Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Введение. Литературный процесс рубежа XIX – XX веков. Модернизм и декаданс"

конспект урока

Автор: Некрасова Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ "Академическая гимназия № 1534", г. Москва



В раздел основное общее образование




Урок № 1 по литературе в 11 классе.

Тема: Введение. Литературный процесс рубежа XIX – XX веков.

Модернизм и декаданс.

Ц е л и :
дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чем своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить разнообразие литературных направлений; развить навыки конспектирования лекционного материала; воспитывать любовь к русской классической литературе. План.
I.

Организационный момент.

II.

Постановка целей учителем. (Слово учителя).
Два предыдущих года мы посвятили знакомству и изучению произведений русской классической литературы «золотого века». Погружаясь в мир героев И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, мы приблизились к рубежу XIX – XX веков. Цель нашего сегодняшнего урока – познакомиться с особенностями литературного процесса конца XIX – начала XX веков, неразрывно связанного с историческими событиями этого периода, выяснить, в чем своеобразие реализма в русской литературе начала нового столетия; отметить разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп, появившихся в эпоху «Серебряного века».
III.

Взгляд на историческую эпоху… Анализ разных точек зрения.
1.
Слово учителя:
сложный, драматичный ХIХ век в значительной степени определил характер социальных, экономических процессов, а также явлений в области культуры и искусства XX столетия. Настроение, мироощущение человека в этот период можно охарактеризовать такими категориями, как неуверенность, страх, отчаянье, предчувствие конца света и в то же время ожидание перемен, о которых одни говорили с радостью, а другие – с ужасом. Осмыслить происходящее в обществе, в России, дать свою оценку процессов, круто меняющих жизнь страны, пытались философы, писатели и поэты. И делали они это как на страницах публицистических произведений, так и в художественной литературе. Предлагаю вам познакомиться с точкой зрения двух великих литераторов – писателя Л.Н. Толстого и поэта-символиста А. Блока.
2.

Знакомство с отрывком из статьи Толстого и отрывком из стихотворения Блока

«Два века». (Раздаточный материал и презентация.)
«Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начало столетия, но озна- чает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей, и нача- ла другой веры, другого мировоззрения, другого способа общения людей. Временные исторические признаки или тот толчок, который должен начать переворот, это только что окончившаяся русско-японская война и одновременно с ней вспыхнувшая и нико- гда прежде не появлявшееся революционное движение среди русского народа». (Л.Н. Толстой. «Конец света». 1905.) ДВА ВЕКА
Век девятнадцатый,
железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек! В ночь умозрительных понятий, Матерьялистских малых дел, Бессильных жалоб и проклятий, Бескровных душ и слабых тел! С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин, Век расшибанья лбов о стену, Экономических доктрин, Конгрессов, банков, федераций, Застольных спичей, красных слов, Век акций, рент и облигаций И малодейственных умов.
Двадцатый век...
Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла (Еще чернее и огромней Тень Люцеферова крыла). Сознанье страшное обмана Всех прежних малых дум и вер, И первый взлет аэроплана В пустыню неизвестных сфер... И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне... И черная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи... А. Блок. 19011 г.

3.

Беседа.

4.

- Как характеризуют прозаик XIX века и поэт XX столетия настоящее и

будущее российского общества?

5.

- Что общего в их точках зрения и в чем отличия?
6. 7. 8.
Итог.
(Слово учителя): последние годы XIX столетия стали переворотными в истории России, стремительно изменяются политическая, экономическая, социальная, духовная стороны жизни общества, что становится причиной коренных изменений в русском самосознании. 9.
IV.

Исторический портрет эпохи,

1.

Лекция

с

элементами

беседы. (Учащиеся

записывают основные

положения.)
10. В начале ХХ века Россия испытала целый ряд потрясений: революция 1905 года, Февральская и Октябрьская революции 1917 года, русско-японская война 1904 – 1905 годов, Первая Мировая война – 1914 – 1918 годов, гражданская война, - которые пропитали атмосферу общественно-политической жизни ощущением кризиса и упадка. 11. Серьезные изменения претерпевает экономика России. «…результаты экономической политики Витте были впечатляющими. За тринадцать лет (1887 — 1900 гг.) занятость в промышленности увеличилась в среднем на 4,6% в год, а промышленное производство возросло на 6,4%. Общая протяженность железнодорожной сети удвоилась за двенадцатилетний срок (1892 — 1904 гг.). За эти годы было завершено строительство Сибирской железной дороги, что значительно упростило дальнейшее освоение Сибири, были проложены новые железнодорожные ветки, имеющие скорее стратегическое, нежели экономическое, значение. […] Промышленный взлет 1890-х гг. полностью преобразил многие области империи, вызвав развитие городских центров и возникновение новых крупных современных заводов. Дальнейшему развитию страны мешала деревня: низкий уровень промышленного потребления со стороны ее населения, как, впрочем, и потребительский рынок в городе. Развитие промышленности в значительной степени зависело от государственных заказов и недостаточно стимулировалось внутренним рынком. Основным противоречием развития экономики страны стал колоссальный разрыв между сельским хозяйством с его архаичными способами производства и ростом промышленности, опирающейся на передовую технологию.» (Никола Верт. «История Советского государства».) Наиболее успешным классом становится буржуазия, это была ведущая сила в экономике страны. Дворянство все более обуржиазивалось. Положение крестьян и рабочих было удручающим. 12. «Острота противоречий, раздиравших российское общество, все чаще выливалась в открытый протест. В стране назревала революционная ситуация. Бурлило студенчество. Наиболее существенную роль в этом процессе играло нарастающее рабочее движение, характерной особенностью которого было сочетание экономических и политических требований. (Энциклопедия людей и идей: Россия на рубеже 19-20 веков - реформы, преобразования) 13. Предчувствие наступления нового этапа в развитии всего человечества во многом возникло под влиянием научных открытий, сделанных в 19 столетии. Широкое применение электричества позволяет изучать электромагнитные волны, происходит открытие рентгеновских лучей, в этот период рождается квантовая теория, теория относительности, во второй половине 19 века также создается беспроводной телеграф. В области химии самым значительным событием было создание таблицы химических элементов и предсказание открытия еще неизвестных тогда скандия, галлия и германия. В начале 20 века Нобелевскую премию получают физиологи Павлов и Мечников, что свидетельствует о прорыве в области медицины.
14. 15. Научные открытия становятся предметом осмысления для литераторов, философов: достижения в области научных знаний перевернули представления человечества о мире. 16.
17.

- Как вы считаете, как могли повлиять научные открытия на мироощущение

людей?
18.
- Как вы понимаете слова философа конца 19 века Владимира Соловьева,

который так охарактеризовал происходящее на рубеже столетий: «… конец истории

сошелся с ее началом»?
(Вл. Соловьев. По поводу последних событий. Письмо в редакцию) 19. 20. На первый план выходит не рациональное, а иррациональное объяснение явлений новой жизни, уверенность в том, что все законы бытия уже изучены, порождает тягу к мистицизму, дает новый виток в развитии религиозной мысли и в то же время становится причиной глубокого религиозного кризиса. 21. Бурные духовные искания русской интеллигенции, взлет творческих сил, обострение религиозно-мистической чувствительности — все это были признаки явления, которое Н.А. Бердяев назвал
русским духовным

ренессансом.
В сознании людей наблюдается мировоззренческий синтез божественного и человеческого начал, следствием становится соединение философии и литературы, имеющих общую глубинную цель – поиск высшей истины. Желание сделать мир лучше, прекраснее наделяет многих писателей и поэтов верой в спасительную роль искусства. 22.
V.

Литературный процесс конца 19 – начала 20 веков.

1.

Реализм. Лекция. (Основные положения зафиксировать в тетради.)
23. Литература рубежа веков стала отражением духовных исканий, мировоззренческих противоречий, определивших характер эпохи. 24. Новое видение мира повлияет и на характер реализма, основного литературного метода 19 столетия, развивающегося и в веке 20. В рамках этого направления продолжают творить Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, а также представители нового поколения: М. Горький, В. Короленко, И.А. Бунин, А.И. Куприн. Однако эстетика реализма значительно меняется. Отметим некоторые характерные черты этого литературного метода начала 20 века. 25. Теряет свою силу излишний социологизм, свойственный произведениям 19 столетия. 26. Большое внимание уделяется мироощущению человека, тем психологическим процессам, которые подчеркивают сложную природу личности. Глубокому анализу подвергается душевная жизнь человека. 27. Повествование не ограничивается пространственными и временными рамками существования, стремление познать высшую истину, найти ответы на вечные вопросы становится причиной появления библейских и фольклорных мотивов. 28. В произведениях многих авторов на первый план выходят неоромантические тенденции. (Ранние рассказы Горького, творчество Куприна, А. Грина.) 29. Отличительной чертой этой литературы является отсутствие излишней дидактичности, навязывания мнения автора, наоборот, писатель порой приглашает читателя к сотворчеству. 30. Несмотря на значительные перемены, реализм новой эпохи продолжает черпать свои силы в классической литературе 19 столетия. 31.
2.

Модернизм и декаданс. Лекция с элементами беседы.

32. Пожалуй, главной чертой литературного процесса рубежа веков стала полифоничность. Противопоставляли свое творчество писателям-реалистам представители модернизма. Это явление новое для русского искусства и литературы, в частности. Модернизм - направление многоплановое, разнообразное. Модернистскими принято считать такие течения, как символизм, акмеизм, футуризм. 33. 34. -
Как

вы считаете,

что

сближало

все

эти

течения

и

дало

право

литературоведам,

искусствоведам

назвать

эти

явления

литературы

одним

понятием модернизм?
(
модерни

́

зм
(итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний»). 35.
36.

Запись определения «модернизм» в тетради.
37.
Модерни

́

зм
- направление в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. 38. Писатели-модернисты ищут особые художественные средства, чтобы передать весь комплекс острых противоречий новой эпохи. Реалистические средства отвергаются ими, так как представляются недостаточно выразительными для описания душевной жизни человека, передачи все тонов и полутонов многогранных человеческих отношений. 39. Модернизм часто рассматривают как проявление идеологии упадочной, кризисной, но это неверно. 40. Действительно достаточно большое распространение получили настроения пессимистичные, связанные с предчувствием приближения конца света. Такое мировосприятие получило свое название –
декаданс
(с франц. «упадок») и выражается в чувстве отчаяния, неприятии окружающего мира, в стремлении прогрузить в сферу индивидуалистических переживаний, в любовании красотой смерти. (
Запись в тетрадь
.) Многие писатели и поэты оказались под влиянием этих настроений. Среди них Л. Андреев, в чьих произведениях ощущается пессимизм и неверие в возможность преображения жизни. Искусство декаданса связано с возникновением у целого поколения российской интеллигенции чувства растерянности перед резкими переменами, происходящими в стране. Многие представители модернистского искусства стоят у истоков декаданса. 41.
3.

Символизм, акмеизм, футуризм. Работа в группах.
42.
Слово учителя:
самыми крупными направлениями модернизма в русской литературе начала XX века стали символизм, акмеизм, футуризм. 43.
Задание общее для всех групп
: прочитайте статью учебника и заполните ту часть таблицы, которая соответствует теме задания вашего ряда. 44.
45.

Модерн

истское

течение

46.

Смысл

названия

литературного

направления

47.

Представ

ители,

группы

внутри течения

48.

Каким

видят

назначение

искусства

представители

разных

модернистских

течений?
49.
50.

Что

вам

показалось

особенном

интересным в

эстетике того

или

иного

направления?
51. Символи зм 52. 53. 59. 60. 65. 66.
54. 55. 56. 57. 58. 61. 62. 63. 64. 67. Акмеизм 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. Футуриз м 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 1 ряд – прочитайте статью учебника о символизме (стр. 22 – 23), 2 ряд – прочитайте статью учебника об акмеизме (стр. 24 – 25), 3 ряд – прочитайте статью учебника о футуризме (стр. 26). 101. 102. 4.
Проверка выполненного задания, заполнение пустых ячеек таблицы.
103.
Слово учителя:
это далеко не полный список тем направлений, которые возникли в конце XIX и начале XX веков, в этом году мы будем говорить с Вами о новокрестьянской поэзии, о сатирической литературе – это все яркие явления литературного процесса рубежа столетий. VI.
Подведение
итогов. Опрос.
104.

- Как вы считаете, почему введенное в 1933 году поэтом Николаем Оцупом

понятие «Серебряный век», характеризующее литературу той эпохуи, о которой

сегодня шла речь, закрепилось в литературоведении и используется, когда речь идет о

модернизме начала 20 века?

105.

- С чем связано такое многообразие течений, возникших на рубеже веков?
106. VII.
Домашнее задание:
с опорой на материал лекции подготовить рассказ на тему «Особенности литературного процесса рубежа XIX – XX веков».


В раздел основное общее образование