"Использование современных технологий на уроках иностранного языка"
Мультимедийные средства в обучении иностранному языку
Автор: Хатипова Эльмира Ильфатовна, учитель английского языка, МБОУ СОШ №22, город Набережные Челны
В раздел основное общее образование
Мультимедийные средства в обучении иностранному языку
В настоящее время постоянно развивающееся общество, вступающее в деловые и бытовые международные контакты, ставит перед выпускником средней школы задачу более качественного владения иностранным языком (ИЯ). Вместе с тем изучение практики обучения школьников, анализ программ и учебников свидетельствуют о том, что процесс обучения иностранному языку учащихся массовой школы протекает на данный момент в трудных условиях: при недостаточном количестве учебного времени, отводимого на формирование иноязычных умений и навыков; большой наполняемости классов; затруднениях, испытываемых учителем при обработке большого количества поступающей к нему информации; довольно частом несоблюдении порядка выполняемых упражнений в соответствии с операционным составом навыка; невозможности обеспечить многократное повторение изучаемого материала в нужном объеме каждым школьником; недостаточной индивидуализации учебного процесса; частом несоответствии контроля требованиям объективности, регулярности, охвата максимального количества учащихся за единицу времени; невозможности проверить выполнение упражнений всеми учащимися; несовершенстве шкалы оценивания языковой подготовки школьников. Данный анализ позволяет сделать вывод о необходимости интенсификации и индивидуализации процесса обучения иностранному языку в средней школе .[4. С. 28] По мнению ряда ученых (Е.А. Власова, Т.Ф. Юдиной, О.Г. Авраменко, А.В. Шилова и др.), интенсификация и индивидуализация обучения могут осуществляться в трех направлениях: 1) разработка новых методов и приемов обучения; 2) внедрение новых форм организации учебного процесса (с учетом требования повышения удельного веса самостоятельной работы учащихся); 3) более интенсивное применение технических средств обучения (ТСО) в практике обучения, в том числе компьютерной техники.[1. С.5; 2; 3;] Очевидно, что решение проблемы зависит от выбора средства обучения, а также от определения места этого средства в процессе обучения языку. Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение . Мультимедиа – это одновременное использование различных форм предоставления информации, то есть например, текстовая информация может быть дополнена аудио- и видеоинформацией.[2. С.68] В обучении иностранному языку уже достаточно давно и успешно используются аудиокурсы на аудионосителях (например, кассетах). А разрабатываемые в настоящее время обучающие компьютерные программы (КП) наполняют учебный процесс новым содержанием. Для младших классов - это прежде всего анимация, дающая возможность в игровой форме установить прочные ассоциативные связи между звуковым и графическим образом изучаемого языкового явления – будь то слово, текст или грамматическое понятие. Для средней и старшей школы – это удобная форма работы с текстами и словарями.
Яркие и красочные образы на экране компьютера в сочетании с отчетливым написанием и четким произношением слов вызывают неизменный интерес у всех учащихся и дают более прочное усвоение материала. Применение современны компьютерных технологий на уроках позволяет реализовать и новый подход к процессу обучения – личностно-ориентированный, обеспечивающий дифференциацию обучения с учетом особенностей каждого ученика и его уровня обученности, так как обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. КП, являющиеся мультимедийными средствами, способны обеспечить достаточно высокий уровень обученности учащихся навыками и умениями ИЯ при соблюдении ряда психологических, лингвистических, методических и технологических условий. В процессе работы был сделан вывод о том, что компьютерные технологии помогают: - обеспечивать учебный процесс новыми учебными материалами, которые позволяют больше внимания уделять творческой деятельности учащихся; - развивать познавательную активность учащихся, а следовательно, и их интерес к учебе; - повышать интенсивность учебного процесса, активизировать мыслительный процесс учащихся; - делать учебный процесс более разнообразным, использовать вариативность упражнений, что также развивает учащихся и повышает их желание изучать предмет; - делать занятия более наглядными, что дает возможность более прочно усваивать материал; - снимать такой отрицательный психологический фактор, как боязнь ученика дать неправильный ответ; - развивать самого учителя.[2. С.69] Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам - ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу учащихся, создание условий для их самовыражения и саморазвития. Компьютер не определяет содержание обучения - он является лишь эффективным средством обучения иностранному языку, поэтому разработка методических основ обучения иностранным языкам с помощью компьютера должна базироваться на глубоком анализе дидактических и методических возможностей, способствующих реализации основной цели в преподавании иностранных языков - формированию умений и навыков коммуникативной компетенции. Компьютер позволяет моделировать условия коммуникативной деятельности; овладевать лексико-грамматическими навыками; индивидуализировать и дифференцировать обучение; повышать мотивацию; увеличивать объем языковой тренировки; способствовать выработке самооценки учащихся; обеспечивать перенос языкового материала в другие виды речевой деятельности. Несмотря на перечисленные выше достоинства обучающих КП, нельзя недооценивать и другие компоненты УМК, например рабочие тетради. Кроме того, использование в обучении мультимедийных средств без руководства учителя, владеющего компьютерной грамотностью, будет неэффективным. Опытный учитель может найти подход к любому ученику. И даже работая на компьютере и получая
формальную оценку выполненного в программе упражнения, учащемуся, несомненно, необходима помощь как преподавателя, так и одноклассников. Если у большинства учащихся выполнение какого-либо упражнения вызывает трудности, можно продемонстрировать его выполнение с помощью мультимедиапроектора или интерактивной доски, привлекая к выполнению весь класс. Таким образом, учитель иностранного языка является организатором учебного процесса и помощником учащихся в освоении учебного материала, а компьютер должен служить как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. Наиболее доступным из мультимедийных средств следует признать так называемый электронный учебник. По типу организации и способу доставки обучающемуся мультимедийные учебники бывают трех видов: 1) на CD-ROM с или без печатного приложения; 2) на Интернетовских сайтах с или без печатного приложения; 3) на CD-ROM, но с привязкой к некоторым Интернетовским сайтам.[5.] Чем же так привлекают мультимедийные (электронные) учебники преподавателей и студентов? Дело в том, что знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям. Электронные учебники позволяют отслеживать эти изменения и, таким образом, обеспечивать высокий уровень подготовки специалистов
.
Достоинства электронных учебников: - наглядность представления материала (использование цвета, иллюстраций, звука, видео, анимации и т.д.); - быстрая обратная связь (встроенные тест-системы обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала); - интерактивный режим (позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала); - возможность регулярной корректировки учебника по мере появления новых данных (электронный учебник располагается в одном определенном месте виртуального пространства, доступ к которому имеют миллионы людей; для того, чтобы добавить или исправить что-либо, достаточно внести изменения в один файл, и завтра миллионы людей будут иметь отредактированную версию старого учебника); - простота в применении. Недостатки существующих сейчас электронных учебников: - отсутствие реального учёта возрастных особенностей заявленного круга обучающихся; - отсутствие “привязки” к конкретному лексическому и грамматическому материалу программы, по которой занимается обучаемый; - проработка в каждом из учебников всего 1 – 2 лексических тем и отсутствие серии учебников, соблюдающих преемственность лексико-грамматического материала; - ограниченные возможности групповой и коллективной работы; - отсутствие реальной коммуникации, которую невозможно запрограммировать даже в интерактивном режиме.
Перечисленные недостатки не дают возможности использовать электронные учебники в качестве основного средства обучения, в особенности в школе, оставляя им вспомогательную, в основном тренировочную, роль.[5.] У телекоммуникации в этом смысле возможностей гораздо больше, хотя в силу нерешенных пока технических и методических проблем в настоящее время её роль ещё скромна. Но не кажется более фантастикой и проведение уроков с помощью сети в режиме on-line. Подобные экспериментальные уроки проводятся преподавателями некоторых ВУЗов для своих филиалов в отдалённых населённых пунктах и базовых подготовительных учебных заведений; рейтинги подобных уроков достаточно высоки. Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета, как одного из средств обучения иностранному языку, лучше реализуются многие цели и задачи процесса обучения. Отсюда следует, что Интернет в скором времени войдет в повседневную практику преподавания во всех учебных заведениях. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями, но нельзя забывать, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определёнными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами - одно из средств реализации этих целей и задач.[3. С.8.] С помощью Интернета можно: - включать материалы сети в содержание урока; - проводить самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом; - повышать мотивацию и создавать потребность в изучении иностранного языка посредством живого общения; - формировать и развивать умения и навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; - формировать и развивать умения и навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем; - совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети; - совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам по переписке; - пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка; - получать культуроведческие знания, включающие в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка. На данный момент существует большое количество сайтов посвященных преподавателю иностранных языков. На таких сайтах можно найти готовые уроки
преподавателей иностранного языка, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги. Таким образом, для учителя применение компьютера обеспечивает возможность постоянного совершенствования учебных материалов, оперативного контроля за ходом учебного процесса, внедрения новых организационных форм обучения. Можно заключить, что применение мультимедийных средств обучения создает наиболее благоприятные условия и способствует значительному повышению мотивации в процессе обучения иностранным языкам. Библиография: 1. Компьютеры в обучению языку: проблемы и решения /Е.А. Власов, Т.Ф. Юдина, О.Г. Авраменко, А.В. Шилов. – М.:Руз.яз., 1990.-79с. 2. Коршунова С.Г. Мультимедийные средства в обучении английскому языку в начальной школе // Английский язык в школе. – 2009. - №3 – С.68-70. 3. A. Konobeyeb. Using ICT for Teaching English and Professional Development // Английский язык в школе. – 2009. - №3 – С.8-14. 4. Цветока Л.А. Некоторые преимущества использования мультммедийных средств при обучении иностранному языку // Английский язык в школе. – 2009. - №4 – С.28-33. 5. - Малюкова Г.Н., Соломахина И.А. Использование мултимедийных средств в обучении иностранному языку.
В раздел основное общее образование

