Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Модульная технология как средство повышения качества обучения на уроках ОБЖ"

Методическая разработка

Автор: Мамедова Эльвира Яковлевна, учитель ОБЖ, МАОУ СОШ № 17, город Тобольск, Тюменская область



В раздел основное общее образование




Модульная технология как средство повышения качества обучения.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу. Оно возникло как альтернатива традиционному обучению и базируется на главном понятии теории поэтапного формирования умственных действий – ориентировочной основе деятельности. Идея активности ученика, четкость и определенная логика его действий пришла в модульное обучение из программированного. Введение модулей в учебный процесс необходимо осуществлять постепенно. При таком обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и объему помощи программой. Идет индивидуализация контроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Каждый ученик – самореализуется, что способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Что дает модульное обучение учащимся на уроках основы безопасности жизнедеятельности? Во-первых, содержание урока представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках). Дидактическая цель содержит не только указание на объем работы, но и уровень его усвоения. Каждый ученик в письменной форме получает от учителя советы: как рационально действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Во-вторых, дает возможность общения учителя с учащимся, как через модуль, так и индивидуально, то есть субъект-субъектную основу. Отношения учителя и ученика становятся более паритетными. В-третьих, каждый ученик большую часть времени работает самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке
своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Несомненно, каждый учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули. В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них, дозированной персональной помощи. Модуль может быть представлен в форме таблицы. Общая модульная программа № 1 8 кл. Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Общий модуль. Цель: усвоить представления о факторах укрепляющих и разрушающих здоровье, об опасных ситуациях на транспорте и дороге, пожарах и взрывах, как самых распространенных источниках чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Понимать, что пожары способны вызывать взрывы, а взрывы – пожары. Знать, что такое дорожно-транспортное происшествие, правила дорожного движения для велосипедистов, вредные привычки, пожар, горение, какие условия необходимы для горения; виды пожаров; меры пожарной безопасности, правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов. Формирование понятий:  пожар;  горение;  взрыв;  паника;  дорога;  дорожно- транспортное происшествие;  дорожные знаки;  велосипед. Литература 1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. «Просвещение», М., 2016 Рабочая программа № 1 № п/п Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Кол.часов Шифр 1 Здоровый образ жизни. 1 1.1 2 Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. 1 1.2 3 Вредные привычки и их профилактика. 1 1.3 4 Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). 1 1.4 5 Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте. 1 1.5 6 Пожар. Возможные причины пожара. 1 1.6 7 Меры пожарной безопасности. Правила 1 1.7
поведения на пожаре. Модуль 1.3 «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» . Частно - познавательная программа ЧМПП-1.1. Частно - деятельная программа. Тема: «Вредные привычки и их профилактика». Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися блока новой учебной информации о вредных привычках и их профилактики. Задачи урока: формировать знания о вредных привычках, о последствиях курения, алкоголизма, наркомании; развивать умение выражать свои мысли, слушать, выделять главное, отвечать на проблемные вопросы; понимать к каким последствиям приводит курение, употребление алкоголя и наркотиков; использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. План: 1. Прочитайте тему «Вредные привычки и их профилактика» по § 7.6 -7.7. 2. Запишите определения в тетради: привычки; вредные привычки, наркомания, алкоголизм. 3. Изучите и ответьте на вопросы: - Почему привычки называют вредными? - Перечислите вредные привычки. Дайте им описание. - К каким последствиям приводит курение, употребление алкоголя и наркотиков? - В чем заключается профилактика наркомании? - Как понимаете правила «Нет!» наркотикам. 4. Выполните практическое задание. Проверка знаний в паре. Влияние наркотиков на организм: -Влияние наркотиков на дыхание. -Влияние наркотиков на сердечно-сосудистую систему. -Влияние наркотиков на систему пищеварения. -Влияние наркотиков на репродуктивную систему. 5. Домашнее задание: § 7.6 – 7.7, сообщение или эссе о вредных привычках. 1. Прочитайте внимательно ЧМПП- 1.1 2. Запишите определения в тетради. 3. Приступайте к практической части. 4. Подготовьтесь к контролю. 1.Литература: Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. «Просвещение», М., 2016 Модуль 1.4 «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» Частно - познавательная программа ЧМПП-1.4 Частно - деятельная
программа Тема: «Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов)». Цель: обобщение и закрепление знаний и представлений школьников о безопасности дорожного движения. Задачи урока: формировать знания о последствиях опасных ситуаций на дорогах и тротуарах; развивать внимание, сообразительность, умения четко и ясно выражать свою мысль; воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма. План: 1. Прочитайте тему «Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов)» по § 2.1.- 2.3. 2. Запишите определения в тетради: дорога, пешеход, водитель, велосипед. 3. Изучите и ответьте на вопросы: -Что такое дорога и каковы ее основные части? -Для чего предназначено регулирование дорожного движения и при помощи чего оно осуществляется? -Кто является участниками дорожного движения, и какие общие обязанности определены пешеходу и велосипедисту? -Какие качества характеризуют уровень общей культуры водителя в области безопасности дорожного движения? -Какие основные требования предъявляются к техническому состоянию велосипеда? -Перечислите основные обязанности велосипедиста. 4. Выполните практическое задание. Составьте викторину «Знаешь ли ты?» 5. Домашнее задание: § 2.1 – 2.3, сообщение или эссе о вредных привычках. 1. Прочитайте внимательно ЧМПП- 1.4. 2. Запишите определения в тетради. 3. Приступайте к практической части. 4. Подготовьтесь к контролю. 1.Литература: Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. «Просвещение», М., 2016 Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то его задача состоит в грамотном выделении интегрирующих дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания сообразно этим целям. Это обязательно приводит учителя к анализу своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности
учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения требуют учителя хорошего знания своих учеников. Учитель в процессе овладения технологией модульного обучения значительно вырастает профессионально. Поэтому я считаю, что модульное обучение – это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность для его самореализации.


В раздел основное общее образование