"Климат Северной Америки"
урок
Автор: Перевалова Ирина Александровна, учитель географии, МКОУ СОШ №2 г. Нижние Серги, г. Нижние Серги, Свердловская область
В раздел основное общее образование
Конструкт урока «Климат Северной Америки»
Тема урока: Климат Северной Америки
Класс: 7.
УМК: География. Материки, океаны, народы, страны 7 класс. И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенёв. – М: Дрофа,2012
Оборудование: физическая карта мира, карта «Климатические пояса мира», климатическая карта Северной Америки,
атлас,учебник, тетрадь, ручка, карандаш, доска, маркер, ПК, интерактивная доска
Цели:
Обучающие: Планируется, что к концу урока обучающиеся будут знать особенность климата характерные для Северной
Америки:
климатические пояса и типы климата Северной Америки;
климатообразующие факторы;
причины разнообразия климата материка;
Воспитательные: обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; применять систему
географических знаний в различных жизненных ситуациях
Развивающие: обеспечить условия для развития умений устанавливать зависимости давления твёрдых тел от веса тела и
площади опоры .находить достоверную информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, определять
цель, проблему, анализировать, делать выводы, излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе
Результаты:
Личностные: формирование осознанного отношения к своей учебной деятельности, формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Метапредметные: осознавать и оценивать свою учебную деятельность, умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Предметные: Базовый уровень: называть и показывать климатические пояса и типы климата Северной Америки, давать характеристику типов климата по карте. Повышенный уровень: называть и показывать климатические пояса и типы климата Северной Америки, давать характеристику типов климата по карте, объяснять причины разнообразия климата Высокий уровень: понимать взаимозависимость компонентов природы от климата, уметь объяснять причины стихийных климатических явлений, характерных для Северной Америки.
Решаемая
учебная
проблема
«Почему на материке Северная Америка север считают ледяным, а юг жарким?» Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Развиваемые УУД Результат работы ученика I.Мотиваци- онный Приветствие. Организация детей определение темы, цели и задач урока. Приветствие. Участвуют в определении цели, задач урока Р. умение определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. П. умение видеть проблему К. умение выслушать, высказать грамотно свою точку зрения Запись темы и цели урока в тетради II.Изучение нового материала Разъяснение изучаемого, представление презентации, видеоролика, вопросы детям, ответы на вопросы. Прослушивани е объяснений учителя, просмотр презентации и видеоролика, работа с картой, учебником, задавание уточняющих вопросов, анализ, Р. умение понимать учебный материал, задавать уточняющие вопросы. П. поиск и выделение информации, установление причинно- следственных связей К. сотрудничество при изучении нового материала. Л. понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений, формирование основ гражданской идентичности личности. Знание теоретическо го материала, готовность к практическо й работе. III. Самостоя- тельная работа Организация учащихся на выполнение практической работы Выполняют практическое задание, находят информацию, делают выводы Р. умение понимать ход работы. П. умение работать с климатической картой, анализировать, делать выводы. Выполненна я практическая работа в тетради
Основные понятия темы:
климатоообразующие факторы, климатический пояс, типы климата
Методы работы:
словесный-беседа, фронтальный опрос, наглядный – мультимедийная презентация, поисковый метод – узнавание нового в тексте, работа с картой, создание проблемных ситуаций, создание ситуации занимательности.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность ученика Технологии, приемы, методы, которые использует учитель
1.Мотивационный этап
Универсальных учебных действий, развиваемых у учеников на данном этапе:
Р. умение определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. П. умение видеть проблему К. умение выслушать, высказать грамотно свою точку зрения
Продукт деятельности ученика на данном этапе:
Записывают тему урока и цели Какой компонент природы, прежде всего, определяет природные условия территории? А какой материк мы сейчас изучаем? Давайте сформулируем тему урока. Запишем тему урока На севере материка - царство льдов, а на юге – пустыни. Может быть такое? Ставит проблему: «Почему на материке Северная Америка север считают ледяным, а юг – жарким?» Ответ - климат - климат Северной Америки Обсуждают факт, соглашаются или нет. Проблемное обучение, эвристическая беседа, фронтальная работа
Целеполагание Вспомните, какие компоненты характеризуют понятие «климат»? Предлагает выполнить задание «Убери лишнее!» -Из перечня слов надо выбрать те, которые относятся к понятию «климат». На доске слова: ветер, роса, температура июля, атмосферное давление, осадки, туча, река, температура января -Что нужно знать для определения климата? -Что мы узнаем на уроке? -Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему? Каким образом мы сможем познакомиться с климатом Северной Америки? В процессе обсуждения делают отбор и вывод: для определения климата достаточно знать: господствующие ветры, температура июля и января, атмосферное давление, количество и режим осадков. Проговаривают цель урока Предлагают свои варианты изучения темы: выясним в каких климатических поясах находится Северная Америка; узнаем как распределяются температуры, осадки на материке; определим что влияет на климат;
2.Изучение нового материала
Универсальных учебных действий, развиваемых у учеников на данном этапе:
Р. Умение понимать учебный материал, задавать уточняющие вопросы П. поиск и выделение информации, установление причинно - следственных связей, формулировать определения К. сотрудничество при изучении нового материала Л. Понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений, формирование основ гражданской идентичности личности
Продукт деятельности ученика на данном этапе:
Знание теоретического материала, готовность к практической работе -Чтобы узнать какие типы климата преобладают на материке, надо знать, в каких климатических поясах находится материк? Ищут необходимую информацию на карте. Технология исследования,
По карте атласа определите климатические пояса материка. Демонстрация слайда «Климатические пояса Северной Америки» -Чем объяснить отсутствие экваториального климатического пояса в Северной Америке? Если Северная Америка расположена в 6 климатических поясах, что мы можем сказать о климате? Давайте определим, как распределяются температуры января и июля? Где холоднее, где теплее? Наблюдается ли нарушение широтной зональности в распределении зимних температур? С чем это связано? Анализируем количество осадков: равномерно ли они распределены? Где наибольшее количество? Где наименьшее? Причины? В каком направлении дуют ветры, почему? В Северной Америки часто возникают сильные ветры – ураганы. С чем связано это явление? А что вы знаете о торнадо? Учитель предлагает найти ответ в учебнике Демонстрация видеофрагмента о торнадо. В каком климатическом поясе расположена большая часть материка? Почему климату этого пояса присуще различия? Теперь мы можем ответить на проблемный вопрос? Для подтверждения наших версий сравните климат полуострова Юкатан и острова Баффинова Земля. Обмениваются информацией с соседом по парте Отвечают устно, высказывают свои суждения. Работают с климатической картой, называют, анализируют основные климатические показатели. Объясняют причины их различия. Оценивают правильность своих выводов. - разное давление Высказывают предположения Работают с текстом учебника Просматривают видеофильм Выполняют задание. По климатической карте определяют и называют температуры этих территорий объяснительн о иллюстративн ая, здоровьесбере гающие технологии, технология критического мышления
Какие факторы определяют климат Северной Америки? Назовем их. Физкультминутка (зрительная гимнастика) Мы узнали о климате Северной Америки. Давайте сравним климат США с климатом нашей страны. Где климат более благоприятный для жизни и хозяйственной деятельности? Почему люди проживают на территориях с менее благоприятным климатом? Сравнивают климат стран по картам, делают вывод
3. Самостоятельная работа
Универсальных учебных действий, развиваемых у учеников на данном этапе:
Р. умение понимать ход работы. П. умение работать с климатической картой, анализировать, делать выводы. К. умение организовывать учебное сотрудничество (сотрудничество в поиске и сборе информации)
Продукт деятельности ученика на данном этапе:
Выполненная практическая работа в тетради Организация учащихся на выполнение практической работы. Сравнение климата полуострова Калифорния и полуострова Флорида. Выполняют практическое задание, находят информацию, делают выводы задают уточняющие вопросы. Деятельностн ый подход, Исследователь ский метод, наглядный метод.
4. Рефлексивный
Универсальных учебных действий, развиваемых у учеников на данном этапе:
Р. оценивать свою деятельность. П. знать критерии оценивания. К. умение осуществлять учебное сотрудничество. Л. понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений.
Продукт деятельности ученика на данном этапе:
Оценка своей деятельности на уроке
Предлагается написать синквейн, решить кроссворд или ответить на вопросы анкеты: - я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому… --я понял материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя… -я научился работать……… -Было интересно… - Было трудно… -Могу оценить свою работу на уроке оценкой…. Оценивает свою деятельность, выясняет спорные моменты. Системно – деятельностн ый подход, игровые технологии, критическое мышление. Домашнее задание.
Универсальных учебных действий, развиваемых у учеников на данном этапе:
П. (учебно-информационная) представлять информацию в картографической форме
Продукт деятельности ученика на данном этапе:
Запись домашнего Прочитать параграф 45 и ответить на вопросы 1,2. Творческое задание – оценить климатические условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Результаты работы: выделить на контурной карте или картосхеме материка, где условными знаками выделить наиболее и наименее благоприятные для жизни людей территории Записываю домашнее задание Системно – деятельностн ый подход
Метапредметные: осознавать и оценивать свою учебную деятельность, умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Предметные: Базовый уровень: называть и показывать климатические пояса и типы климата Северной Америки, давать характеристику типов климата по карте. Повышенный уровень: называть и показывать климатические пояса и типы климата Северной Америки, давать характеристику типов климата по карте, объяснять причины разнообразия климата Высокий уровень: понимать взаимозависимость компонентов природы от климата, уметь объяснять причины стихийных климатических явлений, характерных для Северной Америки.
Решаемая
учебная
проблема
«Почему на материке Северная Америка север считают ледяным, а юг жарким?» Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Развиваемые УУД Результат работы ученика I.Мотиваци- онный Приветствие. Организация детей определение темы, цели и задач урока. Приветствие. Участвуют в определении цели, задач урока Р. умение определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. П. умение видеть проблему К. умение выслушать, высказать грамотно свою точку зрения Запись темы и цели урока в тетради II.Изучение нового материала Разъяснение изучаемого, представление презентации, видеоролика, вопросы детям, ответы на вопросы. Прослушивани е объяснений учителя, просмотр презентации и видеоролика, работа с картой, учебником, задавание уточняющих вопросов, анализ, Р. умение понимать учебный материал, задавать уточняющие вопросы. П. поиск и выделение информации, установление причинно- следственных связей К. сотрудничество при изучении нового материала. Л. понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений, формирование основ гражданской идентичности личности. Знание теоретическо го материала, готовность к практическо й работе. III. Самостоя- тельная работа Организация учащихся на выполнение практической работы Выполняют практическое задание, находят информацию, делают выводы Р. умение понимать ход работы. П. умение работать с климатической картой, анализировать, делать выводы. Выполненна я практическая работа в тетради
Основные понятия темы:
климатоообразующие факторы, климатический пояс, типы климата
Методы работы:
словесный-беседа, фронтальный опрос, наглядный – мультимедийная презентация, поисковый метод – узнавание нового в тексте, работа с картой, создание проблемных ситуаций, создание ситуации занимательности.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность ученика Технологии, приемы, методы, которые использует учитель
1.Мотивационный этап
Универсальных учебных действий, развиваемых у учеников на данном этапе:
Р. умение определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. П. умение видеть проблему К. умение выслушать, высказать грамотно свою точку зрения
Продукт деятельности ученика на данном этапе:
Записывают тему урока и цели Какой компонент природы, прежде всего, определяет природные условия территории? А какой материк мы сейчас изучаем? Давайте сформулируем тему урока. Запишем тему урока На севере материка - царство льдов, а на юге – пустыни. Может быть такое? Ставит проблему: «Почему на материке Северная Америка север считают ледяным, а юг – жарким?» Ответ - климат - климат Северной Америки Обсуждают факт, соглашаются или нет. Проблемное обучение, эвристическая беседа, фронтальная работа
Целеполагание Вспомните, какие компоненты характеризуют понятие «климат»? Предлагает выполнить задание «Убери лишнее!» -Из перечня слов надо выбрать те, которые относятся к понятию «климат». На доске слова: ветер, роса, температура июля, атмосферное давление, осадки, туча, река, температура января -Что нужно знать для определения климата? -Что мы узнаем на уроке? -Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему? Каким образом мы сможем познакомиться с климатом Северной Америки? В процессе обсуждения делают отбор и вывод: для определения климата достаточно знать: господствующие ветры, температура июля и января, атмосферное давление, количество и режим осадков. Проговаривают цель урока Предлагают свои варианты изучения темы: выясним в каких климатических поясах находится Северная Америка; узнаем как распределяются температуры, осадки на материке; определим что влияет на климат;
2.Изучение нового материала
Универсальных учебных действий, развиваемых у учеников на данном этапе:
Р. Умение понимать учебный материал, задавать уточняющие вопросы П. поиск и выделение информации, установление причинно - следственных связей, формулировать определения К. сотрудничество при изучении нового материала Л. Понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений, формирование основ гражданской идентичности личности
Продукт деятельности ученика на данном этапе:
Знание теоретического материала, готовность к практической работе -Чтобы узнать какие типы климата преобладают на материке, надо знать, в каких климатических поясах находится материк? Ищут необходимую информацию на карте. Технология исследования,
По карте атласа определите климатические пояса материка. Демонстрация слайда «Климатические пояса Северной Америки» -Чем объяснить отсутствие экваториального климатического пояса в Северной Америке? Если Северная Америка расположена в 6 климатических поясах, что мы можем сказать о климате? Давайте определим, как распределяются температуры января и июля? Где холоднее, где теплее? Наблюдается ли нарушение широтной зональности в распределении зимних температур? С чем это связано? Анализируем количество осадков: равномерно ли они распределены? Где наибольшее количество? Где наименьшее? Причины? В каком направлении дуют ветры, почему? В Северной Америки часто возникают сильные ветры – ураганы. С чем связано это явление? А что вы знаете о торнадо? Учитель предлагает найти ответ в учебнике Демонстрация видеофрагмента о торнадо. В каком климатическом поясе расположена большая часть материка? Почему климату этого пояса присуще различия? Теперь мы можем ответить на проблемный вопрос? Для подтверждения наших версий сравните климат полуострова Юкатан и острова Баффинова Земля. Обмениваются информацией с соседом по парте Отвечают устно, высказывают свои суждения. Работают с климатической картой, называют, анализируют основные климатические показатели. Объясняют причины их различия. Оценивают правильность своих выводов. - разное давление Высказывают предположения Работают с текстом учебника Просматривают видеофильм Выполняют задание. По климатической карте определяют и называют температуры этих территорий объяснительн о иллюстративн ая, здоровьесбере гающие технологии, технология критического мышления
Какие факторы определяют климат Северной Америки? Назовем их. Физкультминутка (зрительная гимнастика) Мы узнали о климате Северной Америки. Давайте сравним климат США с климатом нашей страны. Где климат более благоприятный для жизни и хозяйственной деятельности? Почему люди проживают на территориях с менее благоприятным климатом? Сравнивают климат стран по картам, делают вывод
3. Самостоятельная работа
Универсальных учебных действий, развиваемых у учеников на данном этапе:
Р. умение понимать ход работы. П. умение работать с климатической картой, анализировать, делать выводы. К. умение организовывать учебное сотрудничество (сотрудничество в поиске и сборе информации)
Продукт деятельности ученика на данном этапе:
Выполненная практическая работа в тетради Организация учащихся на выполнение практической работы. Сравнение климата полуострова Калифорния и полуострова Флорида. Выполняют практическое задание, находят информацию, делают выводы задают уточняющие вопросы. Деятельностн ый подход, Исследователь ский метод, наглядный метод.
4. Рефлексивный
Универсальных учебных действий, развиваемых у учеников на данном этапе:
Р. оценивать свою деятельность. П. знать критерии оценивания. К. умение осуществлять учебное сотрудничество. Л. понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений.
Продукт деятельности ученика на данном этапе:
Оценка своей деятельности на уроке
Предлагается написать синквейн, решить кроссворд или ответить на вопросы анкеты: - я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому… --я понял материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя… -я научился работать……… -Было интересно… - Было трудно… -Могу оценить свою работу на уроке оценкой…. Оценивает свою деятельность, выясняет спорные моменты. Системно – деятельностн ый подход, игровые технологии, критическое мышление. Домашнее задание.
Универсальных учебных действий, развиваемых у учеников на данном этапе:
П. (учебно-информационная) представлять информацию в картографической форме
Продукт деятельности ученика на данном этапе:
Запись домашнего Прочитать параграф 45 и ответить на вопросы 1,2. Творческое задание – оценить климатические условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Результаты работы: выделить на контурной карте или картосхеме материка, где условными знаками выделить наиболее и наименее благоприятные для жизни людей территории Записываю домашнее задание Системно – деятельностн ый подход
В раздел основное общее образование

