"Вариативность практических заданий на уроках изобразительного искусства".
статья
Автор: Кощеева Лилия Николаевна, учитель ИЗО, классный руководитель, МОБУ СОШ №19, г. Кореновск, Краснодарский край
В раздел основное общее образование
Из опыта работы: «Вариативность практических заданий на уроках
изобразительного искусства».
Статья Кощеевой Л.Н., учителя изобразительного искусства МОБУ СОШ №19 г.
Кореновск, Краснодарский край.
Каждый ребенок – одаренная и творческая натура. Первостепенная задача
художественного
воспитания
–
раскрыть
и
развить
потенциальные
творческие способности, заложенные в ребенке с рождения, независимо от
того, в каком направлении будут развиваться эти способности, когда он
станет
взрослым.
Решению
этой
задачи
способствуют
уроки
по
изобразительному и декоративно – прикладному искусству, на которых
ребенок
может
прикоснуться
к
самым
различным
видам
искусств,
попробовать себя в роли художника, скульптора, декоратора.
Декоративно – прикладное искусство играет существенную роль в
духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании.
Занятия
по ДПИ отвечают духовным запросам и интересам ребят,
удовлетворяют их тягу к художественному и техническому творчеству,
способствуя гармоническому развитию. В современной образовательной
программе по Изобразительному искусству отводится значительное место
изучению декоративно – прикладного искусства, особенно в 5 классе.
На занятиях по изобразительному искусству учащиеся имеют возможность
использовать самые различные художественные материалы и инструменты:
бумагу (белую и цветную), картон, ткани, карандаши (графитные и цветные),
фломастеры, акварель, гуашь, пастель, акриловые краски, уголь, пластилин,
соленое тесто, природные материалы, ножницы, клей. В каждом конкретном
случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей и
возможностью учащегося.
На уроках детьми с большим интересом осваиваются различные техники:
коллаж, аппликация,
бумажная
пластика,
папье-маше,
лепка,
витраж,
мозаика, батик и др.
Как педагог со стажем, в своей практике активно используя принцип
вариативности практических заданий, хочу отметить плюсы этого принципа:
- если ученики на уроке имеют возможность выбирать посильные для себя
задания самостоятельно, это способствуют активизации их познавательной
деятельности;
- благодаря разнообразным заданиям дети научаются наблюдать, сравнивать,
делать выводы;
- такая работа способствует подведению учащихся к умению самостоятельно
добывать знания, а не получать их в готовом виде, а зачастую позволяет
развитию криативного мышления.
Вариативность практических заданий предполагает, что каждый учащийся
имеет возможность выбрать посильный для себя вариант и позволит:
- выбрать вид деятельности и использование разнообразных имеющихся у
учащихся художественных материалов;
- задать посильный темп выполнения выбранного задания;
- возможность работы индивидуально (направленность на одаренных детей), работа в паре или группе (направленность на детей, испытывающих трудности при самостоятельном выполнении задания и конечно же на одаренных детей). Выбор способов активизации познавательной деятельности зависит от цели урока, подготовленности класса, технических и иллюстративных средств, которыми располагает учитель. Уроки ИЗО – это прекрасная возможность вернуться к истории культуры русского народа и народов мира и окунуться в их самобытное творчество. Обращаю внимание на необходимость каждого родителя проявлять интерес к творческой деятельности своих детей и при необходимости оказывать помощь в обеспечении своего ребенка необходимыми материалами и инструментами для выполнения поставленных задач, адекватно и с позитивом относится к результатам своих детей. Каждый вправе воспринимать мир и отображать его по-своему.
- возможность работы индивидуально (направленность на одаренных детей), работа в паре или группе (направленность на детей, испытывающих трудности при самостоятельном выполнении задания и конечно же на одаренных детей). Выбор способов активизации познавательной деятельности зависит от цели урока, подготовленности класса, технических и иллюстративных средств, которыми располагает учитель. Уроки ИЗО – это прекрасная возможность вернуться к истории культуры русского народа и народов мира и окунуться в их самобытное творчество. Обращаю внимание на необходимость каждого родителя проявлять интерес к творческой деятельности своих детей и при необходимости оказывать помощь в обеспечении своего ребенка необходимыми материалами и инструментами для выполнения поставленных задач, адекватно и с позитивом относится к результатам своих детей. Каждый вправе воспринимать мир и отображать его по-своему.
В раздел основное общее образование

