"Финикия"
Конспект урока истории
Автор: Бахтина Елена Борисовна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №5 им. К.П.Феоктистова, г.Воронеж
В раздел основное общее образование
План-конспект открытого урока истории в рамках «Декады истории» для учителей МБОУ
СОШ №5 и студентов-практикантов гуманитарного факультета ВГПУ. и презентации
авторского пособия «Путешествие альфиков и бетиков в мир древних цивилизаций».
Разработчик УМК и конспекта урока: Бахтина Елена Борисовна, учитель ВКК МБОУ СОШ
№5 им. К.П.Феоктистова г.Воронеж, кандидат исторических наук
Тема урока
:
«Финикия»
1.
Дата проведения
:
20 января 2015
2.
Класс: 5 «Б» класс
3.
Тип урока
: изучения нового материала, вид урока урок логического мышления; используемые технологии: проблемная, игровая,
4.
Форма урока: игра – историческое межгалактическое путешествие
5.
Цель урока
: дополнить представления о Древнем Востоке, усвоить специфику развития одной из ранних морских цивилизаций – Финикии.
6.
Задачи урока
.
7.
Предметные: знать опорные понятия, сравнивать географическое положение, социально - экономическое, политическое и культурное развитие. Метапредметные: извлекать информацию из основных и дополнительных источников, уметь сравнивать уровень развития цивилизаций, уметь определять взаимосвязь между спецификой природно-климатического развития и уровнем развития цивилизации. Личностные: давать личностную характеристику изучаемому, оценивать с личностных позиций деятельность финикийцев и их роль в истории человечества;
8.
Используемые учебники и учебные пособия
: учебник «История Древнего мира» под ред. Андреевской.. -М., «Вентана –Граф», 2013.
9.
Используемое
оборудование
: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, авторская презентация Power Point, учебник, раздаточный материал, наградные медальки, карта «.Цивилизации Древнего Востока..Финикия» ,предполагается возможность выхода в интернет у каждого участника, учебники.
10. Основные понятия
: морская цивилизация, культурные достижения, алфавит, колония, метрополия
11. План изучения нового материала
1.Природно-географическое положение Финикии
2.Основные занятия финикийцев
3.Финикийская колонизация
4.Культурные достижения финикийцев
11.Структура урока:
1) Оргмомент
2)Актуализация знания
3)Выявление противоречия, выявление проблемы и ее постановка
4)Решение проблемы
5)Рефлексия
6)Домашнее задание
12
Ход урока
:
1.Оргмомен
т. Участники занимают места, поделившись на две команды.
2.Актуализация знания.
.
Голос за кадром: «В далекой-далекой Галактике, на далекой-далекой
планете жили - были альфики и бетики и были они очень любознательными. Их уважаемого
учителя звали Ино.
Деятельность учителя
Ино
.
Приветствует учащихся, предлагает их вниманию большую
морскую раковину: «Здравствуйте, альфики и бетики. Эту раковину я достал у берегов
загадочной древней страны. На языке местных жителей их страна называлась Пурпурная. Мой
звездолет потерпел там крушение. По объективным причинам я не успел довести до конца свое
исследование. Но вы должны довести до конца начатое мной. Необходимо только вспомнить
пароль доступа на корабль. Для этого соберите зашифрованное обобщенное понятие, связанное
c историей всех стран и народов Земли и означающее особый этап социокультурного развития.
Альфики и бетики собирают на мультимедийной доске пароль - «цивилизация».Учитель
поощряет команду, первой определившей пароль. Вручает каждому букву Ф. Затем
учитель Ин выдает каждой команде кубик с заданием: «Узнать какими были финикийцы и
какую роль они сыграли в истории землян». Читает миф «Похищение Европы».Давайте
совершим путешествие на родину принцессы Европы.
3. Выявление противоречия, выявление проблемы и ее постановка. Про эту страну говорят по-
разному. Одни утверждают, что это Родина пиратов и разбойников, кто-то, что это родина
отважных мореходов, древних изобретателей, ловких торговцев. Как же мы определим
проблему, над которой будем работать. Сами участники определяют проблему: «Какова роль
финикийской цивилизации в истории?»
Команды готовы? Капитаны альфиков и бетиков получите Маршрутные листы для полета в
страну Ханаян, Пурпурную, Финикию.
4.Решение проблемы
Маршрутный лист альфиков и бетиков / появляется у каждого члена команды на ПК/.Работа
осуществляется с опорой на учебник
1.Карта Финикии
A:запишите название крупнейших городов в
свои маршрутные листы, какое государство
находится здесь сегодня
B:сравните
географическое
положение
с
Египтом и Междуречьем
Вывод:
Это морская цивилизация, а не речная
A:укажите
особенности
положительные
и
отрицательные особенности Финикии
B:какими могли быть занятия финикийцев
Вывод:
почвы малоплодородные, земли и пресной
воды
не
хватало,c/х
не
очень
развито,
развиты ремесла, торговля, мореходство
2.Работа с источниками
A:изучите отрывок из научно-популярной
литературы,
характеризующий
корабли
финикийцев
Слайд «Финикийская торговля»
B:
изучите отрывок из научно-популярной
литературы,
характеризующий
предметы,
которыми торговали финикийцы
Вывод:
боевые биремы развивали высокую скорость
продавали: пурпурные ткани, стекло, рабов;
покупали ливанский кедр, зерно
Видео о производстве пурпурной краски
охарактеризовать процесс производства
3.Работа с источниками
A:B:Плиний
Старший.
Технология
производства краски
Вывод:
Для
производства
1
грамма
краски
требовалось
10000
моллюсок.
Это
очень
трудоемкое занятие.
Путешествуя по миру, финикийцы основали
колонии-поселения.
A: назовите их.
B: где они располагались?
Вывод:
Большинство
колоний
располагались
в
Африке, заходили они и в Черное море,
выходили в океан. Какие города находятся на
месте финикийских колоний?
Параллельно финикийцы
A: занимались работорговлей и пиратством
B;Изобрели алфавит
A: B; почему алфавит смог заменить другие
системы письма и какую роль он играет?
Вывод:
Финикия - морская цивилизация. Главными
культурными
достижениями
финикийцев
является
создание
морских
судов,
что
означало
радикальный
переворотв
кораблестроении,
алфавит
усиливший
международные
связи,
географические
карты, стекло. Этот народ нес не только зло,
но и добро соседним народам.
Совместно заполненные Маршрутные листы распечатываются и раздаются каждому
участнику.
Адьфики и бетики прощаются с Землей и докладывают о выполненном задании Учителю,
который следил за их работой и выносит решение, с учетом самооценки и мнения участников
экипажа.
Рефлексия. «Свободная трибуна ».
Д/З: Посмотреть видеоролик «В поисках финикийцев», выполнить задания к/к, написать
стихи о финикийцах, нарисовать сценки из их жизни, задание повышенной сложности:
почему финикийцы не создали империи?
Поют песенку: Альфики и бетики напевают песенку,
Альфики и бетики в гости к вам летят.
Альфики и бетики -знатоки истории.
Альфики и бетики получают «Пять»!
В раздел основное общее образование