Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Учет возрастных особенностей учащихся и психологических факторов в обучении иностранному языку"

статья

Автор: Капустина Надежда Васильевна, учитель английского языка, МБОУ "СОШ №22", г.Старый Оскол, Белгородская область



В раздел основное общее образование




Учёт возрастных особенностей учащихся и психологических факторов в

обучении иностранному языку
В психологии, вслед за П.П. Блонским, Л.С. Выготским, возраст рассматривается как определенная эпоха, как относительно замкнутый период, в котором общие законы психического развития находят качественно своеобразное выражение. Определяющим для каждого этапа развития или его движущей силой является связь между уровнем развития отношений ребёнка с окружающими и уровнем развития его знаний, способов действий, способностей. Эта связь содержит в себе противоречие, решаемое в ходе развития либо стихийно самим ребёнком, либо направляемо взрослым. Значение каждого возрастного периода определяется его местом в цикле развития ребенка. Л.С.Выготский писал: «Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы называем специальной ситуацией развития в данном возрасте». К сожалению, психологическая и педагогическая наука не может похвастаться тем, что применительно к подростку (дети в возрасте 11-15 лет) «социальная ситуация развития» ясна во всех своих деталях. Тем не менее, многие штрихи к портрету подростка можно нарисовать с уверенностью. Средний школьный возраст охватывает период с 11 до 15 лет. Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития. Поэтому его и называют переходным от периода детства к юности. Это период бурного и неравномерного роста. Повышается возбудимость, что выражается в раздражительности, быстрой утомляемости. Нервная система подростка не всегда способна выдержать сильные или
длительные раздражители, которые иногда приводят к торможению или сильному возбуждению. Появляется половое влечение и связанные с ним новые переживания и мысли. При переходе к подростковому возрасту ведущий тип деятельности меняется. Учебная деятельность, сохраняя свою активность, в психологическом отношении уже не играет решающей роли в развитии личности. Таковой оказывается общественно-полезная деятельность (учебная + трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная). Основная психологическая потребность ребенка – овладение формами общения – выдвигает на первый план деятельность, обеспечивающую выработку умений организовать общение, строить его в соответствии с поставленными задачами. Для подросткового возраста характерно осознание своих возрастающих возможностей, стремление к самостоятельности, к утверждению себя среди окружающих, потребность в признании со стороны взрослых своих прав. Подростка отличают бурная активность, энергия, инициативность, жизнерадостность, оптимизм, потребность в дружеском общении. Общение на уровне «я и ты» его не удовлетворяет, ему нужно «я и общество». С одной стороны, эта работа предполагает выполнение подростками социально значимых дел, а с другой – именно в ней лучше всего удовлетворяются притязания на самостоятельность, желание проявить себя. Учебная деятельность по форме чаще протекает как индивидуальная умственная работа по присвоению знаний, умений и навыков. Необходимо качественно изменить организацию учебной деятельности, чтобы обеспечить кооперацию и взаимоотношения учителя и учащихся друг с другом. В организации такой деятельности имеют особое значение подчиненность действий подростка общей задаче; личная заинтересованность в ее решении; равноправность, инициативно-творческий характер позиции каждого, понимание социальной значимости дела.
Возросшая пытливость ума требует от подростков более высокой организации умственной деятельности. Он становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию явлений действительности. Это развивает способность самостоятельно и творчески мыслить, рассуждать, сравнивать, делать серьезные выводы и обобщения. Внимание и память постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Подростковый возраст – это время интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов, идеалов. Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самосознания и самооценки. У него возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих чувствах и перспективах. Важным новообразованием в личности подростка является чувство взрослости, как субъективная готовность быть полноправным членом взрослого коллектива. Отсюда – желание показать свою «взрослость», добиться, чтобы старшие уважали его, считались с ним, его мнением, освобождали его от мелочного контроля [3]. Часто подросток переоценивает свои возможности, что проявляется в болезненном самолюбии, обидчивости, повышенной критичности по отношению к взрослым, острой реакцией на попытки взрослых умалить достоинство подростка, недооценить его права. Это частая причина конфликтов. В процессе обучения, обогащения жизненным опытом формируются интересы подростка. Жажда познания часто приводит к разбросанности интересов, либо, наоборот, к одностороннему развитию, которое захватывает подростка, но делает его равнодушным ко всему остальному. Коммуникативное развитие подростка продолжается по тем же линиям совершенствования видов речевой деятельности, что и у младших школьников, - оно осуществляется по линии расширения средств и способов
речевой деятельности. У подростков продолжают совершенствоваться все речевые механизмы – память, мышление, вероятностное прогнозирование. Коммуникативное развитие подростка осуществляется на основе усиленного развития его формального, теоретического мышления. В этом возрасте у человека складывается умение рассуждать, самостоятельно творчески мыслить, делать обобщения и выводы, вскрывать причинно-следственные связи, строить доказательства, спорить. Учащиеся средних классов начинают сознательно пользоваться такими мыслительными операциями, как сравнение, анализ, абстрагирование, индукция и др. На основе центрального психологического новообразования – чувства взрослости – мышление подростка становится все более самостоятельным, творческим, активным, формируется критичность мышления, а затем и самокритичность. Известно, что иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка школьниками. В настоящее время учителей не нужно убеждать в том, что каждый ученик является личностью, обладающей неповторимыми индивидуальными особенностями и своей историей психического развития. Как известно, психика человека представляет собой целостность, поэтому выделение отдельных психических процессов в известной степени условно. Действительно, трудно провести четкую границу между восприятием, памятью и мышлением. Тем не менее, эти процессы имеют свои характерные особенности.
ВНИМАНИЕ.
Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной деятельности. Первоначально внимание непроизвольно и полностью зависит от внешних причин, от простейших потребностей и интересов. Постепенно возрастает устойчивость внимания.
Существенные сдвиги в развитии внимания происходят после поступления в школу, поскольку новые условия жизни и деятельности предъявляют к вниманию ребенка более высокие требования, чем в годы дошкольного детства. Учителю приходится принимать значительные усилия и изобретательность для поддержания внимания класса на необходимом уровне. Этому способствуют эмоциональная насыщенность урока, большой объем образного материала, разнообразие содержания и видов деятельности. Без постоянного управления вниманием детей уроки в начальных классах практически невозможны. В подростковых классах заметно возрастает способность к продолжительной интенсивной работе. Уже нет такой жесткой зависимости деятельности школьника от управления вниманием класса со стороны учителя. Втянувшись в работу, подросток может достаточно длительное время заниматься не отвлекаясь. О повышении функциональной эффективности внимания свидетельствует, например, снижение ошибок внимания, связанных со слабостью его контрольных функций, со случайными «проглядами». По данным, от четвертого к шестому классу количество ошибок внимания снижается более чем в два раза, тогда как количество «глазных» ошибок, связанных с определенными дефектами восприятия, остается примерно на одном уровне вплоть до восьмого класса. В то же время склонность превращать серьезное дело в игру, повышенная эмоциональность и резкие колебания настроения делают работу в подростковых классах не всегда предсказуемой. Любой урок начинается с определения его целей и задач. Цель организует движение внимания в нужном русле, помогает ученику связать отдельные этапы работы в единое целое, улавливать нить рассказа учителя, пройти путь от уяснения учебной задачи до ее решения. Если ученику ясна логика урока, он легко переходит от одного вида работы к другому, без труда следит за развитием мысли учителя.
К сожалению, цели, декларируемые учителем, и их отображение в сознании учащихся далеко не всегда находятся в необходимом соответствии. Разрешение этого противоречия в педагогической практике осуществляется по-разному. В настоящее время в обучении находит все большее применение особый вид схем, примером которых служат опорные сигналы учителя C.Ф. Шатилова и опорные схемы С.Н. Лысенковой. При работе с подростками очень многое зависит от мастерства учителя, от его умения превращать учеников из статистов педагогического действия в активных и заинтересованных соучастников общего дела.
ВОСПРИЯТИЕ.
Важной характеристикой восприятия, как и других психических процессов, является его мотивационная сторона. В зависимости от того, есть ли у ученика потребность воспринимать то, что говорится или демонстрируется на уроке, желание и интерес к предмету, различны будут и результаты восприятия. Итак, восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций – памяти, мышления, воображения. Вместе с тем оно служит регулятором взаимодействия человека с окружающим миром, без которого невозможна не только практическая деятельность людей, но и жизнедеятельность в целом. Восприятие младшего школьника малодифференцированно, ему свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа. С возрастом у школьников существенно обогащается запас пространственных образов. Они становятся не только богаче по содержанию,
но и динамичнее. Старшеклассники более активно оперируют трехмерными образами, в качестве основного средства наглядности в этом возрасте могут свободно использоваться эскизы, схемы, чертежи. Изменяется и восприятие художественных текстов. Если младшие школьники занимают, как правило, позицию «внутри произведения», им более свойственен так называемый «наивный реализм» (им тяжело отключиться от конкретных деталей, образов, событий, проникнуть в смысл произведений), то к седьмому классу изменяется сама позиция школьника как читателя: интерес к себе как к личности, внутреннему миру человека, проблемам взаимоотношений между людьми приводит к более серьезному восприятию и пониманию художественного текста. Подросток «отрывается» от текста, углубляясь в личностные проблемы. Возрастной особенностью является также позиция «над текстом», т.е. они не ограничиваются простым восприятием сюжета, а пытаются осознать причины описываемых событий, соотнести их с реальной жизнью, у учащихся появляется тенденция эстетически осмысливать произведения.
ПАМЯТЬ.
Развитие памяти представляет собой процесс перехода от запоминания более простыми и менее эффективными способами к запоминанию более сложному и более эффективному. В процессе обучения личности и созревания мозга память становится более управляемой, произвольной, способной запоминать разнообразный материал. В связи с этим увеличиваются и показатели продуктивности памяти, объем запомненного и воспроизведенного, скорость, точность, вероятность длительного и точного запоминания и воспроизведения. Память развивается в течение всей школьной жизни ребенка. К младшему подростковому возрасту память становится более произвольной и более опосредственной. Этот процесс особенно заметен у детей 10-12 лет. Причем появляющиеся элементы опосредствованного запоминания и непосредственная память функционируют в ряде случаев независимо друг от друга. Так, любой материал, который можно запомнить, механически
повторяя, запоминается именно так, и только в случае невозможности запомнить таким образом ученик начинает искать способы обработки информации. Это явление А.И. Леонтьев назвал «дивергентностью непосредственного и опосредствованного запоминания». В старшем подростковом возрасте это явление становится все менее заметным, и к концу школьной жизни любой материал может запоминаться опосредствованно. Опосредствованная память становится доминирующей
.
Это вовсе не означает, что непосредственное запоминание отсутствует и не развивается. Эти процессы имеют место в течение всей жизни человека, но элементы непосредственного запоминания с развитием памяти вычленить труднее, так как развитая память функционирует как единый сложный процесс. Субъект, обладающий развитой памятью, может запомнить любой материал. Если младший школьник легче запоминает конкретный материал, то уже для подросткового возраста становится доступным и абстрактный, и конкретный, и образный, и вербальный, и осмысленный, и бессмысленный материал. На одно занятие учитель должен предлагать ученикам небольшое количество фактов, причем они должны быть иллюстрированы соответствующими примерами и поставлены во взаимную связь. На уроках иностранного языка лучше предлагать для однократного заучивания 10 слов, а не 20 или 30. Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – движения. Эти различия проявляются в успешной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе.
МЫШЛЕНИЕ.
Мышление – процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты.
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК СОДЕРЖАНИЕ В современной школе роль мышления очень возрастает. При своевременном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования мышления учащихся. Как отмечает Р.С. Немов, в настоящее время «нужно произвести изменения в иерархии дидактических понятий. В этой иерархии занимаемое до сих пор место памяти должны занять мышление и деятельность самих учеников». Схема современного процесса обучения В чем состоят наиболее существенные особенности учебного процесса в соответствии с этой схемой?
Во-первых,
изменяется понимание роли учителя в учебном процессе. В его функции входит не только донести до учащихся необходимое для усвоения содержание, но и создать условия для возникновения деятельности учения, организовать и управлять деятельностью учащегося, контролировать и оценивать его результаты. Изложение материала учителем или текст учебника, таким образом, играет важную роль, состоящую в представлении материала, содержания для собственной деятельности ученика. Содержание
может быть полноценно усвоено только при соотнесении с тем, что уже известно, и лишь в той мере, в какой включено в схемы активной деятельности ученика. Очень распространенной ошибкой ученика является формальное усвоение текста, тогда как смысл учения состоит в воссоздании (с опорой на текстовое описание) того, что подлежит усвоению. Таким образом, мышление в учебной деятельности проявляется в первую очередь как понимание учебного материала.
Во-вторых,
учебная деятельность предполагает, что учащийся, для того чтобы овладеть необходимым содержанием, способами действий, будет решать разного рода задачи и проблемы. Решение проблем и задач – еще одно важное проявление мышления учащегося в учебном процессе.
В-третьих,
поскольку активной стороной в обучении выступает сам учащийся, то для правильной организации учебной деятельности необходимо, чтобы у школьника сформировалась адекватная цель деятельности. Мышление, таким образом, проявляется в учебной деятельности и в понимании учебного материала, и в решении разнообразных задач и проблем, и в постановке целей. Индивидуальные различия в мышлении, памяти, восприятии выражены достаточно отчетливо, что позволяет говорить о способностях, определяющих успешность выполнения деятельности. « Способности – свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные процессы, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности». Следует учитывать, что индивидуальные различия между учащимися одного и того же возраста оказываются нередко гораздо большими, чем между школьниками близких возрастов. Эти различия проявляются и в
уровне овладения знаниями, и в освоении обобщенных приемов и способов оперирования знаниями, и в уровне обученности. Учебная деятельность, направленная на развитие способностей, должна отвечать определенным принципам. Эти принципы сформированы В.А. Крутецким в работе «Проблема формирования и развития способностей»:
1)

Деятельность ученика должна носить не репродуктивный, а

творческий характер.
Эту же мысль высказал С.Л. Рубенштейн: « Неверно думать … что всякая педагогическая работа должна сводиться к прямому научению и тренировке, к обучению в узком смысле слова. Существует и другой, конечно, более трудный, но и более плодотворный путь – путь руководства самостоятельной мыслительной работой учащегося. (…) это и путь формирования умственных способностей учащихся». Не накопление знаний и навыков является основой и единственной целью школьного образования, а обучение учащихся определенным приемам и способам работы, формирования у них интеллектуальных навыков и умственных действий, которые облегчают процесс усвоения учебной информации. Обучать школьника использованию рациональных, эффективных, обобщающих приемов учебной деятельности, тренировать его психические функции (память, слуховое восприятие, мышление, воображение) – это и есть кардинальный путь развития его иноязычных способностей.
2)

Учебная деятельность должна быть ориентированна не на

уже достигнутый уровень развития способностей, а на «зону ближайшего

развития»
(термин Л.С. Выготского). Этот принцип означает, что учет индивидуальных особенностей ребенка должен производиться только для того, чтобы выявить направление его возможностей. Ведь в школьном возрасте еще продолжается биологический процесс «созревания» нервной системы и мозга, являющихся физиологической основой психики, и «внутренние условия возрастного
развития являются одновременно и факторами формирования способностей» [25]. Лейтес показал, что чрезвычайные умственные достижения обнаруживают дети, у которых сочетаются достоинства своего и предыдущего возраста, которые как бы предвосхищают развитие своих сверстников. Поэтому урок должен стимулировать максимум интеллектуальной активности, на которую способен ученик.
3)

Деятельность ученика должна определяться глубокими

положительными мотивами.
Учебная деятельность школьника обычно положительно мотивированна, если к данному моменту у него сформировались познавательные потребности и интересы. Но часто этого нет у школьника по отношению к иностранному языку. С чего же целесообразно начинать? С развития собственно способностей, а не учебных мотивов. Необходимо начинать с формирования и развития тех учебных приемов, которые ускоряют, облегчают ученику процесс усвоения иностранного языка. Вначале ученику трудно и неинтересно. Но с первыми успехами, достигнутыми при работе с облегченным материалом, приходит интерес к процессу занятия языком, к урокам иностранного языка. Школьник начинает сознательно прилагать волевые усилия к овладению материалом, поскольку он увидел реальную возможность усвоить иностранный язык, и потому что доволен собою. Только теперь возникает положительная учебная мотивация, ускоряющая и интенсифицирующая дальнейшее развитие иностранных способностей, а успехи, достигаемые благодаря возросшим способностям, в свою очередь усиливают мотивацию. Для учителя развитие способностей школьников – трудная задача и большая нагрузка психологического характера. Однако, как писал Л.Н. Толстой, «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику». Настоящий учитель делает однозначный выбор при такой альтернативе.


В раздел основное общее образование