Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Интенсификация обучения химии через структурно-логические схемы"

статья

Автор: Еремина Любовь Акимовна, учитель химии, МБОУ "СОШ №24", город Абакан, Республика Хакасия



В раздел основное общее образование



Ерёмина Л. А., учитель химии средней школы № 24 г. Абакана
Интенсификация обучения химии через структурно-логические схемы
Цель данной статьи показать эффективные пути формирования структуры химического мышления. Мною разработана методика интенсификации обучения химии через структурно-логические схемы. В основу методики положена теория содержательного обучения Давыдова В. В., Эльконина Д. Б. и поэтапного формирования умственных действий Выготского Л. С., Гальперина П. Я., Талызиной Н. Ф. Предлагаемая система работы позволяет осуществить: компактность и дидактическое сжатие содержания учебного материала, выделить главное и частное, поэтапно в чёткой логической последовательности формировать умственные действия школьников. Методика направлена на развитие комплексного мышления и повышения прочности знаний, позволяет преодолеть фрагментарность в изучении химии. Опыт работы в школе убеждает, что учащиеся испытывают затруднения при решении задач и записи уравнений химических реакций потому, что не могут сделать «перевод» с химического языка на русский и обратно. Преодолеть такой смысловой барьер помогает схематизация учебного материала. Процесс рождения рассуждения – творческий, важно помочь учащимся сориентироваться в построении рассуждения, обучить их операциям. Для рассуждения характерна строгая логика, поэтому при обучении рассуждению необходима опора на логико-смысловую структуру. Представим её схематично. ?
?


На уроках совместно с учениками создаю разнообразные схемные модели учебного материала, в том числе это: Схема - рассуждение Схема – вывод Схема - аналог Схема – проблема Схема - обобщение Схема - понятие суждения выделение главного вывод взаимосвязь
?

Учащиеся активно участвуют в создании логических схем и овладевают приёмами обучения. Стрелками обозначен ход суждений. Стрелки - самый значимый элемент схемы. Форма стрелок зависит от хода рассуждений. Если материал излагается последовательно, то стрелки отражают направление мысли; если ведётся обобщение, то стрелки фигурные. Выбранная мною методика работы с использованием структурно- логических схем не только повышает прочность знаний, но и активизирует познавательную активность ученика. Классификация солей: урок-восхождение. Это урок объяснения нового материала в VIII классе. Учащиеся знают основные положения теории электролитической диссоциации, химические свойства солей-электролитов. Урок проходит по технологии развивающего обучения. Он состоит из трёх взаимосвязанных блоков, каждый из которых имеет свои цели, логически завершён. ЗАДАЧИ УРОКА 1. Образовательная - закрепить и углубить знания о солях, электролитах. 2. Воспитательная - содействовать, в формирования логического мышления причинно следственных связей и отношений. 3. Развивающая - развитие умений переноса знаний в новые ситуации. ЦЕЛИ УРОКА 1. Обеспечить восприятие и осмысление понятий «кислая соль», «основная соль»; 2. закрепить опорные знания понятий «электролит», «соль»; 3. показать практическую значимость знаний классификации солей, их диссоциации; 4. формировать умение выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы. Оборудование: видеомагнитофон, учебник О. С. Габриелян. Девиз урока: «Наука никогда не решает вопросы, не поставив при этом десятка новых» Б.Шоу. Ход урока I . Мотивационно - ориентационный блок. 1.1. Повторение с расширением, (учащиеся задают вопросы, ответы на которые позволяют дополнить знания по изучаемой ранее теме). Осуществить следующие превращения: МЕТАЛЛ ОСНОВНОЙ ОКСИД ОСНОВАНИЕ НЕМЕТАЛЛ
?
КИСЛОТА
Учитель мотивирует работу учащихся цитатой: «Об уме человека легче судить по его вопросам, нежели по ответам». Учащиеся выбирают грамотно сформулированные вопросы, дают им оценку. 1.2. Просмотр видеофрагмента с демонстрационным экспериментальным путём превращения Li Li 2 O LiOH Li 3 PO 4
?
P P 2 O 5 H 3 PO 4 Беседа: 1). Даны два генетических ряда: найдите взаимосвязь между членами ряда. 2). Назовите классы неорганических веществ, участвующих в образовании конечного продукта реакции. 3). Какой класс веществ получен в результате превращений? II . Операционально-исполнительный блок. 2.1. Беседа 1). Выслушав ответы учащихся, на вопрос ,,Что же такое соли?'' учитель записывает логическую схему - определение: ? ? М n+ СОЛИ ЭЛЕКТРОЛИТЫ ДИССОЦИИРУЮТ

Ас n – (средние) NaCl = Na + + Cl – . 2). Учитель: Какие вещества были исходными для полученных солей? Как называется данная реакция, почему? (см. меловую таблицу №1) КИСЛОТА + ОСНОВАНИЕ = СОЛЬ + ВОДА Таблица №1 1,2,3
?
1,2,3 основность кислотность электролиты диссоциируют ступенчато
?
следствие неполное замещение (Н, ОН) H 2 SO 4 = H + + HSO 4 – результат Ba(OH) 2 = BaOH + + OH HSO 4 - = H + + SO 4 2- BaOH + = Ba 2+ + OH - СОЛИ Кислые Основные
Учитель ставит проблему: почему не записываем общие обозначения? 3). Таким образом, схематизировав ваши логичные рассуждения, мы с вами подошли к классификации солей. По какому признаку произошло разделение (классификация)? Как вы понимаете значение понятия «классифицировать»? Классифицировать - распределить по группам, разделам, классам (С.И. Ожегова). Учитель, объясняя классификацию солей, одновременно ведет запись на доске: (см. меловую таблицу №2) Таблица №2 СОЛИ кислые средние основные H NaOH Na Na 2 SO 4 HO HNO 3 NO 3 SO 4 ? SO 4 Ca (NO 3 ) 2 Ca ? Ca H H HO HO проблема NaHSO 4 классу: В чем отличие? CaOHNO 3 «гидро» Сходство? «гидроксо» Выслушав ответы учащихся, учитель проводит обобщение: 1. Соли отличаются по составу, в результате неполного или полного замещения Н, ОН. 2. Соли - электролиты. 2.2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Учитель: Рассмотрим диссоциацию кислых и основных солей NaHSO 4 = Na + + HSO 4 Na + + H + + SO 4 2- CaOHNO 3 = CaOH + NO 3 Ca 2+ + OH - + NO 3 - По типу слабых электролитов Учитель: Сформулируйте определение данным солям в свете Т.Э.Д. 2) Ответы учащихся учитель записывает на доске в виде схем - определений:
?
катион М КИСЛАЯ СОЛЬ диссоциирует Электролит сл. Анион Ас
?
катион М п+ + ОН -
ОСНОВНАЯ СОЛЬ диссоциирует Электролит сл. Анион Ас III Оценочно-рефлексивный блок 1. Работа в группах по вариантам. Сколько будет образовано солей, если: 1 вариант - кислота двухосновная H 2 SO 4 2 вариант - основание двух кислотное Ba(OH) 2 2. Защита задания 1). H 2 SO 3 = H + + HSO 3 - Ca (HSO 3 ) 2 дигидросульфит Ca 2+ CaHSO 3 гидросульфит HSO 3 - = H + + SO 3 - CaSO 3 сульфит 2). Ba (OH) 2 = BaOH + + OH - Cl - Ba (OH) Cl гидроксохлорид BaOH + = Ba 2+ + OH - BaCl 2 хлорид Графический диктант
-
райтинг (англ. Right - правиль-но). Задание: даны следующие соли: Cu(OH)NO 3 , K 2 SO 4 , Ca(HCO 3 ) 2 , KHSO 4 , Zn(OH)Cl, AlCl 3 , Mg(HSO 4 ) 2 Fe (SO 4 ) 3 , (NH 4 ) 2 HPO 4 , MgCO 3 , Al(OH)Cl 2 , Mg(OH)NO 3 . Используя условные знаки обозначьте формулы согласно классификации Условные обозначения: Средние соли: Кислые соли: Основные соли: Проверка работы всего класса проходит в течение 5 минут по «ключу»: Заключение: Таким образом, в ходе урока мы с вами осмыслили понятие «кислая соль», «основная соль» и на практике научились различать виды солей по формулам, давать правильные названия. Дополнительные задания: 1. Составить графическую формулу фосфорной кислоты. Составить формулу возможных солей с Са. 1. Составить графическую формулу гидроксида железа (II) Составить формулу возможных солей с Сl. Резюме (отношение учащихся к уроку, учебному предмету, учителю)
1. Что не понравилось на уроке? 2. Что понравилось? 3. Какие вопросы остались неясными? 2. Оцените работу преподавателя и свою. Обоснуйте ответ.


В раздел основное общее образование