Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Моя педагогическая философия".

Эссе

Автор: Сентябова Ирина Аркадьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №10, город Воткинск



В раздел основное общее образование



«Без книг пуста человеческая жизнь, книга не только наш друг, но и наш постоянный верный спутник». Д. Бедный Эссе « Моя педагогическая философия». Я хочу поговорить о книге. Недавно встретила бывшую одноклассницу: -Сын учится в девятом классе, целыми днями сидит за компьютером, книги не читает. Говорит, что все уже «прочитал» в интернете. Неужели теперь все знания через компьютер получают? Что же делать? Можно дать несколько противоречивых советов. Например, изъять компьютер из жизни ребенка, сократить время нахождения в интернете. Или, наоборот, снять все запреты и позволить ребенку вволю сидеть в сетях. Важно понять, что привлекает и отталкивает ребенка в книжной культуре, как происходит общение с книгой и электронными носителями и что можно сделать для возвращения детей в мир чтения. Школьники жалуются: «Очень много задают, не успеваем прочитать.» И тут на помощь приходит интернет с призывом: «Читай в сокращении! «Анна Каренина» - страниц! «Евгений Онегин» -пять!» -Это мне подходит,- говорит подросток. Я понимаю, что краткое изложение погубит роман. А что скажут ученики после такого «прочтения»? Хочу поделиться тем, что наработала за эти годы . Обычно делаю так. Вместе с ребятами мы обсуждаем список книг ,заслуживающих внимания, заключаем взаимовыгодный «договор» об их прочтении, затем я составляю классный рейтинг Настоящих читателей. Победители поощряются. Иногда дети предлагают посмотреть фильм вместо книги. Их привлекают яркие сцены, известные актеры . Получается два в одном: и фильм посмотрели, и книгу «прочитали». Но всегда ли режиссер верно понимает замысел писателя? Где ярче раскрываются образы героев: в фильме или в книге? Я считаю, что книги рождают мечту, заставляют размышлять и воспитывают самостоятельность суждений, дают ответы на многие вопрос, ведь перед подростком стоят те же проблемы, что и перед героями классической литературы. На уроках литературы я провожу «Творческий поединок». Одна группа учащихся готовит видеоряд о герое фильма, например, о Хлестакове. Другая – характеризует героя, работая с текстом. По мнению самих учеников, интереснее и содержательнее оказывается образ , созданный при помощи книг. И она становится привлекательнее для детей. Родители могут многое говорить о том, что дети читают не то и не так. Но если любовь к чтению не заложена в быте и культуре семьи, стоит ли удивляться, что книги просто пылятся на полке ,а родители часами сидят у телевизора и компьютера? Привлечь родителей к совместному чтению с детьми можно через творчество , конкурс на самую читающую семью, литературная гостиная, кроссворды для мам и пап. Все это прививает любовь к чтению и улучшает отношения между детьми и родителями.
Я уверена, что каждого человека в жизни ждет одна-единственная Книга, которая превратит его настоящего читателя. Мои высказывания вовсе не означают, что я против прогресса. Для школьников интернет-это не только источник информации ,но и способ общения с друзьями. Но я твердо знаю: в мире существуют традиции, заложенные веками ,которые не сможет отменить ни одна высокая технология, ни один компьютер. Нет сомнения, что книга не исчезнет, а компьютер станет лишь высокотехнологичным дополнением знаний, накопленных в книге. Ирина Аркадьевна Сентябова ,учитель русского языка и литературы. Город Воткинск, Удмуртия.


В раздел основное общее образование