы Планируемые результаты Предметные УУД 1.Орган и зацион ный момент. 2 мин. Привет ствует учащих ся, проверя ет явку на урок и готов ность к уроку Приветс твуют учителя, готовят ся к уроку Организационный диалог Планирован ие учебного сотрудничес тва с учителем и сверстникам и (коммуни кат.); проявление самоуваже ния и самооценки (личностн.) 2.Пер - вая стадия «Вы - зов». 8 мин Органи зует повторе ние изучен ного, нацели вает на изуче ние нового материа ла Учащие ся отвеча ют на вопросы учителя, вспоми нают изучен ный матери ал, учатся рассуж дать. Приём «Верно - неверно» - На предыдущем уроке мы изучали признаки имени существительного. Скажите: 1. Верно, что имя существительное - это часть речи? (Да) 2. Правда ли, что имя существительное обозначает предмет? (Да) 3. Верно, что имя существительное отвечает на вопрос: «Какой? Что делает?» (Нет, существительное отвечает на вопрос: «Кто? Что?»). 4. Правда ли, что имя Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуни кат.); волевая саморегу ляция в ситуации затруднения (регулятив.)
существительное относится к мужскому, женскому и среднему роду? (Да) 5. Верно, что существительное изменяется по падежам? (Да) 6. Правда ли, что существительное не изменяется по числам? (Нет, изменяется) 7. Верно, что существительные в предложении чаще всего бывают подлежащими, дополнениями, обстоятельствами? (Да) 8. Правда ли, что одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? (Да) 9. Верно ли, что неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? (Да) 10. Правда ли, что одни существительные пишутся с большой буквы, а другие с маленькой? (Да) 11. Верно ли, что существуют правила, которые определяют, какие существительные пишутся с большой буквы, а какие с маленькой? (Да) - Сегодня мы узнаем эти правила. 3.Целе –полага -ние. 2 мин. Подвод ит уч- ся к формул ирован ию темы, цели урока. Называ ют тему урока, формули руют цель урока Фронтальный опрос Формулирова ние темы и цели урока. Целеполага ние, планирован ие учебной деятельност и (регуля тивн.), умение оформлять свои мыслив
устной форме (коммуни кат.) 4. Вторая стадия «Осмыс ление» 20 мин Органи зует работу с учеб ным материа лом, руковод ит заполне нием табли цы в «Рабо чей карте урока», состав лением класс тера; органи зует аналит ическу ю работу учащих ся, провод ит самосто ятель ную работу и её провер ку, органи зует работу с текстом и её провер ку. Читают учебный матери ал, выделяя ют главное, заполня ют таблицу в «Рабо чей карте урока», составля ют кластер, прово дят аналити ческую работу, работа ют с текстом: находят имена собствен ные и нарица тельные 1. Приём «Инсерт»: 1) открываем учебник на стр. 52, параграф 91, читаем, 2) жужжащее и выразительное чтение; 3) заполняем таблицу в «Рабочей карте урока» (+ «уже знал»; + + «узнал новое»). 2. Приём «Кластер»: - Продолжаем изучение материала: читаем параграф 91, заполняем кластер. - Как вы думаете, как пишутся имена собственные? - А имена нарицательные? Проверка (слайды №2, №3). 3. Аналитическая работа: - Разделите существительные на 2 группы (в 2 столбика): собственные и нарицательные: Олимпиада, Греция, зима, фигурист, Плющенко, конькобежец, Скобрев, хоккеист, Овечкин. Проверка (слайд № 4) 4. Самостоятельная работа: 1 группа – записать 7 существительных, которые являются названиями российских городов, 2 группа – записать 7 существительных, которые являются названиями российских рек; 3 группа – записать 7 существительных - фамилий русских писателей и поэтов. Проверка. (слайд № 5): Определение признаков существитель ных собственных и нарицательны х, понимание содержания прочитанной информации Управление своей деятельност ью (регулят.); развитие речевой деятельност и (коммуни кат.); работа с информа цией (познават.).
Бородино, Москва, Родина, Бородинское поле, Россия. 5. Третья стадия «Рефле ксия». Органи зует рефлекс ию, самооц енку учеб ной деятель ности. Состав ляют синк вейн, прово дят оценку своей деятельн ости на уроке. 1. Приём «Синквейн»: - Составьте синквейн о сущ-ных собственных и нарицательных. (Например: 1. Существительные 2. Собственные, нарицательные 3. Называют, обозначают, отличают 4. Название предметов 5. Слова.) - Сдать «Карты работы на уроке» на проверку учителю. 2. Приём «Рефлексия» - Подводим итог урока. Ответьте на вопросы: 1. Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? 2. Что вызвало затруднение? 3. Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Содержание письменного высказывания на заданную тему; использовани е монолога; соблюдение норм речевого поведения. Смыслообра зование, самоанализ и самоконт роль результата (личностн.), контроль своей деятель ности (регулят.); работа с информа цией (познават.). 6. Домаш нее задание (диффе ренцир ован ное) Коммен тирует домаш нее задание . Записыв ают домаш нее задан ие в дневник. Написать сказку об именах сущ-ных собственных и нарицательных или выполнить упражнение 491. Применение полученных знаний; создание письменных высказываний на заданную тему. Смыслообра зование, проявление творческих способнос тей (личностн.); работа с информа цией (познават.).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Карта работы на уроке «Имена существительные собственные и нарицательные» обучающегося 5А класса 1. Работа с текстом. («Инсерт») + «уже знал» ++ «узнал новое»
2. Работа с текстом. («Кластер») Имена собственные
3. Аналитическая работа. Нарицательные существительные Собственные существительные 4. Самостоятельная работа. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 5. Упражнение 489 (Прочитать текст, рассмотреть репродукцию картины, выписать имена собственные и собственные наименования, поставив их в И.п.) 6. Синквейн
1.Существительные 2.Собственные, нарицательные 3. 4. 5.
Раздел: «Морфология. Имя существительное». Предмет: русский язык Класс: 5 Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные». Цель урока для учителя: организация повторения учащимися грамматических признаков имени существительного, формирование у учеников понятия о существительных собственных и нарицательных. Цель урока для учащихся: - повторение грамматических признаков имени существительного, ознакомление с существительными собственными и нарицательными. Задачи: 1. Образовательная: организовать повторение учащимися грамматических признаков имени существительного, познакомить учащихся с делением существительных на собственные и нарицательные, формировать умение распознавать существительные собственные и нарицательные, познакомить учеников с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных. 2. Развивающая: развитие аналитического мышления учащихся, развитие познавательных умений, развитие умения действовать самостоятельно, развитие умения применять знания на практике. 3. Воспитательная: воспитание патриотизма через выполнение заданий, требующих знания географии и истории своей страны; воспитание гуманизма и этических качеств личности через выполнение заданий на правописание имен собственных; воспитание уважительного отношения к русскому языку. Приёмы: организационный диалог, фронтальный опрос, «Верно – неверно», «Инсерт», «Кластер», «Синквейн». Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, «Рабочая карта урока», учебник «Русский язык. 5 класс./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. – М. : Просвещение, 2013. Метапредметные связи: история, изобразительное искусство, география, физическая культура. Формирование универсальных учебных действий: 1. Формирование личностных УУД: 1) проявление самоуважения и самооценки,
2) смыслообразование, 3)самоанализ и самоконтроль результата. 2. Формирование регулятивных УУД: 1) целеполагание, планирование учебной деятельности, 2) волевая саморегуляция в ситуации затруднения, 3) управление своей деятельностью, 4) контроль своей деятельности. 3. Формирование коммуникативных УУД: 1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 2) умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; 3)развитие речевой деятельности. 4. Формирование познавательных УУД: 1) умение читать и слушать, 2) извлечение нужной информации и соотнесение её с имеющимися знаниями, опытом. Планируемые результаты: 1. Личностные: 1)уважительное отношение к ресурсам русского языка, 2)проявление творческих способностей. 2. Метапредметные: 1)адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, 2)овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, 3)взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе речевого общения, совместное выполнение учебных задач. .3. Предметные: 1) усвоение основных понятий: имена существительные собственные, имена существительные нарицательные; 2) определение признаков существительных собственных и нарицательных; 3)выделение групп имён собственных;
4) умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках; 5) создание письменного высказывания на заданную тему; 6) использование монолога, соблюдение норм речевого поведения; 7) применение полученных знаний. Ход и содержание урока Этапы урока Деятель ность учителя Деятель ность учащихс я Методические приёмы Планируемые результаты Предметные УУД 1.Орган и зацион ный момент. 2 мин. Привет ствует учащих ся, проверя ет явку на урок и готов ность к уроку Приветс твуют учителя, готовят ся к уроку Организационный диалог Планирован ие учебного сотрудничес тва с учителем и сверстникам и (коммуни кат.); проявление самоуваже ния и самооценки (личностн.) 2.Пер - вая стадия «Вы - зов». 8 мин Органи зует повторе ние изучен ного, нацели вает на изуче ние нового материа ла Учащие ся отвеча ют на вопросы учителя, вспоми нают изучен ный матери ал, учатся рассуж дать. Приём «Верно - неверно» - На предыдущем уроке мы изучали признаки имени существительного. Скажите: 1. Верно, что имя существительное - это часть речи? (Да) 2. Правда ли, что имя существительное обозначает предмет? (Да) 3. Верно, что имя существительное отвечает на вопрос: «Какой? Что делает?» (Нет, существительное отвечает на вопрос: «Кто? Что?»). 4. Правда ли, что имя Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуни кат.); волевая саморегу ляция в ситуации затруднения (регулятив.)
существительное относится к мужскому, женскому и среднему роду? (Да) 5. Верно, что существительное изменяется по падежам? (Да) 6. Правда ли, что существительное не изменяется по числам? (Нет, изменяется) 7. Верно, что существительные в предложении чаще всего бывают подлежащими, дополнениями, обстоятельствами? (Да) 8. Правда ли, что одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? (Да) 9. Верно ли, что неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? (Да) 10. Правда ли, что одни существительные пишутся с большой буквы, а другие с маленькой? (Да) 11. Верно ли, что существуют правила, которые определяют, какие существительные пишутся с большой буквы, а какие с маленькой? (Да) - Сегодня мы узнаем эти правила. 3.Целе –полага -ние. 2 мин. Подвод ит уч- ся к формул ирован ию темы, цели урока. Называ ют тему урока, формули руют цель урока Фронтальный опрос Формулирова ние темы и цели урока. Целеполага ние, планирован ие учебной деятельност и (регуля тивн.), умение оформлять свои мыслив
устной форме (коммуни кат.) 4. Вторая стадия «Осмыс ление» 20 мин Органи зует работу с учеб ным материа лом, руковод ит заполне нием табли цы в «Рабо чей карте урока», состав лением класс тера; органи зует аналит ическу ю работу учащих ся, провод ит самосто ятель ную работу и её провер ку, органи зует работу с текстом и её провер ку. Читают учебный матери ал, выделяя ют главное, заполня ют таблицу в «Рабо чей карте урока», составля ют кластер, прово дят аналити ческую работу, работа ют с текстом: находят имена собствен ные и нарица тельные 1. Приём «Инсерт»: 1) открываем учебник на стр. 52, параграф 91, читаем, 2) жужжащее и выразительное чтение; 3) заполняем таблицу в «Рабочей карте урока» (+ «уже знал»; + + «узнал новое»). 2. Приём «Кластер»: - Продолжаем изучение материала: читаем параграф 91, заполняем кластер. - Как вы думаете, как пишутся имена собственные? - А имена нарицательные? Проверка (слайды №2, №3). 3. Аналитическая работа: - Разделите существительные на 2 группы (в 2 столбика): собственные и нарицательные: Олимпиада, Греция, зима, фигурист, Плющенко, конькобежец, Скобрев, хоккеист, Овечкин. Проверка (слайд № 4) 4. Самостоятельная работа: 1 группа – записать 7 существительных, которые являются названиями российских городов, 2 группа – записать 7 существительных, которые являются названиями российских рек; 3 группа – записать 7 существительных - фамилий русских писателей и поэтов. Проверка. (слайд № 5): Определение признаков существитель ных собственных и нарицательны х, понимание содержания прочитанной информации Управление своей деятельност ью (регулят.); развитие речевой деятельност и (коммуни кат.); работа с информа цией (познават.).
Бородино, Москва, Родина, Бородинское поле, Россия. 5. Третья стадия «Рефле ксия». Органи зует рефлекс ию, самооц енку учеб ной деятель ности. Состав ляют синк вейн, прово дят оценку своей деятельн ости на уроке. 1. Приём «Синквейн»: - Составьте синквейн о сущ-ных собственных и нарицательных. (Например: 1. Существительные 2. Собственные, нарицательные 3. Называют, обозначают, отличают 4. Название предметов 5. Слова.) - Сдать «Карты работы на уроке» на проверку учителю. 2. Приём «Рефлексия» - Подводим итог урока. Ответьте на вопросы: 1. Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? 2. Что вызвало затруднение? 3. Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Содержание письменного высказывания на заданную тему; использовани е монолога; соблюдение норм речевого поведения. Смыслообра зование, самоанализ и самоконт роль результата (личностн.), контроль своей деятель ности (регулят.); работа с информа цией (познават.). 6. Домаш нее задание (диффе ренцир ован ное) Коммен тирует домаш нее задание . Записыв ают домаш нее задан ие в дневник. Написать сказку об именах сущ-ных собственных и нарицательных или выполнить упражнение 491. Применение полученных знаний; создание письменных высказываний на заданную тему. Смыслообра зование, проявление творческих способнос тей (личностн.); работа с информа цией (познават.).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Карта работы на уроке «Имена существительные собственные и нарицательные» обучающегося 5А класса 1. Работа с текстом. («Инсерт») + «уже знал» ++ «узнал новое»
2. Работа с текстом. («Кластер») Имена собственные
3. Аналитическая работа. Нарицательные существительные Собственные существительные 4. Самостоятельная работа. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 5. Упражнение 489 (Прочитать текст, рассмотреть репродукцию картины, выписать имена собственные и собственные наименования, поставив их в И.п.) 6. Синквейн
1.Существительные 2.Собственные, нарицательные 3. 4. 5.
В раздел основное общее образование