"Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 6 классе"
методическая разработка
Автор: Романова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ", село Шапши Высокогорский район РТ
В раздел основное общее образование
Разработка
контрольно
-
диагностических
материалов
для
формирования
и
оценки
универсальных
учебных
действий
на
уроках
русского
языка
и
литературы
в
6
классе
по
разделу
«
Морфология
.
Местоимение»
Работу
выполнила
:
Работу
выполнила
:
•
Романова
Татьяна
Александровна
–
учитель
русского
языка
и
литературы
МБОУ
«
Шапшинская
средняя
общеобразовательная
школа
Высококорского
муниципального
района
РТ
»
Актуальность
проекта
Актуальность
проекта
•
Модернизация
российского
образования
ставит
перед
учителем
средней
общеобразовательной
школы
задачу
переосмысления
своей
педагогической
деятельности
,
пересмотра
подходов
и
методов
преподавания
.
Система
образования
сегодня
отказывается
от
традиционного
представления
результатов
обучения
в
виде
знаний
,
умений
,
навыков
.
Федеральный
государственный
стандарт
указывает
реальные
виды
деятельности
,
которыми
учащийся
должен
овладеть
к
концу
начального
обучения
и
основного
.
Неотъемлемой
частью
ядра
ФГОС
являются
универсальные
учебные
действия
,
которые
помогут
школьнику
стать
полноценной
социальной
личностью
,
стремящейся
реализовать
свои
возможности
,
способной
делать
осознанный
и
ответственный
выбор
.
Цель
и
задачи
проекта
Цель
и
задачи
проекта
•
Цель
проекта
:
Разработка
и
апробация
комплекта
контрольно
-
диагностических
материалов
для
формирования
и
оценки
универсальных
учебных
действий
на
уроках
русского
языка
в
6
классе
по
разделу
«
Морфология
.
Местоимение
»
Задачи
проекта
:
1)
Изучить
требования
ФГОС
по
формированию
УУД
2)
Ознакомиться
с
видами
универсальных
учебных
действий
3)
Определить
содержание
планируемых
результатов
основной
образовательной
программы
по
разделу
«
Морфология
.
Местоимение
»
4)
Разработать
диагностические
задания
на
регулятивные
,
познавательные
,
коммуникативные
универсальные
учебные
действия
по
разделу
«
Морфология
.
Местоимение
»
Планируемые
Планируемые
метапредметные
метапредметные
результаты
результаты
Регулятивные:
1. Самостоятельно формулировать проблему, анализировать условия и пути достижения цели.
2. Составлять план и последовательность действий.
3. Осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений от эталона.
4. Уметь оценивать выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению
Познавательные:
1.Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать
информацию из разных источников (текста, рисунков, условных обозначений, схемы и т.д.).
2. Самостоятельно вычитывать разные виды текстовой информации, адекватно понимать основную и
дополнительную информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию (из текста в таблицу).
3.Пользоваться словарями (в том числе орфоэпическим), добывать информацию из разных источников
(текстов статей, словарей, справочников), соотносить и осмысливать её.
Коммуникативные:
1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,слушать и слышать друг
друга.
2. Работать в парах, формулировать своё мнение, делать совместные выводы.
3. Оказывать взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
4. Развивать связную монологическую речь; анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения
свою и чужую речь.
5. Воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в таблицу, схему),
анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Целевая
группа
проекта
Целевая
группа
проекта
•
Учащиеся 6 классов
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (декабрь 2014 г)
Основной (с декабря 2014 г. по апрель 2015 г.)
Заключительный(с 1 мая 2015 г. по 31 мая 2015 г.)
Задания
по
формированию
Задания
по
формированию
регулятивных
УУД
регулятивных
УУД
•
В предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным
употреблением местоимений себя и свой.
•
1) Я застал помощника в своем кабинете.
2) Мать велела сыну налить себе чаю.
3) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату.
4) Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе.
5) Писатель показал образ матери в своем развитии.
6) Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение, а
затем занял свое место в купе.
7) Аудитория просила поэта прочитать еще раз свое лучшее
стихотворение.
Разряд по значению
Местоимения-сущ.
Местоимения-прил.
Местоимения-числ.
личные
возвратное
вопросительные/
относительные
неопределённые
отрицательные
притяжательные
указательные
определительные
Дополни пустые ячейки таблицы.
Дополни пустые ячейки таблицы.
•
Исправьте стилистически неправильные предложения и
запишите их.
•
1)Гусь среди их был самый старый и степенный.
2) Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.
3) Я укорял меня за невнимательность.
4) Он хвастун: всё время хвалит самого его.
5) Мы с ими давно дружим.
6) Они ждали него.
Задания
по
формированию
Задания
по
формированию
познавательных
УУД
познавательных
УУД
•
З адание
:
З адание
:
опр едели
опр едели
р аз р яд
р аз р яд
мес т оимения
и
мес т оимения
и
з акр ас ь
с ект ор
з акр ас ь
с ект ор
с оот вет с т ву ющи
с оот вет с т ву ющи
м
цвет ом
м
цвет ом
:
:
Личные
–
Личные
–
голу б ым
голу б ым
;
;
В оз вр ат ные
–
В оз вр ат ные
–
чер ным
чер ным
;
;
Пр ит яжат ельные
Пр ит яжат ельные
–
р оз овым
–
р оз овым
;
;
В опр ос ит ельные
В опр ос ит ельные
(
от нос ит ельные
(
от нос ит ельные
)
–
ор анжевым
)
–
ор анжевым
;
;
от р ицат ельные
–
от р ицат ельные
–
синим
;
синим
;
неопр еделенные
неопр еделенные
–
кор ичневым
–
кор ичневым
;
;
у каз ат ельные
–
у каз ат ельные
–
желт ым
желт ым
;
;
опр еделит ельны
опр еделит ельны
е
–
з еленым
е
–
з еленым
.
.
•
Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие
вследствие неправильного использования местоимений
отредактируйте предложения.
•
1
) После окончания похода моряки вернулись к своим
семьям: они ждали встречи целый год.
•
2) В музее были выставлены динозавры, которые все
механически двигались и издавали звуки.
•
3) Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что
ему это выгодно.
•
4) В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми
своими медалями.
•
5) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже
подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое
существо
.
Представьте , что вы оказались
на необитаемом острове , как
Робинзон Крузо . Опишите это
событие, используйте в своём
сочинении отрицательные
местоимения : никого, никакой,
не у кого, не с кем, не к кому, ни
о чём, ни от чего ничто, ничей.
Образец
для
сравнения
Образец
для
сравнения
Если бы я оказался на необитаемом острове, то оказался бы
в полном одиночестве. Хорошо это или плохо? С одной
стороны, никого со мной не было . Не у кого было бы что-то
спросить, некому позвонить и не с кем поиграть, ни от кого
не услышал бы слова.
Я скучал бы по родителям и друзьям. А с другой
стороны , ничего не надо делать, никакой уборки, ни о чем
не спрашивают, можно весь день лежать на берегу моря,
смотреть на горизонт.
Поработайте в парах.
Прочитайте предложения.
Выпишите относительные местоимения.
1.
На опушке небольшого леса, к которому мы приближались, виднелась сторожка.
2.
В котором часу вы вернётесь?
3.
Из садов, какие тянулись по обеим сторонам улицы, доносился нежный запах цветущих яблонь.
4.
Какой чудесный день!
5.
Определите, из скольких частей состоит
этот текст.
Проверьте себя:
•
К которому, какие, из скольких
.
Придумайте предложения , в Придумайте предложения , в которых бы местоимение ОНА которых бы местоимение ОНА обозначало : обозначало :
1)Лицо женского пола;
2)предмет;
3) Явление природы;
4)Явление языка;
5) Математическое понятие.
Докажите, что только в контексте можно точно определить,
какое имя существительное замещает данное
местоимение.
•
Определите , является ли данный набор предложений текстом. Докажите свою
мысль.
•
Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая
погода продержится недолго. Через несколько дней будет ярко улыбаться
весеннее солнце, начнется настоящая весна. На лесных полянках, которые ещё
недавно покрывал снег, зазеленеет трава.
•
Ответить на вопросы:
•
1. К какому типу речи относится этот текст? Докажите.
•
2. Определите стиль.
•
3.Использованием каких изобразительно-выразительных средств
характеризуется этот текст?
•
4. Каким образом достигается грамматическая цельность текста?
•
5. Найдите местоимения, которые являются грамматическим средством
связи предложений в тексте.
•
6. Какова роль относительного местоимения в тексте?
•
7. Местоимения каких разрядов встретились в тексте?
•
Какие еще морфологические признаки можно выделить у местоимения, кроме
разряда?
В раздел основное общее образование