"Новая форма работы, которая не только способствует формированию метапредметных умений при введении ФГОС ООО"
Образовательный практикум по литературе общеинтеллектуальной направленности "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ"
Автор: Рахматуллина Вера Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Клязьмогородецкая ООШ", с.Клязьминский Городок Ковровского района Владимирской области
В раздел основное общее образование
Образовательный практикум по
литературе общеинтеллектуальной
направленности
«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ»
Составитель:
Рахматуллина Вера Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Клязьмогородецкая основная общеобразовательная школа» Ковровского района с. Клязьминский Городок -2016 год-
Образовательный практикум
– новая форма работы, которая не только способствует формированию метапредметных умений при введении ФГОС ООО, но и позволяет сформировать личностные результаты
Личностными результатами могут быть следующие умения и качества:
• умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи; • ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; межэтническая толерантность
Формируемые в рамках образовательного практикума метапредметные результаты
: 1. Познавательные УУД - излагать содержание прочитанного текста сжато, подробно, выборочно, - пользоваться разными видами чтения 2. Регулятивные УУД - работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность, - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других 3. Коммуникативные УУД - оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание, - выступать перед аудиторией.
Ключевые идеи опыта:
Основная задача курса литературы – воспитание эстетически развитого человека, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, отображенных в нем. Понять позицию другого человека и создать ответное суждение учащийся может только в том случае, если научится вступать в диалог, опосредуемый художественным текстом. Для этого должны быть созданы условия. В рамках образовательного практикума предлагается изменить следующее: литературу нужно сделать прикладным предметом, причем она при этом не потеряет своей воспитательной функции. Данный образовательный практикум способствует формированию нескольких читательских способностей учащихся как стандартов литературного образования. Ими могут быть: - чтение как воссоздание, произнесение литературного сочинения (искусство чтения через выразительность чтения),
- чтение как «сотворчество» (искусство чтения через читательское творчество, становящееся ответным искусством, которое является ответным эстетическим откликом на художественное произведение). Образовательный практикум имеет
несколько аспектов
: учебный, социальный, профориентационный. Образовательный практикум в рамках учебно-профориентационного проекта «Виды издательской деятельности» может иметь различные цели: прочтение текста произведения всеми учащимися, изучение какой-либо литературоведческой темы и т.д. Учащимся предлагается изучить функциональные обязанности редактора, художника, дизайнера полиграфической продукции, корректора и издать иллюстрированную книгу выбранного писателя. Учащиеся становятся работниками издательства. Учащийся переходит с одной позиции на другую, получая интересный профессиональный опыт. Литература становится материалом, с которым работают художники, дизайнеры, корректоры, но при этом она остается предметом изучения, не теряющим своей воспитательной функции. Взгляд на литературу как на школьный предмет меняется.
Образовательный практикум
(который можно корректировать в зависимости от возраста учащихся)
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Цель:
обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках литературы по проблеме взаимоотношений человека и животных; воспитывать гуманное отношение к животным, положительное отношение к знаниям, эстетический вкус.
Задачи урока:
-
научить детей создавать собственную продукцию как результат интеллектуального труда;
- показать детям область применения полученных знаний.
Тип урока:
урок обобщения и систематизации изученного материала.
Форма урока:
ролевая игра, урок-мастерская.
Оборудование:
рабочие листы № 1, № 2, № 3, «Приложения №1-7» к ним; листы формата А 4, маркеры, фломастеры, клей, дидактический материал, отечественные журналы, таблички с описанием профессиональных функций «Приложение №8».
Ход урока.
1. Организационный момент. Позитивный настрой учащихся.
2. Вступительное слово учителя.
Прием:
мотивационная беседа.
Цель:
актуализация жизненного опыта (витагенная технология) - Скажите, у кого дома есть собака? Расскажите о ней, объясните, за что вы ее любите. Смогли бы вы обмануть, предать своего друга? (рассказ о своих питомцах.) Тема взаимоотношений человека и животного актуальна для нашего времени. Многие люди выставляют на улицу собаку потому, что надоела или не может больше приносить потомства, а значит – дохода. Что же получается: деньги вместо души? Почему дефицит милосердия сегодня так велик? Не покинет ли нас доброта навсегда? Преступно мало мы
говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без доброго отношения к братьям нашим меньшим. Космос, пограничная и милицейская служба, медицина, геология – сферы, в которых жизнь собаки – подвиг во имя человека. Где же наша человеческая благодарность, милосердие? Вспомните, кто из русских писателей создал в русской литературе прекрасные образы братьев наших меньших? ( Ученики вспоминают «Муму» Тургенева, «Каштанку» Чехова, рассказы Л.Н.Толстого, «Корову» Платонова, «Хорошее отношение к лошадям» В.В.Маяковского, стихотворения Есенина, «Кусаку» Андреева.) - Сегодня на уроке нам предстоит обобщить и систематизировать знания по данной проблеме.
Итогом нашей деятельности должен стать журнал, созданный вами
. Ребята, знаете ли вы, люди каких профессий работают над созданием журнала? ( Ученики называют профессии редактора, журналиста, художника-оформителя) Учитель обращает внимание детей на доску, где находятся таблички с описанием профессиональных функций. Ученики знакомятся с понятиями «редактор», «журналист», «художник-оформитель», «корректор», «эксперт», «креатор» (Приложение №8). - Ребята, на столах у вас лежат журналы, давайте посмотрим, из чего они состоят. ( Ученики отмечают титульный лист, красочно-оформленные листы с названиями рубрик, страницу с фамилиями людей, работающих над созданием журнала) - Чтобы появился в свет номер вашего журнала, вы будете работать в группах. Вам предстоит побывать в роли журналистов, экспертов, креаторов, художников-оформителей. Для каждой группы приготовлены рабочие листы, включающие в себя три задания. Выполнение каждого задания предполагает получение отдельного листа журнала, На макетах листов уже есть названия рубрик, но наполнить их содержанием вы должны самостоятельно. Я беру на себя роль главного редактора. Моя задача будет состоять в том, чтобы в случае затруднений оказывать вам помощь.
3. Работа в группах.
Учащиеся выполняют задания по №№ 1, 2, 3.(Рабочие листы прилагаются.) Учащиеся первой группы должны разбиться на художников-оформителей, экспертов, журналистов. Художникам-оформителям необходимо оформить титульный лист, используя метод коллажа, придумать название журнала. Эксперты должны из приведенного списка литературы (Приложение №2) выбрать произведения о животных, которые рекомендовали бы почитать детям, а журналисты – написать небольшую статью в публицистическом стиле о бережном отношении к животным. Учащиеся второй группы разбиваются на креаторов, исследователей, оформителей. Креаторам предлагается зашифровать в ребусах или шарадах пословицы о животных или понятия, связанные со словом «собака». Исследователям необходимо отгадать загадки и названия произведений по кличке собаки, (Приложение №3) а оформителям – найти из предложенных картинок те, которые являются иллюстрациями к сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Одну из иллюстраций описать. Учащиеся третьей группы разбиваются на журналистов и исследователей. Журналисты пишут статью о своем домашнем любимце, исследователи угадывают зашифрованные строчки из стихов, вставляют пропущенные слова в пословицы и поговорки о животных.
Итак, можете приступать к работе. (Звучит музыка, позволяющая создать равномерно- творческий настрой.)
4. Презентация получившегося номера журнала.
Представители от каждой группы презентуют в качестве итога своей работы журнальные листы. Ребята рассказывают, в какой роли побывали, чем занимались, в чем состояла сущность выполняемой работы. Учитель задает вопросы: - Понравилось ли вам быть экспертом, журналистом, художником-оформителем? - С какими трудностями столкнулись при выполнении работы? После презентации ведущий редактор скрепляет листы и получается свежий номер журнала. Главный редактор подписывает издание в печать.
5. Рефлексия.
-Ребята, понравился ли вам урок, чем? - Чем мы занимались сегодня на уроке? - А получился бы у вас журнал за столь короткое время, если бы вы не помогали друг другу? Почему? ( Только при организации делового сотрудничества, творческой деятельности, взаимопонимании и поддержки у коллектива может получиться качественный результат). - В качестве кого вы сегодня работали? - А в какой сфере работают люди этой профессии? ( В сфере человек-человек, человек-машина.) Но чтобы стать профессиональным журналистом, редактором, художником-оформителем, надо многому учиться. Этим специальностям обучают в ВУЗах. (факультет журналистики.)
6. Комментированное выставление отметок.
7. Домашнее задание.
Изучая литературные произведения, мы познакомимся еще со многими профессиями, создадим поэтический журнал «Мир профессий». Предлагаю вам сочинить стихотворения на тему «Я делаю газету».
Приложение 1.
Рабочий лист № 1.
Общее задание:
разбейтесь на художников-оформителей, экспертов, журналистов.
Задание № 1.
(художникам-оформителям) Оформите титульный лист журнала, придумайте название, при оформлении используйте метод коллажа
Задание № 2.
(экспертам) Из приведенного списка литературы (Приложение № 2) выберите произведения о животных, которые вы бы рекомендовали почитать детям.
Задание №3
(журналистам) Напишите небольшую статью в публицистическом стиле о бережном отношении к животным. Рабочий лист № 2.
Общее задание:
разбейтесь на креаторов, исследователей, оформителей.
Задание № 1.
(креаторам) Зашифруйте в ребусах или шарадах пословицы о животных или понятия, связанные со словом «собака».
Задание № 2.
( исследователям) Отгадайте загадки, заданные пословицами и поговорками (Приложение № 3) По кличке собаки отгадайте название произведения (Приложение № 4).
Задание № 3.
(оформителям) Из предложенных картинок найдите те, которые являются иллюстрацией к сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».Наклейте их. Опишите одну из иллюстраций 2-3 предложениями. Рабочий лист №3.
Общее задание:
разбейтесь на журналистов, исследователей
Задание № 1.
(журналистам). Напишите статью о своем домашнем любимце.
Задание № 2.
(исследователям) Угадайте зашифрованные строчки из стихов и названия книг (используйте Приложение №5)
Задание №3
(исследователям) Используя Приложение №6, отгадайте, о каких героях басен Крылова идет речь? Используя Приложение №7, вставьте вместо пропусков слова. Как вы понимаете одну из предложенных пословиц (напишите).
Приложение №2.
Л. Андреев. «Кусака» А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» А.П.Чехов. «Каштанка» А.Платонов. «Юшка» Ф. Абрамов. «О чем плачут лошади»
В.Маяковский. «хорошее отношение к лошадям» И. Бунин. «Цифры» Л. Толстой. «Детство» А.Платонов. «Корова» А.Платонов. «Неизвестный цветок» Е.Носов. «Кукла» А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» И. С. Тургенев. «Муму» М.Горький. «Старуха Изергиль»
Приложение №3
Отгадайте загадки, заданные пословицами и поговорками. 1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его не корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят. 2. Лапки ее мягки, да когти остры. Чует она, чье мясо съела. Доброе слово и ей приятно. 3. И ловкий его без рукавиц не удержит. Вертится, словно на него сел. Свои иголки для него не колки. 4. Не гони его кнутом, гони овсом. Он копытом дает сдачи. Дареному ему в зубы не смотрят. 5. Он от листа, а лягушка от него бежит Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. 6. Не дразни их. Он свинье не товарищ. Как с него вода. 7.Она всегда выглядит гусыней. Дай ей грядку – изроет весь огород. Яйца ее не учат.
Приложение №4
По кличке собаки отгадай название произведения.
1. Муму. 2. Тотошка. 3. Жучка. 4. Артемон. 5. Авва. 6.Моська. 7. Снап. 8. Травка.
Приложение №5
Угадайте перевертыши строчек из стихов. 1. Ты ненавидишь мою коровку. 2. У орла один раз черт украл кружочек колбасы. 3. Громче, кошки, пес на крыше. Перевертыши названий книг. 1. «Мышка в босоножках». 2. «Мышка-домоседка». 3. «Собачья конура». 4. «Петушок бесцветный». 5. «Прекрасный лебедь».
Приложение №6
Отгадайте, о каком герое басни Крылова идет речь. 1. «То к темю их прижмет, то их на нос нанижет…» 2. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» 3. «От радости в зобу дыханье сперло» 4. «Слушает, да ест» 5. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» 6. «Лишь были б желуди: ведь я от них жирею» 7. «Лето красное пропела»
Приложение №7
Вставьте вместо пропусков слова в пословицы.
Работа не ________________ в лес не убежит. На мышку и _____________ зверь. ____________ ноги кормят. Крутится как____________ в колесе. На безрыбье и ___________ рыба. Яйца _________________ не учат. Купить _______________ в мешке.
Приложение №8
Карточки с названиями профессиональных функций
Журналист –
литературный работник, занимающийся журналистикой.
Журналистика –
литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах.
Корректор –
работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру.
Корректура –
исправление ошибок на оттиске типографского набора, а также самый оттиск.
Редактор -
человек, который редактирует что-нибудь; специалист по редактированию.
Редактировать –
1. проверять и исправлять текст при подготовке к печати. 2. руководить изданием чего-нибудь.
Художник-оформитель –
специалист по художественному, декоративному оформлению чего-нибудь.
Эксперт –
специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.
Литература:
1. Балыхина Т.М. Учимся по-новому. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2014 2. Брагина А.А.Урок-практикум. - М.,2012. 3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии.— П., 2014. 4. Статья О.Н. Каленковой «Это требует жизнь» - Просвещение, 2013г 5.Акишина А.А. Учимся учить. А.А. Акишина, О.Е. Каган. – Волгоград 2012; 6. Вольская Н.П. Можно? Нельзя? Практический минимум по адаптации в среде профессий. - .Тверь, 2010; 7. Кривоносов А.Д., Редькина Т.Ю. Знаю и люблю, умею и смогу. - СПб., 2014;
В раздел основное общее образование

