"Юный краевед"
программа внеурочной деятельности
Автор: Готовцева Татьяна Дмитриевна, учитель истории, МКОУ "Сордоннохская средняя общеобразовательная школа им. Т.И.Скрыбыкиной", с.Орто-Балаган, Оймяконский улус, Республика Саха-Якутия
В раздел основное общее образование
МКОУ «Сордоннохская средняя общеобразовательная школа им. Т.И.Скрыбыкиной»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
руководителем МО зам.директора по УВР
_______/Иванова М.А./ ____/Винокурова К.Е./
«___»__________ 2015г. «___»_________2015_г.
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
на 2015-2016 уч/год
5 класс
Составила: Готовцева Т.Д. учитель истории и обществознания с. Орто-Балаган, 2015
Пояснительная записка
Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл клуба «Юный краевед». Практическая значимость внеурочных занятий в том, что у гимназистов формируется интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальная активность, создаются условия для повышения общеучебных умений и навыков при использовании различных форм учебно– исследовательской деятельности учащихся, распространяется опыт через средства массовой информации, повышается уровень мотивации, интерес к предмету история, развитие ученика как личности, решение проблем дальнейшей социализации. Программа разработана для учащихся 5-8 классов и включает в себя три направления. Все занятия реализуются полностью за один год, годичный цикл обучения составляет 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Исходя из вышесказанного, были определены цели и задачи программы.
Цель программы:
совершенствование системы информационного и образовательного пространства, способствующего формированию у школьников гражданственности, высокого патриотического сознания, ценностного отношения к Родине Отечеству, культурно-историческому прошлому России; готовности к активной жизненной позиции.
Задачи программы:
углублять и расширять знания по истории своего родного края; способствовать развитию навыков учебно-исследовательской деятельности; совершенствовать творческие способности личности; воспитывать у учащихся патриотические и нравственные ценности и идеалы, их связь с предыдущими поколениями.
Деятельность по программе основывается на следующих принципах:
-Принцип интереса, основанный на эмоционально- ценностном отношении к окружающему миру, к истории своего народа, возрождение народных традиций.
-Принцип единства воспитательных воздействий, предполагающий совместную деятельность педагогов, родителей и других общественных организаций по воспитанию детей, согласованность их требований. -Принцип совместной деятельности, в процессе которой люди находятся в определенных взаимоотношениях и взаимной ответственности. -Принцип уважения личности и позиции воспитанника, умение сочетать высокую требовательность к гимназисту с уважением его человеческого достоинства. -Принцип целостности педагогического процесса– единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
Для реализации программы необходимы следующие условия:
1.
Кадровое обеспечение.
К обязательному условию реализации программы нужно отнести наличие опыта работы педагога в данном направлении, что, несомненно, будет способствовать более качественной работе. Для эффективной работы по программе необходима организация сотрудничества с руководителями музеев, администрацией школы и классными руководителями, родителями, ветеранами тыла.
2.
Материально – техническое обеспечение.
При проведении мероприятий в работе программа предполагает использование: учебных кабинетов, актовый зал, библиотеки, музеи, информационные средства (магнитофон, фотоаппарат, диктофон, интерактивный комплекс), оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс).
3.
Информационное обеспечение.
Для успешной работы по реализации программы необходима помощь библиотеки школы и села, использование методической литературы по внеклассной работе, подшивок газет и журналов по воспитанию учащихся, видео и аудиотеки, деловые и творческие связи с другими образовательными учреждениями, интернет – ресурсов.
4.
Финансовое обеспечение.
Основная помощь при проведении праздников, викторин, конкурсов, экскурсий, турпоездоки походов производится за счет средств школы, администрации Сордоннохского наслега. Реализация данной программы осуществляется через следующие формы проведения занятий: встречи с ветеранами, викторины, праздники, конкурсы, экскурсии, экспедиции, походы, круглые столы, игры, работа в музеях, работа с интернет-ресурсами. Используются следующие методы: метод теоретического исследования, метод изучения и анализа документальных материалов архивов, музеев, метод анкетного опроса, интервьюирования местного населения и использования таблиц, метод сравнительной этнографии, составление презентаций и проектов. Учащиеся учатся работать с историческими источниками, архивными документами, периодическими изданиями, музейными экспонатами, библиотечными фондами.
Основные направления программы:
1.«Моя родословная. Вклад семьи в судьбу России»
Учащиеся исследуют историю своей семьи, составляют генеалогическое древо. Занимаются поиском свидетельств о вкладе семьи в жизнь улуса и республики: орденов, медалей, грамот, почетных знаков, удостоверений, мандатов, памятных сувениров, газет и журналов со статьями о членах семьи или просто о каком- то периоде жизни села, улуса.
2. «Мой край родной»
Учащиеся познакомятся с предметом и источниками краеведения, выясняют историю образования Сордоннохского наслега и Оймяконского улуса, узнают о коренных жителях Оймяконского улуса, их хозяйственном и семейном быте, материальной и духовной культуре. Знакомятся с видами прикладного искусства, обрядами и традициями, с правилами проведения археологических раскопок. На основании собранного материала выступают с работами на конференциях.
3. «Памятные места нашего края»
Обучающиеся соберут информацию о памятных местах своего края. Посетят музеи улуса, выяснят, какие предприятия в нашем районе внесли вклад в победу в Великой Отечественной войне, и в его дальнейшее развитие.
Предполагаемый результат реализации программы:
Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, милосердия, доброжелательности, уважение к членам семьи и старшему поколению. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает свою Малую Родину, ее историко- культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Высокий нравственный и культурный уровень, способность корректировать свое поведение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение общаться со старшим поколением. Расширение кругозора учащихся о жизни, традициях, буднях и праздниках русского народа, а также всех народов, проживающих в нашей республике, в нашей стране. Активное совместное участие учащихся и их родителей в поисковой деятельности.
Результативность учебного материала обеспечат следующие знания, умения, навыки:
Работа с первоисточниками, самостоятельно добывать знания, сравнивать характеристики разных источников. Составление доклада, реферата, исследовательской работы, проекта, оформление дневника похода. Самостоятельное проведение беседы с населением по записи воспоминаний Проведение экскурсии. Владеть элементами исторического анализа событий.
Содержание программы. Основные направления
Направление «Моя родословная. Вклад семьи в судьбу России» - 9 часов
Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: 1. Воспитывать гордость за свою Родину, ветеранов тыла в ВОВ. 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Тематическое планирование:
№ тема Кол- во часов Формы проведения занятий 1. 1 Введение. 1 Работа в музее школы 2. 1 Архив, его назначение. 1 Показ презентации. Виртуальная экскурсия в архивы РС(Я) 3. 2 Происхождение имен и фамилий 1 Внеклассное чтение, Исследовательская работа, подготовка рефератов. 4. 4 Как составить свою родословную. Генеалогическое древо семьи. 1 Исследовательская работа, Изготовление наглядных пособий, Выставка. 5. 5 Семейные традиции и праздники. 1 Исследовательская работа, круглый стол, Конкурс проектов. 6. 6 Оймякон в годы ВОВ (ветераны тыла, помощь фронту, трудовые будни). 4 Поисковая работа, Конкурс сочинений, рисунков, Уроки мужества, встречи с ветеранами тыла, запись воспоминаний,
подготовка рефератов, Тимуровская работа, Итого: 9
Направление «Мой край родной» - 14 часа
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю - как к своей малой Родине. Задачи: 1. Побудить учащихся самостоятельно заняться научно-исследовательскими работами по краеведению. 2. Развивать у обучающихся чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. 3. Воспитывать уважительное отношение и гордость к историческому прошлому Малой Родины, ее традициям.
Тематическое планирование:
№ тема Количеств о часов Формы проведения занятий 1. Предмет краеведение и его атрибутика. 1 Лекторий 2. Источники краеведения (печатные, статистические, картографические, архивные, устные, памятники истории). 3 Лекторий, исследовательская работа. 3. Томторскийкраеведческий музей. 3 Выезд в с. Томторв краеведческий музей, описание вещественных памятников музея 4. Работа с топонимами Оймяконского улуса, Сордоннохского наслега 3 Посещение школьной и сельской библиотеки и школьного музея, Поисковая работа 5. Коренное население Оймяконского улуса Быт и культура. 2 Поисковая работа с документальными материалами, олимпиады. Описание памятников истории и культуры, Подготовка рефератов. 6. Наши земляки – известные люди. 2 Встреча с замечательными людьми села, поисковая работа. Составление фотоальбома Итого: 14
Направление «Памятные места нашего края» - 11 часов
Цель: Создание условий для формирования нравственных, гражданских и патриотических чувств учащихся через изучение истории родного края. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития талантливых гимназистов через изучение краеведения.
2. Развивать бережное отношение к истокам своей Малой Родины. 3. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Тематическое планирование:
№ Тема Количество часов Формы проведения занятий 1. Объекты краеведческих исследований. 2 Лекторий, работа в школьном музее 2. История аэропорта«Оймякон» 3 Поисковая работа, Описание памятника истории 3. Экскурсия по Аллее Славы 2 Экскурсия 4. Итоговое занятие. 4 Тематический вечер Итого 11
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
на 2015-2016 уч/год
5 класс
Составила: Готовцева Т.Д. учитель истории и обществознания с. Орто-Балаган, 2015
Пояснительная записка
Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл клуба «Юный краевед». Практическая значимость внеурочных занятий в том, что у гимназистов формируется интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальная активность, создаются условия для повышения общеучебных умений и навыков при использовании различных форм учебно– исследовательской деятельности учащихся, распространяется опыт через средства массовой информации, повышается уровень мотивации, интерес к предмету история, развитие ученика как личности, решение проблем дальнейшей социализации. Программа разработана для учащихся 5-8 классов и включает в себя три направления. Все занятия реализуются полностью за один год, годичный цикл обучения составляет 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Исходя из вышесказанного, были определены цели и задачи программы.
Цель программы:
совершенствование системы информационного и образовательного пространства, способствующего формированию у школьников гражданственности, высокого патриотического сознания, ценностного отношения к Родине Отечеству, культурно-историческому прошлому России; готовности к активной жизненной позиции.
Задачи программы:
углублять и расширять знания по истории своего родного края; способствовать развитию навыков учебно-исследовательской деятельности; совершенствовать творческие способности личности; воспитывать у учащихся патриотические и нравственные ценности и идеалы, их связь с предыдущими поколениями.
Деятельность по программе основывается на следующих принципах:
-Принцип интереса, основанный на эмоционально- ценностном отношении к окружающему миру, к истории своего народа, возрождение народных традиций.
-Принцип единства воспитательных воздействий, предполагающий совместную деятельность педагогов, родителей и других общественных организаций по воспитанию детей, согласованность их требований. -Принцип совместной деятельности, в процессе которой люди находятся в определенных взаимоотношениях и взаимной ответственности. -Принцип уважения личности и позиции воспитанника, умение сочетать высокую требовательность к гимназисту с уважением его человеческого достоинства. -Принцип целостности педагогического процесса– единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
Для реализации программы необходимы следующие условия:
1.
Кадровое обеспечение.
К обязательному условию реализации программы нужно отнести наличие опыта работы педагога в данном направлении, что, несомненно, будет способствовать более качественной работе. Для эффективной работы по программе необходима организация сотрудничества с руководителями музеев, администрацией школы и классными руководителями, родителями, ветеранами тыла.
2.
Материально – техническое обеспечение.
При проведении мероприятий в работе программа предполагает использование: учебных кабинетов, актовый зал, библиотеки, музеи, информационные средства (магнитофон, фотоаппарат, диктофон, интерактивный комплекс), оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс).
3.
Информационное обеспечение.
Для успешной работы по реализации программы необходима помощь библиотеки школы и села, использование методической литературы по внеклассной работе, подшивок газет и журналов по воспитанию учащихся, видео и аудиотеки, деловые и творческие связи с другими образовательными учреждениями, интернет – ресурсов.
4.
Финансовое обеспечение.
Основная помощь при проведении праздников, викторин, конкурсов, экскурсий, турпоездоки походов производится за счет средств школы, администрации Сордоннохского наслега. Реализация данной программы осуществляется через следующие формы проведения занятий: встречи с ветеранами, викторины, праздники, конкурсы, экскурсии, экспедиции, походы, круглые столы, игры, работа в музеях, работа с интернет-ресурсами. Используются следующие методы: метод теоретического исследования, метод изучения и анализа документальных материалов архивов, музеев, метод анкетного опроса, интервьюирования местного населения и использования таблиц, метод сравнительной этнографии, составление презентаций и проектов. Учащиеся учатся работать с историческими источниками, архивными документами, периодическими изданиями, музейными экспонатами, библиотечными фондами.
Основные направления программы:
1.«Моя родословная. Вклад семьи в судьбу России»
Учащиеся исследуют историю своей семьи, составляют генеалогическое древо. Занимаются поиском свидетельств о вкладе семьи в жизнь улуса и республики: орденов, медалей, грамот, почетных знаков, удостоверений, мандатов, памятных сувениров, газет и журналов со статьями о членах семьи или просто о каком- то периоде жизни села, улуса.
2. «Мой край родной»
Учащиеся познакомятся с предметом и источниками краеведения, выясняют историю образования Сордоннохского наслега и Оймяконского улуса, узнают о коренных жителях Оймяконского улуса, их хозяйственном и семейном быте, материальной и духовной культуре. Знакомятся с видами прикладного искусства, обрядами и традициями, с правилами проведения археологических раскопок. На основании собранного материала выступают с работами на конференциях.
3. «Памятные места нашего края»
Обучающиеся соберут информацию о памятных местах своего края. Посетят музеи улуса, выяснят, какие предприятия в нашем районе внесли вклад в победу в Великой Отечественной войне, и в его дальнейшее развитие.
Предполагаемый результат реализации программы:
Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, милосердия, доброжелательности, уважение к членам семьи и старшему поколению. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает свою Малую Родину, ее историко- культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Высокий нравственный и культурный уровень, способность корректировать свое поведение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение общаться со старшим поколением. Расширение кругозора учащихся о жизни, традициях, буднях и праздниках русского народа, а также всех народов, проживающих в нашей республике, в нашей стране. Активное совместное участие учащихся и их родителей в поисковой деятельности.
Результативность учебного материала обеспечат следующие знания, умения, навыки:
Работа с первоисточниками, самостоятельно добывать знания, сравнивать характеристики разных источников. Составление доклада, реферата, исследовательской работы, проекта, оформление дневника похода. Самостоятельное проведение беседы с населением по записи воспоминаний Проведение экскурсии. Владеть элементами исторического анализа событий.
Содержание программы. Основные направления
Направление «Моя родословная. Вклад семьи в судьбу России» - 9 часов
Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: 1. Воспитывать гордость за свою Родину, ветеранов тыла в ВОВ. 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Тематическое планирование:
№ тема Кол- во часов Формы проведения занятий 1. 1 Введение. 1 Работа в музее школы 2. 1 Архив, его назначение. 1 Показ презентации. Виртуальная экскурсия в архивы РС(Я) 3. 2 Происхождение имен и фамилий 1 Внеклассное чтение, Исследовательская работа, подготовка рефератов. 4. 4 Как составить свою родословную. Генеалогическое древо семьи. 1 Исследовательская работа, Изготовление наглядных пособий, Выставка. 5. 5 Семейные традиции и праздники. 1 Исследовательская работа, круглый стол, Конкурс проектов. 6. 6 Оймякон в годы ВОВ (ветераны тыла, помощь фронту, трудовые будни). 4 Поисковая работа, Конкурс сочинений, рисунков, Уроки мужества, встречи с ветеранами тыла, запись воспоминаний,
подготовка рефератов, Тимуровская работа, Итого: 9
Направление «Мой край родной» - 14 часа
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю - как к своей малой Родине. Задачи: 1. Побудить учащихся самостоятельно заняться научно-исследовательскими работами по краеведению. 2. Развивать у обучающихся чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. 3. Воспитывать уважительное отношение и гордость к историческому прошлому Малой Родины, ее традициям.
Тематическое планирование:
№ тема Количеств о часов Формы проведения занятий 1. Предмет краеведение и его атрибутика. 1 Лекторий 2. Источники краеведения (печатные, статистические, картографические, архивные, устные, памятники истории). 3 Лекторий, исследовательская работа. 3. Томторскийкраеведческий музей. 3 Выезд в с. Томторв краеведческий музей, описание вещественных памятников музея 4. Работа с топонимами Оймяконского улуса, Сордоннохского наслега 3 Посещение школьной и сельской библиотеки и школьного музея, Поисковая работа 5. Коренное население Оймяконского улуса Быт и культура. 2 Поисковая работа с документальными материалами, олимпиады. Описание памятников истории и культуры, Подготовка рефератов. 6. Наши земляки – известные люди. 2 Встреча с замечательными людьми села, поисковая работа. Составление фотоальбома Итого: 14
Направление «Памятные места нашего края» - 11 часов
Цель: Создание условий для формирования нравственных, гражданских и патриотических чувств учащихся через изучение истории родного края. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития талантливых гимназистов через изучение краеведения.
2. Развивать бережное отношение к истокам своей Малой Родины. 3. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Тематическое планирование:
№ Тема Количество часов Формы проведения занятий 1. Объекты краеведческих исследований. 2 Лекторий, работа в школьном музее 2. История аэропорта«Оймякон» 3 Поисковая работа, Описание памятника истории 3. Экскурсия по Аллее Славы 2 Экскурсия 4. Итоговое занятие. 4 Тематический вечер Итого 11
В раздел основное общее образование

