МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ Программа внеурочной деятельности по направлению "духовно-нравственное" для обучающихся 5 классов
методическая разработка
Автор: Кондрашова Ольга Николаевна, учитель ОБЖ, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия №12", город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
В раздел основное общее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12»
МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ
Программа внеурочной деятельности по направлению «духовно-нравственное» для обучающихся 5 классов
Составитель:
Кондрашова О.Н., учитель ОБЖ МБОУ «Гимназия №12» Ленинск - Кузнецкий 2016 3
Пояснительная записка
Развитие воспитания в системе образования рассматривается сегодня как условие и один из способов решения существующих в современном российском обществе наиболее острых, актуальных социальных проблем снижение воспитательного воздействия семьи и школы, насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости через средства массовой информации, обесценивание духовных ценностей. Особенно остро в последнее время стоит проблема военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а, в некоторых случаях, и решающий в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины. Поэтому именно школа призвана стать центром воспитания за счет организации жизнедеятельности обучающихся во внеурочное время. Начальная военная подготовка - это один из способов привития новому поколению начальных знаний в области обороны, чувств патриотизма, знаний великих исторических событий, национальных святынь и героев, любви к Родине, ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развития достоинство личности.
Актуальность программы:
В связи со значительными сокращениями сроков действительной военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации с целью качественной подготовки к службе необходимо уже со школьной скамьи формировать базовые умения и навыки по тактической и стратегической подготовке. Отмена в учебном плане предмета «Начальная военная подготовка» привела к утрате целостности традиций по подготовке к службе в армии. Кроме того, в молодежной среде утерян престиж службы в армии, поэтому 4
необходимо введение начальной военной подготовки и военно- профессиональной ориентации детей и подростков. В основу программы внеурочной деятельности по начальной военной подготовке «Молодая гвардия» положена
проблема:
противоречие между необходимостью государства иметь сильную боеспособную армию и низким уровнем государственной политики по подготовке будущих защитников Отечества.
Целью
программы внеурочной деятельности по начальной военной подготовке «Молодая гвардия» является воспитание молодёжи в духе любви к Родине, формирование готовности к её вооружённой защите.
Задачи:
1) создать условия для формирования представления об основах обороны государства, стратегии и тактики ведения военных действий боевых традиций ВС РФ, великих исторических событиях, национальных святынях и героях; 2) развивать навыки строевой и боевой подготовки, ориентирования на местности, оказания первой доврачебной помощи, пользования СИЗ; 3) через ознакомление с историческими событиями прошлого и современности раскрыть значения понятий «интернационализм», «толерантность», «патриотизм»; 4) воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, товарищества, а также личной ответственности за себя и товарищей; позитивного отношения к службе в армии.
Основные направления
программы внеурочной деятельности по начальной военной подготовке: духовно- нравственное; историко-краеведческое; гражданско-патриотическое; социально-патриотическое; 5
военно-патриотическое; героико-патриотическое; спортивно-патриотическое. Работа по основным направлениям программы «Молодая гвардия» поможет: - сформировать позитивное отношение к службе в армии; - повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры; - раскрыть понятие истинного значения интернационализма; - проявить устойчивую тенденцию повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. В основу программы внеурочной деятельности по начальной военной подготовке «Молодая гвардия» в 5 классе легла Программа внеурочной деятельности по начальной военной подготовке для обучающихся 5-9 классов, составитель Кондрашова О.Н. Программа внеурочной деятельности по начальной военной подготовке «Молодая гвардия» рассчитана на пять лет обучения. Программа состоит из 13 постоянных разделов, которые изучаются с постоянным расширением и углублением теоретического и практического материала. Каждый год обучения рассчитан на 38 часа. Занятия проводятся по расписанию в соответствии с календарно-тематическим планом как в учебное, так и в каникулярное время. Теоретические занятия проводятся по 45 минут, практические занятия по 90 минут (спаренные).
Форма реализации программы:
клуб.
Формы работы:
книга памяти; рейды к ветеранам Великой Отечественной войны, воинами интернационалистами и ветеранами локальных войн; 6
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами интернационалистами и ветеранами локальных войн; соревнования; благотворительные акции; лекции; беседы; экскурсии; презентации; проектная деятельность; уроки мужества; спортивные праздники; смотры; практические занятия; библиотечный час; электронный музей; инструктаж. Для повышение интереса обучающихся к программному материалу введена работа с современными информационными средствами: обучающиеся участвуют в создании и наполнении материалами сайта клуба «Молодая гвардия»; учатся работать в поисковых системах Интернета; проводят видеозаписи встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, участниками локальных воин; оцифровывают материалы для «Книги памяти». В ходе освоения программы обучающиеся научатся основам проектной деятельности. Кроме индивидуальных проектов, выбор тем которых будет осуществляться обучающимися по желанию, в программе планируется выполнение коллективных длительных проектов «Книга памяти», сайт клуба «Молодая гвардия». 7
Кроме того, в течение учебного года члены клуба «Молодая гвардия» активной участвуют в социальной деятельности (Таблица 1). Социальная деятельность членов клуба «Молодая гвардия» Таблица 1. № Наименование мероприятий Сроки 1. Участие в городском, областном военно- патриотическом конкурсе «Допризывник» Ежегодно ноябрь, февраль 2. Участие в постоянно действующих областных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников ежегодно 3. Содержание закрепленных за школой памятников Ежегодно в течение года 4. Участие в городской научно-практической конференции краеведческой направленности. Ежегодно февраль, март 5. Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» Ежегодно май 6. Проведение рейда «Забота» практики шефства школы над вдовами, матерями, погибших воинов при исполнении военного долга Ежегодно в течение года 7. Организация традиционных встреч: - с ветеранами ВОВ 1941-1945 г.; - с вдовами погибших на войне; - с воинами-интернационалистами; - с поэтами; - с ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС; - блокадниками; - с призывниками; Ежегодно в течение года 8
8. Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. Ежегодно февраль 9. Участие в городском конкурсе чтецов «Строка, опаленная войной» Ежегодно апрель 10. Проведение уроков мужества, посвященных Дню Победы Ежегодно апрель, май 11. Участие в легкоатлетическом кроссе, посвященном празднику Дня Победы Ежегодно 9 мая 12. Цикл мероприятий, посвященных героям-землякам Ежегодно 1 раз в квартал
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о фашизме и механизмах влияния фашистской идеологии на массовое сознание; о современных СМИ, пропаганде и идеологических войнах; о толерантном мировоззрении и образе жизни; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет 9
взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) и развитие ценностных отношений к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности, к своему собственному здоровью и внутреннему миру. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами и участниками локальных воин; опыт волонтерской деятельности; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, 10
в открытой общественной среде.
Формирование новых универсальных учебных действий
В процессе реализации программы внеурочной деятельности по начальной военной подготовке «Молодая гвардия» у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно: Личностные универсальные учебные действия: У обучающегося прошедшего курс программы «Молодая гвардия» будут сформированы: - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Обучающийся получит возможность для формирования: - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 11
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения той или иной проблемы; Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; 12
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - вести интервью. Формирование ИКТ-компетентности: Обучающийся научится: - искать информацию в сети Интернет по изучаемым вопросам; - оформлять электронные презентации; - переводить печатную информацию в электронный вид; - отбирать информацию для размещения на сайте клуба «Молодая гвардия»
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся должны знать: •боевые традиции ВС РФ; •символы воинской чести; •дни воинской славы; •земляков героев Великой Отечественной войны, локальных и интернациональных войн; •основы оказания первой доврачебной помощи при травмах и повреждениях; •виды защитных сооружений; •основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени; воинский этикет и культуру общения военнослужащих; •правила поведения в строю; •основные виды перестроений, движения строем; способы ориентирования на местности; •правила безопасного поведения с оружием; •международные отличительные эмблемы и знаки; •основные положения Международного гуманитарного права. 13
Учащиеся должны владеть навыками: •оказания первой доврачебной помощи при травмах и повреждениях; •пользования СИЗ (ватно-марлевая повязка, противогаз ГП-7); •выполнения основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени; •выполнять перестроения в строю; •двигаться строевым шагом в колонну по два; •ориентирования на местности; •стрельбы из пневматической винтовки.
Формы подведения итогов реализации программы.
В течение учебного года обучающиеся выступают на соревнованиях, фестивалях, слетах. В конце полугодия, учебного года обучающиеся сдают нормативы по специальной подготовке. Обучающиеся, показавшие лучшие результаты, получают в качестве поощрения грамоты и значки «Юный тактик», «Юный стрелок» и т.д. (Приложение 1, 2, 3).
Материально-техническое обеспечение программы:
1) Костюм Л-1 - 2 шт. 2) Веревка для вязания узлов 50 м. 3) Макеты автомата Калашникова ММГ АК-47 – 2 шт. 4) Защитный костюм ОЗК – 1шт. 5) Компас - 10 шт. 6) Интерактивный лазерный тир -110 «Кадет». 7) Войсковой прибор химической разведки (ВПХР). 8) Бинокль. 9) Противогазы ГП-5 – 10 шт. 10) Противогазы ГП-7 -10 шт. 11) Сердечно-легочный тренажер «Максим». 14
12) Носилки медицинские. 13) Аптечки медицинские. 14) Аптечки АИ-2. 15) Набор плакатов по начальной военной подготовке. 16) Компьютеры с выходом в интернет. 17) Интерактивная доска. 18) Проектор. 19) Видеокамера. 20) Цифровая фотокамера. 21) Комплект костюмов полевых 13 шт. 22) Маскировочный костюм 1 шт. 23) Тактическое снаряжение. 24) Планшеты. 25) Знаки различия.
Место проведения занятий:
- кабинет ОБЖ МБОУ «Гимназия №12»; - спортплощадка; - тир; - ООО «Стадион «Шахтер».
Взаимодействие МБОУ "Гимназия №12"
: - Городской совет ветеранов; - Военный комиссариат; - Музеи боевой славы образовательных учреждений города и области; - Кадетское училище Кемеровской области; - Библиотека; 15
- К расный крест, Ленинск - Кузнецкое городское отделение всероссийской общественной организации; - Управление по делам ГОЧС.
Тематический план
программы внеурочной деятельности по начальной военной подготовке
«Молодая гвардия»
№
п\
п
Раздел
Тема
Кол-во часов
Всего
Т
Пр
1 История и боевые традиции ВС РФ От государства Московского до современных дней 1 1 16
Воинские звания 1 1 Символы воинской чести и сила воинских традиций 1 1 Герои - Люди, Герои -Города 3 3 Дни воинской славы. Военные награды. 1 1 2 Морально психологические основы военной службы Воинский этикет 1 1 Воинское товарищество 1 1 Воинская дисциплина 1 1 Верность воинскому долгу, героизм 3 3 3 Уставы Уставы военной службы 1 1 4 Строевая подготовка Обязанности военнослужащего перед построением и в строю 1 1 Строевые приемы и движение без оружия 9 9 Строевые приёмы и движение с оружием 3 3 Подготовка ритуала приведения к военной присяге (обязательству) 1 1 Строевые смотры 1 1 6 Огневая подготовка ТБ при стрельбе из пневматического оружия 1 1 Сборка-разборка автомата Калашникова (ММГ) АК-47 2 2 Стрельба из пневматического оружия 3 3
Всего
35
16
19
17
Содержание
программы внеурочной деятельности по начальной военной подготовке
«Молодая гвардия»
Первый год обучения
Раздел 1. История и боевые традиции ВС РФ.
Тема: «От государства Московского до современных дней» (1 ч.)
Знакомство с основными историческими вехами становления государства Российского. Военные реформы. Создание регулярной армии. Государственные символы. Формы: Беседа, просмотр фильма.
Тема: «Воинские звания» (1 ч.)
Воинские звания, знаки отличия, форма одежды российских военнослужащих. Формы: Беседа, презентация, просмотр фильма.
Тема: «Символы воинской чести и сила воинских традиций» (1 ч.)
Флаги, шевроны и прочие символы воинской чести. Воинские традиции в мирное и военное время. Формы: Беседа, просмотр фильма.
Тема: «Герои-Люди, Герои-Города» (3 ч.)
Богатыри земли русской, герои 15-20 веков, герои Великой Отечественной войны (ВОв), герои России, города герои. Формы: беседа, урок мужества, книга памяти.
Тема: «Дни воинской славы. Военные награды» (1 ч.)
Дни воинской славы Российской Федерации. Военные награды. Формы: презентация, беседа.
Раздел 3. Морально психологические основы военной службы.
Тема: «Воинский этикет» (1 ч.)
Понятие о воинском этикете. Дисциплина и субординация в российской армии. 18
Формы: беседа, экскурсия.
Тема: «Воинское товарищество» (1 ч.)
Понятие о воинском товариществе. Русские полководцы о воинском товариществе, русские пословицы и поговорки о силе взаимовыручки. Форма: беседы, библиотечный час.
Тема: «Воинская дисциплина» (1 ч.)
Понятие воинской дисциплины. Личные качества защитника Родины. Формы: беседы, просмотр фильма.
Тема: «Верность воинскому долгу, героизм» (3 ч.)
Что такое верность, любовь к Родине? Существуют ли сейчас такие понятия и качества? В чем проявляется героизм в мирное и военное время. Герои разных времен. Формы: просмотр фильма, беседа, презентация.
Раздел 4. Уставы.
Тема: «Уставы военной службы» (1 ч.)
Общее представление об уставах военной службы: Устав караульной службы, Устав Боевой подготовки. Формы: лекция.
Раздел 5. Строевая подготовка.
Тема: «Обязанности военнослужащего перед построением в строю» (1 ч.)
Дисциплина в строю. Внешний вид военнослужащего. Формы: лекция, практическое занятие.
Тема: «Строевые приемы и движение без оружия» (9 ч.)
Строевая стойка. Повороты на месте. Движение. Повороты в движении. Формы: практическая работа.
Тема: «Строевые приемы и движение с оружием» (3 ч.)
Одиночная строевая стойка. Строевая стойка с оружием. Повороты на месте. Движение. Выполнение упражнений с оружием на месте. Слаженность строя. Формы: практическая работа. 19
Тема: «Подготовка ритуала приведения к военной присяге
(обязательству)(1ч.)
Ритуал приведения к воинской присяге. Порядок приведения к воинской присяге. Текст присяги. Формы: лекция, экскурсия.
Тема: Строевые смотры (1 ч.)
Смотр строя и песни, посвященный Дню Защитника Отечества. Смотр строя и песни, посвященный Дню Победы. Формы: смотр.
Раздел 6. Огневая подготовка.
Тема: «Техника безопасности при стрельбе из пневматического оружия»
(1 ч.)
Знакомство с видами пневматического оружия. Техникой безопасности при стрельбе из пневматического оружия. Формы: инструктаж, лекция.
Тема: «Сборка-разборка автомата Калашникова (ММГ) АК-47» (2 ч.)
Знакомство с автоматом Калашникова. Правилами и этапами сборки и разборки массогабаритной модели. Формы: инструктаж, лекция, практическое занятие.
Тема: «Стрельба из пневматического оружия» (3 ч.)
Отработка навыков стрельбы из пневматического оружия. Формы: инструктаж, лекции, практическое занятие. 20
Список литературы
1. Авдеев, В.А. На службе Отечеству [Текст]/В.А. Авдеев. – Издательство Министерство Обороны, 1999 . 2. Аверин, А.И. и другие. Начальная военная подготовка [Текст]/ А.И. Аверин. – М.: Просвещение, 1987. 3. Волков, С.В. Русский офицерский корпус [Текст]/ С. В. Волков. – М.: Военное издательство, 1993. 4. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: «Новая газета», 2004. 5. Кубасов, А.Ф. Пособие по обучению молодых солдат [Текст]/ А.Ф. Кубасов. – М.: Военное издательство МО, 1959 . 6. Кульков, Ю.В. Юный патриот [Текст]: Викторина по гражданской обороне. 7. Кульков, Ю.В. Рецепт от кашля [Текст]/ Ю.В. Кульков. //Физическая культура в школе. - 2006. - №2. - С.75-78; №3 - С.77-78. 8. Латчук, В.И. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс [Текст]/ В.И. Латчук. – М.: Дрофа, 2000. 9. Лебедев, С. Пакет документов для проведения учебных сборов (из опыта работы Учебно-методического центра допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания "Ориентир" г. Санкт-Петербург [Текст]/ С. Лебедев //Основы безопасности жизни. - 2006. - №2. - С.26- 30. 10. Нарышкин, С. Развитие страны неотделимо от обеспечения ее безопасности [Текст]/ С.Нарышкин //Гражданская защита. - 2006. - №10. - С.4-5. 11. Наставление по стрелковому делу [Текст]. – М.: Военное издательство, 1987. 12. Науменко, Ю.А. Начальная военная подготовка [Текст]/ Ю.А. Науменко. — М.: Просвещение, 1987. 21
13. Носов, М. Дистанционное образование но вопросам безопасности [Текст]/ М. Носов, С. Чеботарев //Основы безопасности жизни. - 2004. - №4. - С.57. 14. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ [Текст]. – М.: Военное издательство, 1994. 15. Общевоинские уставы ВС РФ [Текст] – М.: Военное издательство, 1994. 16. Организация и проведение начальной военной подготовки в школе, учебном заведении: Методика начального военного обучения [Текст]/ под ред. А.И.Зыкова. - М., 1987.- С.15-32, 68. 17. Основы безопасности жизнедеятельности для 11 класса и Приложение 2 «Основы физической подготовки» к учебнику Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]/ под общей ред. Ю. Л. Воробьева. — М.: «АСТ- Астрель», 2006. 18. Резник, Н.И. Отечество. Долг. Честь. [Текст]/ Н.И. Резник. – М.: Главное управление воспитательной работы ВС РФ, 2005. 19. Руководство по эксплуатации средств индивидуальной защиты. Часть 2. – М.: Издательство МО, 1988. 20. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс [Текст]/ А.Т. Смирнов. – М.: Просвещение, 2009. 21. Смирнов, А.Т. Основы военной службы [Текст]/ А.Т. Смирнов. – М.: Дрофа, 2004. 22. Смирнов, А.Т. Основы военной службы [Текст]/А.Т. Смирнов. – Издательский центр « Академия», 2000. 23. Фролов, М.П. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс [Текст]/ М.П. Фролов. – М.: Астрель, 2006. 22
Приложение 1
Нормативы на получение звания «Юный тактик»
I. Индивидуальная оценка
1.1.Внешний вид: «отлично» - если обучающийся имеет опрятный внешний вид, аккуратную прическу и все предметы военной формы одежды соответствуют правилам ношения при правильном расположении знаков различия; «хорошо» если у обучающегося опрятный внешний вид, аккуратная прическа, но при этом имеется один недостаток в правилах ношения формы одежды, который легко устранить при нахождении в строю; «удовлетворительно» - если у военнослужащего опрятный внешний вид . аккуратная прическа, но имеется два недостатка в правилах ношения военной формы одежды, которые легко устранить находясь в строю; «неудовлетворительно» - если обучающийся в чем-либо нарушил правила ношения военной формы одежды и этот недостаток нельзя устранить в строю, или выявлено три недостатка, которые легко устранить в строю. Подразделение от дальнейшей проверки освобождается при наличии в подразделении 15% военнослужащих, имеющих неудовлетворительный внешний вид. 1.2.Знаниеположенийстроевогоустава: «отлично» если вопрос раскрыт полностью, грамотно и логично изложен, показаны глубокие знания материала; «хорошо» - если вопрос раскрыт полностью, грамотно изложен, показаны твердые знания материала, допущены неточности в ответе; «удовлетворительно» - если вопрос раскрыт полностью, показаны общие знания материала, допущены неточности в ответе, требующие уточнения; «неудовлетворительно» - если вопрос не раскрыт или раскрыт не полностью, или были допущены грубые ошибки. 23
1.3.Техника выполнения строевого приема оценивается «отлично» - прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава, четко, уверено и красиво; «хорошо» - прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава, но недостаточно четко, с напряжением; «удовлетворительно» - прием в целом выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава, но при этом была допущена хотя бы одна ошибка; «неудовлетворительно» - прием не выполнен или при его выполнении было допущено две и более ошибок. Индивидуальная оценка одиночной строевой подготовки военнослужащего определяется: Оценка Выполнение приемов Внешний вид Знание Строевого устава отлично Не менее 50% проверенных строевых приемов выполнены на «отлично», а остальные на «хорошо» удовл. удовлетворительно хорошо Не менее 50% проверенных приемов выполнены не ниже «хорошо», а остальные «удовлетворительно» удовл. удовлетворительно удовлетворительно Не менее 60% приемов выполнены с оценкой удовл. удовлетворительно 24
«удовлетворительно» неудовлетворитель но Если не выполнены условия для получения положительной оценки неуд. неудовлетворител ь но
II. Оценка подразделения
Оценка за одиночную строевую подготовку подразделений складывается из индивидуальных оценок, полученных обучающимися, и определяется: -«отлично» если 90% личного состава получили положительные оценки, при этом не менее 60% проверяемых получили оценку «отлично». -«хорошо» - если 80% личного состава получили положительные оценки, при этом не менее 60% проверяемых получили оценку «хорошо». -«удовлетворительно» - если не менее 80% личного состава получили положительные оценки. -«неудовлетворительно» - если не выполнены условия для получения положительной оценки.
Оценка строевого слаживания
Строевое слаживание подразделений проверяется согласно требованиям Строевого устава и программе боевой подготовки. При прохождении подразделений с исполнением строевой песни рекомендуется учитывать: -выбор песни (ее идейная направленность, художественная ценность, актуальность тематики); -уровень исполнения; 25
-правильность мелодии; -слитность звучания; -выразительность дикции; -подготовленность запевал. -соблюдение равнения, темпа движения и дисциплины строя; При прохождении торжественным маршем учитываются следующие показатели: -действия командиров, линейных и барабанщиков; -соблюдение установленных дистанций и интервалов; -равнение в шеренгах и колоннах; -положение оружия; -четкость строевого шага, соблюдение его размера и темна движения; -строевая подтянутость военнослужащих; -положение головных уборов; -правильность поворота головы в сторону начальника проводящего строевой смотр. При проверке строевого слаживания оценивается не только согласованность и четкость действий личного состава, но и правильность подачи команд и сигналов командиром.
Общая оценка строевой подготовки
Общая оценка строевой подготовки подразделения, воинской части состоит из оценок по трем показателям: За одиночную строевую подготовку; За строевую слаженность; -«отлично» - если за одиночную строевую подготовку и строевое слаживание получена оценка «отлично», а за выполнение требований Строевого устава «удовлетворительно»; 26
-«хорошо» - если за одиночную строевую подготовку и строевое слаживание получена оценка «хорошо», а за выполнение требований Строевого устава «удовлетворительно»; -«удовлетворительно» - если по всем показателям получены удовлетворительные оценки. Приложение 2
Нормативы на получение звания «Юный стрелок»
I. Оценки показателей по огневой подготовке.
1.1. Нормативы оценки неполной разборки и сборки макета массогабаритного автомата Калашникова Оценка время, с разборка сборка "Отлично" 18 30 "Хорошо" 20 35 "Удовлетворительно" 25 40 При нарушении правил неполной разборки и сборки ММГ АК за каждую из перечисленных ошибок добавляется штрафная секунда: -разборка и сборка автомата производится с нарушением последовательности; -не проверяется отсутствие патрона в казенной части ствола; -при разборке и сборке ствол автомата направляется на окружающих; -части автомата раскладываются беспорядочно; -допускаются удары деталей одна о другую; 27
-применяется сила при соединении частей и сборке; -после окончания сборки не производится спуск курка; -после окончания сборки автомат не ставится на предохранитель. 1.2. Нормативы оценки за выполнение упражнений по стрельбе 1-ое упражнение по стрельбе из пневматической винтовки. Цель -мишень "8П", на 10 м и 5 м; Расстояние до цели - 10 м или 5 м (в зависимости от мишени); Количество пулек - 8 (3+5) шт., (три пробных выстрела и пять зачетных); Время на стрельбу неограниченное; Положение - лежа.
Оценка:
"отлично" - выбить 40 и более 40 очков, в том числе попасть тремя выстрелами в черный круг; "хорошо" - выбить 35 и более очков, в том числе попасть двумя выстрелами в черный круг; "удовлетворительно" - выбить 25 очков, в том числе попасть одним выстрелом в черный круг.
28
Приложение 3
Нормативы на получение звания «Защитник ГО»
I. Использование СИЗ:
1.1.Одевание противогаза ГП-5 «отлично» -10 секунд; «хорошо» - 11 секунд; «удовлетворительно» - 12 секунд; Штрафные баллы (1балл-1 секунда): -при надевании противогаза обучаемый не закрыл глаза и не задержал дыхания; после надевания противогаза обучаемый не сделал резкий выдох. -шлем-маска надета так, что очки не приходятся против глаз, «неудовлетворительно»: -шлем-маска надета с перекосом, при котором наружный воздух может проникнуть под шлем-маску; -при надевании порвана шлем-маска. 1.2.Одевание костюма ОЗК Норматив надевания ОЗК на оценку «отлично» составляет: В виде комбинезона (ЗБ) 4 минуты 35 секунд; В виде плаща - 3 минуты (Подаётся команда «Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть! Газы!») Действия по сигналу «Химическая тревога» — 35 секунд. Штрафные баллы (1балл): -за каждый не застегнутый шпынек; -за нарушение порядка одевания; -за нарушение порядка снятия костюма; 1.3.Одевание костюма Л-1 Время на выполнение норматива для всех категорий обучаемых: "отлично" - 4 мин; "хорошо" -4 мин, 20 с, "удовлетворительно"-5мин10с. 29
Ошибки, снижающие оценку на один балл: 1.Плохо закреплен шейный клапан; 2.Не надет импрегнированный подшлемник. Ошибки определяющие оценку "неудовлетворительно": 1.Шейный клапан не застегнут или не опущены рукава поверх перчаток; 2.Принадеванииповрежденысредствазащиты; 3.Допущены ошибки, определяющие оценку "неудовлетворительно" при надевании противогаза. 30
В раздел основное общее образование