Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проектная деятельность по литературе" (8 класс)

рабочая программа

Автор: Беляева Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №1, город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область



В раздел основное общее образование





Рабочая программа по внеурочной деятельности курс «
Проектная деятельность по литературе
»
на 2015 - 2016 учебный год




классы 8
Составитель:
С.А. Беляева, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г. Ленинск-Кузнецкий 2015 1

Пояснительная записка
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи, возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Литература – школьная дисциплина особой значимости. Она направлена прежде всего на получение знаний о «языке» произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, понимания, выражения себя в слове, а также на развитие эмоциональной сферы личности, ее воображения и образного мышления. Именно через литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственного и эстетического опыта русской и мировой культуры. Знакомство с литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют учащимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений человечества о самом себе. Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса, отраженного в приоритетном национальном проекте «Образование». Основная цель работы с одарёнными детьми – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Цель
проектной деятельности: приобщение учащихся к интеллектуально творческой деятельности по выдвижению и реализации в научных исследованиях творческих идей; формирование навыков исследовательской работы в процессе проектной деятельности; развитие 2
коммуникативных способностей, создание условий для расширения среды общения. Цель проектной деятельности определяет
задачи
курса: 1) формировать умения выдвигать идеи, видеть проблемы, ставить цели и формулировать задачи, выдвигать гипотезы, ставить вопросы, формулировать предположения, обосновывать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельности, проводить эксперимент, самоанализ и рефлексию; 2) развивать умения осуществлять поиск, обработку и структурирование информации, представлять её в различных формах; 3) совершенствовать умения строить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, выбирать способ и форму наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, подготовить письменный отчет о проделанной работе; 4) развивать умения объяснять, доказывать, защищать свои идеи, слушать и понимать других, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Основные методы и технологии: развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; информационно-коммуникативная технология. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. Главным ориентиром результативности программы является показатель участия школьников в научно-практических конференциях различного уровня.
II. Общая характеристика курса


Курс «Проектная деятельность по литературе» предназначена для обучающихся 8 класса средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных детей. Проекты различных направлений служат продолжением урока и 3
предусматривают участие школьников в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (норой путем самообразования). Курс направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся - способности осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) и коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира н воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Программа курса включает в себя как теоретический, так и практический материал. При планировании теоретических занятий используются циклы в соответствии с разделами литературоведения: занятия по изучению теории литературы, анализу и интерпретации художественного текста. Причем в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе литературы. Практический материал занятий основан на анализе проектной деятельности прошлых лет, заданий творческих и интеллектуальных конкурсов. Курс поможет скорректировать и углубить имеющиеся знания по предмету, обучить составлению проекта, систематизировать знания, выработать целостный взгляд на предмет, развить творческую активность и инициативность, повысить ИКТ компетенции.
III. Описание места курса в учебном плане
Рабочая программа курса «Проектная деятельность по литературе», предназначенная для учащихся 8-х классов рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Программа курса соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы. В основе практической работы данного курса лежит освоение различных заданий по выполнению научных исследований.
IV. Содержание тем курса

1.Введение (3 часа)
Что такое проект. Знакомство с целями, структурой и задачами данного курса. Формирование общих представлений о проектной деятельности по литературе.
2.Выбор проблемы исследования (3 часа)
4
Выбор темы проекта. Выявление проблемы и цели данного проекта. Обсуждение структуры проекта. Составление плана работы.
3. Поиск информации по теме проекта (15 часов)
Изучение литературы по теме, формирование практических навыков с научной литературой. Знакомство с получением научной информации в сети Интернет. Поиск информации в официальных источниках. Работа со справочной литературой.
4
.
Анализ и обработка собранных материалов (10 часов)
Обработка собранных материалов. Обсуждение результатов работы в группе. Формирование умения делать выводы на основе полученных результатов. Знакомство со структурой содержания исследовательской работы. Работа над созданием текста проекта. Оформление, знакомство с приложением. Подбор иллюстративного материала. Составление тезисов. Обучение, создание презентации проекта.
5. Презентация исследовательской работы (2 часа)
Пробная защита проекта. Представление исследовательской работы на научно- практической конференции.
6
.
Анализ и самооценка работы (1час)
Анализ выступлений на конференции. Оценка и самооценка работы. 5
№ занятия Наименование тем разделов, уроков Кол-во часов теория практика Общее кол-во часов
1. Введение

3
1 -3 Введение. Что такое проект. Знакомство с целями, структурой и задачами данного курса. Формирование общих представлений о проектной деятельности по литературе. 1 2
2. Выбор проблемы исследования

3
4-6 Выбор темы проекта. Выявление проблемы и цели данного проекта. Обсуждение структуры проекта. Составление плана работы. 1 2
3. Поиск информации по теме проекта

15
7-9 Изучение литературы по теме. 3 10- 12 Формирование практических навыков с научной литературой. 3 13 - 18 Знакомство с получением научной информации в сети Интернет. 2 4 19-20 Поиск информации в официальных источниках. 2 21 Работа со справочной литературой. 1
4. Анализ и обработка собранных материалов

10
22 - 25 Обработка собранных материалов. Обсуждение результатов работы в группе. 4 26 Формирование умения делать выводы на основе полученных результатов. 1 27-28 Знакомство со структурой содержания исследовательской работы. 2 29 Работа над созданием текста проекта. Оформление, знакомство с приложением. Подбор иллюстративного материала. 1 6
30 Составление тезисов.
1
31 Обучение созданию презентации проекта.
1

5. Презентация исследовательской работы

2
32 Пробная защита проекта.
1
33 Представление проекта на научно-практической конференции.
1

6. Анализ и самооценка работы

1
34 Анализ выступлений на конференции. Оценка и самооценка работы.
1
7

VI. Требования к результатам освоения курса

«Проектная деятельность по литературе»
Данный курс позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью. Практические умения, которыми должны овладеть учащиеся по окончанию курса: 1. Овладеть разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, в том числе умениями свободно работать с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику; адекватно воспринимать язык средств массовой информации, овладеть навыками редактирования текста, создания собственного текста; 2.Приобрести практические умения, необходимые для создания компьютерной презентации на основе авторской среды POWER POINT, для использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий при обработке, передаче, систематизации информации, создании баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; 3.Приобрести опыт подготовки и проведения публичных выступлений (высказывание, монолог), следования этическим нормам и правилам ведения скрытого диалога с аудиторией; 4.Научиться выстраивать свою деятельность по проектной технологии: самостоятельно приобретать и применять знания; вести планирование и сбор материала, формулировать и доказывать свою точку зрения, выступая перед аудиторией; 5.Реализовать предоставленную им возможность развития познавательного интереса к изучению и применению ИКТ в учебной «и профессионально ориентированной деятельности; 6.Совершенствовать свои творческие способности, связанные с развитием речи, чувства стиля, художественного вкуса, с умением работать в исследовательской группе и формулировать свои взгляды. П 8

VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

1. Мультимедийное оборудование
1.1 Компьютер 1.2 Проектор 1.3 Телевизор с DVD-проигрывателем
2. Учебно-методический комплект по курсу
2.1 Научно-популярная литература для организации самостоятельной работы обучающихся; 2.2 Научно-популярные книги по литературе для внеклассного чтения; 2.3 Научно-методическая литература; 2.4 Учебные пособия по литературе; 2.5 Словари школьного типа и справочная литература.
3. Дидактический материал
3.1.Сборник дидактических материалов по литературе; 3.2 Раздаточный материал; 3.3 Видеофильмы по литературе; 3.4 Мультимедийные обучающие программы (серии «Кирилл и Мефодий»); 3.5 Мультимедийные презентации по всем разделам литературы.
4.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
4.1 Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. – М.: Просвещение, 2010. 4.2 Новикова Т.К. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2014. – № 7. 4.3 Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность школьников. – Волгоград : «Учитель», 2012.

4.4 Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос, 2012. 9



Приложение

Календарно-тематическое планирование



урок

а

Дата

проведения

Тема урока

Кол-во

часов

Формы

контро

ля

Исполь

зование

ИКТ

Примеч

а

ние

план.

факт.

1.

Введение (3ч.)
1 Что такое проект. Знакомство с целями, структурой и задачами данного курса. 1 2-3 Формирование общих представлений о проектной деятельности по литературе. 2 Практи ка
2.Выбор проблемы исследования (3 часа)
4 Выбор темы проекта. Выявление проблемы и цели данного проекта. 1 5-6 Обсуждение структуры проекта. Составление плана работы. 2 Практи ка
3. Поиск информации по теме проекта (15ч)
7-9 Изучение литературы по теме проекта. 3 10- 12 Формирование практических навыков работы с научной литературой. 3 Практи ка 13- 14 Формирование исследовательских умений. 2 Электр. презен. 15- 16 Знакомство с получением научной информации в сети Интернет. 2 Практи ка 17- 18 Сбор языкового материала. 2 Практи ка 19- 20 Поиск информации в официальных источниках. 2 21 Работа со справочной литературой. 1
4. Анализ и обработка собранных материалов (10)
22- 23 Обработка собранных материалов. 2 24- 25 Обсуждение результатов работы в группе. 2 Практи ка 26 Формирование умения делать выводы на основе полученных результатов. 1 Электр. .презент. 27- 28 Знакомство со структурой содержания исследовательской работы. 2 10
29 Работа над созданием текста проекта. Оформление, знакомство с приложением. Подбор иллюстративного материала. 1 Практи ка 30 Составление тезисов. 1 Практи ка 31 Обучение созданию презентации проекта. 1 Практи ка Электр. презент.
5. Презентация исследовательской работы (2ч)
32 Пробная защита проекта. 1 Электр. презент. 33 Представление проекта на научно- практической конференции. 1
6. Анализ и самооценка работы (1ч)
34 Анализ выступлений на конференции. Оценка и самооценка работы. 1 11


В раздел основное общее образование