Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Воспитание патриотических чувств детей через изучение истории родного края"

Методическая разработка

Автор: Кузнецова Юлия Борисовна, учитель русского языка и литературы, МОУ " Лапшинская ООШ", д. Рай, Вохомский район, Костромская область



В раздел основное общее образование



Методическая разработка Тема: «Воспитание патриотических чувств детей через изучение истории родного края» Автор. Кузнецова Юлия Борисовна Разработка предназначена для детей с 6 до 14 лет. Лапшино 2016 год

Пояснительная записка.

Даже цветы на родине

пахнут по-иному.
Александр Куприн Сегодня в России сложилась очень плачевная ситуация, связанная с вымиранием русской глубинки. Деревни и сёла, бывшие некогда богатыми во всех отношениях, здоровыми, духовно насыщенными, густонаселёнными в наше время гибнут, стонут, просят о помощи. Но в ответ - тишина. Что же будет через 10, 20, 30 лет? А ведь всем хочется возвращаться к истокам, в то место, где стоит родительский дом, где находятся могилы предков, да где растёт любимый клён. Страшно становится от того, что некуда будет приехать. Бурьян да Иван-чай встретят нас тихим шёпотом. Почему сегодня мы становимся чёрствыми, сухими, безразличными, сетуя на жизнь. А ведь человек сам строитель своей жизни, счастья. Почему проходим мимо морщинистой старушки, порою не поздоровавшись? А ведь без неё не было бы нас. Почему не ценим землю, которая даёт нам урожай? Не хвалим друг руга? Не любуемся миром природы? Можно продолжать этот ряд бесконечно… А ведь родина начинается с картинки, берёзки, материнской колыбельной, с товарищей. Так, может, нужно научиться для начала ценить всё это, а потом и придёт осознание более глобального? Знаем ли мы странички из истории семьи, села, района, России? Всё чаще в СМИ показывают и рассказывают истории о солдатах-героях ВОВ, о традициях и обычаях районов Костромской области, об интересных людях. Сегодня огромное внимание уделяется патриотическому воспитанию молодёжи. А кого мы называем патриотом? Человека, горячо любящего свою родину. А ведь мы все патриоты! Так почему же мало интересуемся историей своего уголка, почему стесняемся спросить у старожилов об их жизни, работе и досуге? Почему не стараемся воскресить забытые традиции и обычаи? А ведь стоит только начать! Очень важно, что дети станут настоящими хранителями страничек истории своей родины, будут гордиться людьми Вохомской земли, узнают, как жили их предки.
Теоретическое обоснование разработки.
Основанием для методической разработки «Воспитание патриотических чувств детей через изучение истории родного края» послужили следующие документы: Концепция краеведческого образования детей и молодежи Костромской области, а также Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Для осмысления патриотического воспитания как системы, рассмотрела концепцию патриотического воспитания В.И. Лутовинова, в которой выделяются следующие характеристики: 1. Патриотическое воспитание - это система, создающая и упорядочивающая системы смыслов, образов, интерпретаций в образовательном процессе. Патриотические смыслы - это неизменная основа личностного значения того или иного явления, события, вехи, этапа, эпохи отечественной истории, связанной с прошлым, настоящим и будущим того пространства, которое подвержено осмыслению. 2
2. Патриотическое воспитание - это репрезентативная система. С одной стороны, это "место встречи" индивида, коллектива, общества и государства, средство их взаимного отображения. С другой стороны, оно способно производить, наследовать и оформлять способы мышления, идеалы, образы, традиции, существующие в обществе в разных социальных группах, слоях и сообществах. Очень важно воспитывать патриотизм именно через включение детей в совместный поиск, начиная с малой родины и постепенно приобщая к уважению большой Родины, своего народа, культуры, языка и т.д. Методическая разработка основана на следующих принципах патриотического воспитания: 1.Принцип культуросообразности, предполагающий, что патриотическое воспитание должно основываться на ценностях и традициях национальной и региональной культуры. 2.Принцип воспитания в деятельности, состоящий в следующем: чем разнообразнее и продуктивнее деятельность, осуществляемая личностью, тем эффективнее овладение культурой. Принцип реализуется при организации социально - проектной деятельности. 3.Принцип воспитывающего характера обучения предполагает, что воспитание патриотизма осуществляется как процесс целенаправленной воспитательной работы, так и в процессе преподавания учебных дисциплин. 4.Принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью к ней. Разумная требовательность должна быть обоснована задачами воспитательного процесса. Вместе с тем, требовательность не должна унижать человеческое достоинство. 5.Принцип опоры на положительное предполагает, что в каждом человеке есть стремление к самосовершенствованию, и педагог должен поощрять это стремление. Принцип реализуется при организации педагогической поддержки патриотического самоопределения подростков. 6.Принцип воспитания в коллективе. Коллектив открывает широкий простор для всестороннего развития личности: именно в коллективе воспитываются чувства ответственности, товарищества и другие необходимые качества.
Цель методической разработки
. Воспитание патриотических чувств детей посредством включения их в исследовательскую деятельность по изучению истории родного края.
Задачи.
1.Организовать связь поколений, чтобы ребёнок ярче прочувствовал всю серьёзность темы. 2.Формировать представления о названиях и расположении населённых пунктов Вохомского района, об интересных людях родного края, памятниках архитектуры и искусства. 3. Развивать навыки исследовательской работы, умение работать в группах, малых группах. 4. Путём включения детей в проблемную ситуацию, учить доказывать собственную точку зрения, искать пути решения проблемы, исследовать аргументы и делать выводы. 5.Развивать творческую индивидуальность, навыки самооценки, адекватного оценивания ситуации, умение ставить цели, намечать пути следования к результату. 6.Воспитывать патриотизм, ответственность, чувство товарищества, уважение к традициям, обычаям родного края, уважение к людям, к памятникам архитектуры и искусства, уважение к памяти. 3
Для решения поставленных задач в течение двух лет предусмотрены как теоретические, так и практические формы занятий. Это мероприятия: «Там, на неведомых дорожках» (Приложение 1), «Таланты Вохомской земли» и «Памятные места родного края» продолжительностью по 1,5 часа, а также путешествие «По дорогам Вохомской земли». Подготовительная к проведению мероприятий работа проводится в основном на весенних и летних каникулах. По результатам исследований запланировано создание сборников и буклетов. Мероприятия предусматривают использование мультимедийного сопровождения: проектора, интерактивной доски, презентаций. Методическое оснащение данной работы включает в себя книги по краеведению. Также используется словарь диалектных слов Вохомского района, а при сборе материала учащиеся ведут беседы со старожилами, работниками науки и искусства с целью узнать бесценные факты. Используемые методы и методические приемы: - методы формирования сознания личности: представление об объекте исследования, сбор информации, наблюдение, беседа, интервью, изучение документальных источников. - методы убеждения: разъяснение, рассказ, размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика, (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта). Данные приёмы используются при поиске ответов на проблемные вопросы. - метод пробуждения - увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском - формирует осознание высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству. Так, дети, готовясь к встрече, осознали свою нужность, важность своей работы, ценность её для родного края. - методы, гарантирующие результат деятельности: воспитание словом, воспитание делом, воспитание ситуацией, воспитание общением, воспитание отношениями. - методы контроля, самоконтроля и самооценки позволяют всем участникам процесса выполнить рефлексию деятельности и эмоционального состояния. Для того, чтобы реализовать поставленные задачи, была организована встреча в стенах Лапшинской школы «Там, на неведомых дорожках», в которой участвовали люди разных поколений. Мероприятию предшествовала большая подготовительная работа. Так, было образовано 10 микрогрупп, состоящих из детей, учителей и родителей, а также бабушек и дедушек. Всем было предоставлено право выбора интересующего их материала. Первая микрогруппа выбрала материал о Николае Шмидте, вохомском радиолюбителе, который проявил огромный патриотизм. Найти материал помогла директор Вохомской библиотеки - Коржева Галина Леонидовна. Цель участников группы состояла в том, чтобы донести до слушателей ценную историческую информацию о настоящем герое родной земли, показать достойный пример. Вторая группа предложила всем встать в хоровод и исполнить старинную хороводную песню «На зелёном на лужку» с целью помочь прочувствовать участникам встречи дух старины, силу русской песни. Эта песня была записана со слов Герасимовой Анны Фёдоровны, 1921 года рождения, участники нашли её в книге местного краеведа Герасимова С.С. «Церкви Вохомской земли. Краеведение из Фольклора». 4
Третья микрогруппа выполнила исследование, в результате которого представила ценнейший материал о Лапшинской Казанской церкви, построенной во имя иконы Казанской Божьей матери. Цель они поставили следующую: сравнить сегодняшнюю жизнь в селе Лапшино с жизнью прошлой, той, когда была Церковь, когда люди поклонялись святыням, соблюдали церковные традиции, праздники, а также чтобы все прочувствовали огромную потерю, которая сплачивала население. Информацию поведала местный историк - краевед - Исакова Евдокия Анатольевна. Члены четвёртой микрогруппы добыли нетленную легенду о возникновении деревни Рай с целью донести до слушателей, что всё в жизни происходит не просто так. Название каждого населённого пункта с чем-то связано. В этом помогла книга «Это родина моя. Из истории села Лапшино». Членами пятой микрогруппы был подготовлен материал о вохомских диалектах, нацеленный на возбуждение интереса к прошлому родного края, а также направленный на мотивацию к сохранению диалектизмов, уважению к жизни предков. Здесь помог местный писатель – краевед - Смердов Анатолий Витальевич. Шестая группа подготовила материал на тему « Троица и Бог», представив всем церковные традиции села Троица да и всего района в целом. Она показала важность соблюдения данных традиций для наших предков, показала их огромное значение в жизни. Здесь ребята и взрослые пользовались книгой Герасимова С.С. «Церкви Вохомской земли. Краеведение из Фольклора». Пословицы и заговоры, используемые жителями села Никола, представила седьмая группа. О них ребятам рассказала внучка Костровой Марии Арсеньевны, 1926 года рождения, Елена. Участники группы показали важность и ценность малых жанров УНТ в жизни русского народа, настроили всех на активную исследовательскую работу, в результате которой появился сборник « Пословицы и поговорки из уст старейших жителей села Лапшино». ( Приложение 2) Молодёжная игра «Задний наперёд», проведённая членами восьмой группы, внесла оживление. Также заставила задуматься о том, что мы в настоящее время очень мало играем. Игру подсказали работники Вохомского Краеведческого музея. Легенда об истории основания Талицы, добытая девятой группой, показала, как нужно ценить родителей. Легенду поведал местная жительница села Талица Акимова Валентина Ильинична. А марковские частушки, исполненные участниками 10 группы, показали всем, как нужно ценить любовь. Частушки ребята и взрослые узнали из книги Герасимова С.С. «Церкви Вохомской земли. Краеведение из Фольклора». По ходу мероприятия «Там, на неведомых дорожках» в авторском исполнении звучат стихи местных лапшинских поэтов – Юлии Кузнецовой, Яны Рябевой, Анны Скрябиной, Алексея Кузнецова, в которых проявляется их творческая индивидуальность. Используется карта Вохомского района, где показаны населённые пункты, реки и озёра. Это сделано для того, чтобы проверить, насколько хорошо участники встречи ориентируются на родной земле. Впоследствии она заменяется двумя другими, аналогичными, но уже без названий. Почему двумя? Потому что участники, разбившись на две группы, отвечают на проблемные вопросы, допускающие несколько ответов, отстаивают свою точку зрения, работают активно. В большинстве случаев это дискуссия. Ставится цель встречи, и формулируются проблемные вопросы. В виде кластера все участники формулируют, что они ждут от встречи, в конце занятия проверяется, все ли их желания сбылись. Затем решаются вопросы викторины, где по фактам из истории происхождения названий сёл, нужно понять, о каком населённом пункте идёт речь. С помощью данной работы проверяется, насколько 5
хорошо дети и взрослые ориентируются в топонимах Вохомского края, также участники делают вывод о происхождении названий деревень и сёл района. Затем каждая микрогруппа делится своим опытом, вовлекая всех в творческий процесс. Использование приёма «Синквейн» помогло кратко и красочно оформить различные точки зрения на одно понятие. Очень важно, что после каждого выступления ставится проблема, которую должны решить, ведь с помощью этого подводится итог всему сказанному. Мероприятие проводят два ведущих: учитель и родитель.
Данная методическая разработка
в представленном виде прошла апробацию на уровне МОУ «Лапшинская ООШ», охватив воспитанников детского сада, всех учащихся школы, социальных партнеров, родителей и пожилых людей. Работа в данном направлении дает позитивные результаты. У детей сложились представления о названиях и расположении некоторых населённых пунктов Вохомского района, сформировались навыки исследовательской работы, работы в группах, в малых группах. Дети научились отстаивать собственную точку зрения, решать проблемные ситуации, делать выводы. Участники встречи проявили творческую индивидуальность, продолжили работу над постановкой целей, рефлексией. Также сформировались такие чувства, как патриотизм, уважение к родному краю. В настоящее время результатами работы является активное участие учащихся в работе школьного клуба «Юный патриот», качественные изменения в мировоззрении детей, уважительное отношение к пожилым людям. Дети подготовили и провели ветеранов мини - концерты на дому на тему «Край родной» (Приложение 3), с желанием помогают старейшим жителям села в домашних делах (Приложение 4). Ребята с большим интересом ведут беседы с ветеранами, узнают пословицы, поговорки, диалектные слова, загадки, истории старинных вещей (Приложение 5), да и просто беседуют с ними о жизни. (Приложение 6) Учащиеся школы активно участвуют в конкурсах патриотической направленности и занимают призовые места. Это всероссийская блиц-олимпиада «Красна речь с пословицей». Также ученица школы заняла 1 место во всероссийском творческом конкурсе "Рассударики" в номинации «Литературное творчество" со стихотворением собственного сочинения о родине « Родное Лапшино». Ученики школы инициируют встречи с интересными людьми, живущими рядом. ( Приложение 7) В результате проведённого мероприятия учащиеся совместно с педагогами, родителями, пожилыми людьми поставили перед собой цели на ближайшую перспективу: 1. Создание буклета « Деревни и сёла Вохомского района», где будут описаны главные достопримечательности и места той или иной местности. 2. «Словарь топонимов Вохомского района», где будут собраны и объяснены названия рек, речушек и озёр. 3. Словарь диалектизмов Лапшинского сельского поселения «Так говорила моя прабабушка» 4. Сборник «Игры в Вохме», где будут помещены различные игры, в которые играли наши предки. 5. Сборник «Ни дня без частушки». 6. Сборник синквейнов, составленных учениками и родителями обо всех населённых пунктах района. 7. Буклет « Заговорю свою беду», где будут собраны заговоры Лапшинского поселения. 6
8.Сборник стихов собственного сочинения « Светлый край мой Вохомский». В перспективе планируется проведение ещё двух встреч на тему: «Таланты Вохомской земли» и «Памятные места Вохомского района», а также путешествие по деревням и сёлам района «По дорогам родной земли». Оно нацелено на то, чтобы воочию увидеть те местечки, о которых шла речь на мероприятии. Конечно, всё перечисленное - это долгий и кропотливый труд, но реальный. Главное, двигаться к намеченной цели каждый день, не забывать о задуманном! Таким образом, работа только начинается! Я уверена, что дети откроют для себя новый мир – ранее незнакомый и прекрасный! Литература. Герасимов С.С. Волость Вохма. Историко-краеведческий сборник. Кострома, 2010.204 с. Герасимов С.С. Церкви Вохомской земли. Краеведение из Фольклора. Кострома, 2012. 492 с. Вохомская детская библиотека. Это родина моя. Из истории села Лапшино. Вохма,2014.20 с. 7
Вохомская детская библиотека. Люди, оставившие память о себе. Вохма, 2014.60 с. Вохомская детская библиотека. В памяти народной. Топонимический словарь Вохомского района. Вохма, 2007.32 с.
Приложение 1.

Внеклассное мероприятие.

Тема: « Там, на неведомых дорожках»

Цель. Углубить знания учащихся по истории родного края.

Задачи.
Совершенствование навыков выступления перед аудиторией, работы в группах, микрогруппах, изучение топонимов Вохомской земли, 8
формирование умения решать проблемные ситуации, отстаивать свою точку зрения. Воспитание патриотизма, стремления возвращаться к истокам. Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ведущий.1
. Светлый край мой Вохомский. Автор. Юлия Кузнецова, учитель школы. Светлый край мой Вохомский, Дочка я твоя! Встану под берёзкою - Похвалю тебя Да за сердце доброе, Да за чистоту. Пред тобою голову Низко я склоню! Поклонюсь я солнышку, Неба синеве! Выпью из ладошки я В сочном роднике! Реченька-красоточка Плавно держит путь. В эту ей погодочку Холодно чуть-чуть... Ближе края нежного В мире места нет! Грудь наполнит свежестью, Сохранит от бед! Верный край мой Вохомский, Дочка я твоя. Помолюсь тихонечко За тебя, любя. Здесь народ да верует В Бога, во Творца. По округе песни свет Льют колокола! В милом крае Вохомском Пахнет молоком! Козы да коровушки Кормят каждый дом! По России славятся Сыр да колбаса! Делают, стараются Наши мастера! Золотые руки У народа здесь! Про любовь-разлуку Вновь заводят песнь... Смелый край мой Вохомский, Я горжусь тобой! Победил ты войны все! Справился с бедой! 9
Карта Вохомского района

А в библиотеках Вохомской земли Взрослые и дети Счастье обрели! Потому что книга- Это ясный свет! На вопросы мигом Честный даст ответ... Вечный край мой Вохомский И, конечно, я Вам желают срочного Счастья и добра! Вы живите долго, Радуйтесь весь век! Для любви ведь создан Русский человек!
Ведущий 2.
Почему сегодня мы забываем об истоках? Почему мало интересуемся историей родного края? Почему забываем о святом? А все ли мы знаем, где живём? Знаем ли, как называются деревни и сёла родной стороны? Знаем ли историю происхождения уголков родной стороны. Знаем ли, почему наше село так названо? Посмотрим на карту Вохомского района. Какие названия вам знакомы? Какие не знакомы? А ведь это - ваша родина, ваша земля. Здесь живут ваши сверстники, ваши родственники, да просто люди. Земляки. - Как вы думаете, ребята, какова цель нашей встречи? - Выяснить, какие деревни и сёла есть в Вохомском районе, узнать их историю. - А только ли это нам нужно узнать? У вас есть имена, есть история происхождения ваших имён. Каждый человек по-своему уникален, у каждого есть таланты. А местечки, где мы живём, чем-то особенны? Или, может, они безлики? Давайте сформулируем вопросы. 1 вопрос. Выяснить историю происхождения названия сёл и деревень Вохомского района. 2. вопрос. Узнать, чем славится та или иная деревня или село, посёлок? А теперь каждый из вас в виде кластера напишет, что он ждёт от нашей встречи. Итак, в путь! В течение месяца каждый из вас проводил мини-исследование Ответим на 1 вопрос с помощью викторины. Я зачитываю факты из истории происхождения названий сёл, а вы угадываете, о каком населённом пункте идёт речь.
Ведущий 1.

1
.Эта деревня названа по месту расположения. Она «выползла» из леса. ( Выползово).
2
.Эта деревня названа по специальности человека, который изготавливал гробы. ( Гробовщина)
3
.Название этой деревни происходит от прозвища Ёж. ( Ежово) 10

4
.Один из первоселенцев этой деревни пешком ходил в Иерусалим, «ко гробу Господню», о чём часто рассказывал своим односельчанам. Простонародное слово ходока закрепилось за названием этой деревни. Какое это слово? ( Ерусалим)
5
.Это село расположено за рекой Ветлугой. Как оно называется? ( Заветлужье)
6
.Это село названо по монастырю, который находился там до 1764 года и назывался Николаевской Кажировой пустынью. ( Кажирово)
7
. Название этого села происходит от слова «лапшанга» (жук – по-марийски). (Лапшино)
8
.В старину на Руси неразборчиво говорящему или картавящему человеку нередко давали прозвище Латыш, Латышапа. Видимо, первоселенцу или основателю этой деревни был присущ сей недостаток. ( Латышово)
9
.Это село названо по церкви, сооружённой в честь Николы Угодника. ( Никола)
10
.Эта деревня получила своё название от человека по прозвищу Обух, которое в прошлом давалось тупому или глупому, упрямому или глухому. (Обухово)
11
. Эта деревня произошла от женского имени Октавия, его производной формы Ока. (Окинята)
12
. Этот посёлок назвали так из-за песчаной почвы. ( Песочный)
13
.Основателями этой деревни были три брата: Пётр, Митрос, Сеня. (Петрецово)
14
.В эту деревню приезжали торговать из Вологодской области, из города Никольска. Дома в деревне были обшиты тёсом и покрашены. Вид у деревни был весёлый, праздничный, и люди, приезжавшие торговать, говорили: « Как в Питере». Отсюда и появилось это название. ( Питер)
15
.Это село названо по церкви в честь праздника Покрова Богородицы. (Покров)
16
. Однажды по дороге в Никольск проезжал знатный вельможа и остановился ночевать в местном ямском доме. Владелец дома встретил гостя гостеприимно. Угощал его всякой снедью: ягодами, грибами, стерлядью. Уезжая, вельможа сказал: « Словно в раю побывал». ( Рай)
17
.В этом селе происходит водораздел между небольшими реками: Вочью, Лёкомом и Согрой. Населённый пункт расположился в низинке, между возвышенностями. ( Согра)
18
.Эта деревня построена в сосновом бору. (Сосновка)
19
.В основе названия этого села лежит слово Иисус Христос. Оно названо по храму во имя Спаса. (Спас)
20
.Своё название это село получило от географического термина, обозначающего «незамерзающий родник, ручей, речка, не покрывающаяся льдом». Иногда так называют незамерзающее озеро или участок болота. (Талица)
21
.Этому селу более пятисот лет. По легенде, в 1469 году из Великого Устюга, в устье реки Юга прибыл на гору зверолов и в ручейке под горой нашёл крест металлический. Он увидел в этом указание. И через год основал монастырь Крестогорский Тихонов. Он существовал чуть не 200 лет и за малочисленностью братии был прикрыт и преобразован в приходскую церковь». Есть предположение, что село названо в честь святого Тихона, приходского священника. Имя Тихон в переводе с греческого означает « случай, судьба, счастье». Как названо это село? (Тихон) 11

22
.Это село основано в 1633 году. Своё название оно получило в честь церкви, главной святыней которой являлась икона «Святая Троица». ( Троица)
23
.Название этой деревни произошло по привлекательному внешнему виду, либо по живописному месту расположения. ( Хорошая)
24
.Название деревни – прозвище жены мужчины по прозвищу Шабаш. (Шабашиха)
25.
Эта деревня в своё время находилась среди зарослей шиповника. (Щипицыно)
26
.Эта деревня произошла по прозвищу жителя – Малина. ( Малиновка)
27
.Название этой деревни имеет несколько значений: сырая погода, тот, кто вымок в воде, растение лютик. (Мокруша)
28
.В этой деревне раньше были большие дворы, и крестьяне держали много скота. (Большедворка)
29
.По предположению, часть населения отделилась, и образовалась деревня. ( Выставка)
30
.Этот посёлок называют «золотое дно», так как в нём изобилие природных богатств. ( Вохма)
Вохма
– слово многозначное. В эстонском языке Вохмой называют болотные острова, в финском – зелёные густые массивы леса и кустарники. Из северных говоров Вохма-это сырое место, заросшее лесом и буреломом. Стихотворение собственного сочинения читает Кузнецов Алексей, воспитанник детского сада.
ВОХМА
Вохма, Вохма, ты душа! Обними скорей меня Деревцем зелёным, Листиком кленовым! Вохма, Вохма, ты добра! Накорми скорей меня Ватой очень сладкою, Вкусной шоколадкою! Вохма, Вохма, ты умна, Был в музее у тебя. Видел я там волка, Ёжика в иголках И милого лисёнка! Вохма, Вохма, весела! Карусели у тебя! Я на них катался Громко так смеялся! Вохма – родина моя! И твоя, и твоя! По ходу викторины каждая группа учащихся располагают на карте данные населённые пункты. Проверяем, кто правильно справился с заданной проблемой. Уясняем, где пробелы и почему. Устраняем их.
Ведущий 2.
-Проблемный вопрос: «Важно ли знать названия сёл и деревень своего района?» 12
Каждый высказывает собственную точку зрения. - Итак, отвечаем на второй вопрос. Узнать, чем славится та или иная деревня или село, посёлок? Начнём с Вохмы. Почему? Это центр нашего прекрасного района. Слушаем ваши истории.
Участники 1 микрогруппы.
В мае 1928 г. под руководством генерала Нобиле на дирижабле "ИТАЛИЯ" отправилась научная экспедиция к Северному полюсу. В гондоле огромного баллона, наполненного газом, находилось более десяти учёных. Самолёты того времени не могли перевозить столько людей. На обратном пути, всё ещё над просторами Арктики, произошла утечка газа, и дирижабль рухнул на дрейфующую льдину. Чудом уцелела бортовая радиостанция, передающая в диапазоне коротких волн. Однако она требовала серьёзного ремонта, который и произвёл в течение некоторого времени радиотелеграфист Вьяджи, после чего начал передачу сигналов бедствия. Но эффективность передачи была малой из-за низкого расположения антенны. Официальные радиостанции мира, работающие в режиме приёма, не смогли принять этот вызов. Это их убедило, что дальнейшие поиски в связи с катастрофой являются бессмысленными, и они прекратили радиослежение. Но тут, как гром среди ясного неба, разлетелась весть, что молодой радиолюбитель, живущий где-то под Архангельском, сумел на самодельный приёмник принять сигналы бедствия. Действительно, 3 июля 1928 г. радиолюбитель из села Вознесенье-Вохма
Николай

Шмидт
принял странную радиограмму: "Италия... Нобиле... Франц Иосиф... держу землю..." далее неразборчиво. Николай понял, что это сигнал бедствия. Как выяснилось, этот сигнал действительно был передан радистом экспедиции генерала Нобиле. Николай даже сумел установить географические координаты местоположения катастрофы. Судьба потерпевших с каждым днём становилась всё критичнее. Без запасов еды, без лекарств и перевязочных материалов (у некоторых были сломаны ноги ) и даже без соответствующей одежды, каждый день ожидания казался им вечностью. Но благодаря принятому Николаем Шмидтом сообщению были организованы срочные меры для спасения экспедиции. К месту событий двинулись ледокол "КРАСИН", ледокол "МАЛЫГИН", гидрографическое судно "ПЕРСЕЙ". В составе экспедиции спасателей отправились радиолюбители - коротковолновики Александр Кожевников, Георгий Добровольский, Владислав Гжибовский, Иван Экштейн. Они в тяжелейших условиях Арктики обеспечили надёжную радиосвязь. После спасения экспедиции Нобиле начальник военно-технического Управления РККА, командарм И.А.Халепский, так охарактеризовал их самоотверженную работу: "Молодая советская радиотехника имеет огромные перспективы в деле развития и применения коротких волн. Нам удалось блестяще выдержать экзамен перед лицом всего радиотелеграфного мира!" Радостно, что наш Николай Шмидт оказался спасителем людей! Мы гордимся нашим земляком!
Проблемный вопрос: «Есть ли в нашем районе сегодня такие люди?

Кто?»
13
Николай Шмидт


2 микрогруппа
. В Петрецовском сельском поселении есть деревня Митрошино. Там живут уникальные люди, собирающие хороводные песни. Одна из них: « На зелёном на лужку» прозвучала из уст старейшей жительницы деревни Герасимовой Анны Фёдоровны, 1921 года рождения. И сегодня мы встанем в хоровод, почтив тем самым любовь русского народа к песне. Поём песню хором (слова проектируются на экран) На зелёном на лужку Да ходят девицы в кружку, -2 раза Молодцов толпа. Молодцов толпа – бабам выставка, А девкам выступка. Одна девица младенька, На личико беленька, Сама пляшет, рукой машет удалому молодцу. У удалого молодца разгорелися оча -2 раза Ох, как огонь, горяча. Ой, ты, Настенька, расти басенька. Пойдём, Настя, в огород белую пшену полоть. Белую пшену полола, белы руки наколола, Чесноку, луку садила, пальчик выставила. Да того, кого любила, того высмотрела, Того высмотрела, дружка повыспросила.
Проблемный

вопрос:

«

Чем

хороводная

песня

отличается

от

современной песни, которую вы привыкли слушать. Чем отличается и их

исполнение, а также смысл?»



Мой край родной.

Читает автор - Скрябина Анна, ученица школы.
Есть волшебное село Под названьем
Лапшино.
Много мест красивых здесь! Столько, что их все не счесть! Здесь леса, луга и травы, Есть чудесные дубравы! Здесь прекраснейшие люди От души живут и любят! И люблю, конечно, я Маму, папу, тополя, Брата, бабушек и деда! Им спасибо за Победу! За улыбки, за поддержку! Я дарю им всем надежду: « Сберегу своё село, Дорогое Лапшино!»
3 микрогруппа.
Мы хотим рассказать о Храме, который был в нашем селе Лапшино, и о праздновании престольного праздника Казанская. Храм назывался в честь иконы Казанской Божией Матери. Задолго до строительства каменного здания 14
в 1744 году в село Лапшино была перенесена из села Ратчина деревянная церковь. В 1868 году по разрешению епархиального начальства эта церковь стала называться «Во имя всех святых». Храмовый праздник этой церкви приходился на 22 октября. В этот день в селе Лапшино правительством был разрешён торжок, куда приезжали купцы из разных приходов. Кроме того, здесь организовывался базар без особого на то разрешения правительства. Согласно запискам краеведа, Герасимова С. С., храм в селе Лапшино был построен усердием прихожан. Закладной камень заложен и освящен в честь иконы Казанской Божией Матери 6 ноября 1860 года. Церковь была задумана с приделами. Второй придел был заложен 21 октября 1870 года в честь священномученика Власия, епископа Севастийского. В холодной церкви предполагалось освятить престол во имя Вознесения Христова. Кладка холодной церкви была окончена в 1879 году. У старожилов села Лапшино еще живы воспоминания о внешнем виде церкви иконы Казанской Божией Матери. Власова К. М. 1921 года рождения рассказывает, что это было компактное кирпичное здание, покрашенное в белый цвет. Архитектурный строй здания был рассчитан на особую торжественность. Здание состояло из летней и зимней половины. Зимняя половина отапливалась печами, а вторая не отапливалась, поэтому служба в ней велась в летние дни. Церковь имела полукруглые окна с витражами. Над церковью возвышалась высокая колокольня, которая заканчивалась куполом. Звон большого колокола был слышен до Вохмы. Долгое время звонарем был Цимляков Иван Поликарпович, который, по семейному преданию, был паломником и из одного путешествия принес образ Николая Чудотворца. Этот образ стал семейной реликвией. Здание храма было расположено на небольшом возвышении. Со всех четырех сторон церковь была обнесена железной оградой на каменном фундаменте с большими каменными столбами. Входные ворота были большие, двухстворчатые, они выходили на главную улицу села. Кроме большого входа со стороны поля был еще маленький вход. Внутри ограды не было никаких строений, и церковь была видна издалека со всех сторон. По периметру ограждения были посажены тополя. Голубое небо, белый цвет стен, зеленый лужок придавали церкви особенно торжественный вид. Святыней была икона Казанской Божией Матери. Эта икона свято чтится всей Православной Русью, к ней чаще всего обращаются взоры в бедах и болезнях глаз. Данная святыня православия была обретена в 1579 году в Казани, незадолго до завоевания города войсками царя Ивана Грозного. После пожара, уничтожившего почти всю христианскую часть города, Пресвятая Богородица явилась во сне девятилетней Матроне и повелела обрести ее на пепелище. Множество народа, собравшегося к пепелищу, стало свидетелем чудесного обретения иконы на пожарище и чудотворений подаваемых от этого образа. Многие судьбоносные вехи истории России связаны с иконой Казанской Божией Матери. 1612 году - освобождение Москвы от поляков. В 1812 году святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от армии Наполеона, в 1941 году в Богоявленском соборе Москвы, осажденной полчищами фашистских 15
войск, отслужили молебен, и состоялся крестный ход с выносом Казанской иконы Божией Матери, такая же церемония прошла и в Ленинграде. Так, небольшая икона, обретенная девочкой Матроной, стала всенародной святыней, знаменем Небесного Покрова Божией Матери. Старожилы Лапшинско-Казанского прихода говорят, что обязательным считалось иметь в доме икону того храма, который посещаешь постоянно. Поэтому до сих пор в домах села Лапшино и близлежащих деревень хранят икону Казанской Божией Матери. Из рассказа Носковой М. И. 1919 года рождения, сейчас проживающей в поселке Вохма, стало известно, что в 30-е годы храм был поруган и закрыт. В храме уже не проводились службы, запрещены были венчания, крещения и другие обряды. Жители прихода были вынуждены совершать обряды в храмах близлежащих сел Троица и Ратчина. Последним священником храма иконы Казанской Божией Матери был отец Виталий. Это был темноволосый, среднего роста человек с умными глазами. Отец Виталий был человеком трудолюбивым, но по хозяйству ему помогала прислуга. 25 лет прислугой в доме была Попова Александра. После того, как церковь закрыли, у отца Виталия отобрали дом и всё имущество. Бывший священник вынужден был снимать квартиру в деревне Громово. Осталась у него земля между церковью и речкой Паговец. После закрытия церкви он сам пахал поле, сеял и убирал урожай. Его уважали жители деревень. Когда пришло распоряжение об аресте и отправке отца Виталия в Вохму, отряд НКВД принял решение этапировать отца Виталия не «большой» дорогой, а «малыми» дорогами через деревни Ванюшкино, Мысы, Бутырки, Косогор, Басалаево, Шалдино и дальше, так как боялись, что крестьяне деревень Громово, Ерусалим, объединившись вместе, отобьют отца Виталия. В 1935 году здание храма было передано школе. В одной половине был интернат, а в другой - школьные мастерские. Все имущество было описано и конфисковано. Часть церковной утвари и иконы были разнесены и припрятаны местным населением. Только небольшая часть икон после открытия Сретенского храма в поселке Вохма жителями передана туда. Из рассказа Подобиной Л. М., 1922 года рождения, проживающей в деревне Ерусалим, следует, что главным престольным праздником Лапшинско-Казанского прихода считалась Казанская. Престольный праздник Казанская приходится на 4 ноября по новому стилю. Праздновался он в старину с особым размахом. Уже выпадал первый снег. В деревнях с отхожих промыслов возвращались мужики. К празднику готовились заранее, так как основные работы были позади, люди ждали этого праздника. Наводилась особая чистота и порядок в доме и на дворе, заранее заготовлялись продукты, варили пиво, готовили обильные угощения. Родственники съезжались в гости даже из дальних деревень. Рано утром надевали праздничную одежду и шли в церковь. В этот день служба начиналась раньше, чем обычно. Икону Казанской Божией Матери крестным ходом несли по селу. Перед каждым домом останавливались и соборно молились за тех, кто в нем живет. « Пресвятая Богородица, спаси нас!» - пели прихожане. После окончания службы прихожане возвращались домой. Помолившись, приступали к трапезе. Вечером, после посещения базара, приезжали ближние родственники, приходили соседи. Хозяева к приходу гостей накрывали столы: на праздничные скатерти ставили разные закуски. Еда была простая, но вкусная, 16
приготовленная в русской печи. Это каши, картошка, рыба, мясо, пироги с рыбой, различные соленья, грибы и ягоды. Жаль, что в селе Лапшино сегодня нет церкви. (Записано в беседе с Исаковой Евдокией Анатольевной, местной жительницей села Лапшино). Скрябина Анна читает строчки из стихотворения собственного сочинения. Как жаль, что церкви нет сейчас... Есть у меня мечта: Как раньше, вдруг звонят у нас В селе в колокола! И сердце громче бьёт в груди! И вера крепче в Бога! Но…звон волшебный не звучит, И в сердце грусть - тревога... Я знаю, церковь здесь была Построена старательно! И в честь иконы названа Казанской Божьей матери! Крепчайшая - кирпичная! Как снег, девственно - белая! Ограда необычная, Врата красиво сделаны! Как жаль! Разрушена была... Построили часовенку, Ведь надо людям иногда Просить у Бога помощи...
Проблемный вопрос: « Как вы думаете, наличие на селе Церкви,

укрепляет веру человека в Бога?
Читает автор - Рябева Яна, ученица школы Рай Рай, мой Рай, Драгоценный край! В Раю творятся чудеса! И волшебные леса Смотрят с грустью в небеса! Рай, мой Рай! Ненаглядный край! В этом крае живу я, Ну, и вся моя семья! А волшебные поля Вновь к себе зовут меня! Землянички соберу И бабулю угощу! Рай мой, Рай! Очень щедрый край! Я в лесок родной ходила И грибочки приносила… Сенокосная пора Потрудиться позвала! Я с усердием сенцо Загребала горячо! 17
А зимой в Раю раздолье! Ну, а летом – красота! Полюбила я навеки Эти райские места! Раньше домик здесь стоял, И вельможа проезжал. Он влюбился в дивный край И назвал деревню Рай.
4 группа.
Мы вам поведаем легенду о возникновении деревни Рай, записанную Поповым Сергеем со слов Травина Виталия Васильевича, 1925 года рождения. Это было много лет назад. Пролегал через эти места почтовый тракт, ведущий на север. И стояла на этом месте ямская станция. Вроде бы ничего особенного: полтора дома в чистом поле, ночлежка да лошадиное стойло. Но вот однажды, в году этак 1680, заехал в эти места по пути в Никольск один знатный вельможа. Измучился в дороге, притомился. А местные смотрители возьми да и приголубь барина: как говорится, подобрали, обогрели, накормили знатно, водочки поднесли, баньку истопили, лошадей новых дали... Разомлел барин. Обрадовался. А уезжая, блаженно промолвил: «Хорошо-то как! Точно в раю побывал». С тех пор и прилепилось к месту название. (Первоначальное название до нас не дошло).
Проблемный вопрос: «Должны ли жители той или иной деревни

соответствовать названию деревни, например, в поведении?»

Выступает 5 группа
Вернёмся в прошлое! Построим нашу речь с помощью Вохомских диалектных слов. Каждая команда получает: «Словарь диалектов». Команды по очереди придумывают предложения и переводят их на современные слова. Вот, что получилось у ребят и взрослых: - Чуешь, товарочка, надо побаять! ( Слышишь, подруженька, надо поговорить!) - До чего ж моя матаня баса! (До чего ж моя возлюбленная красивая! -Не бай, не бай! ( Не говори, не говори!) Давеча ходил за губами, так целую наберуху ядрёных принёс! ( Вчера ходил за грибами, так целую корзину крепких принёс). Угомонись, нашельник! ( Успокойся, ребёнок-озорник.) И другие.
Проблемный вопрос: « Может, нам забыть диалектизмы родного края?»

6 микрогруппа
Мы расскажем, как раньше в селе Троица люди верили в Бога. Прихожане там были богатые. В Троицын день ходили все в церковь в село Троица. Для тех, кто пришёл молиться из других деревень, местные жители накрывали столы около церкви. Раньше люди верили в Бога. Например, перед родами ходили причащаться, боялись умереть. Когда мать рожала первого и долго не могла родить, близкие шли в церковь. Как только они открыли царские врата, женщина сразу родила. Крестили на следующий день, батюшка давал имя по святцам. День рождения не отмечали, только именины. 18
Дети видели, как мать молится утром и вечером. И сами вставали с ней пред иконою. Повторяли слова за матерью. Вечером ложились, обязательно перекрестившись. Молитвы читали: « Отче наш», « Богородице дево, радуйся», «Пресвятая Троица, помилуй нас». Утром вставали в 6 часов. По воскресеньям и по праздникам, как колокол прозвенел, шли в церковь. Кто зайдёт в избу да не помолится, бают: «Молись, а то ко столбу привяжем». И из дома люди без креста не выходили. На беседки пойдут, говорят: «Дай, Господи, во святой добрый час». Куда бы ни пошёл, нужно сказать: « Во имя Отца, и Сына, и святаго Духа». Зайдя в дом, молились недалеко от порога. А нищие у порога молились. Если человек болел, то молились, и Бог помогал. Посты соблюдали. В среду и пятницу не ели скоромного. С пяти годов ребёнка молосным не кормили, и ребёнок не слабел во время поста. В церковь водили причащать. Жаль, что сейчас мы забываем о божественных традициях.
Вопрос: «Замечали ли вы за собой, может быть, даже неосознанное,

соблюдение некоторых божественных традиций? Если да, то каких?»

7 микрогруппа


Мы хотим вам поведать странички из фольклора жителей села Никола.
Пословицы и поговорки
. Чтобы понять своих родителей – вырасти своих детей. Легче править страной, чем семьёй. Коль один сын хорош, другого и не надо. Братья – руки и ноги одного человека. Землю и жену не уступай никому. В поднебесной нет неправых родителей. Если в семье есть старец, то в семье есть драгоценность. Счастлив тот, кто счастлив дома. Ведётся беседа с аудиторией по поводу смысла пословиц.
Заговоры.
Оберег дома. Стоит наша келья на святом месте, Обнесена наша келья святым духом. Покрыта наша келья животворящим честным крестом. Охрани окна, двери, пазы, щели и дымовую трубу. Во имя отца и сына и святого духа ныне и присно во веки веков. Спать ложусь – крестом крещусь, Ангела призываю – дьявола отсылаю, Спи, моя душа, на всю ночь прощена. Присказ девушке утром. Встану, благословясь, пойду, перекрестясь, к светлой водичке, светлой рукомоенке. Душистым мылом умоюсь, всем людям понравлюсь, стану краше злата, краше серебра. Будьте мои слова крепки, лепки, заборчивы и заговорчивы. Аминь, аминь, аминь.
Размышляем над проблемным вопросом: « Нужно ли современному

человеку знать такие заговоры?» ( каждая команда высказывает свою точку

зрения)

8 микрогруппа
19
А сейчас поиграем в молодёжную игру « Задний наперёд»., в которую играли в старину жители нашего Вохомского края. Встаём по парам - одна пара за другой, держась за руки. Один человек – «огарыш» стоит впереди без пары. Все пары стоят к нему лицом. Он кричит: «Задний - наперёд!». Последняя пара, с двух сторон от играющих, бежит вперёд и становится первой. «Огарыш» должен поймать кого-нибудь из пары. Если поймает, становится в пару. А не успеет - пара « схватится впереди», тогда тот же опять стоит « ухает».
Вопрос: « Какую более современную игру напоминает? Полезно ли

играть в игры или это пустое занятие?»

9 микрогруппа.
Мы вам расскажем о Талице. Населённых пунктов с таким названием встречается немало. Только в шести районах Костромской области их шесть – четыре деревни и два посёлка. Есть и в Вохомском районе такой посёлок. Существует легенда об истории основания посёлка Талица. Давным-давно в кольце хвойных лесов мирно процветал небольшой городок. В самой середине городка протекала река, делящая его на три части. Принадлежал он одному из самых знатных купцов того времени – человеку по имени Талий. Было у купца четыре сына – Сенька, Митроша, Кирилл и Мирослав. Старшие были недружны с детства, часто ссорились, не почитали отца. А Мирослав был добрым, ласковым мальчиком, не принимал участие в ссорах и очень любил отца. После смерти Талия старшие сыновья стали делить наследство и всю землю, да так поделили, что младшему не осталось ничего. Он ушёл из города и поселился на опушке леса, где и построил красивый большой дом. Тем временем старшие братья начали междоусобицу, стали требовать друг у друга передела земли. Бог решил наказать братьев и послал на этот город наводнение, которое скрыло его навсегда под водой. Люди, которые выжили, стали приходить к Мирославу на поселение. Тогда-то и началось строительство посёлка, который Мирослав назвал в честь отца. Посёлок и сейчас радуется такому прекрасному названию – Талица. Первая часть названия – это имя купца, а вторая - «ца» означает, с угро-финского языка, - мир. Так пусть на всей планете будет всегда мир!
Вопрос: «Чему учит эта легенда?»
Составим синквейны со словом Талица. Вот, что получилось. Талица Мудрая, красивая Спасает, помогает, воскрешает Талица – моя родина! Мир Талица Верная, вечная Вселяет, советует, принимает Посёлок Вохомского района Родина
10 микрогруппа.
А сейчас споём девичьи частушки Вохомского района 40- х, 50-х годов, которые поведала Попова Мария Фёдоровна, 1908 года рождения, из деревни Марково Вохомского района. Я весёлая девчоночка в весёлый день родилася, Я с весёлым мальчиком гулять уговорилася. Невесёлая, печальная сижу на стулике, Сердце ноет и болит, страдаю о мазурике. 20
Я весёлая девчоночка, весёлой матери, Меня, весёлую девчоночку, корят ребятами. Некрасивая и маленькая, миленький сказал. Некрасивую да маленьку нашто и завлекал. Некрасива на лицо, весёла на гуляньицо, Дорогой, на красоту не обращай вниманьицо. Говорила я тебе, товарка, не влюбляйся, Не послушалась меня, теперь люби и кайся. Рубашка белая в полоску замалинила меня, А вторая, голубая, скоро высушит меня. Частушки пели на игрищах. После войны стали петь частушки на мотив «Семёновны».
Вопрос: " Пели ли частушки просто так или вкладывали в них смысл?

Зависели ли они от ситуации?»

Ведущий 1.
-А сейчас подведём итог нашей встрече - Почему важно знать историю родного края? - Что нового вы сегодня открыли для себя? - Нужны ли такие встречи? - Проведём рефлексию деятельности. - Сегодня я………………..(продолжите фразу) - Зачем мне это надо знать? - Как я применю свои знания? - Оцените совместную работу по пятибалльной системе. -Поделитесь, какое у вас настроение. Каждый по-своему показал настроение: кто-то улыбнулся, другой поднял вверх большой палец, третий – закричал « Ура!», четвёртый – нарисовал улыбку и т.д. В заключение, все вместе посвятили родному краю стихотворение. Край! Любимый! Самый нежный! Я тебя храню, как прежде! Никогда не умирай! А живи и процветай! -Вернёмся к кластеру. Всё ли, что вы ждали, сбылось? -Что вы пожелаете друг другу?
И последний на сегодня проблемный вопрос: «Можете ли вы назвать

себя настоящими патриотами?»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МОУ « Лапшинская ООШ»
21

Сбережём истоки!
Пословицы и поговорки из уст старейших жителей Лапшинского сельского поселения Авторы. Скрябина Анна Береснев Алексей, ученики школы Лапшино, 2016 год Сегодня мы забываем о своих корнях. Этого делать нельзя! Нужно помнить своих предков, помнить их глаза и слова, брать пример, использовать в своей речи меткие выражения, которые произносят бабушки и дедушки, вкладывая в них огромный смысл! Поэтому-то данная работа очень актуальна и значима. Её цель. Собрать пословицы и поговорки, звучащие из уст жителей Лапшинского поселения. Задачи. Выяснить, жива ли пословица. Какую роль в жизни деревенского населения играет пословица. 22
Замечу, что в деревне люди помнят пословицы и поговорки, речь более живая и красочная, и произведениям УНТ придаётся большой смысл. Меткие и краткие выражения очень подходят к нашей жизни. Поэтому очень часто слышу из уст людей яркие выражения, придуманные мудрым русским народом. Без истоков - нет реки, без корней - нет нас! Был конь, да изъезжен. Дом зорится – два радуются. Жизнь прожить – не поле перейти. Волка ноги кормят. Баба с возу – кобыле легче. Дал бы умишка, да у самого не лишка. Старость – не радость. Записал Береснев Алексей со слов Подобиной Любови Анатольевны. Долог день до вечера, коли делать нечего. Поле полоть - руки колоть, а не полоть, так и хлеба не молоть. В жатву лентяй женится, а зуда замуж идёт. Бог - то один, да молитвенники разные. Русский крепок на трёх сваях: авось, небось и как- нибудь. Не там курица яйцо снесла, где кудахчет. Не всё за раз, оставь и на запас. Утри уски на чужие куски. Не время дорого - пора. Молод - с игрушками, стар - с подушками. Кому дали, а мне посудили. Голод не тётка, а брюхо не лукошко. Голова у ног ума не просит. Записано Циркуновым Александром 23
со слов Коряковцевых Аллы Яковлевны и Николая Михайловича Семь раз отмерь, один раз отрежь. Тише едешь – дальше будешь. Когда я ем, бываю глух и нем. Не посеешь, не пожнёшь. Что посеешь, то и пожнёшь. Вода и камень точит. Старый друг лучше новых двух. Любишь кататься, люби и саночки возить. Вся семья вместе, так и душа на месте. Жизнь прожить – не поле перейти. Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Коси коса, пока роса. Роса – долой, коса – домой. Что есть в печи, то на стол мечи. Кто не работает, тот не ест. Волос долог, да ум короток. В гостях хорошо, а дома лучше. Будь как дома, но не забывай, что в гостях. Где тонко, там и рвётся. Глаза боятся, а руки делают. Делу время – потехе час. Как волка не корми, всё равно в лес смотрит. Рыбак рыбака видит издалека. Своя ноша не тянет. Семеро одного не ждут. Дорого яичко ко Христову дню. Близко локоть, да не укусишь. Собака лает – ветер носит. Не вздыхай тяжело – не отдадим далеко. Что на уме, то и на языке. Кто рано встаёт, тому Бог подаёт. 24
На вкус и цвет товарищей нет. Записано Скрябиной Анной из уст Андреевой Любови Николаевны, жительница села Лапшино. Деньги зарабатывают, кто горбом, кто горлом. Велика Арина, да дура, мал золотник, да дорог. По одежде встречают, по уму провожают. Птица видна по полёту. У каждой пташки свои замашки. Не красна изба углами, а красна пирогами. У хорошего мужа и жена просужа( послушна). У хорошей жены мужу нет цены. Помни: радость невечна, да и печаль не бесконечна. Не будь в людях приметлив, а будь дома приветлив. Худого не хвали, хорошего не кори. Ищи добра на стороне, а дом держи по старине. Кайся, кайся, да опять за то же не принимайся. Пока живы родители, почитай, а умерли – поминай. Лучше 7 раз гореть, чем один раз овдоветь. Записано Поповой Валентиной со слов Травиной Агнии Ивановны,д. Рай Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Не делай людям добра, не получишь и зла. Подлецу всё к лицу. 25
Нельзя жить, как свиньи, а умереть, как ангелы. Брак – это добровольное рабство. Тому нечего тужить, кто умеет домом дорожить. Гусь да гагара – два сапога пара! Замуж выходи, да в оба гляди. День протопал, а вечером пролопал. Готовясь к бегу, вспомни про телегу. Лучше не добрать, чем переврать. Не ленись с плужком, будешь с пирожком. Корми (скотину) с умом, будешь с рублём. Талантам надо помогать, бездарные пробьются сами. В голове его бардак, всё не этак, всё не так. Винная душа добралась до ковша. Там, где жена верховодит, муж по соседям ходит. Читать, не размышляя, как есть, не пережёвывая. Я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик. Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. У Федорки на всё отговорки. Как потопаешь, так и полопаешь. Меньше пей – своё имей. Записано Кузнецовым Алексеем из уст Кузнецовой Надежды Самуиловны, д. Рай. Семь раз отмерь, один – отрежь. Что посеешь, то и пожнёшь. Пьяному и море по колено. Пьяный проспится, дурак – никогда. Дурак дураком – и уши холодные. Мели Емеля – твоя неделя. Старый конь борозды не испортит. Маленька собачка до старости щенок. Был конь, да весь изъезжен. Старость – не радость. Мал золотник, да дорог. Волка ноги кормят. Хлеб - всему голова. Дуракам закон не писан. 26
Ничего не дождёшься от тебя, как от козла молока. На чужой каравай рот не разевай. Жизнь прожить - не поле перейти. Рыбак рыбака видит издалека. Брат брату – сосед. На каждый (чужой) роток не накинешь платок. Гора с горой не сходятся, а человек с человеком сходятся. Готов сани летом, а телегу - зимой. Коси, коса, пока роса, роса – долой, коса – домой. Сколько волка не корми, всё в лес смотрит. По себе людей не судят. Записано Бересневым Алексеем со слов Подобиной Алевтины Александровны, д. Ерусалим. Не всё коту Масленица. Рад бы жениться, да штаны коротки. Рад бы в Рай, да грехи не пускают. С милым Рай и в шалаше. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. А мы не хрушки – и друг на дружке! Не в коня корм. Не всем до земли кланяться. Семь бед - один ответ. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один – отрежь. Семь вёрст молодцу – не околица. Семеро с ложкой, один – с сошкой. Пришлый да раб не бывает прав. У семи нянек дитя без глазу. Летом не потопаешь – зимой не полопаешь. Сытый голодного не разумеет. У сильного всегда бессильный виноват. Куда иголка - туда и нитка. 27
Куда голова – туда и шея. Родители берегут девицу до венца, а муж жену – до конца. У хорошего мужа и жена просужа. Муж да жена – одна сатана. Была бы шея – хомут наложат. И тихая лошадка на той же горе будет. Повинную голову меч не сечёт. Рыбка да рябки – пропадай деньки. И волки сыты, и овцы целы. Не кричи: « Гоп!», пока не перепрыгнешь. Дом вести – не рукавом трясти. Попытка – не пытка, спрос –не беда. Клади навоз густо, не будет в амбаре пусто. Со слов Исаковой Евдокии Анатольевны, с. Лапшино. Записал Береснев Алексей Что посеешь, то и пожнёшь. Всю жизнь вальтом, а помрёшь – в растяжку. Тише едешь - дальше будешь. На Бога надейся, а сам не плошай. Бог, Бог, будь и сам не плох! Стол – тот же престол! Со слов Кропачевой Алевтины Александроны, проживающей в селе Лапшино, записал Залевский Павел 28
Без труда не выловишь и рыбку из пруда Дарёному коню в зубы не смотрят. Ближний сосед лучше дальнего родственника Старый конь борозды не портит. При солнышке - тепло, при матушке – добро. Любишь кататься, люби и саночки возить! Волков бояться - в лес не ходить! Сколько волка не корми, всё равно в лес смотрит. Отольются кошке мышкины слёзки! Записано Залевским Алексеем со слов Залевской Татьяны Алексеевны, с. Лапшино Семь бед – один ответ. На Бога надейся, а сам не плошай. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Утро вечера мудренее. Мал золотник, да дорог. Баба с возу – кобыле легче. Любишь кататься, люби и саночки возить. Солдат спит, служба идёт. Из уст Останиной ВерыНиколаевны, проживающей в селе Лапшино, записала Скрябина Анна 29
Маленького - не хвали, а на большого воз вали. Тихий конь на той же горе будет. Старый конь борозды не испортит. Был конь, да изъезжен. Не та мать хороша, которая родила, а та, которая воспитала тебя. Гусь свинье не товарищ. Собака лает, ветер носит. За рекой телушка – полушка, а рубль – перевоз. Вот - Бог, вот - порог. Коровушка – не свекровушка, не обидится. Мал золотник, да дорог. Великим пряслом да собак хрястать. В бане - не сиденье, за столом - не разговор. Когда я ем, то глух и нем. Хорош тот, кто людей уважает. Денежки любят счёт, а жена – глаженье. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Записано со слов Евсевьевой Нины Степановны, проживающей в деревне Рай, Рябевой Яной. 30
Приложение 3. Мини - концерт для Огарковой

Марии Михайловны, 1932 года рождения.

На фото.

Рябева Яна, Скрябина Анна, ученицы

Лапшинской школы

31
Приложение 4. Учащиеся школы

расчищают тропинку к дому Кропачевой

Алевтины Александровны

Приложение 5. Учащиеся школы расспрашивают Скрябину Евгению

Николаевну о прялке и гармонях.

Приложение 6. Беседа с семьёй Скрябиных Панфила Григорьевича и

Евгении Николаевны о страничках из их жизни.

Приложение 4 Залевский

Алексей и Береснев

Алексей разгребают

тропинку к дому

Кропачевой Алевтины

Александровны

Приложение 7. МОУ « Лапшинская ООШ»
Семья Подобиных.
32
Встречу подготовили и провели учащиеся школы Цымлякова Полина и Циркунов Александр. Тема встречи. Интересные люди, живущие рядом с нами. Анатолий Алексеевич и Альбина Ивановна ПОДОБИНЫ. Цель. Перелистывая странички из жизни героев, ответить на вопросы: 1.В чём уникальность наших героев? (1 группа) 2.В чём секрет молодости наших героев? (2 группа) 3. В чём секрет их семейного счастья? (3 группа) Задача каждой группы, ответив на вопросы, сделать выводы! Как мы живём сегодня? Обособленно. И порою не знаем, кто живёт рядом с нами. Это очень печально. А ведь каждый человек по-своему уникален, каждый человек интересен, у каждого человека есть таланты! Кто-то скромно их скрывает, а кто-то пытается поведать о них людям. А кто-то просто живёт. Живёт, и быть может, в душе мечтает о том, что его помнят, уважают, ценят. Почему мы так холодны друг к другу? Почему улыбаемся мало? Почему не уважаем старость? А ведь именно благодаря уходящим поколениям мы сейчас живём, радуемся и …не замечаем порою их. Интересных людей. Под волшебным небом узкой дорожечкой протянулось доброе село Лапшино. Живут в нём разные люди, особенные люди, добропорядочные и сердечные. Сегодня у нас пойдёт речь о чете Подобиных, проживающих совсем рядом с Храмом наук. Альбина Ивановна и Анатолий Алексеевич расписались 1 февраля 2008 года. Анатолий перебрался из деревни Громово в Лапшино, к любимой. И закипела жизнь! Неприглядный домик, благодаря умелым рукам и творческой натуре хозяина, превратился в сказочный! Всю зиму Анатолий Алексеевич собирал пробочки, красил их, придумывал узоры, а летом выкрасил дом в зелёный цвет и воплотил свою идею в жизнь. В итоге – красота! Конечно, Альбина Ивановна во всём поддерживает супруга, поэтому все их начинания всегда имеют успех. Так, хозяева заменили и окна на пластиковые. В доме, по их словам, стало светлее и теплее. В перспективе у хозяина сделать новый забор, украсить его, чтобы был под 33
стать дому. А какая красота внутри сказочного домика! Я бы назвала его Дом – музей. И это не случайно. Вхожу внутрь, и от красоты замирает сердце. Всё как в сказке. Красный угол говорит о том, что семья верующая. Супруги живут под девизом: « Всё делать вместе!» Они даже готовят вместе. Любимое блюдо хозяина – борщ. Анатолий Алексеевич сам печёт блины с начинкой, а Альбина Ивановна предпочитает стряпать оладушки. Анатолий Алексеевич всю жизнь не расстаётся с гармошкой! Без него на свадьбе скучно! Без него на любом мероприятии скучно! А уж если он заиграл и запел, то трудно устоять и не пуститься в пляс! Анатолий Алексеевич – собиратель песен. В его арсенале два сборника: «Песни Анатолия Подобина», в котором собрано более 600 песен, кои гармонист писал от руки очень красивым почерком, во втором – 900 песен, написанных от руки, а также вырезанных из журналов и газет. Вот уж поистине настоящий клад. Это хобби мужчины. -Мне нельзя без песен, ведь я должен знать все мотивы для того, чтобы их наигрывать, - уточняет гармонист. - Без музыки темно, скверно, настроения нет. А включишь музыку – и работа в радость, не замечаешь, как справишься с любым делом. Даже работы на огороде, во дворе, на улице сопровождаются прослушиванием музыкальных произведений. И это очень здорово! Кроме того, у четы Подобиных дома имеется и телевизор, из трёхсот каналов очень часто выбирают музыкальные. Хозяин дома с удовольствием смотрит фильмы – детективы, а также различные развлекательные программы. Анатолий очень любит красоту, любит украшать дом, дарить жене красивые подарки, любуется природой. Эта прекрасная пара родственных душ никогда не сидит без дела. Долгими зимними вечерами хозяин режет ткань, а бабушка вяжет прекрасные половички- кружки. Любовь к рукоделию передалась ей от мамы, которая на ткацком стане сотворяла настоящие шедевры. Это и половики, и расшитые узорами наволочки, и платья для дочери. Во всём доме больше сотни кружков! Да и ещё дочь Нина увозит в Кострому работы Альбины Ивановны, раздаривая их друзьям и знакомым. Да и гостей хозяева дома никогда не отпустят с пустыми руками. Альбина Ивановна с удовольствием плетёт кружки и из полиэтиленовых пакетов, они служат настоящими массажёрами для ног. Кроме того, женщина вяжет тёплые тапочки, шьёт подушечки, а также вышивает гладью и крестиком. Поистине, золотые руки! Оба супруга с удовольствием шьют на швейной машинке занавески, полотенца и многое другое! Женщина очень любит цветы. На подоконниках радуют глаз прекрасные зелёные друзья! 34
На фото. Подобины Альбина Ивановна и Анатолий Алексеевич.

Самое удивительное то, что Лапшинские старожилы – настоящие коллекционеры! Была приятно удивлена, узнав о том, что у них собрано несколько разных замечательных коллекций. Настенные часы, которых у четы всего 18, не считая будильников, и все идут! И показывают правильное время! Есть часы, которым уже более 80 лет! Есть часы, которые достались по – наследству, другие – подарены, остальные приобретены самими хозяевами. Замечу, что современные часы сдружились со своими древними родственниками и смотрятся очень гармонично! Не менее интересна и коллекция магнитофонов и диктофонов! А коллекции книг позавидует любой. Сразу видно, что в этой семье чтение не на последнем месте. Очень дорожат хозяева статуэтками, среди которых Василий Тёркин, памятник солдату – герою ВОВ, оленёнок, генерал и многие другие. Дорожат и игрушками, в числе которых кукла-невеста, резиновая собачка, зайчик, мягкие игрушки, говорящий кот Базилио и поющая девочка с телефоном, хомяк, птички и многое другое! Здесь также уживаются старинные игрушки с современными. И это прекрасно. Это ещё раз доказывает, что эта пара дорожит друг другом, как и дорожат всеми своими вещами. Среди старинных, красивых, необычных вещей – зеркальце, игольница, рамки для фотографий: в виде телевизора, в виде зайчика, резная узорчатая рамка; декоративные тарелки, картины и объёмные картинки, старинное зеркальце, как из сказки, самодельная игольница. Также в доме поселились и современные вещицы – например, цветок в горшке, горящий яркими огоньками. Это сейчас жизнь нашей замечательной пары кажется спокойной, а ещё 20 лет назад она была очень насыщенной! В 70- ых годах Анатолий был внештатным сельским корреспондентом! Писал как о колхозных делах, так и досуге. Писал, как нужно с умом использовать сельскохозяйственную технику, как лучше использовать рабочее время, писал о тружениках сельского хозяйства, о фермах, искал ответы на вопрос: « Что определяет себестоимость молока?" Рассказывал и о том, что весна зовёт в поле, и расслабляться некогда. Перелистывая странички, написанные руками Анатолия Алексеевича, на мгновенье представила жизнь колхоза « Победа». А ведь она кипела с силой, мощью! Русский мужик и русская женщина отдавали все силы на благо своей Родине. А сейчас… Плачевная ситуация. Не только Анатолий Подобин писал, вещали и про него как про героя посевного фронта. В доказательство этому служит вырезка из газеты «Вохомская правда», где крупным планом напечатано фото молодого коммуниста. « За три рабочих дня он посеял более 90 гектаров гороха, овса и горохово-овсяных смесей»,- пишет корреспондент Анатолий Алексеевич настоящий Лапшинский поэт. Он писал стихи. В архиве семьи есть даже тетрадочка со стихами мужчины. 35
Вырезка из газеты " Вохомская правда". На

фото – Анатолий Подобин

А начинал свою трудовую жизнь Анатолий с работы конюхом. В его распоряжении было 20 лошадей. Затем выучился на тракториста, работал с душой, с желанием, с усердием! Параллельно учился в техникуме на бухгалтера, коим работал в Красном Соколе 10 лет. Живя на Громове, молодой мужчина ходил каждый день 5 километров до Сокола и назад. Сегодня мы расслабились, эта цифра нам кажется пугающей, так как пройти столько километров – дело нелёгкое. А раньше люди не страшились дальней дороги, шли и работали. Так это прекрасный пример нам, нынешнему поколению! Работая бухгалтером, Анатолий заочно выучился на агронома. Вот не зря же гласит пословица: « Век живи – век учись!» С огромной ответственностью мужчина работал агрономом – организатором, командуя бригадой в 112 человек! Дослужился до завхоза, заработав доверие, и проработал в этой должности до самой пенсии. Альбина Ивановна работала всю жизнь продавцом. Имеет, как и супруг, множество грамот, дипломов, значков! Такими людьми, настоящими тружениками, считаю, нужно гордиться! Чета Подобиных в свои семьдесят семь выглядят очень достойно. Почему? Они ведут активный образ жизни! Это, в первую очередь, работа, а также пешие прогулки и спорт. Да, да! Вы не ослышались! Альбина Ивановна и Анатолий Алексеевич занимаются зарядкой, а также совершенствует свой организм на тренажёре! Любой молодой позавидует! Вот, с кого нам сегодня нужно брать пример! Пара постоянно слушает астрологические прогнозы, потому что верят в судьбу, и они сбываются. - Что такое любовь? – спрашиваю у прекрасной пары из Лапшино. - Любовь-это, самое главное, уважение друг к другу, стремление помочь, не оставить в беде. - В чём секрет вашего семейного благополучия? - Слушать друг друга, делать выводы, не слушать людей, ведь кто-то осудит, другой – не поймёт, третий – позавидует. И шутить! Без шуток нельзя жить! Чем больше юмора у каждого, тем легче жить в два раза! Беседа с участника групп. Выводы. 36
37


В раздел основное общее образование