"Выбор профессии- это серьёзно"
методическая разработка
Автор: Щербакова Нина Анатольевна, учитель истории, МКОУ "Побединская СШ", п. Победа, Быковский район, Волгоградская область
В раздел основное общее образование
Классный час:
«
Выбор
профессии
-
это
серьёзно»
в 9 классе
Подготовила учитель истории МКОУ «Побединская СОШ»
Щербакова Н.А.
2015г.
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
«Выбор профессии – взгляд в будущее, взгляд внутрь себя
Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы.
(Томас Карлейль)
Берись за то, к чему ты годен.
(Пословица)
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не
будет попутным.
(Сенека)
Цели:
- формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; - побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Форма проведения
: час общения.
Оформление:
1. проектор, компьютер, 2. презентация «Хочу. Могу. Надо», 3. конверты с заданиями для команд, 4. бумага, ручки.
Вступительное слово учителя
Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о вашем будущем.Вы любите жизнь? Вы хотите быть счастливыми? Что за вопросы? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Поразмышляйте и запишите продолжение: «Счастливая жизнь – это….» Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию В 9 классе общество уже требует от Вас профессионального самоопределения, хотя и первоначального. Наш классный час я хотела бы начать строчками стихотворения В.Маяковского для детей, но с очень взрослым смыслом:
У меня растут года Скоро и семнадцать. Где работать мне тогда? Чем мне заниматься? Выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения. Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», а не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось». Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и далеко не всегда все получается так, как мы хотим. Например: Человек всю жизнь мечтает стать музыкантом. У него действительно есть талант. Он поступает в консерваторию, но по окончании вынужден заниматься, скажем, коммерцией, чтобы прокормить семью. Как вы считаете, как может сложиться жизнь этого человека? Учитель: В лучшем случае он будет рад, что живет в достатке, но с другой стороны он будет всю жизнь жалеть, что так и не осуществил свою мечту, не реализовал свой талант. Возможно, будет чувствовать себя неудачником, считая, что принес бы больше пользы себе и людям, будучи музыкантом. На этой почве у него может развиться чувство неудовлетворенности
1
.
Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны»
Найди профессии
Классный руководитель. Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно. Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов: - школьная парта (первая группа); - школьный учебник (вторая группа); - булочка (третья группа); - фарфоровая чашка (четвертая группа); - джинсы (пятая группа). (В течение 5 минут дети обсуждают ответы.) Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.)
О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.) Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и… (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.). Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает — это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, булками, учебниками, чашками и другими вещами, эти профессии будут нужны. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. Очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что,
выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу
.
2.Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, что бу дет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портить ся, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...) Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие те- ряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы. Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии». Вторая группа - «Самые забытые профессии». Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны». Четвертая группа - «Самые отважные профессии». (Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.) Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные:
юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые:
конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны:
врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные:
пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
3.Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
«Давят» родители. Идут за модой. Ничего не знают о профессии, которую выбрали. Выбирают «за компанию». Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии. Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии. Подражают героям кино и телесериалов. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию.
4. Мини-лекция «Формула профессии»
Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину [пишет на доске: а х b =S (Площадь классной комнаты.) А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»? (Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.) Я открою вам секрет: получится
правильный выбор профессии
.
Н
а
д
о
Н
а
д
о
Х
о
ч
у
Х
о
ч
у
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. (Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».) Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины: 1. хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа; 2. могу - это все, что мне по силам, по способностям; 3. надо - это все, что нужно для общества, страны. Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
5.Ваш выбор
Я предлагаю двум ученикам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, став на минуту оптимистом, другому – отрицательные качества профессии, став на минуту пессимистом. А вы, ребята, им поможете. Итак, например, очень популярная в наше время профессия - журналист. Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.
Оптимист:
Работа имеет огромное общественное значение; Высокая заработная плата; Встречи с интересными людьми; Командировки, дающие возможность многое увидеть; Использование современной техники.
Пессимист:
Трудности, связанные с устройством на работу; Частые командировки, осложняющие личную жизнь; Трудности получения образования (наличие печатных работ); Большая ответственность; Нервные перегрузки; Ненормированный рабочий день; Постоянное общение с людьми.
Вывод: Выбирая эту профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор
этот для каждого индивидуален.
Вы должны проанализировать профессию, в этом вам поможет 9 вопросов анализа профессии. Если вы на них сразу ответите, значит эта профессия точно ваша, а если возникнут затруднения, подумайте: может быть вам надо о ней побольше узнать, а может это вовсе не ваша стихия.
1. Какое значение имеет данная профессия для общества? 2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется? 3. Назовите объект труда, конечный результат работы. 4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда. 5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии. 6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми? 7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания? 8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии? 9. Где можно её получить?
6.Тестирование
Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с. (Дети рисуют фигурки.) Теперь подсчитайте количество треугольников. (Дети выполняют задание.) А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип:
6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип:
5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип:
4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип:
3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип:
2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип:
1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением. Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
7. Заключительное слово
Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интере- сов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в
самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец:
«Чтобы не ошибаться,
нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
8. Подведение итогов (рефлексия)
И последним этапом нашего классного часа проведем рефлексивный анализ урока. Я каждому раздам листочки, которые вы должны заполнить.
Рефлексивный анализ занятия. Сегодня на занятии: Я научился………………………………………………………… Было интересно……………………………………………………. Было трудно……………………………………………………….. Заставило задуматься……………………………………………… Рефлексивный анализ занятия. Сегодня на занятии: Я научился………………………………………………………… Было интересно……………………………………………………. Было трудно……………………………………………………….. Заставило задуматься……………………………………………… Рефлексивный анализ занятия. Сегодня на занятии: Я научился………………………………………………………… Было интересно……………………………………………………. Было трудно……………………………………………………….. Заставило задуматься……………………………………………… Рефлексивный анализ занятия. Сегодня на занятии: Я научился………………………………………………………… Было интересно……………………………………………………. Было трудно……………………………………………………….. Заставило задуматься……………………………………………… Рефлексивный анализ занятия. Сегодня на занятии: Я научился………………………………………………………… Было интересно……………………………………………………. Было трудно……………………………………………………….. Заставило задуматься……………………………………………… Рефлексивный анализ занятия. Сегодня на занятии: Я научился………………………………………………………… Было интересно……………………………………………………. Было трудно……………………………………………………….. Заставило задуматься……………………………………………… Рефлексивный анализ занятия. Сегодня на занятии: Я научился………………………………………………………… Было интересно……………………………………………………. Было трудно……………………………………………………….. Заставило задуматься………………………………………………
1. Какое значение имеет данная профессия для общества? 2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется? 3. Назовите объект труда, конечный результат работы. 4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда. 5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии. 6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми? 7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания? 8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии? 9. Где можно её получить? 1. Какое значение имеет данная профессия для общества? 2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется? 3. Назовите объект труда, конечный результат работы. 4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда. 5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии. 6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми? 7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания? 8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии? 9. Где можно её получить? 1. Какое значение имеет данная профессия для общества? 2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется? 3. Назовите объект труда, конечный результат работы. 4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда. 5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии. 6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми? 7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания? 8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии? 9. Где можно её получить? 1. Какое значение имеет данная профессия для общества? 2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется? 3. Назовите объект труда, конечный результат работы. 4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда. 5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии. 6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми? 7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания? 8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии? 9. Где можно её получить? 1. Какое значение имеет данная профессия для общества? 2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется? 3. Назовите объект труда, конечный результат работы. 4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда. 5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии. 6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми? 7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания? 8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии? 9. Где можно её получить?
школьная парта
школьный учебник
булочка
джинсы
Труд
Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснёшь, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, ложка, нож, И каждый гвоздь, И каждый дом, И каждый ломтик хлеба – Всё это создано трудом, А не свалилось с неба! За всё, что создано для нас, Мы благодарны людям, Придёт пора, настанет час – И мы трудиться будем.
В раздел основное общее образование

