Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие и адаптация детей-билингвов в русскоязычной школе".

методическая разработка

Автор: Кулебаева Елена Константиновна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ Школа №1436, город Москва



В раздел основное общее образование



«Развитие и адаптация детей-билингвов в русскоязычной школе». В последнее десятилетие значительно усилился приток в Россию мигрантов – выходцев из стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные трудности, возникающие у детей мигрантов в процессе обучения, связаны с языковым барьером. В школах Российской Федерации 20-25% учащихся - дети мигрантов, в разной степени владеющие русским языком. Между тем, все эти дети учатся в общеобразовательных школах, где предметы преподаются на русском. Естественно, в полном объеме усвоить знания, полученные на малознакомом языке, сложно. Отсюда - отставание от общей группы, появление различных комплексов. Ситуация осложняется и введением ЕГЭ по русскому языку, который учащиеся-мигранты должны сдавать на общих основаниях. Учителя школ в полиэтнических классах также оказались в затруднительном положении, так как у них нет методики работы в классах, объединяющих детей, для которых русский является родным, и детей, не знающих или плохо знающих его. Обучение русскому языку учащихся- мигрантов предполагает и индивидуальную и внеурочную работу с ними. Но у нас нет ни государственной программы для школ с многонациональным составом учащихся, нет базисного учебного плана для них. Ответственность за адаптацию таких детей ложится, как правило, на плечи учителя-словесника, ведь русский язык является не только учебным предметом, но и средством обучения, а главное – средством социализации ребёнка в новом для него коллективе, в обществе. Полиэтническое пространство класса требует от учителя выработки новых принципов и моделей организации образовательного процесса, поиска наиболее эффективных в данных условиях средств и методов обучения. Задача учителя в этой ситуации - организовать учебный процесс таким образом, чтобы учесть интересы как русскоязычных детей (зачастую процесс обучения в таких классах замедляется, снижается его качество), так и детей- инофонов, давая им возможность достойно участвовать в нём. 1
В связи с этим
актуальной становится проблема преподавания в

классах с полиэтническим составом учащихся.
К достоинствам идеи проекта можно отнести ее значимость для развития и адаптации детей-билингвов в русскоязычной школе. Итогом работы с обучающимися может быть проектная деятельность, научно-практическая работа, проведение семинаров, коллоквиумов, пресс- конференций, творческих вечеров, оформление выставок, стенгазет и презентаций.
Гипотеза исследования:
процесс формирования обучения русскому языку детей-билингвов будет эффективным, если на уроках будут использованы в полной мере все методы и принципы, которые направлены на обучение русскому языку как неродному.
Практическое решение проблемы
обучения русскому языку в полиэтнических классах видится в создании методических рекомендаций, которые помогут обучающимся в изучении неродного языка. Наше исследование проблемы ориентировано на классы, где есть дети-инофоны. Составной частью предлагаемой системы организации уроков русского языка является обновление форм и методов работы с учащимися, разработка типологии уроков.
Цель
- разработать и экспериментально проверить роль предложенной методической системы уроков русского языка в классах с полиэтническим составом обучающихся.
Объектом
является процесс изучения русского языка в классах с детьми- билингвами.
Предметом
выступает методическая система организации уроков русского языка в рамках ФГОС в полиэтнических классах. Исходя из поставленных проблем, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, были определены следующие
задачи:
2
- выявить на основе анализа трудов литературоведов, психологов, методистов, педагогов общие закономерности формирования знаний, умений и навыков на уроках русского языка как неродного; - обосновать методическую систему проведения уроков русского языка в классах с полиэтническим составом; - определить место уроков русского языка в общей системе образования; - экспериментально проверить эффективность проведения уроков русского языка в классах с полиэтническим составом. В последнее время в лингводидактике разрабатываются идеи рассмотрения результатов образовательной деятельности через различные компетенции, причем и через универсальные, заложенные в содержание образования (общенаучная, инструментальная, общекультурная и др.), и через личностные, связанные с процессом становления личностных качеств. Именно поэтому определяющими компетенциями для блока лингвистических дисциплин сегодня становятся не только языковая, дискурсивная, разговорная, коммуникативная, но и социально-личностные, например, социолингвистическая, культуроведческая, стратегическая и мыслительная компетенции. 1 Обучение русскому языку учащихся-мигрантов должно строиться как обеспечение такого владения языком, при котором осуществляется речевое общение по всем видам речевой деятельности. Овладение русским языком как неродным складывается из следующих компонентов:  Правильное произношение как условие развития устной речи, выразительного чтения, письма.  Грамматические знания и навыки (практическое овладение языком) – свободное пользование словоформами в спонтанной речи (грамматический автоматизм). 1  Михеева Т.Б. Обучение русскому языку в полиэтнической школе: деятельность учителя. — М.: ООО «ТИД Русское слово», 2008. 3
 Лексическая база. Постепенное количественное увеличение словаря на первом этапе обучения. На втором этапе – качественное обогащение за счет усвоения явлений многозначности, синонимов, антонимов, фразеологизмов, паремий. Третий этап – усвоение закономерностей использования средств художественной выразительности, используемых русскими писателями (это уже постижение русского языка как литературного и первый шаг к постижению русского языка как второго родного).  Текстообразующие возможности грамматических категорий, реализующихся в целостном тексте, построенном в соответствии с типами речи. Если учащийся постигает текстообразующие компоненты в системе в художественном тексте у конкретного автора, то это шаг к постижению русского языка как второго родного. 2 Формы работы с учащимися-мигрантами на уроках русского языка и литературы. Коллективная форма работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объем речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Работа в парах помогает исправлять речевые ошибки учеников путем составления диалога по заданной ситуации. Учащиеся оказывают друг другу помощь в правильном и четком произношении неродной речи. Работу по цепочке можно использовать при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без нее, при составлении рассказов по сюжетным картинкам, при пересказе. Дидактические игры, используемые на уроках русского языка, могут быть наглядными и словесными. С помощью наглядных игр расширяется словарный 2  Синёва О.В. Уроки русского языка в разноуровневом и разноязычном коллективе. — М., Русский язык в школе, 2007. 4
запас учащихся. Словесные игры строятся без опоры на предметную наглядность. Их цель – закрепление уже известной лексики и развитие умственной деятельности, формирование навыков говорения в соответствии с поставленной перед учащимися игровой задачей. Внеклассная работа с учащимися. Чтобы учащиеся успешно овладевали русским языком, одними уроками русского языка и литературы ограничиваться нельзя. В дополнение к упражнениям из учебника в полиэтническим классе используются: -словообразовательные упражнения (найдите корень и подберите однокоренные слова, образуйте от данных существительных прилагательные/от данных глаголов существитель- ные по образцу, продолжите словообразовательный ряд прилагательных/глаголов с данной приставкой/суффиксом); - упражнение на составление тематических групп (выпишите из текста названия растений/профессий, характеристик предмета; выпишите в словарик названия деревьев, предметов одежды и т.п.); -упражнения на включение данного слова в словосочетание (подберите к данному существительному прилагательное, к данному прилагательному существительное, подберите к данному глаголу существительное по образцу: читать — что? —… встретиться — с кем? — … рисовать — чем? — …); - упражнения на введение данных слов в контекст (опишите картинку, используя данные слова, расскажите о своей семье, используя данные слова, составьте предложение с данным словом). 3 3  Синёва О.В. Уроки русского языка в разноуровневом и разноязычном коллективе. — М., Русский язык в школе, 2007. 5


В раздел основное общее образование