Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проблемы преподавания татарского языка русскоязычным учащимся."

,,Система преподавания татарского языка русскоязычным детям."

Автор: Ибрагимова Альмира Хамзаевна, учитель татарского языка и татарской литературы, школа №2, пгт Васильево, Зеленодольский район, Республика Татарстан.



В раздел основное общее образование



С и с т е м а РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, Ибрагимовой Альмиры Хамзаевны, работающей в ШКОЛЕ № 2, ПГТ Васильево, Зеленодольского района Р е с п у б л и ки Т а т а р с т а н. Проработав учителем начальных классов с 1985 года, в 1998 году я перешла на обучение татарского языка и татарской литературы. Для меня встал главный вопрос: Как заинтересовать, а быть более точным: заставить учащихся другой национальности изучать неродной для них язык? Причём слыша слова, что данный язык им не нужен. Во первых, дети не желали писать на уроке. С целью заинтересовать постоянно выполнять работу в тетради: и классную работу, и выполнять домашнее задание, мне пришлось продумать такой вариант. За работу в тетради каждый ученик получал среднюю оценку в журнал. Данная работа занимает много времени, но дало результат: дети начали выполнять всю работу. Далее я заметила, что у данных детей существует психологический страх перед выражением: пишем диктант. С целью решить данную проблему, мне пришлось начать
включать диктанты каждый день по несколько предложений. Вновь возник вопрос, что делать? Детей, независимо от возраста, пугает плохая оценка. Чтобы не запугивать детей плохими оценками, каждый третий урок решила включать контрольное списывание. Для начала подбирала материал, подходящий по теме, из учебников. Был период, когда подбирала материал с целью знакомства с именами знаменитых людей. В последние годы, обговорив с каждым классом, учащиеся сами с этим согласились. Решили, что списываем правила на татарском языке в отдельную тетрадь. Но также увидела, что без единой системы работы учащиеся бывают не очень внимательны. И вспомнила ещё одно выражение педагога, проработавшего на тот момент, когда я только начинала работать ( учителем начальных классов), что если детям произносить слова, что данное необязательно запоминать, то у них это обязательно сохраняется в памяти. Я решила попробовать внедрить в свою практику: и фонетический разбор слова, и разбор предложения, и разбор слова, как часть речи, и разбор слова по составу. Разбор слова по составу я начала включать перед тем, как начала оформлять свою дипломную работу по теме: ,,Преподавание татарского языка русскоязычным учащимся в пятом классе.” Я заметила такую картину, что чем младше дети, тем легче и быстрее усваивают и запоминают незнакомые для них слова. На сегодня многие учащиеся 3 –го класса ( я их обучаю только полгода) уже свободно употребляют в своей речи выражения: сузык авазлар һәм хәрефләр (гласные звуки и буквы), тартык авазлар һәм хәрефләр (согласные звуки и буквы), сүз ясагыч кушымчалары ( аффиксы, образующие
новые части речи), тамыр, бәйләгеч кушымчалары, модальлек кушымчалары ( части слова), также главные и второстепенные члены предложения, части речи на татарском языке. Но всё приходится объяснять на русском языке и давать переводы на татарский язык. Всё это приходится объяснять в сопоставлении с правилами на русском языке. Дети не за один урок, а постепенно запоминают эти трудные для них слова без проблем. Сначала запоминают более способные учащиеся, постепенно начинают запоминать и дети слабее. На уроках татарской литературы я также старюсь использовать свои нюансы. Здесь я также, как и на уроках татарского языка, задаю несколько вариантов домашнего задания, один из которых бывает самым простым, чтобы ребёнок не мог сказать, что не сумел выполнить работу. На уроках татарской литературы обязательно прослушиваю каждого учащегося. На сегодня учащиеся знают, что если они готовят реферат, они на оценку отлично должны несколько предложений пересказывать на татарском языке. При попытке составить свои рассказы и свои предложения, ошибки исправляю, но оценку за ошибки не снижаю. Уже и учащиеся повторяют мои слова: на ошибках учатся. Они не боятся делать ошибки. Вот немного о моей методике работы. Возможно, есть и ошибки с моей стороны, но я нахожу и результаты. Учащиеся восьмого класса без проблем могут писать диктант в большом объёме. Дети предпочитают выбирать более сложные варианты заданий без страха.


В раздел основное общее образование