Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Программа профилактики наркозависимости и алкоголизма несовершеннолетних"

Программа

Автор: Колпакова Анастасия Владимировна, социальный педагог, МБОУ "Школа №156 им. Б.М. Рябцева", Нижний Новгород



В раздел основное общее образование




Программа

«Профилактика

наркомании, токсикомании

и правонарушений среди несовершеннолетних»





Составитель: соц. педагог

Колпакова Анастасия Владимировна

Нижний Новгород

2016

Паспорт программы
1

Наименование

программы
«Профилактика наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних».
Дата

утверждения

программы
Решение педагогического совета №1 от 04.11.2014
Разработчики

программы
Социальный педагог Колпакова Анастасия Владимировна
Назначение

программы
Способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам; формировать личную ответственность за своё поведение, антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.
Цель программы
Создание системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде.
Задачи программы
- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни; - предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками; - обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья; - привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности; - профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.
Сроки реализации

программы
2015г. -2018г.
Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

программы, их

социальная
1. Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни. 2. Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду 2

эффективность
здорового образа жизни. 3. Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. 4. Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения. 5. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни. 6. Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком). 7. Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.
Участники

реализации

программы
Учащиеся 1-9 классов, классные руководители, КДН и ЗП, ОДН, родители.
Управление,

контроль
Мониторинг школы
Формы и методы

реализации

программы
Групповые и индивидуальные занятия, анкетирования, беседы, лекции, просмотр фильмов, мозговые штурмы, социальные проекты. 3

Пояснительная записка
Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие – «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике. Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути. Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности. Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества. Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Разработанная профилактическая программа призвана 4
оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.
Цель:

– с
оздание в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде; - развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.
Актуальность данной программы
состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни; - предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками; - обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья; - привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности; - профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде. Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная Программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.
Этапы реализации комплексно-целевой программы:

I Подготовительный этап.
1. Ретроспективный анализ литературы по данному направлению. 2. Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.
II. Основной этап.
1. Реализация мероприятий программы. 2. Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач: 1. Участие в городской акции «Верить. Жить. Творить». 2. Декада здоровья (комплекс мероприятий). 3. «Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни. 5
4. Спортивные мероприятия. 5. Круглые столы с приглашением специалистов. 6. Классные часы, беседы по данной проблеме. 7. Социальный проект «Чистая книга».
III. Аналитический этап
1. Социальный прогноз. 2. Анализ реализации программы. 3. Оформление отчётов. 4. Оценка результатов.
Механизм реализации программы
осуществляется через:  мониторинговые исследования и определение перспектив.  взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с ОВД и ПДН, КДН и ЗП.  психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании.  внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.  привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании.  повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.
Участники программы
Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании и токсикомании.
Управление, контроль, мониторинг
Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по учебно- воспитательной работе. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы. 6

Методы реализации программы:

Мозговой штурм.
Метод используют для развития творческого мышления. Это помогает ученикам не быть строгим судьёй себе и другим. Попросит группу учеников выдать столько идей, сколько они могут, может, зафиксировать их на доске. Никто в группе не должен оценивать и комментировать: «Позитивные или негативные идеи?» По завершении мозгового штурма идёт оценка этих идей.
Ролевые игры.
Ощущение себя «в чужой шкуре» помогает развить сопереживание и возможность понять ситуацию с различных сторон. Можно попросить ребят представить себя в различных ситуациях – «драматическая ситуация» помогает вжиться в проблему. Можно принять ролевые игры, «проживая» какие-либо события.
Развитие мнений через обсуждение и дебаты.
Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.
Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы.
Чаще всего школьное обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.
Истории.
Многие люди учатся на историях, которые являются важным путём передачи знаний и морали; и даже телевизионные «мыльные оперы» по-своему учат нас исследовать текущие события. Истории и рассказы позволяют ученикам переносить свой личный опыт в форму фантазий, и поэтому они не сообщают о себе те вещи, о которых хотелось бы умолчать. Различные люди по- разному интерпретируют одну и ту же историю. Народные сказки, рассказы о жизни, фантастика часто нужны нам, так как помогают лучше понять свои проблемы.
Работа с неформальными лидерами.
Можно привлекать старшеклассников для работы с младшими, предварительно обучив их. Это особенно важно во время проведения антинаркотической работы: старшие школьники более информированы о наркотиках, иногда даже лучше, чем учителя. Бывает, что доверие к ним больше, чем к педагогу.
Работа в группах и парах.
Ребёнок учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто- либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков. 7

Метод диагностики личности и семьи.
Диагностика личности подростка и его социальных связей; Диагностика на предмет выявления склонности к вредным привычкам ; Анкета «Проблема наркомании, курения и алкоголизма»; Анкета «Социализация для школьников «Моя семья»; Анкета « Я и мои друзья»; Тест на выявление уровня развития коммуникативных умений» (Л. Михельсон ).
Словесные методы рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция):
Лекции «Наркотикам-нет»; «Административная и уголовная отвественность несовершеннолетних»; «Правила поведения в общественных местах»; «Правила поведения в школе»; «Вред спайса на организм человека»; « Нарушение требований по ограничению пребывания детей в общественных местах».
Методы воспитания (убеждение, приучение, внушение, мотивация,

приобщение к действию):
Мотивация детей группы риска на занятиях в системе дополнительного образования ( кружок « Тяжелая атлетика»).
Организационно- распорядительные методы (инструктирование, контроль,

проверка исполнения, регламентирование:
выход в семью в целях выявления и контроля жилищно-бытовых условий проживания, психологического климата и внутрисемейных отношений; контроль посещаемости учебных занятий; развитие обратной связи с родителями;
Интерактивные методы (тренинги, ролевые игры):
тренинговые упражнения «Испорченный телефон», «Коллективный счет», «Моя карточка», «Умеешь ли ты общаться»; показ и обсуждение документальных фильмов «Секреты манипуляции. Алкоголь», «Курительная смерть», «Закон против наркотиков», «Терроризму –нет»; конкурс видеороликов и мультимедийных призентаций «Полезные призвычки как путь к жизненному успеху».
Методика повышения мотивации к познанию у педагогически запущенных

детей:
диагности измерения интеллектуальных способностей учащихся, имеющих проблемы в обучении; анкета «Выявление мотивов учебной деятельности»; мониторинг уровня формирования познавательных способностейучащихся. 8

Программа предполагает:
1. Организацию управления и контроля системы профилактической работы в школе. 2. Проведение бесед с учащимися и их родителями о действии наркотических веществ на организм человека и его последствиях. 3. Деятельность участников образовательного процесса по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ. 4. Индивидуальную работу с учащимися. 5. Работу с родителями.
Организация профилактической работы предполагает:

1.
Включение в план работы школы мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.
2.
Согласование плана работы с ОДН, КДН и утверждение его директором школы.
3.
Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива.
4.
Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей.
5.
Обмен информацией о ходе профилактической работы между учебным заведением и структурными подразделениями города.
6.
Обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета.
7.
Деятельность школьной библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты.
8.
Борьбу с абсентеизмом (пропуски занятий без уважительных причин), которая, являясь одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.
9.
Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей.
10.
Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного поведения. 9
10


В раздел основное общее образование