Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Экологическое воспитание на уроках географии"

методическая разработка

Автор: Пятина Дарина Александровна, учитель географии, МАОУ СОШ №2, Кунгур



В раздел основное общее образование



Экологическое воспитание на уроках географии Проблемы экологии, которые, несомненно, присутствуют в обществе, в скором будущем предстоит решать новому поколению – сегодняшним школьникам, которые уже в период обучения должны понимать важность этого вопроса. Экологическое воспитание, т. е. формирование понятий о важности окружающей среды, наличии проблем, связанных с пренебрежительным отношением к экологии, и способы их решения, должно присутствовать с детства. Поэтому так важно научить детей следовать правилам экологического поведения. Рассматривая картину экологии и общества в целом, можно смело сказать, что каждой современной школе необходима программа экологического воспитания. К сожалению, не все школьники получают его в рамках учебного заведения. Но, это не значит, что не нужно развивать экологическое воспитание школьников. Мероприятия по формированию понятий окружающей среды у детей в данном случае ложатся на плечи родителей. На первых этапах экологического воспитания большая часть школьников не желает принимать участия в экологическом развитии или относится безразлично к попыткам родителей или преподавателей внести экологический вклад в их образование. Чтобы понять такое поведение, нужно разобраться в психологии детей школьного возраста.... Следует помнить, что школьники придают большое значение своему положению в обществе, точнее, в школе или классе. Так, в 1-4 классах ребенок только привыкает к общению со сверстниками, и на первое место ставит желания родителей: учебу, хорошее поведение. Позже, школьник уделяет огромное внимание авторитету среди друзей. Причем, если в его окружении учиться – не модно, он также отодвинет учебу на второе место. То есть, можно сказать, что ученикам средних и старших классов свойственно подражание сверстникам. Учитывая этот факт, следует начинать знакомство школьников с правилами экологического поведения в коллективе. Важной неотъемлемой частью любой методики экологического воспитания должно быть грамотное обращение с детьми и правильный подход преподнесения информации. Независимо от возраста группы школьников, к ним стоит относиться серьезно и попытаться максимально заинтересовать каждого из них. Обязательными считаются следующие формы преподнесения информации: Объяснение целей экологического воспитания, которые должны заинтересовать и побудить желание продолжить занятия... · Интересные экскурсии · Умеренные физические нагрузки, в частности, спортивные занятия · Развлечения: игры, соревнования · Походы, практические задания
· Проверка полученных знаний в виде небольших отчетов, которые, ни в коем случае, не должны отбить желание продолжить развитие экологического воспитания. Программа экологического воспитания школьников представляет собой изучение природы родного края. В основе этой программы лежат увлекательные экспедиции и походы, а также интересные факты из истории местного края. Руководители программы по развитию экологической культуры должны дать ребенку не только понимание важности экологии в общественной жизни, но и привить любовь и заботу, по отношению к природе. Школьникам необходимо дать следующие, самые важные, понятия, без которых об экологической культуре не может быть и речи: · Представление об учебных трудах известных экологических деятелей, а также их мышление на экологические темы · Знание особо значимых природоохранных организаций · Представление о природе родного края: достопримечательностях экологического характера, экологических проблемах и способах их решения · Понимание необходимости бережно относиться к природе. Таким образом, воспитание экологической культуры школьников полностью зависит от старшего поколения. Только сознание и поведение в совокупности каждого, могут привести к улучшению экологической обстановки в стране и мире. В начальном курсе физической географии (6 класс) дети более подробно начинают изучать тему «экология» при изучении «Литосфера». Мы уделяем внимание на проблему исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсов. На вопрос: «Можно ли продлить век исчерпаемым природным ресурсам и как это сделать?» дети дают самые разные ответы, порой очень интересные и мудрые не по возрасту. На своих уроках я использую игровую и изобразительную деятельность, которые позволяют отразить эмоциональные переживания ребенка, связанные с восприятием и пониманием себя, природы и других людей. При изучении темы «Разнообразие рельефа земной поверхности» я показываю видео фильм «О полезных ископаемых России и их месторождениях», и обращаю внимание детей на характер изменения природы человеком на конкретном участке местности, выясняю причины этих изменений. Изучение темы «Воды суши» - большая возможность расширить представление детей об экологии. Так как наш город расположен на берегах трех рек: Сылва, Ирень, Бабка, то вместе с детьми мы проанализировали, как влияет промышленность нашего города на водные ресурсы. Весной и осенью мы освобождаем от мусора территорию в черте школы, данное мероприятие формирует у учащихся бережное отношение к окружающей среде, в которой он живет. География материков и океанов (7 класс) – предполагает дальнейшее изучение экологической науки, чтобы продолжить формирование у детей
значимости экологических знаний, представлений об экологии биосферы, о функциях живого вещества биосферы. Ребенку, познавшему обширный мир, окружающий его, с точки зрения экологических понятий и структуры биосферы, важно показать, что природа – колыбель человечества. Необходимо продолжить формирование обобщенного взгляда на мир, что предполагает познание глобальных проблем человечества и их тесной связи с задачами сохранения мира на планете. При изучении материка или океана я провожу большую работу по исследованию экологических проблем этого комплекса. Например, при знакомстве с природой Африки я выясняю, почему Сахара значительно расширила свою площадь, а площадь влажных экваториальных лесов и саванн сократилась, почему сократилась численность некоторых видов животных, а отдельные виды совсем исчезли с лица Земли. Далее рассматриваем тему Животный и растительный мира и выполняем проект «Красная книга». При изучении природы океанов, рассматриваем вопрос о деятельности человека в океане, выделяем сразу несколько проблем, связанных с морским грузовым и пассажирским транспортом, зонами рекреации, центрами добычи природных ресурсов, определяем роль международного сотрудничества в деле охраны природы Мирового океана. Изучая природу северных материков, обращаю внимание детей на проявление экологических проблем в природных зонах тундры, тайги, смешанных лесов и их специфику. Здесь решается проблема хищнической вырубки лесов в сибирской тайге, сведения широколиственных лесов в Европе. Дискуссия на тему «Мусорное пятно Тихого океана». Изучая в 7 классе тему «Типы климата», ученики знакомятся с антропогенным влиянием на глобальные и региональные климатические процессы. Перед тем как начать беседу с учащимися о мерах, предупреждающих изменения климата, можно поставить следующие вопросы: Как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной деятельности человека? Какое влияние оказывает загрязненный воздух на различные компоненты природы? К чему приводит исчезновение растительности с поверхности Земли? Чем объясняется, что загрязнение воздуха сказывается на территории, на тысячи километров удаленной от источника загрязнений? Какой из этого следует вывод? Ответы учащихся по мере необходимости надо корректировать. При этом подчеркивается, что влияние человека на климат, в отличие от многих других компонентов природы (почвы, растительности, животного мира и др.), является в основном не прямым, а косвенным. Создание собственных проектов на тему «Глобальные экологические проблемы». На уроках в 8 классе при изучении раздела «Человек и природа» немало внимания уделяется практической направленности экологического образования.
Ребята анализируют степень комфортности территорий для жизни людей, воздействие человека на природу, рациональное природопользование. Ребята создают презентации на тему «Экологическая ситуация в России», в частности рассматривают вопросы источники экологической безопасности и пути их решения. При изучении темы «Природоохранные территории России» ребята создают проекты в группах экологическая тропа. На уроках географии по темам природопользование и геоэкология (9, 10, 11 классах) старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций. Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу. Изучаются наиболее яркие примеры изменения человеком окружающей среды, особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов. Рассматриваются природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Прогнозируются меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. На уроках рассматриваем проблемы влияния отраслей хозяйства на окружающую природную среду, это – энергетика, сельское хозяйство, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность и т.д. Основной задачей является не только формирование системы географических знаний для выявления экологических проблем на местности и по карте, но и вооружение учеников способами применения полученного багажа знаний в повседневной жизни для сохранения и улучшения качества окружающей среды При завершении данного этапа школьники должны: - знать и понимать влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране природных ресурсов, полезных ископаемых. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды, правила поведения человека в окружающей среде, меры защиты от стихийных природных и техногенных явлений. - уметь обобщать картографические, статистические, информационные материалы, анализировать карты административно-территориального и политико-административного деления стран, определять влияние особенностей
природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Давать оценку экологической ситуации в разных регионах России и мира. - использовать современные методы географических исследований и источники географической информации, довести их до уровня практического применения; всемерно использовать знания материала курса наук естественного цикла. Применять географические знания для выявления экологических проблем на местности и по карте, поиска путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; - пропагандировать экологические знания и умения в школе, среди общественности, вносить свой посильный вклад в общественно полезную деятельность по охране природы своей местности. Задачи экологического воспитания можно решать на каждом уроке географии, потому что каждый человек, используя опыт прошедшей жизни в настоящем, способен предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять причины наблюдаемых им явлений и творчески проявлять себя в любой возможной ситуации. Большой популярностью у детей среднего возраста пользуется конференция «Экологическое прогнозирование». В результате этой работы углубляются и расширяются знания детей о видовом разнообразии биосферы, о влиянии человека на природу Земли, закрепляются понятия «экологическая проблема», «исчезающий вид», «Международный союз охраны природы» и другие. В заключении хочется сказать что, нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество – экипаж корабля. Красивое сравнение. В чем-то даже мудрое. Но мы всегда должны помнить, что у нашего корабля «Земля» нет аварийного выхода. Зато есть множество вопросов: «Когда наши города станут чистыми, зелеными, красивыми? Кто несет ответственность за разрушение здоровья людей промышленными отходами? Как спасти родники, реки, озера, растительный и животный мир от гибели?». Древние цивилизации представляли себе Землю в образе божества, материнского и плодородного, а людей – детьми, которых она питает. Но время мифов прошло. Да и отношение человека к своей планете изменилось. Однако оно не должно быть менее уважительным и разумным. Нам нужно беречь богатство планеты – воздух, воду, землю. Мы должны воспитать умного, экологически грамотного человека, для которого принципы «Не навреди!», «Будь полезен!» являются жизненным девизом. Неизвестный китайский поэт еще в 500 году до нашей эры сказал: «Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека». Эпоха неконтролируемого саморазвития системы «человек – природа» окончилась. Наступило время Разума, а ресурсом стало время. Поэтому мы должны использовать этот ресурс и воспитать экологически культурное поколение, чтобы быть безопасными за будущее планеты Земля.
Одно из направлений решения проблемы формирования экологической культуры у школьников является - внеклассная работа. Огромный вклад в дело экологического воспитания вносят классные руководители. В воспитательных планах классных руководителей предусматривается раздел «Экологическое образование и воспитание», планируются общешкольные мероприятия по ступеням развития, проводятся творческие отчеты учащихся на секции «Экология». Во время бесед, классных часов учащиеся приобретают новые знания, необходимые им в их практической жизни, учатся решать экологические проблемы в повседневной жизни, грамотно себя вести в природе, чтобы не навредить своему здоровью и, прежде всего, окружающей среде. Работа в системе помогает формированию у школьников бережного отношения к природе, ответственность за ее сохранение. Наша школа является памятником архитектуры XIX века. Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Открытие приюта для мальчиков-сирот и детей из бедных семей было осуществлено по инициативе кунгурского купца-чаеторговца М.И. Грибушина, который выделил деньги не только на строительство здания, но и на функционирование учебного заведения. Кроме этого были использованы средства, завещанные городу Кунгуру известным русским ученым, путешественником К.Т. Хлебниковым. В подвале под домовой церковью сиропитательного дома располагается склеп семьи Грибушиных, где были похоронены Михаил Иванович, его супруга и дети. В здании приюта сейчас располагается средняя школа №2. В 2006 году в здании сиропитательного дома открылся музей семьи Грибушиных. В юбилей школы выпускники предложили дать школе имя М.И. Грибушина. Далее идея начала воплощаться в жизнь и было принято решение разбить сквер на территории школы, а также поставить памятник М.И. Грибушину. Церемония заложения камня назначена на 6 сентября 2016 года. А это значит, что у нас со школьниками есть учебный год для, того, чтобы разработать план сквера и весной начать реализовывать нашу идею. Наш город является туристическим, поэтому наш сквер должен предстать перед гостями во всей красе. Таким образом, эколгическое


В раздел основное общее образование