Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Диагностика как средство изучения учебных достижений учащихся при изучении математики в условиях реализации ФГОС"

статья

Автор: Корнилова Ирина Николаевна, учитель математики, ГБОУ Лицей №623 имени И.П. Павлова, г. Санкт-Петербург



В раздел основное общее образование




Диагностика как средство изучения учебных достижений учащихся

при изучении математики в 5-6-х классах в условиях реализации ФГОС
Корнилова Ирина Николаевна, к.п.н., учитель математики ГБОУ СОШ Лицей №623 имени И.П. Павлова Выборгского района г. Санкт-Петербурга Диагностика усвоения знаний, формирования предметных умений и универсальных учебных действий (УУД) играет исключительно важную роль в организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС. Она помогает учителю вовремя выявить проблемы в обучении, указывает чёткие ориентиры в организации учебной работы с учащимися по их устранению, в том числе и по сопровождению каждого ребёнка в рамках индивидуального образовательного маршрута, спланированного учителем, что позволяет добиться большей успешности в обучении. От объективности, полноты и своевременности, проведённой диагностики, во многом зависит качество обучения. В своей работе я использую идеи и концептуальные подходы доктора педагогических наук, профессора В.Н. Максимовой. Одним из критериев данной диагностики, является обученность школьников. В принятой концепции обученность рассматривается как владение учеником системой заданных учебной программой знаний, умений, навыков, приобретённых за определённый период обучения. (В. Н. Максимова). Обученность – это и результат предшествующего обучения, и условие успешности последующего обучения. Обученность зависит от ряда причин: - объективных (уровень учебных программ, технологии обучения, мастерство учителя); -субъективных (обучаемость учащихся, их мотивация учения, работоспособность, состояние здоровья). Авторская методика обученности (методика В.Н. Максимовой – Т.И. Дормидоновой) основана на закономерных этапах процесса усвоения и соответствующих уровнях усвоения учебного материала: репродуктивном, поисковом, творческом. Диагностическая контрольная работа включает задания, которые последовательно отражают этапы процесса усвоения: 1) узнавание; 2) запоминание; 3) понимание; 4) применение репродуктивное (или внутритемное обобщение); 5) применение поисковое (или межтемное обобщение);
6) применение творческое (или межпредметное обобщение). Узнавание и запоминание соответствуют репродуктивному способу (уровню) овладения познавательной деятельностью и усвоения; понимание и репродуктивное применение (внутритемное обобщение как один из его вариантов) – поисковому уровню и способу усвоения; поисковое и творческое применение (межтемное и межпредметное обобщение соответственно) – творческому уровню познавательной деятельности и способу усвоения. Определение коэффициентов усвоения по каждому заданию позволяет установить ведущий уровень познавательной деятельности ученика и уровень его обученности.
K

обученности

=

кол-во

набранных

баллов/mах

возможное

количество баллов
К обученности высчитывается по каждому заданию, по уровню и по работе в целом. Данная методика – методика диагностики поуровневого усвоения знаний и умений – приближена к задачам акмеологического анализа. Основной задачей использования данной диагностики является изучение соотношения частично-поискового и системного (творческого) компонентов в мыслительной деятельности учащихся. В ходе составления диагностических контрольных работ (ДКР) перед учителем встаёт необходимость осознанного систематического включения в работу элементов проблемного обучения. Методика составления диагностических контрольных работ и алгоритм обработки результатов позволяют оценить как уровень обученности учащихся в целом, так и поуровневую обученность учащихся. Позволяют оценить уровень сформированности предметных умений и универсальных учебных действий (УУД). Используя данную методику, составляю работу в виде тестов с разноуровневыми заданиями. Работа состоит из трёх частей.
Задания первой части

(части А
) позволяют проверить качество узнавания и запоминания учащимися изученного материала. Эти задания ориентируют учащихся на организацию репродуктивной деятельности, не требующей логической переработки фактического материала. В данную часть могут включаться задания с выбором ответов.
Задания второй части
(
части В)
работы позволяют проверить качество понимания материала данного учебного предмета, а также умение делать обобщение внутри темы.
Выполнение заданий этой части работы ориентируют учащихся на частично-поисковый уровень познавательной деятельности, предполагающий использование для решения познавательной задачи необходимых логических операций (анализ, сравнение, доказательство, построение выводов и т.д.).
Задания третьей части
(
части С
) работы ориентируют учащихся на обобщение учебного материала на уровне разных тем, а также разных предметов. Эти задания несут в себе элементы эвристики, творчества; требуют от учащихся проявления гибкости, нешаблонности мышления, умения использовать уже известные опорные знания в новой учебной ситуации. Совокупность этих заданий позволяет учителю систематически получать данные о ходе процесса усвоения знаний и формировании умений, обнаруживать причины затруднений и проектировать адекватные корректирующие воздействия, что способствует повышению результативности обучения. Предложенная система удовлетворяет требованиям к управленческой информации (как на уровне учителя, так и на уровне школы): оперативностью, объективностью, достаточностью, валидностью, доступностью, полнотой, что даёт возможность спроектировать на её основе мониторинг учебного процесса. Рассмотрим использование данной методики проведения диагностики и ее преимуществ в деятельности учителя на примере ДКР, проведённой мною по итогам 2015/2016 учебного года в 6 классе.
Итоговая контрольная работа по математике 6 класс

2015 – 2016 учебный год

Вариант 1

ЧАСТЬ А (6 баллов)

А1
. Найдите НОК чисел 12 и 16.
А2
. Укажите нечётное число, кратное 5: 1) 320; 2) 515; 3) 428; 4) 117
А3
. Выберите число, которое имеет наибольший модуль: 1) -7,8; 2)10,6; 3)12,1; 4) -12,3
А4
. Укажите сумму отрицательных слагаемых алгебраической суммы: -8 +4 -6+12
А5
. Раскройте скобки в выражении: -(2а – b+c)
А6
. Постройте треугольник вершинами которого являются точки А(2; -3); В(1;5); С(-4; -2)

ЧАСТЬ В. (8 баллов)

В1. (2 балла)
Найти значение выражения
:
45: 3 6 13 – 13, 6+ 1 3 8
В2.(2 балла)
Решить уравнение 5 х − 7 3 = 0,2 х + 3,2 0,3
В3. (2 балла)
Чему равно число х, если 3 8 числа х равны 4,8?
В4.(2 балла)
При каких значениях х значения выражений 13(2х – 8) и 200 – 20х являются противоположными числами?
ЧАСТЬ С. (5 баллов)

С1.(2 балла)
Решите уравнение I – 4 +3у I = 18
С2
.(
3 балла
) Периметр прямоугольного участка земли равен 130 м. Найдите площадь данного участка, если 0,2 его длины равны 80% его ширины.
Вариант 2

ЧАСТЬ А (6 баллов)

А1
. Найдите НОД чисел 16, 32 и 48.
А2.
Укажите четное число, кратное 3: 1) 88 832; 2) 44 257; 3) 12 096; 4) 13 271
А.3
.Выберите число, которое имеет наибольший модуль: 2) 6,82; 2)-4,92; 3) 0,273; 4) -6,9
А4
.Найдите сумму чисел -3; 4; 7; -2
А5
. Раскройте скобки в выражении: -(х +4у - 3z)
А6.
Постройте квадрат, вершинами которого являются точки А(-2; 0); В(-2; 2); С(0; 2) и D(0,0)
ЧАСТЬ В. (8 баллов)

В1.
Найти значение выражения
:
37: 2 3 17 – 17,8+ 1 2 7
В2.
Решить уравнение
1 − 0,5 у − 2 = 3 + 2 у 4
В3.
Чему равно число х, если 3 7 числа х равны 2,8?
В4.
При каком значении у значения выражений 11(3у – 7) и (13у – 2) равны между собой?
ЧАСТЬ С. (5 баллов)

С1. ( 2 балла
) Решите уравнение: I – 3 +2у I = 15
С.2.
(
3 балла
) Периметр прямоугольника равен 50 см. Найдите площадь данного прямоугольника, если 40% ширины равны 3 5 его длины.
Критерии оценивания контрольной работы
Номер задания А1-А6 В1-В4 С1 С2 Балл 1 1 - правильно выбраны все действия, но есть ошибки в вычислениях; 2- получен правильный ответ 1.Правильно выбран ход решения, но в вычислениях допущены вычислительны е ошибки 2.Получен правильный ответ 1.Правильно выбран ход действий, но решение не закончено 2.Верный ход решения, но допущена вычислительна я ошибка 3.Обоснованно получен верный ответ
Схема перевода баллов в оценку
Отметка 2 3 4 5 Баллы 0-8 9 -13 14 - 16 17 -19
Анализ результатов даёт педагогу следующую информацию № ФИ ученика
Часть А

(mах кол-во баллов –

150)
Репродуктивный уровень (0-6 баллов)
Часть В

(mах кол-во баллов

– 200)
Частично- поисковый уровень (0-8 баллов)
Часть С
Творчес- кий уровень (0-5 баллов)
(mах

кол-во

баллов

– 125)
Кол- во бал- лов
(mах

кол-

во

бал-

лов



475)

К

обуч
оце нка Уровень сформи- рован- ности предмет ных умений А 1 А 2 А 3 А 4 А 5 А 6 В1 В2 В3 В4 С1 С2 1 Иванов А 1 1 1 1 1 1 0 2 2 1 1 2 16
0,84
4 Выше среднего 2 Петров С 1 0 1 0 1 1 2 2 0 2 2 0 12
0,63
3 средний … 25 Якина О 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 3 18
0,95
5 высокий ИТОГО 2 5 2 4 2 5 2 3 2 4 2 5 40 38 36 34 36 50
380

0,8

Выше

среднег

о
146 баллов/150=
0,97

высокий
148 б/200=
0,74

Выше среднего
86б/125 =
0,69

средний

380/

475

Уровни усвоения предметных умений:
Высокий (К обуч.=0,87 – 1), выше среднего (К обуч.=0,72-0,86), средний (К обуч.=0,56 – 0,71), низкий (К обуч.=0,55 и ниже). Из данной таблицы результатов видно, что учащиеся показали высокий уровень обученности в заданиях репродуктивного уровня, выше среднего в заданиях частично поискового уровня. Требуют внимания задания творческого
уровня. В целом по классу сформированность предметных умений и универсальных учебных действий соответствует требованиям ФГОС. Анализируя ДКР, учитель получает результат обученности всего класса в целом, каждого ученика в отдельности, просматривает уровень обученности по каждому заданию, видит уровень обученности по отдельным темам учебной программы, фиксирует уровень прироста. Все это даёт учителю большое поле деятельности по определению пробелов в знаниях учащихся и их ликвидации. Даёт возможность для планирования индивидуальных образовательных маршрутов в работе с каждым учеником.
Литература

1.
Максимова В.Н. и др. Диагностика как фактор развития образовательной системы. Учебное пособие. – СПб.: ЛОИРО, 1996.- 86с 2. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования: книга для педагога. – СПб.: ЛОИРО, 2002. –99с. 3. Дормидонова Т.И. Диагностика обученности учащихся как фактор развития образовательной системы (на примере школ Приморского района Санкт – Петербурга) \автореф. дисс. на соискание учёной степени канд. пед. наук (специальность 13.00.01). Санкт-Петербург, 1998. – 23с. 4. Ресурсы интернет.


В раздел основное общее образование