"Роль педагога в воспитательном процессе"
тематическая статья
Автор: Быкова Лариса Дмитриевна, педагог-организатор, МКОУ СШ № 56, город Петров вал
В раздел основное общее образование
Личность педагога в воспитательном процессе школы
Педагогом (от греч. paidagogos - ведущий ребенка) первоначально назывался
специальный человек (чаще это был раб), сопровождавший ребенка в школу и обратно.
Позже этим термином называли всех, кто обучал и воспитывал детей. Сегодня, педагогом
называют тех, для кого работа в сфере образования стала профессией. Резко возрос
интерес к личности педагога, индивидуально-психологическим особенностям, его
педагогическому мастерству, профессионализму. В меняющемся мире профессий, общее
количество которых несколько десятков тысяч, профессия учителя (педагога) остается
неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав
меняются.
Психологический портрет педагога любой учебной дисциплины включает
следующие структурные компоненты:
1) индивидуальные качества человека;
2) личностные качества;
3) коммуникативные качества;
4) статусно-позиционные;
5) деятельностные (профессионально-предметные);
6) внешнеповеденческие показатели.
В структуре общих педагогических способностей выделяют три группы:
1) личностные способности, связанные с осуществлением воспитательной функции
учителя - перцептивные способности, педагогическое воображение, способность
саморегуляции психических процессов, эмоциональной сферы и поведения;
2) организационно-коммуникативные способности, связанные с осуществлением
организаторской функции и общением - коммуникативные способности, педагогический
такт, организаторские, суггестивные способности;
3) дидактические способности, связанные с передачей информации обучаемым,
формированием у них активного, самостоятельного, творческого мышления - способность
передавать информацию детям, экспрессивно-речевые способности, распределение
внимания.
Учитель, преподаватель - не только профессия, а ювелирная работа по сотворению
личности, утверждению человека в человеке. В данном контексте цель педагогического
образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное
развитие учителя нового типа, которого характеризуют: высокая гражданская
ответственность и активная социальная позиция; любовь к детям, потребность и
способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура,
желание и умение работать в коллективе; высокий профессионализм, инновационный
стиль научно- педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и
принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. Роль личности преподавателя в образовательном процессе не просто огромная. Эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и обучающихся – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Учитель должен не только удовлетворять стремление человека к знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика, ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и симпатию. Школьник, студент, любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость. Личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в которое постоянно «глядят» ученики. Вот почему мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его отношение к своему делу, так или иначе, влияют на всех учеников. Поэтому важно, чтобы педагог смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире. Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания детей в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. К.Д.Ушинский отмечал, что личность учителя - это плодотворный луч солнца незаменимый ничем, «… влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с
педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности. В школьной жизни качества педагога тесно переплетаются, что порой не разберешь, где добрый, а где добренький, где злой, а где принципиальный, требовательный учитель. О каком сотрудничестве с детьми можно говорить, если учитель чувствует свою «зловредность», «мстительность», если дети его раздражают, если он видит в них лишь «мучителей». Тогда либо надо искать другую специальность, либо серьезно заняться самовоспитанием, ведь именно учитель способен осознанно строить свои отношения с детьми, опираясь на оптимистическую перспективу их развития, на их лучшие качества, преследуя благородные цели и добиваясь их достижения только благодаря благородным средствам. Литература: 1. Белкин А. Учитель и ученик: стиль отношений. – Москва: Воспитание школьника, 1996. - 7 с. 2. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994. - 190 с. 3.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Просвещение, 1994. - 140 с. 4.Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности. Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - 17-40 с. 5.Психология развивающейся личности. Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - 310 с.
принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. Роль личности преподавателя в образовательном процессе не просто огромная. Эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и обучающихся – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Учитель должен не только удовлетворять стремление человека к знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика, ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и симпатию. Школьник, студент, любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость. Личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в которое постоянно «глядят» ученики. Вот почему мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его отношение к своему делу, так или иначе, влияют на всех учеников. Поэтому важно, чтобы педагог смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире. Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания детей в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. К.Д.Ушинский отмечал, что личность учителя - это плодотворный луч солнца незаменимый ничем, «… влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с
педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности. В школьной жизни качества педагога тесно переплетаются, что порой не разберешь, где добрый, а где добренький, где злой, а где принципиальный, требовательный учитель. О каком сотрудничестве с детьми можно говорить, если учитель чувствует свою «зловредность», «мстительность», если дети его раздражают, если он видит в них лишь «мучителей». Тогда либо надо искать другую специальность, либо серьезно заняться самовоспитанием, ведь именно учитель способен осознанно строить свои отношения с детьми, опираясь на оптимистическую перспективу их развития, на их лучшие качества, преследуя благородные цели и добиваясь их достижения только благодаря благородным средствам. Литература: 1. Белкин А. Учитель и ученик: стиль отношений. – Москва: Воспитание школьника, 1996. - 7 с. 2. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994. - 190 с. 3.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Просвещение, 1994. - 140 с. 4.Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности. Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - 17-40 с. 5.Психология развивающейся личности. Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - 310 с.
В раздел основное общее образование

