Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Драматизация как средство повышения мотивации к обучению иностранного языка".

статья + презентация

Автор: Павлова Елена Анатольевна, учитель английского языка, МБОУ СОШ № 3, поселок Хор Хабаровского края

Смотреть презентацию



В раздел основное общее образование




Драматизация как средство повышения мотивации к обучению иностранному языку
Начнем с того, что дадим определение термину «драматизация» в контексте образователь - ной деятельности. В методической литературе мы находим следующие термины для обозначения данного методического приема: постановка, инсценировка, учебный/дидактический театр, театра- лизация, драматизация. Однако многообразие терминов не меняет сути данного методического понятия. Таким образом, под драматизацией при обучении иностранному языку подразумевают «креативное использование письменной и устной речи на основе художественного литературного произведения». Драматизация как методический прием для обучения языку впервые был применен в Ан- глии. Питер Слейд и Брайан Уэй считаются родоначальниками использования данного приема в школе. Их идея драматизации как средства формирования творческой личности учащихся во многом повлияла на дальнейшее развитие методических теорий по использованию драматизации в процессе обучения. Драматизация заставляет пропускать ситуацию через себя, придавая ей личностный харак- тер. Личностная ориентация, как показывает опыт изучения иностранных языков, значительно по- вышает эффект их усвоения, так как в этом случае наряду с интеллектом подключаются эмоции. Личностно значимой ситуацию делает роль, которую получает учащийся. Разыгрывая роль, ученик не просто начинает говорить языком литературного героя, не про - сто становится этим героем на несколько минут, драматизированный рассказ оставляет более сильное и длительное впечатление. Следовательно, основная ценность драматизации в том, что она «дает возможность детально ознакомиться с литературным произведением. Благодаря пере- воплощению, драматизация способствует глубокому пониманию литературного отрывка». А это именно то, к чему мы стремимся, обучая учащихся чтению и говорению на иностранном языке. Применение драматизации развивает критическое и интуитивное мышление, способствует большей сосредоточенности, формирует навыки и умения в чтении. Драматизация способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения и доставляет эстетическое наслаждение. Прием драматизации служит средством стимуляции интеллектуального развития, улучшает качество речи за счет увеличения длины предложений, использования разнообразных граммати- ческих конструкций и расширения словарного запаса. Драматизация улучшает качество речи учащихся еще и фонетически, так как тон голоса и вы- разительность являются важными компонентами устной презентации. Прием драматизации является эффективным средством обучения ИЯ, так как он развивает коммуникативную, творческую и культурную компетенцию, способствуя формированию у учащих- ся навыков социального общения. Все очевидные преимущества драматизации не означают, что этот прием должен стать ве - дущим средством повышения мотивации к изучению ИЯ. Оптимальный вариант – разумное соче- тание драматизации с другими традиционными и нетрадиционными формами и приемами рабо- ты с учетом задач урока, особенностей учебной группы, содержания учебного материала. Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонима- ния и взаимовыручки, укрепляет ответственность за успех общего дела.
Здоровьесберегающие технологии на уроке АЯ
Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохра- нение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка - есте- ственная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту по- требность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания и рабо- тоспособности, плохому усвоению изучаемого материала.
Поиск новых способов повышения двигательной активности школьников связан с новыми подходами к организации учебного процесса на уроке, требует изменений в традиционной струк- туре урока, совмещения образовательного компонента с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Интересным и полезным в этом отношении стало знакомство с опытом работы зарубежных коллег. Организация уроков обучения АЯ проходит с привлечением большого количества песен и игр (active songs and games), пальчиковых игр ( finger plays), ролевых игр (role-plays), и т.д., что дает возможность активизировать учебный процесс, сделать его содержание интересным и увлекатель- ным. Смена видоа деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов повышает умственную работоспособность, мотивацию к изучению АЯ. Стимулом привлечения внимания учащихся является и новизна структуры урока. Однако систематическое использование моделей урока с активной динамической нагрузкой в условиях современной образовательной школы проблематично. Причины: государственные про- граммы, регламентирующие учебный материал, сложившийся стереотип поведения учителя, ко- личество учебных часов. Но можно попытаться частично позаимствовать опыт иностранных коллег и по мере возмож - ности использовать инновационные комбинации дополнительных технических средств, вариаци- онных методик для комбинации образовательного и динамического компонентов урока, учитывая специфические особенности отечественного образования. Компоненты комплексной модели урока, способствующие решению задачи совмещения высокой продуктивности учебного процесса с педагогическими приемами, которые позволяют сохранить и укрепить уровень здоровья учащихся: - положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха); - самомассаж (улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение); - гимнастика: пальчиковая (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и ско- ванность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи), дыхательная ( помогает повысить возбудимость коры головного мозга, активизировать детей), для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения); - динамическая пауза ( снимает напряжение общей моторики); - смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, пишу, рассуждаю); - игровые моменты; - подача материала наиболее доступным рациональным способом; - нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе; - музыкальное сопровождение. Большинство перечисленных компонентов можно использовать на всех этапах обучения АЯ. Для проведения физкультминуток использую следующие рифмовки: Hands up! Clap! Clap! Clap! Hands down! Shake! Shake! Shake! Hands on hips! Jump! Jump! Jump! Hope! Hope! Hope! Stand still!
Пальчиковая гимнастика I have ten little fingers, And they all belong to me. I can make them do many things. So would you like to see? I can shut them up tight. I can open them wide. I can put them together Or make them all hide. Hands up! Hands down! Hands on hips, sit down. Stand up, hands to the sides, Bend left, bend right. Hands on hips, 1,2,3, hope. 1,2,3, stop. Stand still! Так же на уроках использую упражнения с использованием рифмовок и песен на основе движения для создания положительного эмоционального фона и задания с активной жестикуля- цией для подкрепления слухового образа визуальным. Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характери- зуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание при- менению здоровьесберегающих технологий. Кратковременные физические упражнения и игры усиливают кровообращение и дают отдохнуть участкам мозга, находившимся в раздраженном состоянии во время учебы, вызывая возбуждение других участков. После такого активного отдыха внимание повышается, восприятие материала улучшается, в целом активизируя организм детей. На уроках я следую советам, которые дают дет- ские психологи и психотерапевты: 1. Используйте частую смену видов деятельности; норма – 4-7 видов за урок. 2. Применяйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, индивидуальная работа), чередуя их через 10-15 минут. 3. Используйте методы, способствующие активизации и творческому самовыражению уча- щихся, - непринужденную беседу, выбор действия, способа действия, взаимодействия, свободу творчества. 4. Применяйте динамические паузы или минуты релаксации (норма – 2 раза за урок). 5. Обязательно наличие внешней мотивации (оценка, поддержка, соревновательный мо- мент). 6. Стимулируйте внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активно- сти, интерес к материалу, удовольствие от полученных знаний. 7. Поддерживайте у детей веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе. 8. Создавайте ситуацию успеха. 9. Справедливо оценивайте ответы школьников. Оценка должна помогать, а не отбивать охо- ту учиться.


В раздел основное общее образование