Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Тень и полутень.Солнечные и лунные затмения"

методическая разработка урока

Автор: Артёмова Лариса Николаевна, учитель физики, Зеленодольский филиал МБОУ "СОШ №7", с.Зеленодольское, Спасский район, Приморский край



В раздел основное общее образование




Предмет: Физика

Класс: 9

Раздел: Оптические явления

Тема
: «Тень и полутень. Солнечные и лунные затмения»
Автор:
Артёмова Лариса Николаевна, учитель физики Зеленодольского филиала МБОУ СОШ №7 с.Чкаловское, Приморский край, Спасский район, с.Зеленодольское, ул.Школьная , д.5 кв.1.
Роль и место данной темы в курсе:
В разделе «Оптические явления» это второй урок. На первом уроке учащиеся познакомились с видами электромагнитных излучений, ввели понятие «свет», познакомились с источниками света и законом прямолинейного распространения света.
Перечень вопросов, изучаемых в данной теме.
Изучение темы начинается с повторения темы «Свет. Источники света»» и тестирования по этой теме (готовые тесты по теме я беру из электронного пособия «Videouroki». Во время уроков рассматриваются такие понятия, как:  Тень  Полутень  Солнечное затмение  Лунное затмение Учащиеся не только теоретически рассматривают вопросы, связанные с новыми понятиями, но включаются в активное обсуждение и анализ интерактивных материалов предлагаемых на уроках.
При изложении темы на уроке мною использовано:
 «Физика, Основная школа 7-9 классы: часть 1, Просвещение, мультимедийное учебное пособие нового образца, 2006г.» Основное применение Электронных учебных материалов заключается в показе учителем на уроке необходимых демонстраций для иллюстрации новых понятий.
Средства обучения.
Компьютеры (для учителя и каждого ученика), мультимедийный проектор, экран, электронные учебные издания.
Ход урока:
1.Организация урока (тема, цель, задачи) 2.Мотивационный этап Показ фотографии полного солнечного затмения. Учащиеся высказывают свои версии, что изображено на фотографии. Обсуждение понятия «солнечная корона». Вопрос: «Какими явлениями сопровождалось солнечное затмение?» Затмение Солнца сопровождалось внезапным падением температуры, изменением освещённости, что пугало в древние времена людей и животных. Данный этап вызывает интерес учащихся к изучению данной темы. 2.Изучение нового материала. 1)Свет и тень. Просмотр видеоролика с опытами по возникновению тени. (стр3 урока 3 диск 1 «Физика, Основная школа 7-9 классы: часть 1) -Сформулируйте условия, при которых возникает тень, используя схему. -Как вы думаете, могли бы существовать тени, если бы лучи света вели себя подобно воде, обходя препятствия? Обсуждение вопроса.
-Опыты по образованию теней на стене (придумывают сами учащиеся). Информация о теневом театре. -Как осветить комнату? (на этой же странице рубрика «Знаете ли вы…». Информация о освещении рабочего стола, больших помещений, операционной.) 2)Тень и полутень. Просмотр видеоролика с опытами по образованию полутени (стр.4 урока 3 диск 1 Физика, Основная школа 7-9 классы: часть 1) -Сформулируйте условия возникновения полутени, используя схему. -В каких случаях возникает полутень? (от двух и более источников света, от больших по размеру источников света) Обсуждение вопроса. 3)Конусы тени и полутени. Выполнение интерактивного упражнения «Обозначить на схеме области тени и полутени» (стр. 5 урока 3 диск 1 Физика, Основная школа 7-9 классы: часть 1). 4) Лунное затмение. Просмотр видеоролика с виртуальной моделью образования лунного затмения (стр. 6 урока 3 диск 1 Физика, Основная школа 7-9 классы: часть 1). -Просмотр фотографий полного и частичного лунного затмения; -Сформулируйте условия для полного и частичного лунного затмения, используя схему. 5)Солнечное затмение. Просмотр видеоролика с виртуальной моделью образования солнечного затмения (стр. 7 урока 3 диск 1 Физика, Основная школа 7-9 классы: часть 1). -Сформулируйте условия возникновения полного и частичного солнечного затмения, используя схему. -Как часто происходят солнечные затмения? (на этой же странице рубрика «Знаете ли вы…». Информация о частоте солнечных затмений, о датах ближайших затмений). 6) Вывод по новой теме (стр. 8 урока 3 диск 1 Физика, Основная школа 7-9 классы: часть 1). Рубрика «Запомните» (повторяются понятия «тень» и «полутень») 3.Закрепление. Интерактивный тест по новой теме . 6 заданий (стр. 9-11 урока 3 диск 1 Физика, Основная школа 7-9 классы: часть 1). 4.Рефлексия 5.Итог урока 6.Домашнее задание
Описание деятельности детей
1. Выполнение заданий интерактивного теста на ПК. 2. Участие в обсуждении и запись в тетради условий возникновения тени и полутени, лунного и солнечного затмения. 3. Слушают объяснение нового материала, участвуют в беседе, обсуждают материалы презентации, отвечают на вопросы. 4. Просмотр и анализ опытов по созданию тени и полутени 5. Ответы на вопросы рефлексии и их обсуждение.
Что должно появиться в тетрадях учащихся:
 Число и тема урока.  Условия возникновения тени  Условия возникновения полутени  Условия возникновения лунного затмения  Условия возникновения солнечного затмения  Домашнее задание
Самоанализ урока с компьютерным сопровождением


по теме «Тень и полутень. Солнечные и лунные затмения»
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-дисков, ресурсов Internet) и компьютерных программных средств
:
1. Использование иллюстративных материалов, представленных на CD и сайтах, в сочетании с мультимедийными презентациями в среде Microsoft PowerPoint повышает наглядность, активизирует внимание, способствует формированию познавательного интереса к предмету. 2.Возможность использования мультимедийного сопровождения уроков и моделирование изучаемых явлений компенсирует недостаточный физический эксперимент по данной теме. 3. Применение интерактивных тестов дает возможность достаточно быстро проводить первичный контроль знаний. Урок прошёл интересно. Учащиеся активно отвечали на вопросы, большая часть учащихся смогла самостоятельно сформулировать условия возникновения, тени, полутени, лунного и солнечного затмения. Результаты выполнения интерактивного теста показывают, что первичное усвоение учащимися составляет примерно 80%. Остальным учащимся ещё необходимо доработать материал дома самостоятельно.


В раздел основное общее образование