"Тема любви в творчестве А.С. Пушкина"
методическая разработка
Автор: Козлова Элеонора Захаровна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №639, Санкт-Петербург
В раздел основное общее образование
Э.А.Козлова, учитель русского языка и
литературы школы № 639 Невского
района г. Санкт – Петербурга.
По тому, как человек относится к возлюбленной, можно судить о его цивилизованности. На Востоке, в Античности, в Рыцарские времена воспевалась любовь плотская и платоническая. Только А.С. Пушкин воспевал любовь к женщине как к человеку, объединив эти два понятия. В поэзии А.С. Пушкина любовь – многогранное чувство с различными оттенками. Она приносит счастье или несчастье, отраду или страдания. В своем творчестве поэт достиг вершины осознания чувства любви. Он создал культ красоты, который воспел.
«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грандиозное во всяком чувстве Пушкина, - писал Белинский. – В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола».
Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель — Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
1) Когда написано это стихотворение? 2) Кому посвящено? 3) Кто такая Мадонна? 4) Какие образы привлекают внимание? 5) Проанализируйте лексику. 6) Проследите синтаксический строй стихотворения. 7) Выделите ключевые слова. 8) Определите размер стихотворения. ответы
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
1. Какие чувства вызывает это стихотворение? 2. Что возникает в душе? 3. Возможен возврат в прошлое? 4. Почему больше любовь не должна тревожить возлюбленную? 5. В какой форме написано стихотворение? 6. Выделить ключевые слова. Ответы
На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.
1) Первые две строки о природе. Почему? 2) Найдите ключевые слова. 3) «Печаль светла», как это может быть? Ответы ВЫВОД: гармония – важная составляющая человеческого счастью. Хочется произносить эти строки шепотом. почему?
Мой голос для тебя и ласковый и томный Тревожит позднее молчанье ночи темной. Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, сливаясь и журча, Текут, ручьи любви, текут, полны тобою. Во тьме твои глаза блистают предо мною, Мне улыбаются, и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!..
Выделить ключевые слова. Проследить фонетический строй стихотворения. Определить используемые синтаксические средства (фигуры).
Там, где море вечно плещет На пустынные скалы, Где луна теплее блещет В сладкий час вечерней мглы, Где, в гаремах наслаждаясь, Дни проводит мусульман, Там волшебница, ласкаясь, Мне вручила талисман. И, ласкаясь, говорила: "Сохрани мой талисман: В нем таинственная сила! Он тебе любовью дан. От недуга, от могилы, В бурю, в грозный ураган, Головы твоей, мой милый, Не спасет мой талисман. И богатствами Востока Он тебя не одарит, И поклонников пророка Он тебе не покорит; И тебя на лоно друга, От печальных чуждых стран, В край родной на север с юга Не умчит мой талисман.... Но когда коварны очи Очаруют вдруг тебя, Иль уста во мраке ночи Поцелуют не любя – Милый друг! от преступленья, От сердечных новых ран, От измены, от забвенья Сохранит мой талисман!"
1. Что такое талисман? 2. Почему дарят талисманы? 3. От чего он охраняет? 4. Что самое важное для героини?
Проанализировать одно из стихотворений А.С. Пушкина о любви.
Написана в 1830 году. Одна из красавиц Москвы Н.Н. Гончарова стала невестой поэта. Написана в форме сонета. Размер стиха – пятистопный и шестистопный ямб. Используется высокая лексика: обитель, взирали, ниспослал. В стихотворении 2 уровня: реальный и высокий. Жизненная суета уходит. Вот та жизнь, к которой готовит себя поэт, т.е. семейная жизнь рядом с Мадонной. В последней строфе представлено то, что должно произойти в жизни Пушкина, то, к чему поэт себя готовил. Стихотворение стоит читать неторопливо, спокойно. Свершилось. Возник союз мужчины и женщины, осененный Богом. НАЗАД
1) Природа гармонична, лирический герой испытывает покой и блаженство. 2) Печаль светла. Эти строки подчеркивают состояние контраста. С одной стороны, покой и гармония в природе; с другой стороны, состояние томления и печали (хоть и светлой) в душе лирического героя. Назад
По тому, как человек относится к возлюбленной, можно судить о его цивилизованности. На Востоке, в Античности, в Рыцарские времена воспевалась любовь плотская и платоническая. Только А.С. Пушкин воспевал любовь к женщине как к человеку, объединив эти два понятия. В поэзии А.С. Пушкина любовь – многогранное чувство с различными оттенками. Она приносит счастье или несчастье, отраду или страдания. В своем творчестве поэт достиг вершины осознания чувства любви. Он создал культ красоты, который воспел.
«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грандиозное во всяком чувстве Пушкина, - писал Белинский. – В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола».
Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель — Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
1) Когда написано это стихотворение? 2) Кому посвящено? 3) Кто такая Мадонна? 4) Какие образы привлекают внимание? 5) Проанализируйте лексику. 6) Проследите синтаксический строй стихотворения. 7) Выделите ключевые слова. 8) Определите размер стихотворения. ответы
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
1. Какие чувства вызывает это стихотворение? 2. Что возникает в душе? 3. Возможен возврат в прошлое? 4. Почему больше любовь не должна тревожить возлюбленную? 5. В какой форме написано стихотворение? 6. Выделить ключевые слова. Ответы
На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.
1) Первые две строки о природе. Почему? 2) Найдите ключевые слова. 3) «Печаль светла», как это может быть? Ответы ВЫВОД: гармония – важная составляющая человеческого счастью. Хочется произносить эти строки шепотом. почему?
Мой голос для тебя и ласковый и томный Тревожит позднее молчанье ночи темной. Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, сливаясь и журча, Текут, ручьи любви, текут, полны тобою. Во тьме твои глаза блистают предо мною, Мне улыбаются, и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!..
Выделить ключевые слова. Проследить фонетический строй стихотворения. Определить используемые синтаксические средства (фигуры).
Там, где море вечно плещет На пустынные скалы, Где луна теплее блещет В сладкий час вечерней мглы, Где, в гаремах наслаждаясь, Дни проводит мусульман, Там волшебница, ласкаясь, Мне вручила талисман. И, ласкаясь, говорила: "Сохрани мой талисман: В нем таинственная сила! Он тебе любовью дан. От недуга, от могилы, В бурю, в грозный ураган, Головы твоей, мой милый, Не спасет мой талисман. И богатствами Востока Он тебя не одарит, И поклонников пророка Он тебе не покорит; И тебя на лоно друга, От печальных чуждых стран, В край родной на север с юга Не умчит мой талисман.... Но когда коварны очи Очаруют вдруг тебя, Иль уста во мраке ночи Поцелуют не любя – Милый друг! от преступленья, От сердечных новых ран, От измены, от забвенья Сохранит мой талисман!"
1. Что такое талисман? 2. Почему дарят талисманы? 3. От чего он охраняет? 4. Что самое важное для героини?
Проанализировать одно из стихотворений А.С. Пушкина о любви.
Написана в 1830 году. Одна из красавиц Москвы Н.Н. Гончарова стала невестой поэта. Написана в форме сонета. Размер стиха – пятистопный и шестистопный ямб. Используется высокая лексика: обитель, взирали, ниспослал. В стихотворении 2 уровня: реальный и высокий. Жизненная суета уходит. Вот та жизнь, к которой готовит себя поэт, т.е. семейная жизнь рядом с Мадонной. В последней строфе представлено то, что должно произойти в жизни Пушкина, то, к чему поэт себя готовил. Стихотворение стоит читать неторопливо, спокойно. Свершилось. Возник союз мужчины и женщины, осененный Богом. НАЗАД
1) Природа гармонична, лирический герой испытывает покой и блаженство. 2) Печаль светла. Эти строки подчеркивают состояние контраста. С одной стороны, покой и гармония в природе; с другой стороны, состояние томления и печали (хоть и светлой) в душе лирического героя. Назад
В раздел основное общее образование

