Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Тема малой родины в творчестве алтайских поэтов"

методическая разработка

Автор: Кальянова Наталья Николаевна, учитель литературы, Верх-Жилинская ООШ - филиал МБОУ "Косихинская СОШ", село Верх-Жилино, Косихинский район, Алтайский край



В раздел основное общее образование



«Верх-Жилинская основная общеобразовательная школа» - филиал МБОУ «Косихинская СОШ» Методическая разработка урока литературы «Тема малой Родины в творчестве алтайских поэтов» Автор-составитель:
Кальянова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2016 г
Введение Данный урок литературы разработан для 8-ых классов в соответствии с рабочей программой по учебному курсу «Литература», включающая региональный компонент. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 9-е издание:, – М.: Просвещение, 2010. Урок проводится в разделе «Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе».


Целью
методической разработки является организация деятельности учащихся по изучению творчества алтайских поэтов. Ведь одна из
немаловажных целей уроков литературы в школе – приобщение детей к духовной культуре родного края, формирования чувства гордости за свою Родину.
Актуальность и новизна
данной работы в том, что на уроке используются компьютерная презентация, которая представляет собой интерактивное пособие, выполненное учащимися. Использование на уроке информационно- коммуникативных технологий делает урок ярким, информативным, материал урока интересным и легким для восприятия. Урок литературы с презентационной поддержкой помогает воспринимать новую информацию не только на слух, но и визуально. С помощью этой программы оказалось легче организовать усвоение нового материала, самостоятельную и творческую работу. Решается проблема наглядности, эстетичности, аккуратности. Сочетание различных видов работы на уроке с использованием ИКТ является важным элементом повышения мотивации учащихся, помогает сохранить интерес к предмету, открывает ребёнку мир культуры, повышает работоспособность обучающихся, позволяет значительно сэкономить время на уроке. На уроках литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно – информационный материал.
Урок «Тема малой родины в творчестве алтайских поэтов»

Цели:
Образовательные:  обогатить знания учащихся о литературе родного края;  помочь детям представить личность и творческую судьбу поэтов. Развивающие:  развивать эмоциональное восприятие художественного текста;  развивать умение выразительно читать стихотворный текст;  развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; 2
 развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности. Воспитательные:  пробудить у учащихся осознанное чувство любви к малой родине;  воспитывать читательскую культуру школьников.
Оборудование и наглядный материал:
 Книжная выставка "Поэты Алтая"  Мультимедиа проектор  Компьютер  Презентации учащихся о поэтах Алтая  Песня "Село моё неброское, сибирское село" на стихи алтайского поэта Н. Черкасова и на музыку алтайского композитора М. Старикова  «Песня о далёкой Родине» на стихи Роберта Рождественского
I.

Оргмомент.

II. Целеполагание. Мотивация.
Работа с эпиграфом урока. Поэзия без родины и без земли под ногами – все равно, что птица без гнезда! (Расул Гамзатов) - Ребята, о чём мы сегодня на уроке будем говорить? - Любите ли вы читать стихи о родине? -Как вы думаете, для чего они существуют? Зачем огромное количество поэтов и писателей посвящают родине свои произведения?
III. Слово учителя.
Русь, Россия, Родина… Чувство Родины — важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие Отечество расширяют до границ всего государства. Но есть у каждой реки маленький ключик, от которого все начинается. Таким 3
ключом является малая родина. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества. Только человек, любящий свою малую Родину, свой отчий дом сможет соединить чувство любви к малой родине с чувством любви к родине большой, к России. Завари листом смородины Чай и утренней душой Сам поймёшь: без малой родины Нет понятия – большой. Г.Панов Среди тем, составляющих основу творчества художника, значительное место занимает тема малой родины. Край, в котором родился и вырос, - его природа, люди – не может не волновать, не пробуждая воспоминаний и чувств, выраженных в произведениях изобразительного искусства, в музыке, в поэзии и прозе. Приходилось ли кому-нибудь наблюдать за летней дорогой, ведущей от дома к реке или стадиону, и видеть, как петляют тропинки, создавая неповторимые дорожные узоры, как на обочине трава-мурава, словно мастерица-вышивальщица, обозначает контуры движения пешеходов? Слушал ли кто-то тишину раннего утра на речном берегу, когда хочется упасть, обнять руками землю, словно прижаться к груди матери и затаить дыхание? Испытывал ли силу «очей очарованья» золотой алтайской осени? Близка ли слуху зимняя симфония «хрустящих» по снегу шагов, таинственного шёпота лыж и звенящего бега коньков? Случалось ли кому- либо переживать радость пробуждения природы с наступлением весны, когда появляется потребность прижать ладонь к земле и соизмерить ритмы весеннего половодья и пульс собственного сердца? Знакомы ли волнение, трепет, восторг, восхищение перед красотой природы и перед всем тем прекрасным, что составляет нашу гордость родимой землёй? Ощущал ли кто-нибудь себя вместе со своим домом частью этого огромного манящего и открытого мира, который мы называем родным краем и который потому любим, бережём и созидаем? 4
Именно любовь к отчему краю стимулирует творческое вдохновение, становится для писателей, художников, музыкантов двигателем интереса к его жизни и предметом ярких художественных обобщений. Они по-особому близки и понятны человеку, выросшему на этой земле. Такое состояние поэтически выразил в своём стихотворении «На поле Ильичёвом» наш современник – алтайский поэт Геннадий Панов: Шумят в полях хлеба. И от хлебов светает. Завидная судьба – Родиться на Алтае…
IV. Знакомство с творчеством Геннадия Петровича Панова.
1. Сообщение учащ-ся. (Звучит песня "Село моё неброское, сибирское село". На экране появляются кадры, показывающие родное село Г.П. Панова, его дом, комнату и на фоне этого звучит голос поэта, читающий свои стихи") Судьба отпустила Геннадию Петровичу Панову только 50 лет. Поэт родился в 1942 году, а умер в 1992-ом. Он похоронен в селе Паново Ребрихинского района Алтайского края, где прошли его детские годы и юность. После окончания средней школы учился в Барнаульском педагогическом институте, работал в краевом агентстве "Союзпечать", редакции районной газеты "Знамя труда", на комбинате химических волокон, литературным консультантом газеты "Молодёжь Алтая", в краевом Доме народного творчества и Алтайском книжном издательстве. Первые стихи опубликованы в газете "Молодёжь Алтая" (1960), альманахе "Алтай" (1962), коллективном сборнике "Рабочий-поэт" (1963). Любовь к родным местам, к живущим здесь людям позволила Геннадию Петровичу при жизни создать замечательные сборники стихов: "доброта", "Застава", "Отрада", "Высокий полдень", "Тихий колокол", "Отчина", "Добрая воля", изданных на Алтае и в Москве. Эта поэзия по праву нашла отклик в сердцах читателей. В ней - сама жизнь. Г.П. Панов неоднократно избирался членом бюро краевой писательской организации, секретарём партбюро, членом редколлегии альманаха "Алтай". 5
В 1988 году избран членом ревизионной комиссии краевой писательской организации. Награждён медалью "За доблестный труд". В 1974 году Г.П. Панов удостоен звания Лауреата премии ленинского комсомола Алтая. Лауреат премии имени В.М. Шукшина. Член Союза писателей СССР и России. Литературные чтения имени этого известного на Алтае поэта проходят ежегодно в июне в с. Ребриха и в с. Паново. (На экране кадры с Пановских чтений на Алтае - открытие, известные алтайские поэты читают стихи, кадры с изображением школы, где учился Панов, парты, где сидел поэт, звучит песня на его стихи) 2. Слово учителя. Для Г. Панова с познания "малой" родины начинается и сама поэзия, и познание нашей великой Отчизны, и любовь к ней. Да ведь и любовь к людям, к народу не даётся человеку заранее, с его появлением на свет. Её истоки, её глубинные родники - с привязанности к матери, к отцу, к делам и заветам предков, ко всему тому, что окружает тебя со дней твоих первых осознанных шагов. 3. Выразительное чтение стихотворения из сборника "Русский складень" 4.Слово учителя. Стихи у Г.П. Панова рождаются в душе, вернее, вырываются из его души как бы сами собой, как первая струйка воды из глубинного родника. Поэт очень гордится своим селом. И не просто гордится, а ещё заявляет об этом во всеуслышание, не в пример иным людям, стесняющимся своего сельского происхождения. О своём родном селе Г. Панов пишет в стихотворении «Лесная грива. Крутояр. Река.» 5.Выразительное чтение стихотворения из сборника "Отрада». 6. Слово учителя. Патриотическая тема у Г. Панова развивается по двум направлениям. Одно из них - лирическое, второе - эпико-сказочное. Перед нами - взволнованный, страстный монолог, точнее - раздумья вслух. Автор окидывает взглядом не просто доступные обозрению близлежащие холмы, а все необъятные просторы нашей русской земли, и с любовью говорит о её славном прошлом и настоящем, о её замечательных людях. 7. Выразительное чтение отрывка из трилистника "Холмы и думы". 6

V. «Земной уголок» Леонида Семёновича Мерзликина.
1. Слово учителя. «Ты один у меня, мой земной уголок, с крутоярами синими, с тихими плёсами… Лишь закрою глаза – и снуют воробьи В конопляниках рыжих, у скирд скособоченных…» Так писал Леонид Семенович Мерзликин о своей малой родине – селе Белоярск, ныне Первомайского района, Алтайского края. 2. Сообщение учащ-ся о Л.С.Мерзликине. Презентация. Леонид Семенович Мерзликин родился в 1935 году в селе Белоярском. Родные края «с крутоярами синими, с тихими плёсами» стали источником его поэзии. В этой среде обитания его стихов гудят сосны над еланями, глядится в воду, как в зеркало, босоногая верба, одурманивает хмельным запахом конопля с чешуёй тёмных листьев, зовет к себе кушаком – большаком перехваченная степь. Но зрелые стихи у Мерзликина появились не сразу. Раньше он окончил культпросветшколу в Троицке, отслужил действительную службу в Советской Армии, поработал в Калманской газете, а в 1959 году поступил в Литинститут имени Горького, который окончил в 1964 году. Ещё, будучи студентом Литинститута, что случается не часто, издал в Москве, в издательстве «Молодая гвардия», первый сборник стихов «Купава». С тех пор в различных издательствах страны вышло ещё 12 поэтических сборников, последний – «Избранное» - посмертно. Помимо этого Леонид Семенович печатал многие стихи в периодических изданиях, в том числе, в журналах «Москва», «Сибирские огни», «Алтай», «Барнаул», во многих коллективных сборниках, в газетах «Литературная Россия», «Алтайская правда» и других. Леонид Мерзликин является членом Союза писателей СССР с 1965 года. 2. Слово учителя. Стихи Мерзликина почти всегда отличались философичностью, глубоким подтекстом. Выход каждой книги, будь то «Россия», «Таисья», «Лада», становился событием для любителей поэзии. Не случайно на Алтае он был избран королём поэзии. В его стихах о малой родине часто слышится тревога за судьбу деревни, за судьбу первозданной природы. Поэт уверен, что с насилием над 7
природой исчезает нечто большее, чем реки, леса и рощи. Так, обращаясь к кедру, он говорит: «Гудишь и шумишь в поднебесье, а рухнешь в смятенье ветвей, обидно – одно мелколесье взойдёт над могилой твоей». 3. Выразительное чтение стихотворения «Крутояры». 4. Слово учителя. Леониду Мерзликину не было нужды искать родину — она всегда цвела в его душе, в его поэтическом слове. «Села давнишний житель», он до смертного креста не изменил ему, с его «крутоярами синими, с тихими плёсами; живя постоянно в Барнауле, он всё время огля дывался сердцем и глазами на свой единственный «земной уголок».
VI. Малая родина в творчестве Владимира Башунова.
1.Сообщение учащ-ся о Башунове Владимире Мефодьевиче. Презентация. 2. Слово учителя. Перу Владимира Башунова принадлежит гимн Алтайского края. Но это не единственное, чем Владимир Башунов запомнился жителям нашего региона. Его стихи любят и помнят. Лучшее доказательство - Башуновские чтения. Многие считают его классиком алтайской литературы и сравнивают стихи Башунова с произведениями его кумира - Александра Пушкина, только в творчестве алтайского поэта громче всего звучали темы малой родины и семьи. По мнению его друзей и коллег, сегодня слишком мало издано книг Владимира Мефодьевича. Он поэт, которого должен знать каждый школьник. Не зря его стихи публиковали в Венгрии, Болгарии, Чехословакии, их перевели на украинский, алтайский и казахский языки. Башунов пришел в литературу из деревенской среды. Порою отмечалось, что его детство и юность состоялись в "ничем не приметном" селе Панфилово. Умаляется великолепная приметность: неповторимо прекрасное природное окружение. Стихи поэта рисуют картины родной природы, события, протекавшие то радостно, то беспокойно в таежном селе, вводят в круг людских забот, тревог и огорчений. Они исполнены чувства мягкой доброты, удивления перед красотой и многоликостью природы, радостью от общения с нею по праву "изначального родства". 3. Выразительное чтение стихотворения «Знаменка».
VII Поэтические строки о малой родине Роберта Рождественского.
8
1. Сообщение учащ-ся о Роберте Ивановиче Рождественском. Презентация. Рождественский Р. И. родился в Алтайском крае (с. Косиха) летом 1932 года. Отец, Станислав Николаевич Петкевич, до войны работал в НКВД, мать, Вера Павловна Федорова, была студенткой медицинского училища, совмещая учебу с работой в сельской школе. Когда Роберту было всего 5 лет, родители разводятся, а вскоре отец, будучи лейтенантом и командиром 257-го саперного батальона 123 стрелковой дивизии, погибает в Латвии в феврале 1945 году. В начале войны Веру Павловну призвали на фронт, и Роберт Иванович остается жить со своей бабушкой. Вскоре бабушка умирает, и мать решает взять его к себе, оформить его как «сына полка». Однако, проезжая Москву, Вера Павловна меняет свое решение, оставив сына в Даниловском детском доме. В 1945 году мать Роберта выходит замуж за Ивана Ивановича Рождественского, своего однополчанина. После чего Роберт и получил фамилию и отчество отчима, а вскоре они забирают сына в Кенигсберг, куда их отправляют по службе. После войны семья Рождественских переезжают сначала в Ленинград, а затем в 1948 году в Петрозаводск. В этом городе уже в 1950 году у Роберта Рождественского публикуются его первые стихи. В этот же год Роберт Иванович пытается поступить в Литинститут имени Максима Горького, но у него ничего не выходит. После неудачной попытки, дабы не терять время, Рождественский поступает на историко- физиологическое отделение Петрозаводского госуниверситета. Но в 1951 году будущий писатель опять пытается поступить в литинститут и ему это удается. После поступления Роберт Иванович уезжает в Москву. В 1955 году в городе Карелия издается его первое серьезное произведение - «Флаги весны». Еще через год выходит его первая поэма, под названием «Моя любовь». В этом же году во время практики на Алтае Роберт Рождественский знакомится со студентом Флярковским Александром, в соавторстве с которым выходит поэма «Твое окно». В 1966 году Рождественский стал первым обладателем премии «Стружских поэтических вечеров». 9
В 1972 году поэт награждается премией Ленинского комсомола, а после, в 1979 году он был удостоен получить Государственную премию. С начала семидесятых годов практически до самой смерти Роберт Иванович активно занимается творчеством: пишет стихи, песни, публикует книги. В этот период публикуются его книги: «За двадцать лет», «Голос народа», «Семидесятые», «Возраст», «Выбор, «Пересечение» др. Для многих людей Рождественский ассоциируется в первую очередь с любимыми песнями («Эхо любви», «Обещание», «Кораблик», «Старые друзья»), которые были написаны в творческом тандеме с Таривердиевым и Пахмутовой. Всего Роберт Иванович написал свыше 100 популярных песен, которые случают и любят до сих пор. В конце лета 1994 года (19 августа) Рождественский умирает от инфаркта в городе Москве. В том же году выходит последняя книга Роберта Ивановича «Последние стихи Рождественского». 2. Выразительное чтение стихотворения Р. Рождественского «Родился я в селе Косиха» Стихи Роберта Рождественского о родине наполнены теплом и ностальгией, любовью и некой романтикой. 3. Прослушивание песни на стихи Р. Рождественского

«Песня о далёкой Родине»
VIII. Лирические стихи Казакова Владимира Лукича.
1. Сообщение учащ-ся о Казакове Владимире Лукиче. Презентация. Казаков Владимир Лукич родился в с. Анисимово Тальменского района Алтайского края. Окончил Анисимовскую семилетнюю школу. До призыва в Армию учился в Осинниковском горном техникуме, работал на Киселевском госмашзаводе (Кемеровская область), и на барнаульском хлопчатобумажном комбинате. Службу проходил на Краснознаменном Балтийском (на крейсере "Свердлов"), Черноморском (на крейсере Орджоникидзе") флотах. Участвовал в нескольких дальних походах. Служба в Морфлоте явилась ступенью и школой в творческой биографии В. Казакова, помогла увидеть мир - побывать в Дании, Болгарии, Индонезии. В 1960 г. В. Казаков был избран делегатом Первого Всеармейского совещания молодых писателей. За активное участие в печати в 1962 г. В. Казаков был награжден Почетной 10
грамотой Главного политического управления Советской Армии и Военно- морского флота. После окончания службы занимался комсомольской работой в г. Севастополе, участвовал в строительстве Красноярской ГЭС, затем, уже на Алтае, работал редактором многотиражной газеты и литературным сотрудником районной и краевой молодежной газет, методистом в краевом управлении культуры. В 1968-74 гг. учился в Литературном институте им. А. М. Горького В 1972 и 1982 гг. участвовал во Всесоюзных Днях советской литературы на Алтае. В 1978 г. участвовал во Втором Всеармейском совещании молодых писателей. После окончания Литературного института работал уполномоченным Западно-Сибирского бюро пропаганды художественной литературы по Алтайскому краю, затем в Алтайском краевом бюро. В 1984-96 гг. был редактором, руководителем творческой группы редакторов художественной литературы, заведующим отделом и заместителем коммерческого директора по пропаганде и распространению книжной продукции в Алтайском книжном издательстве. В 1988 г. в составе писательской делегации представлял Алтайский край в Болгарии. В поэзию В. Казаков вошел со своей темой - темой деревни, нравственных поисков послевоенного поколения. В. Казаков является переводчиком стихов с немецкого и алтайского языков. Составитель книги женской лирики "Сто часов счастья" (Барнаул, 1987), в которую включены стихи русских и советских поэтесс. Награжден значком "Отличник культурного шефства над Вооруженными силами СССР" (1988). Лауреат литературной премии им. Л. С. Мерзликина за книгу стихов "Калиновый куст" (2002). 2. Слово учителя. Поэзии Владимира Казакова свойственна глубокая лиричность, напевность. Несомненно, она рождена его искренностью, широтой души, обострённым чувством прекрасного. 3. Выразительное чтение стихотворений «Родина росная – омуты вербные», «Боровлянка».
IX. Итоги урока.
11
- О чём заставил вас задуматься сегодняшний урок?  Надо любить свою "малую" родину и не стесняться места, где ты родился.  Беречь, любить, быть внимательным к самому дорогому человеку - маме.  Любить свою Родину, интересоваться её историей, гордиться подвигами, достижениями наших предков и наших современников.  Уметь радоваться красоте окружающей жизни.  Уметь слушать красивую музыку.
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Поделитесь, пожалуйста, что явилось для вас лучшим моментом этого урока? - Что вы посчитали неудачей на уроке?
XI . Домашнее задание.
1. Выучить наизусть одно стихотворение поэтов Алтая о Родине и о родной природе (по выбору) 2. Творческое задание (по желанию): написать стихотворение о Родине и о родной природе.
3. Заключение.
Творчество алтайских поэтов – одна из ярких, глубоко волнующих страниц местной поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, искренностью, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия пробуждает в нас лучшие человеческие чувства. Выводы: 12
 природа родной земли, её люди, различные периоды в истории страны и края стали предметом самых глубоких раздумий, сердечной привязанности поэтов. Они передают нам чистую, возвышенную любовь к родине, свою необыкновенную искренность и человечность;  пейзажные зарисовки Геннадия Панова, Леонида Мерзликина, Владимира Казакова проникнуты глубокой и нежной любовью к родному краю, чувством родной земли, отчего дома. Они восхищают нас своей красотой, дарят нам тихую радость общения с природой, поселяют в душе гармонию и покой;  поэзия авторов глубоко патриотична. Этим чувством проникнуты все их произведения;  всех алтайских поэтов, несмотря на разницу в возрасте и во взглядах на действительность, есть то, что их объединяет: любовь к родине, большой и малой, боль за её будущее, гордость за её прошлое. Стихи наводят на глубокие нравственно-философские размышления, дают возможность вглядеться в своё настоящее, вникнуть в то, что происходит вокруг, понять своё предназначение. Поэзия — чудесный, прекрасный, неповторимый мир. А центральным образом лирики местных поэтов стал Алтай — страна детства, юности, творческого становления. Белые акации, песни жаворонка, синий воздух, шальные ливни — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к своей земле!
Список литературы
1. Алтай литературный: сборник методических материалов в помощь работе библиотек по продвижению алтайских писателей/Алт.краев. уни-верс. научн. б-ка им. В.Я.Шишкова, науч.-метод.отд.; сост. Т.А. Старцева; ред.Т.В. Смелова. – Барнаул: РИО АКУНБ, 2012. 2. Библиотека «Писатели Алтая». Сост. В.Б.Свинцов, М.И.Юдалевич. – Барнаул: Пикет, 1998. т.1, т.17. 13
4.Литературная карта Алтайского края. Яновский, Н. Н. Панов Геннадий Петрович // Яновский, Н. Н. Материалы к словарю "Русские писатели Сибири ХХ века": биобиблиогр. Сведения. 5. Панов Г.П. Добрая воля: Стихотворная и поэмы. – Барнаул, Алт.кн.изд-во, 1987. 6. Рождественский Р.И. Твоя и моя земля. Стихи. – Барнаул:ООО «Парадигма плюс» 7. Шестаков Анатолий. Памяти поэта. О творчестве Владимира Башунова. 14


В раздел основное общее образование