"Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой"
мастер-класс
Автор: Грязнов Юрий Анатольевич, учитель физической культуры, МБОУ лицей села Хлевное, Хлевенский район, Липецкая область
В раздел основное общее образование
(СЛАЙД №1)
Грязнов Юрий Анатольевич
(учитель физической культуры)
«Система работы по организации образовательного пространства,
направленного на формирование положительной мотивации учащихся
к занятиям физической культурой»
(из опыта работы)
Условия возникновения опыта:
Демократические преобразования и изменения, вызванные реформированием российской системы образования, касаются и физкультурного образования детей. На образование возложена надежда государственной политики по формированию культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры. В рамках Послания Президента РФ 12.12.2012г. В.В.Путин сказал
(СЛАЙД №2)
: «Мы вместе обязаны преодолеть безответственное отношение общества к вопросам здорового образа жизни. Больше внимания следует уделять сбережению здоровья, развитию физической культуры и спорта среди молодого поколения…. Именно в школьном возрасте закладываются привычки и интересы, и нужно их правильно сформировать». Приоритетным становится не просто физическое развитие ребенка, приобретение им различных умений и навыков, а формирование физической культуры личности, воспитание потребности в здоровом образе жизни, ориентация на сознательное укрепление здоровья путем повседневных занятий физическими упражнениями.
(СЛАЙД №3)
С одной стороны
, образовательная политика государства направлена на эффективное использование ресурсов школы для занятий физической культурой и спортом, на формировании физически здоровой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
С другой стороны
, из-за популяризации телевидения и интернета, возрастания объема учебной нагрузки, современные школьники все меньше двигаются, больше сидят за компьютерами, увеличивая нагрузку на глаза, усугубляя нарушения осанки, недостаточное количество времени проводят на свежем воздухе. Работая с детьми, заметил снижение уровня положительной мотивации к занятиям спортом, и как следствие уменьшение у них интереса к урокам физкультуры, к здоровому образу жизни и к здоровью, как личной ценности.
Таким образом,
возникла необходимость изучения аспектов мотивации школьников, поиска и внедрения новых форм и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес к урокам физической культуры, создать положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность учащихся.
Актуальность опыта:
Считаю, что эта проблема имеет
особую актуальность,
так как м отивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. От того, насколько развита мотивация к занятиям, во многом зависит эффективность обучения, уровень достигнутых учащимися результатов, а значит и их развитие в целом. Успешность решения этого вопроса во многом зависит от того, как организована работа учителя и учащихся на занятиях, от методов и средств, используемых учителем. Главная задача организовать урок, внеурочную и внеклассную деятельность так, чтобы вызвать интерес у детей к занятиям физической культурой и к окончанию школы подготовить физкультурно-образованных и хорошо физических развитых молодых людей.
(СЛАЙД №4)
Актуальность данной проблемы определила выбор
темы
моего педагогического
опыта:
«Система работы по организации образовательного пространства,
направленного на формирование положительной мотивации учащихся к
занятиям физической культурой».
Длительность работы над опытом:
2
Работа по формированию положительной мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках физической культуры была начата в 2012 г. Было выбрано направление работы, определены её перспективы.
Диапазон опыта:
Диапазон опыта охватывает организацию деятельности по физической культуре в единой системе «урок – внеурочная деятельность - внеклассная работа».
Новизна опыта:
Новизна опыта заключается в создании системы работы и условий для формирования положительной мотивации и интереса учащихся к занятиям физической культурой , для повышения уровня физической подготовленности и физического здоровья школьников на современном этапе модернизации школьного образования.
Технология опыта:
(СЛАЙД №5)
Цель опыта
: поиск средств, повышающих уровень мотивации школьников к занятиям физической культурой, и создание условий для формирования и поддержания устойчивого интереса к спортивной деятельности. Для достижения поставленной цели определил решение следующих
задач:
1. Изучить научно-методическую литературу. 2. Исследовать мнение учащихся по вопросу мотивации и отношению к занятиям физической культуры. 3. Разработать и обосновать эффективность выбора средств, форм и методов по формированию положительной мотивации учащихся к занятиям спортивной деятельности, через урок – внеурочную деятельность – внеклассную работу.
(СЛАЙД №6)
3
На первом этапе
мной изучалась научно-методическая литература и состояние проблемы на практике. Вопросами формирования мотивационной сферы учащихся занимались такие ученые как В. Г. Асеев, Р. А. Жданова, В. С. Ильин и другие. Анализ научной литературы по проблеме позволил мне выяснить: 1) уровни ее разработанности, 2) определить основы опытно-экспериментальной работы и 3) выделить условия, способствующих формированию познавательных мотивов. В практике же я использовал методику по изучению и формированию мотивации учения школьников Марковой А.К., включающую изучение мотивации учащихся, планирование ее развития и контроль над этим процессом.
На втором этапе
определились экспериментальные способы изучения мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также исследовалось мнение учащихся по вопросам мотивации к урокам физической культуры в школе. С этой целью мною было проведено
анкетирование
. Всего было задействовано 53 учащихся 3-го, 6-го, 9- го классов. Анкетирование носило сравнительный характер и проводилось с
целью
выявления: -субъективного отношения учащихся к урокам физической культуры в школе, -особенностей формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей разного школьного возраста. В
результате
анкетирования было получены следующие данные: 1. Подавляющее большинство учащихся ответили, что им нравятся уроки физической культуры (93%, 68%, 65%). 2. На вопрос: «Почему вы посещаете уроки физической культуры в школе?» 2.1.Учащихся 3 класса выбрали большинство следующие варианты ответов: - удовлетворить свою потребность в движении; - отдохнуть от занятий в классе; - получить положительные эмоции. 2.2. Большинство шестиклассников выбрали следующие варианты ответов: - проверить свои силы, испытать себя; 4
- пообщаться с одноклассниками в условиях соревнований и игр; - укрепить здоровье. 2.3. Большинство девятиклассников выбрали такие варианты ответов: - укрепить здоровье; - улучшить настроение, самочувствие, получить положительные эмоции; - поддержать и скорректировать фигуру. По итогам анкетирования сделал
вывод
: мотивация учащихся носит исключительно возрастной характер, в зависимости от ведущего вида деятельности и зависит от следующих факторов: потребностей детей; личности учителя физической культуры, его педагогического мастерства; особенностей воспитательной работы в классе, в семье; от физической и технической подготовленности учащихся и от уровня их физического развития; от условий образовательной среды.
На третьем этапе
я осуществил подбор форм, методов, средств физического воспитания, которые позволили бы формировать положительные мотивы к урокам физической культуры школьников, повысить уровень физической подготовленности и физического развития и, как следствие, укрепить здоровье школьников. Я понимаю, что формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой может быть достигнуто за счёт использования как традиционных, так и инновационных образовательных
технологий
, вовлечения учащихся во внеурочную и внеклассную деятельность, поэтому в своей работе использую следующие технологии:
(СЛАЙД №7)
1.
Технология дифференцированного обучения
5
На урок приходят дети разного уровня физической подготовленности, разного уровня обучаемости и состояния здоровья, а требования федерального государственного стандарта по усвоению учебного материала для всех одинаковы. Средством решения данной проблемы выбрал технологию дифференцированного обучения, которая предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Например, ( по группам здоровья). Учащиеся основной группы на уроках лёгкой атлетике развивают выносливость в кроссовом беге, а учащиеся подготовительной группы - выполняют оздоровительный бег, в сочетании с ходьбой. Так же, дифференцированно подхожу к выставлению отметки по физической культуре. Учитываю как результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение, учитываю так же и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Все отметки обязательно аргументирую.
(СЛАЙД №8)
2.
Игровые технологии
помогают в моей работе повышать интерес к занятиям физической культурой, создать ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, что естественно стимулирует деятельность учащихся, побуждает детей к творческому самовыражению. Важнейшей особенностью игровых технологий на уроках физкультуры является связь с другими предметами.
(СЛАЙД №9)
3.
Технология сотрудничества
дает возможность организовать образовательный процесс в совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Данная технология работы в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. 6
Например: на уроке гимнастики группам дается задание построить спортивную пирамиду. В группе 5 человек, с разным уровнем физической подготовленности. Работа может быть построена следующим образом: более подготовленный ученик выбирает для показа сложное упражнение и руководит работой группы; три других ученика в связке с первым демонстрируют задание, а менее подготовленный ученик поддерживает и страхует учеников, осознавая, что это очень важное и ответственное задание.
(СЛАЙД №10)
4.
Информационно-коммуникационные технологии
позволяют открыть моим учащимся широкий доступ к учебной, методической и научной информации по предмету, становится возможным моделирование исследовательской деятельности. Интерактивные презентации разной направленности: викторины, тесты, кроссворды, ребусы, обширный теоретический материал помогают мне сделать учебно- воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Использование информационных технологий дает мне возможность разнообразить домашние задания, что способствует творческому развитию детей. Также, я активно использую компьютерную технику в качестве контроля, коррекции и тестирования учащихся.
(СЛАЙД №11)
5.
Технология проблемного обучения
(Дж. Дьюи), на мой взгляд, наиболее соответствует требованиям времени: обучать ─ исследуя, исследовать ─ обучая, где ученик становится активным участником собственного обучения. Проблемное обучение на уроках физкультуры – это обучение решению нестандартных задач, ситуаций, в ходе которого учащиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и обеспечивает прочность приобретённых знаний, т.к. они добываются в самостоятельной деятельности. Например: При обучении метанию мяча на дальность, ученики, решая проблему как можно улучшить результат, предлагают способы решения данной проблемы.
(СЛАЙД №12)
7
6.
Здоровьесберегающие технологии
помогают мне осуществлять образовательный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении здоровья учащихся. На занятия со старшеклассницами использую элементы фитнес-технологий, такие как аэробику, шейпинг, которые являются действенным средством повышения интереса девочек к занятиям, способствуют повышению уровня физической подготовленности и укреплению здоровья будущих мам. Я считаю используемые мной технологии - комплексным инновационным процессом, основанным на изменениях ценностей в отношении мотивации учащихся к занятиям физической культурой, к учебной деятельности, к формированию здорового образа жизни и к своему здоровью. Данные технологии применялись мною на основе
системно - деятельностного
подхода, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Также я понимаю, что успех обучения, процесс вовлечения школьников в активную деятельность, выполнение поставленных целей зависит от способов их достижения, т.е.
методов обучения.
В своей работе, наряду с общепринятыми методами, д ля повышения интереса и активности учащихся использую
игровой, соревновательный, групповой методы
. На занятиях со старшеклассниками предпочтение отдаю методу
круговой
тренировки
, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен, он включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Он органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает мне эффективно организовать учебную деятельность. В своей работе, для проверки домашнего задания или контроля усвоения материала стараюсь применять
интерактивные методы
. Например, метод «Незаконченного предложения», или метод «Совместного проекта» применяю при работе в группе. Например, на уроках гимнастики учащиеся, работая в группах, составляют зачётные 8
комбинации из ранее изученных элементов на бревне и на акробатике. Потом демонстрируют их и предлагают учащимся другой группы повторить. Применяю также
фронтальный, групповой, индивидуальный методы
, использую различные варианты нагрузок и отдыха.
(СЛАЙД №13)
В результате моего творческого сотрудничества с учениками определились оптимальные
формы
организации образовательного пространства: уроки-турниры; уроки с групповыми методами работы; интегрированные уроки и др. В филиале я являюсь единственным учителем физической культуры, поэтому вся основная нагрузка по включению учащихся во все виды внеурочной и внеклассной деятельности лежит на моих плечах. Для меня стало традицией проводить такие
мероприятия
, как
(СЛАЙД №14)
: дни здоровья; соревнования между классами по футболу, пионерболу, лапте; личное первенство по настольному теннису; весёлые старты для учащихся 1-4 классов; «Президентские состязания»; «Здоровый школьник»; «Папа, мама, я - спортивная семья»; спортивные занятия с учителями. Использование разнообразных форм организации учебных и внеклассных занятий позволяет активизировать познавательную деятельность учеников, вовлечь их в образовательный процесс в качестве его субъекта. 9
Говоря о
результативности
моего опыта целесообразно начать с динамики учебной мотивации учащихся:
1.Позитивная динамика развития учебной мотивации
За последние 3 года по результатам анкетирования наблюдается положительная динамика мотивации к занятиям физической культурой. У учащихся начальных классов можно наблюдать стабильно высокий уровень мотивации, у подростков он повысился на 8%, а у старшеклассников - на 13%. Классы 2013 год 2014 год 2015 год 2 - 3 - 4 93% 95% 98% 6-7 68% 72% 76% 8-9 65% 78% 76%
2. Позитивная динамика качества освоения учащимися учебных программ
Качество освоения учащимися учебных программ по физической культуре так же повысилось на 4% и составляет 94% . Высокое качество освоения учащимися учебных программ свидетельствует о высокой позитивной мотивации к учению по физической культуре.
3.
Уве
лич
ение общего количества учащихся занимающихся в спортивной секции
За последние годы наблюдаю увеличение количества занимающихся в спортивной секции от общего числа учащихся 5-9 классов: Год Кол-во занимающихся в спортивных кружках и секциях 2013 22% 2014 32% 2015 34%
4.
Динамика участия обучающихся в олимпиадах по физической культуре
Год Уровень Качество 2013 100% 90% 2014 100% 91% 2015 100% 94% 10
Обучающиеся регулярно принимают участие в лицейских и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады по физической культуре, где неоднократно становятся победителями и призёрами: Год Школьный этап Муниципальный этап Количество участников Количество призёров Количество участников Количество призёров 2013-2014 17 5 5 5 2014-2015 12 6 6 4 2015-2016 7 7 6 6
5.
Достижения регионального уровня (СЛАЙД №15)
Год Победители и призеры соревнований регионального уровня 2014 3 место в прыжках в длину (Деменкова К.) 3 место в беге на 200м (Склярова Н.) 2015 1 место в прыжках в длину (Деменкова К.) 2 место в спортивном многоборье «Здоровый школьник» (Асламов И.) 2 место в метании гранаты областной военно- спортивной игры «Победа» (Бабин И.) Работая тренером – совместителем в детской спортивной школе, на базе филиала веду секцию по лёгкой атлетике, пропагандирую красоту, многообразие видов и полезность этого спорта. Веду активную работу с родителями по привлечению их детей в спортивные секции. Систематично довожу до сведения родителей мониторинг физического развития, успеваемость, спортивные успехи и результаты учащихся. Традиционным стало проведение «Дней здоровья» с участием родителей. Большое внимание уделяю вопросам самообразования, слежу за новинками методической литературы, читаю журналы «Физкультура в школе», «Здоровье школьника». С большим интересом посещаю открытые уроки своих коллег и семинары. 11
Выводы:
Анализируя результаты своей деятельности по теме, мною сделаны выводы о том, что формирование положительной мотивации учащихся достигается за счёт: самосовершенствования самого учителя и его личного примера; использования современных образовательных технологий; эффективных форм и методов организации образовательного процесса; вовлечения учащихся во внеурочную и внеклассную деятельность в различных формах; ориентации учащихся на результат деятельности; инноваций в содержании образования.
(СЛАЙД №16)
Перспективы
Перспективу дальнейшей работы я вижу: в продолжение исследований по данной теме, так как вижу необходимость внедрения в образовательный процесс работу с индивидуальными «паспортами» физического развития, физической подготовленности и спортивных достижений школьников, что будет являться наглядным «портфолио» успехов и мотивацией к занятиям физической культурой; в выявлении одарённых детей и создании условий для реализации их потенциальных возможностей; в подготовке школьников к успешной сдачи норм комплекса ГТО. 12
В раздел основное общее образование

