Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-х классов"

Методическая разработка

Автор: Лупинос-Кобцева Ольга Александровна, учитель информатики, МБОУ "Гимназия №38", г. Дзержинск, Нижегородская область



В раздел основное общее образование




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 классов составлена на основе
ав-

торской

программы
Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Информатика. Про- граммы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010», в соответствии
с нормативно-правовыми до-

кументами
: − Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального об - щего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089; − Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образователь - ных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образова - ния», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312; − Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального об - щего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Ми - нобрнауки России от 31.03.2014 г. №253; − Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. №08-548 «О федеральном перечне учебников»; − Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Сани - тарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеоб - разовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государствен - ного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, (зарегистрирова - но Минюстом России 03.03.2011 № 19993), с изменениями внесенными постановлени - ем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85 (зарегистрировано Минюстом России 15.12.2011 № 22637), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72 (зарегистрировано Минюстом России 27.03.2014 № 31751) и изменения №3 (зареги - стрировано Минюстом России 18.12.2015 № 40154);
Цели программы:
− формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития; − пропедевтика понятий базового курса школьной информатики; − развитие алгоритмического мышления
,
творческих и познавательных способностей учащихся; − воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией; − приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования. 1

Задачи программы:
− создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школь - ных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель» и др.; − сформировать у учащихся умения организации собствен ной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение после - довательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбие ние задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для до - стижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозиро вание как предвосхищение результата; контроль как ин терпретацию полученного результата, его со - отнесение с имеющимися данными с целью установления соответст вия или несоответ - ствия (обнаружения ошибки); коррек цию как внесение необходимых дополнений и изме - нений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку — осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача; − сформировать у учащихся умения и навыки информацион ного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-симво-лическую модель; умение строить разнообразные информа ционные структуры для описания объектов; умение «чи - тать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоя тельно перекодировать инфор- мацию из одной знаковой си стемы в другую; умение выбирать форму представления ин - формации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; − сформировать у учащихся широкий спектр умений и на выков использования средств информационных и ком муникационных технологий для сбора, хранения, преоб - разования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств; − сформировать у учащихся основные умения и навыки само стоятельной работы, первичные умения и навыки исследо вательской деятельности, принятия решений и управ - ления объектами с помощью составленных для них алгоритмов; − сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и со - трудничества со сверстниками и взрос лыми: умение правильно, четко и однозначно фор - мулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение высту - пать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. Программа рассчитана
на 1 час в год (35 часов в неделю).
Программой предусмотрено проведение: 
практических работ – 12;

проверочные работы – 2;

контрольная работа – 2

Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 7 классах 10-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (10 минут) проверочные работы (в форме те - стирования). Очень важно, чтобы каждый ученик пытался выполнять практические рабо - ты по описанию самостоятельно и четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5-6 классе, должно быть продолжено в 7 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно от четливо проявляется при организации компьютерного практи кума, ко- торый в 6-7 классе все более характеризуется как индивидуально направленный. Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих
педагогических технологий:
2
 Традиционное обучение;  Развивающее обучение;  Личностно-ориентированное обучение;  Дифференцированное обучение;  Проблемное обучение В основу педагогического процесса заложены следующие
формы организации учеб -

ной деятельности:
 Комбинированный урок;  Урок-лекция;  Урок-демонстрация;  Урок-практикум;  Творческая работа.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой ат -

тестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума). Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного те - стирования. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного те - стирования, творческой работы. Учебно-тематический план № Название темы Количество часов общее теория практика 1 Объекты и системы 6 3 3 2 Информационное моделирование 20 10 10 3 Алгоритмика 7 3 4 4 Резерв 2 2 Итого: 35 16 19
Тематические и итоговые контрольные работы

Период обу-

чения

Раздел

Вид

Форма
1 четверть Объекты и системы Тематический контроль Тестирование по опросному ли- сту 2 четверть Информационное моделирование Тематический контроль Тестирование по опросному ли- сту 3 четверть Информационное моделирование Тематический контроль Контрольная работа на опросном листе 4 четверть Алгоритмика Тематический контроль Контрольная работа на опросном листе Презентация Итоговый мини-проект Творческая работа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общее число часов – 35 ч.
1. Объекты и их имена
3
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как си- стема.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows». Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы». Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информа- ционные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информа- ционные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуа- лизация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели». Практическая работа №5 «Многоуровневые списки». Практическая работа №6 «Создаем табличные модели». Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word». Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel». Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики». Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья». Практическая работа №11 «Графические модели». Практическая работа №12 «Итоговая работа».
3. Алгоритмика
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогатель- ных алгоритмов. Цикл повторить n раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны:  для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;  называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;  осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;  понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;  приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;  понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;  иметь представление о назначении и области применения моделей;  различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;  приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;  уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;  знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев; 4
 знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;  осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;  приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;  давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;  осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;  выполнять операции с основными объектами операционной системы;  выполнять основные операции с объектами файловой системы;  уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;  уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;  выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;  создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;  для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа
 Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; мате - риал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: от - вет самостоятельный.  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; мате - риал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две- три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержа- ния учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.  Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
 Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допу - щена существенная ошибка.  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, кото - рые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.  Отметка «1»: работа не выполнена.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория зна - ний, 2011. 5
2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборато - рия знаний, 2012. 3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое посо - бие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Оборудование и приборы
1. Операционная система Windows XP, Alt Linux. 2. Пакет офисных приложений MS Office 2003, OpenOffice. 3. Плакаты Босовой Л.Л. 4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu). 5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbzauthors/informatika/3/).
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ
Аппаратные средства: 1. Персональный компьютер- рабочее место учителя -2 с локальной сетью и выхо - дом в Итеренет. 2. Персональный компьютер- рабочее место ученика -28 с локальной сетью и выхо - дом в Итеренет. 3. Экран -2 4. Интерактивная доска -2 5. Мультимедиа проектор - 2 6. Принтер лазерный - 2 7. Сервер -1 8. Модем 9. Сканер-1 Программное обеспечение: − Операционная система Windows − Пакет офисных приложений MS Office 2007, OpenOffice − Целевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК. − Авторские разработки ЭОР
ПЕРЕЧЕНЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

ЕДИНОЙ КОЛЛЕКЦИИ
1. Объекты и их признаки 2. Отношения объектов 3. Системы объектов 4. Модели объектов 5. Информационные модели 6. Табличные информационные модели 7. Графики и диаграммы 8. Схемы 9. Графы 10. Алгоритм – модель деятельности исполнителя 6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ» 7 КЛАСС
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД



п/п



п/п

Тема урока

Основные понятия

Требования к подготовке

Компьютерный

практикум

Оснащение (Циф-

ровые образова-

тельные ресурсы)

Домашнее

задание

Дата

7а-7б-7в

Корректи-

ровка

Тема №1. Введение. Объекты и их имена (6 часов)
1 1 1 Техника безопасно- сти и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая рабо- та №1 «Основные объекты операци- онной системы Windows». Объект. Общее имя объекта. Единичное имя объекта. Знать: требования к организа- ции рабочего места и правила поведения в кабинете информа- тики; понятие объект, свойства объекта. Уметь: описать поведение объекта; изменять свойства Ра- бочего стола, изменять свойства панели задач, упорядочивать значки на Рабочем столе. Практическая ра- бота №1 «Основ- ные объекты опе- рационной систе- мы Windows». Плакат «Техника безопасности»; презентации: «Тех- ника безопасно- сти», «Объекты и их признаки» §1.1, §1.2, РТ: №1, №6, №7 (с.3-6) 2 2. Отношения объек- тов. Разновидности объектов и их клас- сификация. Практическая ра- бота №2 «Работа- ем с объектами файловой систе- мы». Объект. Отношение. Имя отношения. От- ношение «является разновидностью». Основные действия с объектами опера- ционной системы. Знать: понятия объект, отно- шение, имя отношения, отно- шение «является разновидно- стью». Уметь: описать отношения между объектами с помощью схемы отношений; выполнять операции с объекта- ми файловой системы, опреде- лять свойства объектов файло- вой системы. Практическая ра- бота №2 «Работа- ем с объектами файловой систе- мы». Презентация «От- ношения объектов»; файл Описание.doc §1.3, §1.4 РТ: №20, №22, №23, №24 – (стр.14-16). 3 3. Состав объектов. Практическая ра- бота №3 «Создаем текстовые объек- ты». Задания 1-3. Объект. Отношение. Имя отношения. От- ношение «входит в состав». Основные приемы создания текстовых объектов Знать: понятия объект. Уметь: применять операции копирования, вставки, поиска и замены фрагментов документа; вводить символы, отсутствую- щие на клавиатуре; работать с несколькими документами од- новременно; вставлять в доку- мент рисунки и изменять их. Практическая ра- бота №3 «Созда- ем текстовые объекты». Файлы: Синонимы.- doc, Дом.doc, Мир.- doc §1.5, РТ: №30, №31, №35 – стр.20-23. 4 4. Системы объектов. Система. Структура. Знать: понятия система, струк- Практическая ра- Презентация «Си- §1.6, вопро- 7



п/п



п/п

Тема урока

Основные понятия

Требования к подготовке

Компьютерный

практикум

Оснащение (Циф-

ровые образова-

тельные ресурсы)

Домашнее

задание

Дата

7а-7б-7в

Корректи-

ровка
Практическая ра- бота №3. «Создаем текстовые объек- ты». Задания 4-6. Системный подход. Системный эффект. Освоение новых приемов работы с текстовыми доку- ментами. тура, системный подход Уметь: применять операции копирования, вставки, поиска и замены фрагментов документа; вводить символы, отсутствую- щие на клавиатуре; работать с несколькими документами од- новременно; вставлять в доку- мент рисунки и изменять их свойства. бота №3 «Созда- ем текстовые объекты». стемы объектов»; файлы: Воды1.doc, Воды2.doc, Во- ды3.doc сы 1-4, РТ: №36-40 – стр.24-25. 5 5. Система и окружа- ющая среда. Практическая рабо- та №3 «Создаем текстовые объек- ты». Задания 7-9. Система. Структура. Среда. Взаимодей- ствие системы и окружающей среды. Освоение новых приемов работы с текстовыми доку- ментами. Знать: понятия система, струк- тура, системный подход Уметь: применять операции копирования, вставки, поиска и замены фрагментов документа; вводить символы, отсутствую- щие на клавиатуре; работать с несколькими документами од- новременно; вставлять в доку- мент рисунки и изменять их свойства. Практическая ра- бота №3 «Созда- ем текстовые объекты». Презентация «Си- стемы объектов»; файлы: Ал-Хрез- ми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc §1.7, РТ: №41-42, 43, 45 – стр.25- 33. 6 6
Контрольная рабо-

та №1.
Персональный компьютер как си- стема. Представление о персональном компьютере как о системе. Аппарат- ное и программное обеспечение. Знать: что компьютер – систе- ма. Уметь: понятие интерфейс, пользовательский интерфейс Интерактивные те- сты: test7-1.xml, test7-2.xml; файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc §1.8, РТ: №50 (стр.36)
Тема №2. Информационное моделирование (20 час)
7 1. Модели объектов и их назначение. Практическая ра- бота №4 «Создаем словесные модели». Задания 1-3 Модель. Моделиро- вание. Натуральная и информационная модели. Знать: определение понятия «модель»; виды моделей Уметь: упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке; разбивать текст на колонки. Практическая ра- бота №4 «Созда- ем словесные мо- дели». Презентация «Мо- дели объектов»; файлы: Портрет(за- готовка).doc, Исто- рия.doc §2.1, РТ: №2, 6-8 на стр.38- 43. 8 2. Информационные Модель. Информа- Знать: определение понятия Презентация «Ин- §2.2, РТ: 8



п/п



п/п

Тема урока

Основные понятия

Требования к подготовке

Компьютерный

практикум

Оснащение (Циф-

ровые образова-

тельные ресурсы)

Домашнее

задание

Дата

7а-7б-7в

Корректи-

ровка
модели. Практическая ра- бота №11 «Графи- ческие модели» ционная модель. Приемы работы со средствами вектор- ной графики тексто- вого процессора Word. «модель»; виды моделей; знать виды информационных моде- лей Уметь: упорядочивать добав- лять в текст колонтитул; ис- пользовать стили форматирова- ния формационные мо- дели» №12-14 – стр.45 9 3 Повторение темы «Информационное моделирование» Знать: определение понятия «модель»; виды моделей; знать виды информационных моде- лей, иметь представление о сло- весных информационных моде- лях Уметь: создавать и оформлять различные словесные модели. §2.1-2.2 10 4 Словесные инфор- мационные модели. Практическая ра- бота №4. «Создаем словесные модели». Задания 4-5. Модель. Информа- ционная модель. Словесная инфор- мационная модель. Знать: определение понятия «модель»; виды моделей; знать виды информационных моде- лей, иметь представление о сло- весных информационных моде- лях Уметь: создавать и оформлять различные словесные модели. Практическая ра- бота №4 «Создаем словесные моде- ли». Файлы: Авгиевы конюшни.doc, Ан- нибалова клятва.doc, Аркадская идилли- я.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Па- нический страх.doc, Танталовы муки.- doc, Яблоко раздо- ра.doc, Ящик Пан- доры.doc, Цицерон.- doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc §2.3, РТ: №15-17 – стр.46 11 5. Словесные инфор- мационные модели. Практическая рабо- Модель. Информа- ционная модель. Словесная инфор- Знать: определение понятия «модель»; виды моделей Уметь: виды информационных Практическая ра- бота №4 «Созда- ем словесные мо- Файлы: Слова.doc, Текст.doc §2.3, РТ: №19 – стр.47, №18 на 9



п/п



п/п

Тема урока

Основные понятия

Требования к подготовке

Компьютерный

практикум

Оснащение (Циф-

ровые образова-

тельные ресурсы)

Домашнее

задание

Дата

7а-7б-7в

Корректи-

ровка
та №4. «Создаем словесные модели». Задания 6-7 мационная модель. Аннотация. Конспект. моделей, иметь представление о словесных информационных моделях. Уметь создавать и оформлять различные словес- ные модели. дели». стр.47 и №22 на стр.49 12 6 Многоуровневые списки. Практическая ра- бота №5 «Много- уровневые списки». Информационная модель. Словесная информационная модель. Многоуров- невый список. Уметь: создавать многоуровне- вые списки Практическая ра- бота №5 «Много- уровневые списки». Файлы: Устрой- ства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc Практиче- ская работа №5 «Много- уровневые списки» (за- дание 4) 13 7 Математические модели.
Контрольная рабо-

та №2
Модель. Информа- ционная модель. Знаковая информа- ционная модель. Математическая мо- дель Знать: Иметь представление о математических моделях Интерактивные те- сты: test8-1.xml, test8-2.xml; файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc §2.4, №2-4 на стр. 57 учеб- ника, РТ: №27 на стр. 51 14 8 Табличные инфор- мационные модели. Структура и прави- ла оформления та- блицы. Практическая рабо- та №6. Задания 1-2. Информационная модель. Табличная информационная модель. Знать: структуру и правила оформления таблицы. Уметь: добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы; создавать простые та- блицы Практическая ра- бота №6 «Созда- ем табличные мо- дели». Презентация «Та- бличные информа- ционные модели»; файл Природа Рос- сии.doc §2.5(1), РТ: №28-31 на стр. 51-53 15 9 Простые таблицы. Практическая ра- бота №6 «Создаем табличные моде- ли».Задания 3-4. Информационная модель. Табличная информационная модель. Простая табо\лица. Знать: структуру и правила оформления таблицы Уметь: добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы. Практическая ра- бота №6 «Созда- ем табличные мо- дели». Файлы: Влади- мир.bmp, Гусь-Хру- стальный.bmp, Ко- строма.bmp, Пере- славль-Залес- ский.bmp, Ростов великий.bmp, Суз- даль.bmp, Яро- славль.bmp §2.5(2), РТ: №33-34 на стр. 54 16 10. Сложные таблицы. Практическая ра- Информационная модель. Сложная та- Знать: структуру и правила оформления таблицы Практическая ра- бота №6 «Созда- §2.5(3), РТ:: №35-36 на 10



п/п



п/п

Тема урока

Основные понятия

Требования к подготовке

Компьютерный

практикум

Оснащение (Циф-

ровые образова-

тельные ресурсы)

Домашнее

задание

Дата

7а-7б-7в

Корректи-

ровка
бота №6 «Создаем табличные моде- ли». Задания 5-6. блица. Табличная информационная модель. Уметь: удалять строки и столб- цы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы; со- здавать сложные таблицы. ем табличные мо- дели». стр. 55 17 11. Табличное решение логических задач. Практическая ра- бота №6 «Создаем табличные моде- ли». Задание 7. Информационная модель. Табличная информационная модель. Класс. Объект. Взаимно од- нозначное соответ- ствие. Уметь: решать логические за- дачи, используя таблицы Практическая ра- бота №6 «Созда- ем табличные мо- дели». §2.6, РТ: №38-40 на стр. 56-57 18 12. Вычислительные таблицы. Практическая ра- бота №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word». Информационная модель. Табличная информационная модель. Вычисли- тельная таблица. Выполнение про- стейших вычисле- ний в таблице. Знать: представление о вычис- лительных таблицах Уметь:вычислять сумму чисел строки (графы) таблицы в тек- стовом процессоре Word Практическая ра- бота №7 «Созда- ем вычислитель- ные таблицы в Word». §2.7, РТ: №41 на стр.58, зада- ние 2 работы 7 на стр.186 учебника 19 13. Электронные та- блицы. Практическая ра- бота №8 «Зна- комимся с элек- тронными табли- цами в Excel». Задания 1-3. Электронные табли- цы. Рабочая книга. Строка. Столбец. Ячейка. Диапазон. Активная ячейка. Формула. Знать: назначение и функции электронных таблиц Уметь: создавать, редактиро- вать и форматировать простые электронные таблицы; выпол- нять вычисления по стандарт- ным формулам Практическая ра- бота №8 «Зна- комимся с элек- тронными табли- цами в Excel». Файл Температу- ра.xls §2.8, РТ: №43 на стр.59, подго- товить в тет- ради таблицу к заданию 4 работы 8 компьютер- ного практи- кума 20 14 Электронные та- блицы. Практическая ра- бота №8 «Зна- комимся с элек- тронными табли- Электронные табли- цы. Рабочая книга. Строка. Столбец. Ячейка. Диапазон. Активная ячейка. Формула. Знать: назначение и функции электронных таблиц Уметь: создавать, редактиро- вать и форматировать простые электронные таблицы; выпол- нять вычисления по стандарт- Практическая ра- бота №8 «Зна- комимся с элек- тронными табли- цами в Excel». §2.8, РТ: №44 на стр.60, подго- товить в тет- ради таблицу к заданию 5 11



п/п



п/п

Тема урока

Основные понятия

Требования к подготовке

Компьютерный

практикум

Оснащение (Циф-

ровые образова-

тельные ресурсы)

Домашнее

задание

Дата

7а-7б-7в

Корректи-

ровка
цами в Excel». Задания 4-6. ным формулам; вводить соб- ственные формулы; решать за- дачи в среде электронных та- блиц работы 8 компьютер- ного практи- кума. 21 15 Графики и диаграм- мы. Наглядное из- менение процессов изменения величин. Практическая ра- бота №9 «Создаем диаграммы и гра- фики». Задания 5-7. Таблица. График. Мастер диаграмм. Построение графи- ков по табличным данным в среде электронных та- блиц. Знать: назначение диаграмм как средства визуализации чи- словых данных; знать виды диаграмм Уметь: создавать круговые, столбчатые, ярусные и другие типы диаграмм; строить графи- ки математических функций; представлять и анализировать информацию с помощью диа- грамм и графиков. Практическая работа №9 «Со- здаем диаграм- мы и графики». Презентация «Гра- фики и диаграм- мы»; файл Темпера- тура.xls §2.9 (1,2), за- дания №1, №3 и №4 к параграфу 2.9, РТ: №45 (а, б) на стр.60-62 22 16 Графики и диаграм- мы. Наглядное представ- ление о соотноше- нии величин. Прак- тическая работа №9 «Создаем диа- граммы и графики». Задания 1-3. Таблица. График. Мастер диаграмм. Построение графи- ков по табличным данным в среде электронных та- блиц. Знать: назначение диаграмм как средства визуализации чи- словых данных; знать виды диаграмм Уметь: создавать круговые, столбчатые, ярусные и другие типы диаграмм; строить графи- ки математических функций; представлять и анализировать информацию с помощью диа- грамм и графиков. Практическая работа №9 «Со- здаем диаграм- мы и графики». Презентация «Гра- фики и диаграммы» §2.9 (3), РТ: №46, 48 на стр.64-70 23 17 Графики и диаграм- мы. Визуализация мно- горядных данных. Практическая ра- бота №9 «Создаем диаграммы и гра- фики». Задание 4. Таблица. График. Мастер диаграмм. Построение графи- ков по табличным данным в среде электронных та- блиц. Знать: назначение диаграмм как средства визуализации чи- словых данных; знать виды диаграмм Уметь: создавать круговые, столбчатые, ярусные и другие типы диаграмм; строить графи- ки математических функций; представлять и анализировать Практическая ра- бота №9 «Созда- ем диаграммы и графики». Презентация «Гра- фики и диаграммы» §2.9 (4), РТ: №51-54 на стр.72-74 12



п/п



п/п

Тема урока

Основные понятия

Требования к подготовке

Компьютерный

практикум

Оснащение (Циф-

ровые образова-

тельные ресурсы)

Домашнее

задание

Дата

7а-7б-7в

Корректи-

ровка
информацию с помощью диа- грамм и графиков 24 18 Многообразие схем. Практическая рабо- та №10 «Схемы, графы и деревья». Задания 1-2. Схема. Географиче- ская карта. Чертеж. Блок-схема. Знать: определение схемы; иметь представление о графах, о деревьях Уметь: строить разнообразные фигуры; добавлять (вписывать) текст в автофигуру; пользовать- ся инструментом Надпись пане- ли Рисования. Практическая ра- бота №10 «Схе- мы, графы и дере- вья». Презентация «Схе- мы»; файл Солнеч- ная система.doc §2.10 (1), за- дания №2, №6 и №7 к параграфу 2.10, РТ: №55-58 на стр.75-76 25 19 Информационные модели на графах. Практическая рабо- та №10 «Схемы, графы и дере- вья».Задания 3-5. Схема. Граф. Вер- шина, дуга. Путь. Сеть. Представле- ние о графе как на- глядном средстве представления и со- става системы. Знать: определение схемы; иметь представление о графах, о деревьях Уметь: строить разнообразные фигуры; добавлять (вписывать) текст в автофигуру; пользовать- ся инструментом Надпись пане- ли Рисования. Практическая ра- бота №10 «Схе- мы, графы и дере- вья». Презентация «Гра- фы»; файл Поезд- ка.doc §2.10 (2), РТ: №60 на стр.78, №66 , стр.81 26 20 Деревья. Практическая рабо- та №10 «Схемы, графы и деревья». Задания 6-7.
Проверочная рабо-

та
Схема. Граф. Вер- шина, дуга. Путь. Сеть. Представле- ние о графе как на- глядном средстве представления и со- става системы. Знать: определение схемы; иметь представление о графах, о деревьях Уметь: строить разнообразные фигуры; добавлять (вписывать) текст в автофигуру; пользовать- ся инструментом Надпись пане- ли Рисования Практическая ра- бота №10 «Схе- мы, графы и дере- вья». Презентация «Гра- фы» Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc §2.10 (2,3)
Тема №3. Алгоритмика (7 часов)
27 1 Алгоритм — модель деятельности испол- нителя алгоритмов Исполнитель. Фор- мальный исполни- тель. СКИ исполни- теля. Управление. Знать: определение алгоритма, исполнителя алгоритма, СКИ Уметь: приводить примеры ал- горитмов, исполнителей алго- Презентация «Ал- горитм — модель деятельности ис- полнителя» §3.1, §3.2(1, 2), РТ: №1-4 на стр. 85-87, №8, 13



п/п



п/п

Тема урока

Основные понятия

Требования к подготовке

Компьютерный

практикум

Оснащение (Циф-

ровые образова-

тельные ресурсы)

Домашнее

задание

Дата

7а-7б-7в

Корректи-

ровка
Алгоритм. ритмов, СКИ стр.89 28 2. Исполнитель Чер- тежник. Использование вспо- могательных алго- ритмов. Исполнитель. Фор- мальный исполни- тель. Абсолютное и относительное сме- щение. Вспомога- тельный алгоритм. Процедура. Знать: СКИ исполнителя. Уметь: составлять алгоритмы для исполнителя Работа в среде Ал- горитмика §3.2(3), РТ: №13(а), стр.91-92, №14, с.92, №16, с.93 29 3. Исполнитель Чер- тежник. Цикл «повторить n раз» Исполнитель. Вспо- могательный алго- ритм. Процедура. Конструкция повто- рения «повторить n раз». Знать: СКИ исполнителя. Уметь: составлять алгоритмы для исполнителя Работа в среде Ал- горитмика §3.2(4), РТ: №17, №18 (б), №19 (б, д, з) на стр.94-97 30 4 Управление испол- нителем Робот Исполнитель. Фор- мальный исполни- тель. Процедура. Конструкция «по- вторить n раз». Знать: СКИ исполнителя. Уметь: составлять алгоритмы для исполнителя Работа в среде Ал- горитмика §3.3(1,2), РТ: №21, №24, №26 (б, в, г,), №27 (б, в) на стр.100-103 31 5 Исполнитель Робот. Цикл «пока». Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процеду- ра. Конструкция «повторить n раз». Цикл «пока». Про- стые и составные условия. Знать: конструкцию повторе- ния – цикл «пока». Уметь: управлять исполни- телем Робот с использованием цикла «пока». Работа в среде Ал- горитмика §3.3(3, 4), РТ: №28, №30, №31 (б, в, г,), №32 на стр.104-106 32 6 Исполнитель Робот. Ветвление Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процеду- ра. Конструкция «повторить n раз». Знать: СКИ исполнителя Уметь: управлять исполни- телем Робот с использованием конструкции ветвления Работа в среде Алгоритмика §3.3 (5), РТ: №36, №37, №38 на стр.110-111 14



п/п



п/п

Тема урока

Основные понятия

Требования к подготовке

Компьютерный

практикум

Оснащение (Циф-

ровые образова-

тельные ресурсы)

Домашнее

задание

Дата

7а-7б-7в

Корректи-

ровка
Цикл «пока». Про- стые и составные условия. 33 7
Проверочная рабо-

та
Исполнитель. Управление. Алго- ритм. Знать: СКИ исполнителя Уметь: Уметь: управлять ис- полнителем Робот с использо- ванием различных алгоритми- ческих конструкций Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc 34 - 35 8
Итоговый проект
. Практическая рабо- та №12 «Итоговая работа» Практическая ра- бота №12 «Ито- говая работа» 15


В раздел основное общее образование