Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Индивидуальные образовательные программы – путь к успеху"

Статья

Автор: Санькова Ольга Николаевна, учитель технологии, МБОУ "школа №67", Город Рязань



В раздел основное общее образование




Индивидуальные образовательные программы – путь к успеху

/из опыта работы Саньковой О. Н., учителя технологии./
Процесс выявления, реализации и развития личностного потенциала учащихся в ходе образовательного движения позволяет выделить детей, которые обладают многосторонними способностями, занимают активную познавательную позицию, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в труде, обладают умениями конструировать материал, способны творчески решать поставленные задачи, аргументировано доказывать свою точку зрения. Поэтому возникает необходимость в разработке индивидуальных программ и организации индивидуальной работы с детьми, в ходе которой ученицы могут реализовать свои эмоциональные, творческие потребности и трансформировать полученный опыт в другие сферы деятельности. В разработанных программах в качестве ведущей цели значится становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности на основе обращенности к ее самосознанию, рефлексии. Содержание программ определяется, исходя из образовательных потребностей, пожеланий, индивидуальных особенностей, возможностей учащихся. Отдельные программы представлены модулями, позволяющими выявить наибольший интерес детей к тому или иному виду деятельности. Среди них: «Валяние шерсти», «Переплетное дело», «Лоскутная живопись», «Прекрасное своими руками», «Галстук как стилевая доминанта и цветовой акцент в костюме», «Сувенир в подарок». Практический материал удовлетворяет следующим критериям: - сложность объектов труда; - возможность использования разных способов работы; - самостоятельный выбор ученицами не только самого задания, но и формы его выполнения /самостоятельно или в группе/ В ходе реализации ИОП девочки учатся планировать и организовывать свою учебно– познавательную и практическую деятельность, используя образовательные ресурсы школы, анализировать свою работу с позиций достижений, выявления причин неудач и успехов, определять критерии контроля и оценки качества, выделять приоритеты, связанные с профессиональным самоопределением. При этом уровень умений учащихся определяется степенью соответствия готового изделия характеристикам образца и временем его изготовления. Приобретение новых знаний, умений, дополнительного опыта позволяют детям проявить свои достижения, принимая участие в городских олимпиадах, конкурсах творческих и исследовательских работ. Высокую оценку жюри получили работы наших школьниц – участниц конкурсов: «Рукотворное чудо», «Дизайн печатной продукции», «Волшебный лоскуток», « Добрым людям на загляденье».
Коллекция работ девятиклассниц, выполненных в лоскутной живописи по картинам русских художников Рериха Н. К., Врубеля М.А., Шишкина И. И., Левитана И. И. оформлена в виде школьной выставки, а серия изделий «Маски. Времена года» представлена в кабинете технологии. Анализ данных, полученных в ходе реализации программ, позволяет оценивать не только конечный результат, но и процесс достижения этого результата, предполагая постоянную рефлексию учителя и ученика на то, как организуется процесс, и что мы при этом делаем, реализуя индивидуальные возможности каждого учащегося. Как показывает наш опыт, ИОП обеспечивают позитивную динамику показателей успешности работы как обучающихся, так и педагога, позволяют поддерживать устойчивость комфортности морально-психологического климата, способствуют сотрудничеству, взаимопомощи, проявлению творческой деятельности, росту познавательной и мотивационно – творческой активности учителя и учащихся. Работа по ИОП создает условия для проявления инновационных инициатив, освоения нового опыта через рефлексию для развития способности к созданию собственных образцов деятельности на технологической основе. В конечном итоге, повышается уровень квалификации педагога и качественный уровень знаний и умений обучающихся, благодаря созданию возможности для наибольшей самостоятельности, свободе выбора решений, что придает личностный, социально значимый смысл учебной деятельности.


В раздел основное общее образование