Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Правописание безударных гласных в корне"

Конспект урока

Автор: Долеева Валентина Огаевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ "Мирненская средняя общеобразовательная школа", п. Мирный



В раздел основное общее образование




Урок русского языка в 5 классе

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Цели деятельности учителя Актуализировать и восстановить умение видеть орфограмму в корне слова; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь. Тип урока Комбинированный урок Планируемые образовательные результаты
Предметные:
(объём освоения и уровень владения компетенциями): уметь различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор; знать о лексическом значении слова и закреплённости его в корне; иметь навыки проверки безударной гласной в корне.
Метапредметные:
(компоненты культурно – компетентного опыта/ приобретённая компетентность): освоение способов учебного проектирования через решение проектных задач как прообразов будущей проектной деятельности старших подростков.
Личностные:
положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Методы и формы обучения Проектирование, создание проблемных ситуации; индивидуальное групповая и фронтальная. Образовательные ( цифровые) ресурсы Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Наглядно – демонстрационный материал
Мультимедийный ряд:
презентация по теме урока,выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся; схема с основными вопросами урока; алгоритм проверки безударной гласной; карточки: со словами, для самооценки, сигнальные Основные понятия и термины Орфограмма – буква Этап ы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая Деятельность учащихся Фор мы орга низа ции соза имод Формируемые умения (УУД) Контроль результатов учебной деятельности
ейст вия 1 2 3 4 5 6 7 1.Мот иваци я (само опред елени е) к учебн ой деяте льнос ти Эмоциональн ая, психологичес кая и мотивационн ая деятельность обучающихся к усвоению изучаемого материала Вступительное слово. -Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою – Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. - Ребята, откройте тетради и запишите число. - Я хочу рассказать вам историю. Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет,- сказал товарищам Дима. – Колька принесёт». Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку фро нтал ьная
Личностные :
положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательны :
осознают познавательную задачу.
Регулятивные :
планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Листы обратной связи.
1 2 3 4 5 6 7
2.
Актуализация и пробное учебное действие Воспроизведение раннее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. -Почему так получилось? - Как правильно записать это слово? На слайде : с м..чом – мяч- с мячом. Отвечает на вопросы, строят понятные для партнера высказывания Фронтальная, индивидуальная.
Личностные :
имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные :
выполняет учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Коммуникативны

е
:задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Устные ответы
3
.Выявление места и причины затруднения Обсуждение содержания текста, осмысление. Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желаний активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности. Слушают учителя, обдумывают ответы на вопросы и осознают что знаний у них недостаточно для полных ответов Индивидуальная, групповая.
Личностные:
имеют желание осознать свои трудности и стремится к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные
: устанавливает Устные ответы.
- Какое правило не знал Дима? -Вспомним алгоритм безударной гласной.
Алгоритм
1.Прочитай слово 2.поставь ударение 3. выдели корень. 4.определи безударную гласную 5.подбери проверочное слово.
Организует и

сопровождет деят-

ть учащихся.
причинно- следственные связи,и делают выводы.
Регулятивные :
осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативны

е
: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
1 2 3 4 5 6 7 4.целепологание и построение проекта выхода из затруднения Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам.Ознакомление с заданием. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися принимающими ее на себя. - Исходя из проблемы назовите тему нашего урока. ( тема нашего урока – «правописание безударных гласных в корне слова») - Какие цели поставите перед собой?(продолжать учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне) - В течении урока будем отвечать на вопросы Что? Где? Как? Надо проверять? Чем? Формулирует цель учебной деят-ти в диалоге с учителем;работаю т с заданием; отвечают на вопросы; под руководством педагога выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Индивидуальная групповая
Личностные:
осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или не успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные :
извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя,высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Коммуникативные :
строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деят-ть в парах и рабочих группах Устные ответы 5.творческая практическая деят- ть по реализации построенного проекта Раскрытие сущности новых понятий усвоение новых способов учебной и умственной деят-ти учащихся. Составление плана,осмысление содержания текста по микротемам -ответим на первый вопрос : что надо проверять? (гласные о,а,и,е,я слабые позиции) - где надо проверять? (надо проверять в корне слова) - Как надо проверять? (надо подобрать однокоренные проверочные слова) -Чем надо проверять? ( безударная гласная проверяется ударением) Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями Групповая ,индивидуальная
Личностные :
желает приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющееся
Познавательные :
читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников.
Регулятивные :
контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Устные ответы 6.первичные закрепления с Обобщение и систематизация знаний, А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по просторам Работают с заданием в парах и Индивидуальная , групповая
Личностные :
имеют желание осваивать новые виды деят-ти,
комментированием во внешней речи формирования рациональных способов применения их на практике. Беседа. письменная работа. Обучающая игра.
Физминутка
малой родины.
Первая станция – «Степная

полянка»
Вставить пропущенную безударную гласную в словах. В..лна, тр..ва,б..рёза,яг..да,р..ка,к..пуста.
Вторая станция –

«животноводческая стоянка

безударных гласных»

-Выпишите слова с

безударной гласной,

проверяемые ударением
Степь.В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. Следующая станция «Город Грамотеевск».
Прочитай отрывок из

стихотворения. Спиши и

исправь ошибки
Зема недаром злится Прошла её пора. Висна в акно стучится группах; выполняют письменные задания; осуществляет взаимопроверку; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения участвовать в творческом, созидательном процессе
Познавательные:
выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза,сравнения,классификации , устанавливают причинно- следственные связи,делают обобщения, выводы
Регулятивные :
адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления
Коммуникативные
: формулируют собственные мысли высказывают и обосновывают свою точку зрения.
И гонит со двара
.

Следующая станция игра

«Будь внимателен»
Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово. Ночёвка, беда, дела, цветок, мелок, бегун, листочек, горевать. Карточки А,О,И,Я,Е. -МОЛОДЦЫ!
А теперь проверьте

словарный диктант, который

написал ваш ровесник Дима.

Найдите, исправьте ошибки,

запишите правильно слова и

подберите проверочные
. Сенева,вада,бижать,трова,свист еть. Проверка: синий-синева,воды- вода,бег-бежать,травы- трава,свист-свистеть.
-Сколько слов он написал

правильно?(одну)

-Какое?(свистеть)

-Что вы посоветуете Диме?

(выучить правило

правописания безударной

гласной в корне слова)
7.Включение в систему знаний и повторение Обобщение полученных на уроке сведений, оценивания Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом Формулирует собственные мысли, высказывают и Фронтальная
Личностные :
понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать Вопросы для уточнения информац
обосновывают свою точку зрения приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Регулятивные
:оценивают свою работу ; исправляют и объясняют ошибки ии;устные ответы
8.рефлексия учебной деятельности Заключительная беседа по вопросам
Рефлексия учебной

деятельности
-Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей работе: если вам урок понравился – выбираете смайлик с улыбкой, а если нет – грустный смайлик. -Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей работе: если вам урок понравился – выбираете смайлик с улыбкой, а если нет – грустный смайлик. Определяют свою эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений Индивидуальная,групповая.
Личностные
: понимают значение знаний для человека; испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом ,созидательном процессе
Регулятивные:
оценивают свою работу; осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки Листы обратной связи.


В раздел основное общее образование