"Формирование компетенций и УУД в условиях внедрения ФГОС ООО"
методическая разработка
Автор: Долгих Елена Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 207, г.Новосибирск
В раздел основное общее образование
1. Авторы проекта: Долгих Елена Александровна , г. Новосибирск, учитель русского
языка и литературы , МБОУ СОШ № 207
2. Предмет:
русский язык
3. Класс: 5
4. Тема урока: «В жизни всегда есть место подвигу» ( 2 урока развития речи )
5. Цель урока:
личностные
учащиеся осознают место подвига в собственной жизни, необходимость жертвы чем-либо ради других в большом и малом
предметные
1)формирование навыков связной речи ( слушания - чтения, говорения- письма ) 2) соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; 3)способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; 4)осуществление речевого самоконтроля;
метапредметные
Регулятивные УУД:
развитие умения работать в малых группах, слушать собеседника, принимать точку зрения другого, анализировать свое поведение.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, умение строить речевое высказывание, самостоятельное выделение и формулирование понятия., символическое моделирование, подведение под понятие, распознавание объектов.
Коммуникативные УУД:
умение выслушивать мнения других, работать в группе. планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения Синквейн, сочинение- миниатюра 6
. Планируемые образовательные результаты:
формирование социальной активности, закрепление коммуникативных навыков учащихся: умения создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Перед уроком примерно за 10 дней учащимся было дано опережающее задание: 1) в классе были вывешены портреты тех исторических личностей, о подвигах которых пойдет речь на уроке, нужно было узнать, кто эти люди и чем они себя прославили; 2) задание для учащихся и их родителей ( 3 группы ): 1гр - провести соц.опрос по теме «Что такое подвиг» и представить его в виде ролика, 2гр – снять репортаж об ул. Гребенщикова, 3 гр- снять репортаж об ул .Краузе
7. Содержание урока:
Этап урока
Содержание и виды деятельности учащихся
1. Вводный
(организационно-
мотивационный)
этап
1.
Мотивация к уроку.
Кроссворд ( по предварительной подготовке )
1. Ч а п а е в 2. М а т р о с о в 3. Д о н с к о й 4. С у в о р о в 5. Н е в с к и й 6. Г а г а р и н 1. Герой Гражданской войны, защищавший Родину от белогвардейцев 2. Во время Великой Отечественной войны он закрыл собой вражеский пулемет 3. Московский князь, под командованием которого русские войска одержали победу на Куликовом поле 4. Великий русский полководец , не потерпевший ни одного поражения 5. Имя, которое было дано князю после победы на реке Неве 6. Фамилия первого космонавта
2.
Тема урока и целеполагание
- О чем же мы будем говорить сегодня на занятии? Правильно, о подвиге. -А кто совершает подвиги? Конечно, люди. -А как мы называем таких людей? Героями. - А вы часто встречали в жизни героев? А может, их совсем не осталось? Попробуйте определить тему урока. О чем я хочу сегодня с вами поговорить?
В жизни всегда есть место подвигу
(если учащиеся затрудняются с определением темы, меня есть запасной вариант: тема «разрезана» на отдельные карточки- слова, которые всегда легко и быстро можно сложить в предложение) Поэкспериментируем со знаками в конце предложения.
В жизни всегда есть место подвигу?
В жизни всегда есть место подвигу!
Что же меняется? Наше отношение к подвигу и его месту в жизни. Запишите тему урока с тем знаком препинания, который показал бы ваше отношение к теме урока. Чтобы выяснить, как же мы относимся к этому вопросу, нужно решить ряд задач. Посовещайтесь друг с другом и предложите свои варианты: Выяснить, что такое подвиг? Кто и когда совершает подвиги? Молодцы. Двигаемся дальше.
2. Основной
(информационно-
аналитический)
этап
Видеоряд «Что такое подвиг?»
Мы с вами услышали разные точки зрения, но все-таки сходство между ними есть. Что их объединяет? Если нам нужно узнать ЛЗ слова, лучший способ- обратиться к словарю.
Работа со словарными статьями
Подвиг М.
— 1. Важное по своему значению деяние. // Действие, совершенное в трудных, опасных условиях. // Самоотверженный, героический поступок (Словарь Ефремовой)
Подвиг
— подвига, м. Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. ( Словарь Ушакова )
Подвиг
— -а; м. 1. Героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском. ( Словарь Кузнецова)
Как называются словари, которыми вы пользовались? Толковые
словари
Известно ли вам, как слово ПОДВИГ появилось в русском языке? Для этого нам понадобится еще один словарь. Он лежит у вас на парте.
Этимологические словари.
Найдите в нем информацию о нашем слове.
Подвиг
— Заимствование из старославянского, где было образовано от подвигнутися – "потрудиться; совершить подвиг". К той же основе восходят и слова двинуть, двигать. ( Словарь Крылова) Запишите свое толкование слова подвиг, используя материалы Толкового словаря. Используйте схему предложения схему предложения Сущ. - это сущ. , / ПО /. Подвиг – это ( выслушиваем записанные высказывания, корректируем, отсекаем лишнее, добавляем необходимое )
Чтение наизусть ( подготовленный ученик)
Подвиг – Он от слова подвигать. Слабых – к цели. К мужеству – отставших. Поднимать упавших и уставших, Подвигать – погасших зажигать. -Как строка в этом стихотворении вам кажется главной, поясняющей, что значит подвигать? Выделите ее маркером. Поясните свою точку зрения
Слово о подвижниках Земли Русской. Сергий Радонежский
(сообщение+ мини-презентация ученика)
Подвиг – слово , не имеющее аналогов в других языках мира. Только звучало оно в русском языке изначально по-другому От слова ПОДВИ / Г произошло слово ПОДВИЖНИК. Знакомо ли оно вам? Знаете ли вы подвижников Земли Русской? ( выслушиваем ответы учащихся) -Послушайте рассказ об одном из таких людей и будьте готовы ответить на вопрос:
Можно ли назвать этого человека героем? Если
да, то в чем его подвиг?
Духовный строитель Руси В 1314 г. Родился мальчик, который был назван Варфоломеем. В 7 лет его отдали на обучение, но учеба плохо давалась ему.
Однажды в лесу маленький Варфоломей встретил старца, который предсказал ему великое будущее. Так и случилось. В отрочестве Варфоломей вместе с родителями переехал в Радонеж, где стал монахом и получил имя Сергий. Несколько лет он жил в лесу в полном одиночестве, а потом вокруг удивительного монаха стали собираться люди. Вскоре вместе с братией Сергей заложил Троицкий монастырь и стал его настоятелем. Сергий одинаково любил всех людей, не гневался и не обижался, к себе был суров, а к другим ласков и справедлив. В 1380 г. Сергий благословил русских воинов Пересвета и Ослябю на ратный подвиг и повелел князю Дмитрию Донскому идти на врага бестрепетно. За много верст от Куликова поля Сергий пребывал в молитве и , выйдя из церкви, провозгласил о великой победе, одержанной русскими воинами. Откуда стало известно Сергию об этом , остается загадкой. Историк В.О.Ключевский писал: «Ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы..., а вернулись единым русским народом! И все это благодаря Сергию Радонежскому!» - Что же такое совершил Сергий и можно ли это назвать подвигом? Ведь старец даже не был на поле сражения? Прежде чем ответить, посоветуйтесь друг с другом. (Выслушиваем ответы ) - Подвиг его в другом : он пробудил дух русского народа, доверие к своим силам, вдохнул веру в будущее. Он настоящий герой.
( Физминутка )
Притча о герое
- Никак не пойму, учитель, почему человека считают героем? – спросил юноша. – Что в нем особенного? -Ничего, он такой , как и все. - Тогда почему один человек – герой, а другой- нет? – удивился юноша. – Что он такое сделал? - Он сделал то, чего боялись и не хотели делать другие люди, - ответил учитель . - Но на войне многие совершают подвиги, - сказал юноша задумчиво. - На войне героем быть проще. Гораздо труднее им быть в мирное время, - ответил мудрый учитель . Филун Джарин Найдите и подчеркните в тексте вопросы для размышления. А группа *** составит и запишет свои вопросы к тексту Давайте вспомним начало урока. Я спрашивала вас о том, можно ли встретиь героев сейчас, в наше время и в нашем городе, в нашем Калининском районе? Что вы теперь думаете по этому поводу? Ребята и их родители приготовили для нам небольшие кинозарисовки. Давайте посмотрим.
Видеоряд «Улицы Калининского района»
- Ребята, вы узнали эти улицы? Многие из вас проходят по ним несколько раз в день.
А кто из вас знает, почему эти улицы названы именами этих людей? Послушайте внимательно выступающих и будьте готовы записать ответ на вопрос: «В чем заключается подвиг Гребенщикова и Краузе?» Сообщение учащихся Ул. Краузе и ул.Гребенщикова расположены в Калининском районе, на микрорайоне Родники. Они получили свои названия в честь новосибирских пожарных, погибших при исполнении служебного долга в 1999г. На ул. 25 лет Октября загорелся жилой дом. Старшие сержанты , Краузе и Гребенщиков, сотрудники специального отряда по тушению крупных пожаров получили приказ: обследовать задымленное помещение, там могли еще оставаться люди. Рискуя жизнью, они вошли внутрь, обследовали квартиру и нашли в полу люк. Когда они открыли его, прогремел мощный взрыв. Как выяснилось позже, в погребе хранились канистры с огнеопасной жидкостью. Вячеслав Краузе и Андрей Гребенщиков получили сильнейшие ожоги. Врачи боролись за их жизнь, но оказались бессильны. Пожарные были награждены посмертно Орденами Мужества. Ребята, где вы искали информацию о Гребенщикове и Краузе? Как вы с ней работали? Запишите, в чем заключается подвиг пожарных? - Подвиг их в том, что они, не дрогнув, шагнули в огонь и выполнили приказ командира. Никто не может заставить человека рисковать своей жизнью. Такое решение может принять только сам человек.
Выполнять свою работу каждый день, добросовестно , как бы ни
было трудно, - вот самый обыкновенный подвиг.
3.
Заключительный
(оценочно-
рефлексивный)
этап
Рефлексия.
Итак, ребята, перед нами только что зажглась звезда по имени Подвиг. Давайте подпишем лучи этой звезды качествами , которыми обладают герои. Работа в парах. Если вам трудно собраться с мыслями, перед вами на партах лежат карточки - подсказки. Давайте наклеим наши звезды на портреты героев, о которых мы сегодня сказали столько прекрасных и нужных слов, чтобы никогда не забывать людей, совершивших подвиг ради нас с вами, ради нашей жизни, ради нашего
1 ряд
2 ряд
3 ряд
смелость храбрость решимость бесстрашие доблесть мужество стойкость спокойствие отвага дерзость неустрашимость героизм стоицизм твердость непоколебимость рассудительность непреклонность несгибаемость молодечество отвага твердость духа удальство безбоязненность выносливость
настоящего и будущего . Итоги урока: Так какой же знак препинания мы поставим в конце предложения
«В жизни всегда есть место подвигу…»?
Может , кто-нибудь изменил знак препинания, который он поставил в начале урока? ( здесь можно провести такой интерактивный прием как «голосование ногами»: ребята разбиваются на группы, обсуждают свой вариант ответа , выбранный ученик озвучивает его. затем дается еще одна минута на обдумывание, и если кто-то перешел из одной группы в другую, то он должен сказать , почему изменил свое мнение ) Вы уже умеете составлять синквейн. Я думаю, что каждый из вас , используя материалы сегодняшнего урока может составить синквейн на тему « Подвиг» или «Герой». ( под негромкую музыку пишут свои работы ) Выслушиваем синквейны учащихся. Обсуждаем, корректируем написанное Наш урок подошел к концу. Как вы себя чувствовали: было вам интересно или трудно? Нарисуйте на квадратиках бумаги ( они у вас на партах): ! – мне все было понятно и интересно на уроке . - я знал это все раньше. ? - я не задумывался над этими вопросами до сегодняшнего урока Оценивание работы на уроке. Д/З ПУ - написать рассуждение- миниатюру « В жизни всегда есть место подвигу» по памятке : 1.Тезис- В жизни всегда место подвигу, потому что …… 2.Аргумент - Рассказ о человеке, совершившем подвиг. 3.Вывод- Почему мы можем назвать этот поступок подвигом? БУ- найти с справочниках , СМИ, Интернете информацию о герое наших дней, представить ее в виде небольшого сообщения. Всем спасибо за урок. До свидания!
9. Дополнительные материалы (при необходимости)
Толковые словари , этимологический словарь школьника Материалы программы и рабочей тетради по патриотическому воспитанию « Дорогою героев» Портреты героев , презентация о Сергии Радонежском, видеоролики « Что такое подвиг», «Улицы Краузе и Гребенщикова»
В раздел основное общее образование

