Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Немного о многом"

Программа кружка по русскому языку в 5 - 6 классах

Автор: Нарватова Евдокия Павловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ№1, город Большой Камень, Приморский край



В раздел основное общее образование






Кружок русского языка «Немного о многом» (5 – 6 классы)
В основу планирования работы кружка положена программа по русскому языку в 5-9 классах. Занятия включают историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия и антонимы. Основной формой подачи материала будут игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, а также краткие увлекательные рассказы учителя о жизни языка. Цель : развивать самостоятельность, творческую инициативу, пробуждать интерес к предмету , формировать навыки общественного поведения. № тема содержание 1 Организационное занятие Выборы членов редколлегии бюллетеня «Знаешь ли ты свой язык?» Рассказ учителя о языке. Зачитывание высказываний писателей о русском языке. 2 Звук и буква Установление различий букв и звуков. Изменения в звуковом составе речи. Подвижность ударения в современном русском языке. 3 Можно ли писать без букв? Древние виды письма 4 Буквы понятные , потерянные, редкие и буквы когда-то страшные. Создание алфавита. Кириллица. Русский алфавит. Реформа 1918 года. 5 Загадочный папирус Рассказ о письме, найденном в Египте 1700 лет назад. Тарабарская грамота. 6 Словесные раскопки. Происхождение названий месяцев, монет, цифр. 7 Словесные раскопки Происхождение названий городов, площадей, улиц, рек, озёр, гор. 8 Бывают ли у слов родственники? Способы образования слов в русском языке. Формообразующие суффиксы. 9 Можно ли сломать язык Знакомство и практическая работа со словарём русского языка Ожегова. Синонимы. 10 Тёзки наоборот Антонимы. Их роль в художественном тексте. 11 Увлекательное около нас Инсценировка «Волшебный мир названий наших улиц» 12 О словах разных, одинаковых, но разных Омонимы. Пути появления омонимов. 13 Прочь с дороги! Составление сценария. Исправление ошибок в употреблении имён существительных, прилагательных, глаголов. Ошибки из-за незнания грамматики. 14 Прочь с дороги! Инсценирование Ученики, играющие роль ошибок, в конце изгоняются со сцены . В диалоги включаются и диалектные, и профессиональные слова, которые в некоторых ситуациях засоряют речь. 15 Языковые находки Толкование значений незнакомых слов. Работа со словарями. 16 -17 Фразеологические обороты. Длинный путь развития фразеологизмов. Наблюдения над формой оборотов, над их единством. Сообщения по отдельным фразеологизмам. Отгадывание фразеологизмов по рисункам. 18 Почему мы так говорим Оформление обложки книжки о фразеологизмах.
Коллективная работа о происхождении фразеологизмов. 19 Конкурс «Мой словарь фразеологизмов» Защита обложки. Осмотр выставки представленных работ. 20 Кто впереди? Сообщение жюри об итогах конкурса. Вручение почётных грамот победителям. Инсценировка: сценки-шарады, раскрывающие фразеологизм. 20- 21 Крылатые слова. Исследование басен И. А. Крылова. Оформление альбома «Крылатые слова в баснях И. А. Крылова». Подготовка вопросов для викторины. 22- 23 Биографию имеют не только люди, но и слова Письменная викторина о фразеологизмах. 24 Викторина «Занимательная грамматика» Играют три команды с презентацией названия и девиза. Подведение итогов, награждение победителей. 25 Не в бровь, а в глаз! Пословицы и поговорки. Работа по 2 главе «Вожатый» по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Наблюдение над использованием пословиц И. А. Крыловым в баснях «Щука и кот», «Пустынник и медведь», «Откупщик и сапожник» 26- 27 «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды» Творческая лаборатория писателей. Сравнение различных вариантов текстов А. С. Пушкина, И. А. Крылова «Ворона и Лисица», Чтение любимого стихотворения. 28 В руках умелых слово творит чудеса. Чтение отрывка из повести А. П. Чехова «Степь», Описание Гоголем Днепра. Наблюдение за звуками, красками. Точность и выразительность слова. 29- 30 Роль гласных и согласных в стихотворениях. Благозвучие в стихах. Звукопись. Равномерное сочетание гласных и согласных. Соответствие ритма речи содержанию. Повторение согласных и гласных звуков. Чтение стихотворения А. Барто «Гром», стихотворения Казина «Рубанок», басни И. А. Крылова «Мор зверей». 31- 32 Откроем ещё одну шкатулку с богатствами русского языка. Шкатулка имеет двойное дно. Грамматическое богатство нашего языка. Выражение разнообразных оттенков и значений с помощью глаголов и его форм. Наблюдение за ролью глаголов в текстах. 33- 34 Итоговое занятие. Литературно-музыкальный монтаж. Подведение итогов. Использовать весь подготовленный наглядный материал. Выпуск бюллетеня, разучивание ролей, оформление кроссвордов, шарад и т.п. Использовать в сокращённом виде материал М. М. Перовской «Великий, могучий русский язык»


В раздел основное общее образование