"Наставничество как форма передачи профессионального опыта"
статья
Автор: Беззубенко Светлана Анатольевна, учитель, МАОУ СОШ №19, город Томск, Томская область
В раздел основное общее образование
Наставничество как форма передачи профессионального опыта
Одним из направлений моей педагогической деятельности является сопровождение адаптации молодых и начинающих учителей. Цель моей наставнической деятельности – оказание помощи начинающему педагогу в его профессиональном становлении. В соответствии с планом наставнической деятельности школы ежегодно я разрабатываю индивидуальный план работы с начинающим учителем. Также я помогаю молодому педагогу составить индивидуальную программу развития, выбрать тему самообразования. На первом этапе работы провожу консультации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования, а также по составлению плана воспитательной работы классного руководителя. С целью оказания методической помощи посещаю уроки молодого учителя. По итогам посещения провожу анализ уроков и собеседование с учителем. Приглашаю начинающих учителей на свои уроки с целью обмена опытом. Наряду с традиционными формами работы использую инновационные: участие в психологических тренингах, аукционе педагогических идей. В работе с начинающими педагогами я использую разнообразные методы и технологии: моделирование современного урока, проектирование траектории профессионального роста учителя, интерактивные технологии (деловые и ролевые игры) для развития коммуникации, личного лидерства, способности принимать решения в критических ситуациях. Систематически провожу для молодых педагогов мастер-классы по темам «Использование интерактивных технологий для организации эффективного учебного процесса», «Дифференцированный подход в обучении предмету», «Технология веб- квест как средство достижения метапредметных результатов», «Конструирование интегрированных уроков» В рамках предметной декады для молодых и начинающих учителей провожу серию открытых уроков с использованием игровой и интерактивной технологий. В результаты наставнической деятельности в се педагоги прошли успешную адаптацию, продолжают педагогическую деятельность в нашей школе в настоящее время и имеют стабильные результаты обучения, воспитания и социализации учащихся. По результатам анкетирования начинающих учителей видно, что в конце учебного года они испытывают меньше затруднений в умении поставить цель урока, отработать содержание материала к уроку, осуществлять дифференцированный подход в обучении, использовать разнообразные формы урока, оценивать знания учащихся. Начинающие педагоги активно участвуют в работе педагогических сообществ на школьном, муниципальном и региональном уровнях, их учащиеся являются победителями и призерами конкурсов и олимпиад разного уровня. Наставническая деятельность помогает процессу вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду, помогает выстроить ему собственную программу самообразования, развивает творческий потенциал молодого педагога, мотивирует его участие в инновационной деятельности. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии.
Индивидуальная программа развития
начинающего учителя
Цель:
определение индивидуальной траектории самообразования, повышение профессиональной компетенции.
Задачи:
Изучить нормативные документы, регламентирующие исполнение требований федерального государственного стандарта по географии. Изучить современные технологии организации учебно-воспитательного процесса. Использовать ИКТ на уроках для повышения мотивации к изучению географии.
Тема самообразования:
«Применение ИКТ на уроках географии для повышения познавательной активности учащихся»
Формы работы учителя
Сроки
Ожидаемые результаты
Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства постоянно Ознакомление с нормативными документами и методической литературой Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию обновленного учебно- воспитательного процесса сентябрь Рабочие программы по предмету, КТП, план воспитательной работы Изучение современных образовательных технологий В течение года Применение элементов современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности Посещение уроков педагога- наставника ежемесячно Знакомство с опытом работы наставника Посещение методических семинаров, мастер-классов По плану школы, ИМЦ. РЦРО Повышение профессионального уровня Мотивация учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях по географии В течение года Развитие творческих способностей обучающихся Разработка и реализация внеклассных мероприятий В течение года Проведение внеклассных мероприятий Методическая разработка урока с применением ИКТ апрель Открытый урок Участие в работе школьной методической службы, предметной декаде В течение года Изучение форм, методов и приемов организации учебной деятельности Обобщение собственного опыта педагогической деятельности май Портфолио профессиональных достижений
План деятельности учителя по сопровождению профессиональной
адаптации начинающего учителя на 2016-2017 учебный год
Цель:
обеспечение эффективной профессиональной адаптации начинающего учителя.
Задачи:
оказывать методическую помощь начинающему педагогу в организации учебно – воспитательной деятельности;
способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; формировать у молодых учителей потребность в непрерывном образовании.
№
п/п
Содержание деятельности
Сроки
Форма работы
1. Повышение квалификации в качестве наставника В течение года Курсы ПК, самообразование 2. Распространение своего педагогического опыта по сопровождению начинающего учителя В течение года Выступления и публикации 3. Изучение содержания учебных программ, УМК, нормативных документов ФГОС Сентябрь Собеседование 4. Совместная разработка программ урочной и внеурочной деятельности. Сентябрь Практикум 5. Взаимопосещение уроков Октябрь Консультации, анализ уроков 6. Знакомство с планом образовательных событий, с перечнем конкурсов педагогического мастерства для молодых педагогов и наставников В течение года Консультации, сетевое взаимодействие с профессиональными сообществами 7. Участие в работе проблемно- творческой группы В течение года Выступления на МО 8. Организация внеурочной деятельности начинающего учителя по предмету В течение года Участие обучающихся в различных конкурсах 9. Семинар «Создание сборника ЭОР для методического сопровождения учителя- предметника в области обеспечения информационной деятельности» Ноябрь Организация и проведение семинара 10. Час общения «Основные проблемы молодого учителя» Январь Анкетирование 11. Семинар «Использование интерактивных технологий для организации эффективного учебного процесса». Февраль Организация и проведение семинара 12. Мастер – класс «Создание веб- квеста как способ достижения метапредметных результатов». Апрель
13. Участие в предметной декаде Март Открытые уроки, внеклассные мероприятия 14. Участие в Открытом Форуме проектов Апрель 15. Результаты профессиональной деятельности: достижения молодого педагога и его учащихся. Май Формирование портфолио
В раздел основное общее образование

