"Использование личностно-ориентированного подхода на уроках литературы – залог успешной личности ученика"
статья
Автор: Васильева Нелли Ивановна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ №71, город Краснодар
В раздел основное общее образование
Использование личностно-ориентированного подхода на уроках
литературы – залог успешной личности ученика
(номинация «Мой педагогический опыт»)
Творческий подход учителя к учебному процессу способен пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты. В.А. Сухомлинский В настоящее время педагогическая деятельность, как и другие сферы человеческой жизни, претерпевают значительные изменения. Для современного педагога характерно переосмысление собственной деятельности с целью её усовершенствования, стремление к рефлексии своей работы, происходит становление творческой позиции учителя в его профессиональной деятельности. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности способствует процессам саморазвития и самореализации как личности учителя, так и учащихся. Известные психологи нашего времени Г.А. Кузьмина, И.С. Якиманская, А.Н. Леонтьев, сформулировали понятие личностно-ориентированного подхода. В современных условиях этот подход – такая ценностная ориентация учителя, которая определяет его позиции во взаимодействии с каждым ребёнком и классным коллективом в целом. Как говорил С.Л. Рубинштейн, «личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя , в ходе своей деятельности». На основе личностно-ориентированного подхода процесс обучения и воспитания учащихся организуется совсем по-другому в сравнении с традиционным подходом. В своей педагогической деятельности я осуществляю личностно- ориентированный подход на уроках литературы и русского языка, стремлюсь развивать склонности и интересы учащихся, учу их учиться, думать и действовать творчески, создаю для них ситуацию успеха. Учёба для учащихся при таком подходе приобретает личностный смысл, учебные действия развивают мотивацию к обучению. В целях литературного развития учащихся я использую групповую работу, работу в парах, которая развивает коммуникативные умения детей, они учатся совместной деятельности, находить компромиссные решения, выдвигают и обосновывают свою точку зрения. В группах учащиеся
обсуждают темы прочитанных книг, предоставляют при этом свои иллюстрации к эпизодам произведения как собственное видение событий. Склонности и способности ученика можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. Не случайно В.А. Сухомлинский считал, что основой основ обучения и воспитания является стремление и умение педагога «подметить в каждом ребёнке его наиболее сильную сторону, найти в нём ту «золотую жилку»; от которой начинает развитие индивидуальности». А для этого необходимо создавать педагогические условия, такие, как ориентация на актуализацию потребностей ребёнка стать и быть самим собой, на формирование у него навыков самопознания, на предоставление ему свободы выбора форм и способов проявления своей активности. На уроках литературы при анализе текста предлагаю учащимся вопросы, направленные на самостоятельный поиск, на активное отношение к процессу познания, например: о чём спорят и что читают герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? Как тематика бесед и круг чтения характеризует героев, жизнь света в целом? раскройте смысл высказывания Н.А. Добролюбова: «Лермонтов понимал любовь к отечеству истинно, свято и разумно». выделите общие мотивы главы «Фаталист» и стихотворения «Дума» Лермонтова. Покажите, какие пороки поколения воплотились в Печорине. прокомментируйте следующие индивидуальности: Чацкий; «лишние люди» Онегин-Печорин-Рудин; разночинец Базаров; «приобретатель» Чичиков. Такие вопросы формируют у учащихся познавательные умения выдвигать различные гипотезы и обосновывать их, коммуникативные умения занимать различные роли и позиции, понимать позиции других людей. При этом важно организовать рефлексивную деятельность учащихся, в процессе которой ими могут быть осмыслены и проанализированы результаты их работы. Многолетняя практика работы в школе убедила меня в том, что главным в успешном обучении учащихся является их мотивация, развитие интереса к предмету и активная познавательная деятельность, поэтому уроки литературы не должны быть однообразными. В связи с этим использую активные методы преподавания, практикую развивающие игры, они активизируют внимание учащихся, их память, воображение, у них появляется интерес к достижению определенных результатов. Игра по-настоящему развивает творческие способности учащихся, «оживляет» урок, делает его запоминающимся. Так, например, игра «Найди стихотворную рифму» (5-6
класс), «Буриме», познавательная игра «В стране литературных героев», игра викторина «По страницам изученных произведений», экспресс-путешествие «По страницам любимых книг». Использование личностно- ориентированного подхода помогает учителю преодолеть педагогические стереотипы, которые затрудняют развитие субъектности, диалоговых отношений. Развивая творческий поис учащихся 5-6 классов, целесообразно после изуения сказок, басен предложить учащимся написать свои сказки и басни. Соответственно, такое задание развивает творческое мышление учащихся, их воображение и таким образом формируется их способность к саморазвитию, создаются условия для развития индивидуальности. Часто переосмысливаю слова В. Сухомлинского: «через сказку, басню, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребёнка». Эффективным приёмом работы над текстом произведения является работа над стилизациями. Этот художественный приём развивает образное мышление учащихся, даёт им свободу в выборе темы, текста произведения. Исходя из мнения учёных, стилизация в литературе – это целенаправленное восприятия чужого стиля как определённой эстетической и идеологической позиции в новом художественном контексте. Применительно к стилизации в литературе известный исследователь М.М. Бахтин писал, что «…стилизатору важна совокупность приёмов чужой речи именно как выражение «особой точки зрения». Литературная стилизация родственна таким явлениям, как сказ (имитация речевой манеры литературного персонажа) и пародия (ироническое переосмысление чужого стиля). Стилизация – это особая форма словесного искусства, при работе над стилизацией у учащихся формируется чувство языка, понимание эпохи, её героев. Так, учащимся предлагается написать продолжение романа Гончарова «Обломов», сохраняя авторский стиль. Можно придумать эпизод, которого нет в романе, создать своё произведение. Такие задания считаются заданиями повышенной трудности, так как предполагают не только хорошее знание содержания произведения, но и его анализ, синтез, умение создать связное письменное высказывание. Такие творческие задания формируют у учащихся умение сотрудничать, воспитывают гуманное отношение между детьми, учат их самостоятельно редактировать тексты, работать в паре и группе, выражать себя и свой мир чувств, проводить самооценку собственных знаний – а значит, формируют успешную личность. Таким образом, мои личные методические находки повышают результативность педагогического опыта, открывают новые педагогические знания.
Список использованной литературы 1. Н.А. Афанасьева «Личностный подход в обучении. Концепция личностно-ориентированного образования И.С. Якиманской». 2. Е. Степанов «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности». 3. И.С. Якиманская «Технология личностно-ориентированного образования». 4. М.И. Лукьянова «Методика анализа личностно-ориентированного урока».
В раздел основное общее образование

