"Образование причастий"
методическая разработка конспекта открытого урока
Автор: Мамыкина Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Воротнее, село Воротнее Самарская область
В раздел основное общее образование
Тема
Повторение изученного в разделе
«Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Знать известные термины (звуки, слоги, ударение); Правильно называть буквы алфавита, пользоваться алфавитом; Отработать изученные орфограммы: «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением»; «Проверяемая согласная в корне»»; «Непроизносимые согласные»; «Ы–И после Ц»; «Гласные Ё–О после шипящих « «Буквы Ъ и Ь разделительные»;»; порядок фонетического разбора; Знать двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я, Умение слушать учителя и друг друга. Смысловое чтение. Умение доказывать свою точку зрения с опорой на теоретический материал Умение работать индивидуально и в группе. Добывать информацию по заданной теме, отделять основную информацию от второстепенной Умение работать со словарём Уважение к родному языку Ориентация в системе моральных норм и ценностей. Самооценка на основе успешности Понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
Решаемые учебные проблемы
формирование у учащихся умения выделять существенную информацию, систематизировать её, обобщать; развивать творческое воображение развивать умение добывать знания , анализировать, сравнивать обобщать
Вид используемых на уроке
средств ИКТ
ноутбуки ученические; электронный тренажёр «Фраза», электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс»; презентации, созданные детьми на предыдущих уроках документ-камера
Методическое назначение средств
ИКТ
Осуществить контроль, усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых.
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для её осознанного восприятия (УЭ 1)
Формирование конкретного
образовательного материала
Формулировка целей и задач урока. Запись на доске
Закрепляем
, что учили.
Вспоминаем
, что забыли. Материал весь
надо знать
Исключительно на «пять» Обратить внимание на организацию рабочего места при работе с ноутбуком Повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»: известные термины (звуки, слоги, ударение); правильно называть буквы алфавита, пользоваться алфавитом; изученное о звонких и глухих согласных, об их различии; типы орфограмм: «Безударные гласные
в корне, проверяемые ударением»; «Проверяемая согласная в корне»»; «Непроизносимые согласные»; «Ы–И после Ц»; «Гласные Ё–О после шипящих»; порядок фонетического разбора; двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я, орфограмму «Буквы Ъ и Ь разделительные»; написание сочетаний чк,чн,нч,нщ,рщ , решать тесты
Основной вид деятельности,
направленный на формирование
образовательного результата
Знакомство и изучение дидактических карт, определение этапов работы .
Методы обучения
Стимулирование и мотивация
Форма организации деятельности
учащихся.
1. Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности 2. Прочитайте цели урока. Отметьте знаком ! самую важную или трудную Выбор индивидуального темпа работы
цель.
Основные виды деятельности
учителя
Организует работу по подготовке учащихся к обобщению учебного материала.
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся на работу. Организация обратной связи. (УЭ2)
Формирование конкретного
образовательного материала
1 . Знакомство с блоками повторения 2.Обобщение и систематизация информации необходимой к уроку. 3. Проверка результатов работы .
Блок 1-
повторить, что изучают разделы языкознания: фонетика и графика; повторить известные термины (звуки, слоги, ударение)
Блок 2
- повторить алфавит, правильно называть буквы алфавита, уметь пользоваться алфавитом
Блок 3
- повторить изученное о звонких и глухих согласных, об их различии
Блок 4
- систематизировать типы орфограмм
Блок 5
- повторить двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я
Основной вид учебной
деятельности, направленный на
формирование образовательного
Самостоятельная работа, самопроверка, взаимопроверка, проблемные задания
результата
Методы обучения
Работа в группах, эвристическая беседа, выступление перед аудиторией.
Форма организации деятельности
учащихся
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.
Этап 3. Практикум
Формирование конкретного
образовательного материала
Выполнение заданий по диагностической карте
Основной вид учебной
деятельности, направленный на
формирование образовательного
результата
Самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах, работа с орфографическим тренажёром, работа с электронным приложением
Методы обучения
Проблемно-поисковый, интерактивный
Форма организации деятельности
учащихся
Выполнение элементов модуля, работа в группах, разрешение проблем выступление перед аудиторией. Приём «Корректор» Обсуждение и поиск верного решения. Выбор индивидуального темпа работы
Основные виды деятельности
учителя, роль учителя
Организационная, консультационная
Этап 4. Контрольный
Длительность этапа
5 минут
Виды учебной деятельности для
проверки полученных
образовательных результатов
Самопроверка и балльная оценка своих работ, взаимопроверка Работа с электронным тренажёром
Методы контроля
Привлечение внимания уч-ся к допущенным
ошибкам
Форма организации деятельности
уч-ся
Обсуждение плюсов и недоработок в ответах Работа с текстом
Роль учителя на данном этапе
Организующая, контролирующая
Этап 5. Проверка полученных результатов.
Способ контроля
Самопроверка, балльная оценка своих работ, взаимопроверка
Способ коррекции
Коррекция во время прочтения своих работ, анализ выполненной работы
Роль учителя на данном этапе
Организующая, направляющая, корректирующая
Этап 6. Подведение итогов, домашнее задание
Рефлексия по достигнутым либо
недостигнутым образовательным
результатам
1. Прочитайте ещё раз в технологической карте цели урока. 2. Достигли ли вы целей урока? В какой степени? (посчитайте баллы). 3. Что помогло и что помешало в этой работе? 4.Оцените свою работу в баллах
Домашнее задание
«Очень высокий» и «высокий» уровни - д/з нет «Средний» - Упр 74. Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить условия выбора орфограмм. «Низкий» и «Очень низкий» - Упр 74. Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить фонетический разбор
Дидактическая карта ученика
Теория Практика Оценка результата Блок 1 1.Что изучает фонетика? 2.Что изучает графика? 3.Что изучает орфоэпия? 1.Расшифруйте фамилии поэтов
ЛРМНТВ ПШКН
2.Составьте «звуковую» запись слов: 1 балл 1 балл
4.Дайте определение звукам речи 5.Из скольких звуков может состоять слог? 6.Что называется ударением? (при затруднении обратиться к презентации, составленной на прошлом уроке)
снег, конечно, скучно, шестой,
питьё
(на выбор 2 слова) 3.Расставьте ударение в словах:
алфавит, баловать, документ, квартал,
красивее, партер, звонит, щавель, документ
«Корректор» через документ-камеру
2 балла Блок 2 1. Что называется алфавитом? 2. Почему важно знать алфавит? 3. Сколько гласных в алфавите? 4. Сколько согласных в алфавите? 5. Чего больше в русском языке – букв или звуков 1.Распределите слова по алфавиту:
Чижов, Чехов, Толстой, Юрский, Юрская
2.Игра
.
Запишите имена ребят, сидящих на вашем
ряду по алфавиту.
Групповая проверка
1 балл 1 балл Блок 3 1.Каких согласных больше в русском языке - звонких или глухих? 2.Назовите непарные звонкие и непарные глухие согласные 3. Назовите парные согласные 1.Выписать грамматическую основу предложения, начертить схему, выписать слова, в которых только звонкие согласные:
По России морозы
Распушили деревья
И рисуют на стёклах
Лебединые перья.
2.Какое фонетическое явление наблюдается в данных словах:
тепловоз, мороз, пруд, сказка,
дуб, низкий?
3. Укажите, сколько раз в предложении встречается звук З?
Зина обратилась с просьбой к Лизе.
2 балла 1 балл 1 балл
Работа в парах -взаимопроверка по ключу
Блок 4 1. Что изучает орфография? 2. 2.Дать определение понятия орфограммы 3. 3.Что является сильной и слабой позицией для гласных и согласных звуков? Работа с орфографическим тренажёром «Фраза» 1.1 вариант Упр 310 Выписать безударные гласные в корне, проверяемые ударением, подчеркнуть орфограмму (3-4 слова) 2.(2 вариант) Упр.310 Применить правило о звонких и глухих согласных, подобрать проверочные слова, подчеркнуть орфограмму (3-4 слова) 3.(3 вариант) Упр. 432 в Орфографическом тренажёре Повторяем орфограмму «Непроизносимые согласные» 4.(4 вариант) Упр. 309 Обозначьте орфограмму-гласную «Ы–И после Ц» (3-4 слова) 5. (5 вариант) Упр. 309 Обозначьте орфограмму «Гласные Ё–О после шипящих» (3-4 слова) Памятка «Запомните!» шорох, шорты, крыжовник, обжора, изжога, шов, шок Количество баллов выставляется по оценке тренажёра
Задание для всех:
Составьте небольшой текст 3-4
предложения используя некоторые из слов.
Блок 5 Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? 1. Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв:
юнга, ружьё, ездить, письмо,
появление
2. Отгадайте слово по звуковой записи
[к л' у ч'], [в'й'у г а], [й'а к а р],
[к а с'т 'о р], [й'а д р о], [п а м'и т'].
3. Выполнить тест
«Фонетический
разбор»
по электронному приложению к учебнику «Русский язык 5 класс»
За каждое слово 1 балл За каждое слово 2 балла За каждое задание 1 балл
Памятка учащегося:
1. Помни, что работу на уроке необходимо начинать с осознанного восприятия цели.
2. Внимательно читай каждое задание. Выполняя задание, покажи все свои знания. Не спеши задавать вопросы учителю, подумай над выполнением задания самостоятельно. 3. Ты можешь получить консультацию учителя, товарища, найти материал в учебнике или обратиться к презентации. 4. Каждое задание подлежит проверке сразу после выполнения. 5. Помни о критериях выставления оценки: ъ
Лист учета контроля
Ф.И. учащегося _____________________________________________ ______ баллов Учебный элемент (УЭ) Количество баллов по номерам заданий Кол-во баллов №1 №2 №3 №4 №5 Проверка изученного материала
Изучение нового материала Закрепление Итого Оценка
Критерии оценки
Кол-во правильных Уровень Оценка и комментарии ответов 19-20 очень высокий 5+ Так держать! 17-19 высокий 5 Но ошибки все-таки были. 14-16 средний 4 Ещё чуть-чуть и будет «5» 10-13 низкий 3 Будьте внимательны на уроке! 1-9 очень низкий 2 И о чём вы думаете на уроке? 0 нулевой 1 Без комментариев … Приложения к уроку
Используемая литература
1.Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения// Вестник высшей школы 1999 №5 2. Гараев В.М., Куликов СИ., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. - 1997. - № 8. 3.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008. 4. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка. Модульное обучение. / Н.Г. Мячина. [Режим Доступа] 6. Третьяков ГШ., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. - М., Новая школа, 1997 7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. 8. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
"ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН" { " В л_су живут дикие к_ты. У к_зы р_га. [еи] [оа] [оа] [оа]" } { "Гр_чи вьют гн_здо. В цирке выступают сл_ны. [ао] [еи[оа]" } { "На п_лях колосятся хл_ба. В с_ду расцвела [оа] [еи] [ао]" } { "слива. Тр_пинка привела к лесу. Зеленеет тр_ва. [оа] [ао]" } { "Манят ягоды и гр_бы. Блестит голубая р_ка. [ие] [еи]" } { "В этом г_ду холодная з_ма. На п_лу мягкий к_вёр. [оа] [ие] [оа] [оа]" }
В раздел основное общее образование

