"Социально педагогическая работа с подростками девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения"
обобщение педагогического опыта
Автор: Ермошкина Надежда Алексеевна, социальный педагог, КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа №2", Бараул
В раздел основное общее образование
КГБ ОУ для обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья
«Барнаульская общеобразовательная школа № 2»
Социально педагогическая работа
с подростками девиантного поведения
в условиях общеобразовательного учреждения
Н.А.Ермошкина
социальный педагог
2016
Введение
Актуальность данной темы определяется Концепцией Модернизации Российского образования. Суть проблемы состоит в том, что изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, приводят к ежегодному росту детской преступности, наркомании, проституции, увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонения в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, неблагоприятных семейно- бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением детей и подростков, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов. Часто семья устраняется от процесса воспитания. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере. Недостатки семейного и школьного воспитания усугубляются социальными факторами. Сказывается отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции и самоутверждению в жизненно важных ситуациях, обрекает его на путь протеста против всех и вся, жестокости и агрессии. Как помочь такому ребенку? Что посоветовать его родителям? Как правильно организовать социально-воспитательную работу с ним в условиях общеобразовательной школы. Ведь в современных условиях именно школа призвана компенсировать пробелы семейного воспитания путем целенаправленного социально- педагогического воздействия на личность учащегося. Для этого необходимо обосновать факторы, влияющие на появление, развитие и проявление различных форм отклоняющегося поведения у детей, и определить основные направления совершенствования социально-воспитательной работы с трудными детьми, рассмотреть систему помощи подросткам девиантного поведения. 2
Характеристика учебного заведения Краевое государственное сбюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограничением здоровья «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида» существует с 1964 года. Основная задача учреждения - воспитание, обучение, социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Контингент – дети с нарушениями интеллекта. Диагноз – F-70. На 01.09.2016 г. в школе обучается 155 учащихся; инвалидов – 71, интернированных /ночующих/ - 75, классов – комплектов – 12, наполняемость - 12 – 14 человек. Школа находится в Западном поселке Октябрьского района по адресу: улица Петра Сухова, 24 а. В 1998 году в штатное расписание школы введена ставка социального педагога, что обусловлено требованием времени. С 1-го сентября 1998 года я, Ермошкина Надежда Алексеевна, работаю в этой должности. Первое, на что обратила внимание: количество учащихся, состоящих на учете ИДН, ВШ учете, учете у нарколога за токсикоманию и распитие спиртных напитков. В связи с этим основным направлением своей деятельности я выбрала работу с подростками девиантного поведения. Методы работы с подростками девиантного поведения: наблюдение; исследование; прогнозирование; изучение дополнительной литературы по данному направлению социально-педагогической работы; изучение опыта социальных педагогов города и края; беседы с классными руководителями; индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися; связь с семьей и родителями; взаимодействие с инспектором ОДН, общественными организациями и государственными органами города. Для эффективной работы с подростками с отклоняющимся поведением необходимо решение следующих задач: определить, каковы принципы воспитания подростков с отклоняющимся от норм поведением, какое воздействие они оказывают на подростков; какие методы можно использовать при работе с этой группой учеников. Задачи эти можно решить только: выявив подростков, склонных к девиации или имеющих факторы девиантного поведения; установив контроль над их поведением и образом жизни; изучив личность и индивидуальность подростков, источники положительного и отрицательного влияния на них; 3
определив и выработав меры по созданию обстановки, предотвращающей или исключающей возможности совершения правонарушений; обозначив воспитательное воздействие на окружение, отрицательно влияющее на подростков; приобщив подростков с девиантным поведением к профилактической коррекционной работе; нейтрализовав негативное воздействие на подростков; подключив к работе семью. Важнейшей задачей на современном этапе для нашей школы является решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Причем акцент сделан именно на профилактическую работу, поскольку всегда легче что-либо предупредить, нежели исправлять уже допущенную ошибку. В деле обеспечения эффективной деятельности социального педагога по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников очень важным направлением является прогнозирование девиантного поведения подростков. Цель прогнозирования девиантного поведения подростков в школе – разработка модели поведения ученика, в которой бы нашли отражение три вертикали: «вчерашнее», «сегодняшнее», «будущее» состояние и линия поведения ребенка. При проведении общего, группового и индивидуального прогнозирования девиантного поведения можно отметить, что большую роль в провоцировании девиантности играют факторы биопсихогенного характера: эмоциональные «всплески», неустойчивость взглядов, настроения, неспособность к объективным оценкам себя, своего поведения и окружающей действительности, ситуативность мышления. Наличие подобных черт личности у наших подростков указывает на возможность деформированного развития и проявления девиантности в поведении при неблагоприятных внешних и внутренних условиях. Эффективность работы по изучению этих факторов зависит от взаимодействия и сотрудничества социального педагога и психолога. К прогностическим факторам относятся и условия семейного воспитания. Для выяснения отношения родителей к воспитанию детей и отношения подростков к родителям /способы реагирования/ было проведено исследование путем анкетирования среди родителей и учащихся. Всего в анкетировании принимало участие 35 воспитанников и их родителей. Отношение родителей к подростку Содержание вопроса Подростки с психическим недоразвитием а б в г Интересуются родители твоей личной жизнью, с кем дружишь, где проводишь время 25,7 39,7 19,7 8,3 Ключ: а) определенно да; б) пожалуй, да; в) пожалуй, нет; г) определенно нет. 4
Отношение подростков к родителям / способы реагирования / Содержание вопроса Подростки с психическим недоразвитием а б в г 1. Спокойно реагируете на резкие замечания родителей в свой адрес. 23,3 61,2 8,3 7,2 2. Часто проявляешь независимость в поступках и действиях 13,5 15,6 44,4 26,5 Ключ: а) определенно да; б) пожалуй, да; в) пожалуй, нет; г) определенно нет. Анализ показывает, что 9 учащихся спокойно реагирует на замечания родителей, 19 считается с мнением родителей, но редко проявляет самостоятельность. Больше половины воспитанников положительно ответили на вопрос, касающийся отношения родителей к подросткам. По результатам анкетирования подготовлено и проведено общешкольное родительское собрание по теме: «Ответственность родителей за воспитание, образование и лечение детей», на котором я, как социальный педагог выступила с докладом «Неблагополучная семья как фактор девиантного поведения подростков». На собрание были приглашены психоневролог, курирующий школу, психолог центра «Родник», инспектор ОДН ОВД Октябрьского района. Встреча была интересной, проведена в виде дискуссии. Все участники мероприятия остались довольны. Единственный недостаток, который касается не только нашей школы – на собрания ходят, в основном, родители, которые занимаются воспитанием детей, но и у них возникло много вопросов к участникам дискуссии. Так, например, Кожевникова Светлана Анатольевна одна воспитывает дочь – инвалида /синдром Дауна/, рассказала о проблемах в воспитании, поделилась опытом решения этих проблем. Среди факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение детей и подростков, важное место занимает положение ребенка в группе, изучая его, необходимо провести анализ всех групп, в которые входит школьник. Это и учебный коллектив, и группы по интересам межличностного общения. Утрата ребенком комфортного положения в школьном коллективе приводит к тому, что он ищет ту группу, где эта комфортность будет присутствовать. Таким образом, с большей долей вероятности можно прогнозировать, что нарушение отношений ребенка с учебной группой вызывает угрозу отклоняющегося от нормы поведения со стороны учащегося. Для определения комфортности учеников в классном коллективе и школе, нашим воспитанникам были заданы следующие вопросы: 1. У Вас день рождения. Кого из класса Вы пригласите на праздник? Почему? 2. У Вас день рождения. Одноклассники пришли на праздник. Кого Вы посадите за стол рядом с собой? Почему? Кого посадите подальше от себя? Почему? 5
Всего в анкетировании принимало участие 38 человек /ученики 5-ти классов/. Ответы были самые разные: потому что честный, умный, хорошо одевается, друг… Отрицательные – плохой, злой, не друг. Из числа опрошенных выявлено: лидеров /по классам/ - 5; скрытых лидеров – 6; аутсайдеров – 3. Это говорит о том, что в классах нормальная атмосфера сотрудничества. Одним из факторов, который необходимо учитывать при прогнозировании девиантного поведения, - это влияние референтной группы на школьника. Является ли он лидером в этой группе, полностью ли принимает ее ценности и ориентиры или способен отстоять свои взгляды на вещи и события. Для выяснения этого был предложен следующий вопрос: Оценка своего поведения в общении со сверстниками . Содержание вопроса Подростки с психическим недоразвитием а б в г Вы часто стремитесь к тому, чтобы Ваше поведение соответствовало настроению компании, в которой Вы находитесь? 57,8 18,9 17,7 5,6 Ключ: а) определенно да; б) пожалуй, да; в) пожалуй, нет; г) определенно нет. Количество данных свидетельствует о том, что умственно отсталые подростки подражают поведению сверстников, находятся в зависимости от их общего настроения. Очевидно, здесь уместно говорить о недостаточном развитии уровня самосознания, что не всегда позволяет им адекватно оценивать качество собственной личности и личности сверстников, критически относится к тем или иным формам поведения. Это может указывать и на то, что наиболее значимым для подростков становятся нормы поведения группы сверстников, к которым он себя причисляет. Важная роль в такой группе принадлежит лидеру, его поведение часто служит образцом, точкой отсчета для оценки своих поступков и поступков своих товарищей. Приоритет в изучении методом наблюдения положения ребенка в учебной группе принадлежит психологу, социальному педагогу, классному руководителю. Совместно создаются программы помощи нуждающимся в ней ученикам. Все рассмотренные выше факторы находятся в тесной взаимосвязи. Для конкретного учащегося или классного коллектива заносятся в карту прогнозирования. 6
на основании заполненных карт организована профилактическая работа с детьми и родителями, требующими коррекции, а также выявляются дети, нуждающиеся в особом внимании и коррекционно-профилактической работе, основными формами которой являются: санитарно-просветительская; психологическая и психопрофилактическая; организационно - управленческая, направленная на координацию усилий специалистов разного профиля. Санитарно-просветительская форма условно может быть разделена на: o клинико-биологические последствия аномальных привычек /коррекционно-просветительская работа школьного врача, детского нарколога/; o социально-психологические корни возникновения отклонений в поведении /психолог, социальный педагог/; o лечение и социальная реабилитация лиц с вредными привычками /врач - нарколог/; o правовые аспекты последствий девиантного поведения /социальный педагог, инспектор ОДН/. На каждом из этих этапов и направлений я, как социальный педагог, привлекаю для работы с детьми специалистов различного профиля /врачей, юристов, психолога, нарколога/. Исходя из решаемых задач, можно назвать общие формы работы разных специалистов на уровне школы. При организации профилактической работы среди учащихся используются следующие формы: комплексное консультирование специалистов для воспитанников и их родителей, проводимые на основании данных социально- психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики как отдельных учащихся, так и класса в целом; оздоровление психосоциальной среды развития ребенка; просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания, половозрастной специфики соматического и психофизического развития детей и подростков, направление на повышение уровня компетенции взаимодействующих с ребенком взрослых. В аспекте решения проблемы подростковых девиаций в школе проводятся педагогические чтения по олигофренопедагогике, на которых рассматриваются и проблемы отклоняющегося поведения, предупреждения психологических перегрузок в процессе обучения, оказывающих влияние на психику ребенка. В воспитании и обучении детей педагогический коллектив широко использует личностно-ориентированный метод, который предусматривает: психолого-педагогическое сопровождение ребенка на протяжении всего обучения. Беседы и дискуссии проводит социальный педагог, инспектор ОДН ОВД по Октябрьскому району, закрепленный за нашей школой; 7
На встречу с детьми приглашаем психолога и детского нарколога из центра «Родник»; Пропаганда ЗОЖ на уроках СБО, на мероприятиях, проводимых воспитателями и социальным педагогом в рамках месячника по пропаганде здорового образа жизни. Проводятся совместные спортивные соревнования учеников, учителей и родителей. Все это помогает детям получить стойкую систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, способствует формированию здорового образа жизни. Изначально правильный подход к воспитанию и образованию ребенка в семье и учебном заведении уже непосредственно включает в себя комплекс профилактических и оздоровительных мер по предупреждению аномального поведения. Наряду с групповой профилактической и коррекционной работой применяется принцип индивидуального подхода к воспитанию. В широком смысле индивидуальный подход применяется в равной степени ко всем детям, предполагая знание личности каждого ребенка. Психофизическое развитие детей протекает неравномерно, необходимо быть постоянно начеку, чтобы своевременно заметить отклонения в психофизическом развитии ребенка, чутко реагировать на изменение его потребностно - мотивационной и эмоционально- волевой сфер. Только следуя этим принципам, возможно правильно избрать тактику и определить те индивидуальные меры воздействия, которые наиболее результативны по отношению именно к этому ребенку. Изучение личности ребенка проводится с использованием «Карты личности школьника». «Карта личности школьника» заполняется классным руководителем, социальным педагогом, психологом. Оценка качеств подростка, его ближайшего окружения происходит на основе наблюдения за ребенком, изучая его взаимоотношения со сверстниками, друзьями, учителями, одноклассниками, родителями. Конкретные задачи социально-педагогической работы при осуществлении индивидуального подхода к детям заключается в следующем: хорошо знать каждого ребенка, склонного к девиации, его индивидуально-психологические особенности и условия их формирования; при выборе методов и приемов профилактического и коррекционного воздействия на детей учитывать их индивидуальные особенности; проявлять педагогический такт, уметь предвидеть последствия того или иного подхода к ребенку. Я стараюсь соединить в единый комплексный процесс клинико- психологической профилактики аномальных личностных проявлений, что способствует их раннему выявлению и своевременной реабилитации. В результате проводимой в школе профилактической и коррекционной работе с подростками девиантного поведения за прошедшие три года снизилось 8
количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете – с 13 до 11 человек, учет ОДН – с 18 до 8 человек, направленных представлений на КДН – с 8 до 6, поставленных на учет у нарколога – с 6 до 2 человек. Количество неблагополучных семей, состоящих на учете в школе – с 15 до 11. 2011 2016 Неблагополучные семьи 15 11 Состоящие на ВШ учете 13 11 Состоящие на ОДН учете 8 6 Результаты проделанной работы показывают, что методы, используемые мною при работе с подростками девиантного поведения, можно применять социальными педагогами коррекционных образовательных учреждений города и края. Вывод Перенесение основных усилий по работе с подростками с девиантным поведением в школу вряд ли поможет исправить сложившуюся картину, особенно на фоне снижения общего социально-экономического и социально- культурного уровня развития общества, таким образом, на мой взгляд, необходимо: создание центров помощи семье и подростку, которые оказывают психологическую, медицинскую, юридическую помощь семье и детям; разработка программ на уровне региона и государства по работе с семьей и подростками с девиантным поведением, широко используя для этого средства массовой информации. В этом направлении сделана определенная работа в нашем городе: появились горячие линии, центры психолого-социальной помощи семье и детям. В школе имеется стенд «Информация для родителей», где в рубрике «Обращайтесь, Вам помогут» есть сведения и телефоны всех Центров, оказывающих психологическую, юридическую, социальную помощь подросткам и их родителям. Только общими усилиями можно решить проблему девиантного поведения подростков 9
Введение
Актуальность данной темы определяется Концепцией Модернизации Российского образования. Суть проблемы состоит в том, что изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, приводят к ежегодному росту детской преступности, наркомании, проституции, увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонения в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, неблагоприятных семейно- бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением детей и подростков, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов. Часто семья устраняется от процесса воспитания. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере. Недостатки семейного и школьного воспитания усугубляются социальными факторами. Сказывается отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции и самоутверждению в жизненно важных ситуациях, обрекает его на путь протеста против всех и вся, жестокости и агрессии. Как помочь такому ребенку? Что посоветовать его родителям? Как правильно организовать социально-воспитательную работу с ним в условиях общеобразовательной школы. Ведь в современных условиях именно школа призвана компенсировать пробелы семейного воспитания путем целенаправленного социально- педагогического воздействия на личность учащегося. Для этого необходимо обосновать факторы, влияющие на появление, развитие и проявление различных форм отклоняющегося поведения у детей, и определить основные направления совершенствования социально-воспитательной работы с трудными детьми, рассмотреть систему помощи подросткам девиантного поведения. 2
Характеристика учебного заведения Краевое государственное сбюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограничением здоровья «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида» существует с 1964 года. Основная задача учреждения - воспитание, обучение, социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Контингент – дети с нарушениями интеллекта. Диагноз – F-70. На 01.09.2016 г. в школе обучается 155 учащихся; инвалидов – 71, интернированных /ночующих/ - 75, классов – комплектов – 12, наполняемость - 12 – 14 человек. Школа находится в Западном поселке Октябрьского района по адресу: улица Петра Сухова, 24 а. В 1998 году в штатное расписание школы введена ставка социального педагога, что обусловлено требованием времени. С 1-го сентября 1998 года я, Ермошкина Надежда Алексеевна, работаю в этой должности. Первое, на что обратила внимание: количество учащихся, состоящих на учете ИДН, ВШ учете, учете у нарколога за токсикоманию и распитие спиртных напитков. В связи с этим основным направлением своей деятельности я выбрала работу с подростками девиантного поведения. Методы работы с подростками девиантного поведения: наблюдение; исследование; прогнозирование; изучение дополнительной литературы по данному направлению социально-педагогической работы; изучение опыта социальных педагогов города и края; беседы с классными руководителями; индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися; связь с семьей и родителями; взаимодействие с инспектором ОДН, общественными организациями и государственными органами города. Для эффективной работы с подростками с отклоняющимся поведением необходимо решение следующих задач: определить, каковы принципы воспитания подростков с отклоняющимся от норм поведением, какое воздействие они оказывают на подростков; какие методы можно использовать при работе с этой группой учеников. Задачи эти можно решить только: выявив подростков, склонных к девиации или имеющих факторы девиантного поведения; установив контроль над их поведением и образом жизни; изучив личность и индивидуальность подростков, источники положительного и отрицательного влияния на них; 3
определив и выработав меры по созданию обстановки, предотвращающей или исключающей возможности совершения правонарушений; обозначив воспитательное воздействие на окружение, отрицательно влияющее на подростков; приобщив подростков с девиантным поведением к профилактической коррекционной работе; нейтрализовав негативное воздействие на подростков; подключив к работе семью. Важнейшей задачей на современном этапе для нашей школы является решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Причем акцент сделан именно на профилактическую работу, поскольку всегда легче что-либо предупредить, нежели исправлять уже допущенную ошибку. В деле обеспечения эффективной деятельности социального педагога по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников очень важным направлением является прогнозирование девиантного поведения подростков. Цель прогнозирования девиантного поведения подростков в школе – разработка модели поведения ученика, в которой бы нашли отражение три вертикали: «вчерашнее», «сегодняшнее», «будущее» состояние и линия поведения ребенка. При проведении общего, группового и индивидуального прогнозирования девиантного поведения можно отметить, что большую роль в провоцировании девиантности играют факторы биопсихогенного характера: эмоциональные «всплески», неустойчивость взглядов, настроения, неспособность к объективным оценкам себя, своего поведения и окружающей действительности, ситуативность мышления. Наличие подобных черт личности у наших подростков указывает на возможность деформированного развития и проявления девиантности в поведении при неблагоприятных внешних и внутренних условиях. Эффективность работы по изучению этих факторов зависит от взаимодействия и сотрудничества социального педагога и психолога. К прогностическим факторам относятся и условия семейного воспитания. Для выяснения отношения родителей к воспитанию детей и отношения подростков к родителям /способы реагирования/ было проведено исследование путем анкетирования среди родителей и учащихся. Всего в анкетировании принимало участие 35 воспитанников и их родителей. Отношение родителей к подростку Содержание вопроса Подростки с психическим недоразвитием а б в г Интересуются родители твоей личной жизнью, с кем дружишь, где проводишь время 25,7 39,7 19,7 8,3 Ключ: а) определенно да; б) пожалуй, да; в) пожалуй, нет; г) определенно нет. 4
Отношение подростков к родителям / способы реагирования / Содержание вопроса Подростки с психическим недоразвитием а б в г 1. Спокойно реагируете на резкие замечания родителей в свой адрес. 23,3 61,2 8,3 7,2 2. Часто проявляешь независимость в поступках и действиях 13,5 15,6 44,4 26,5 Ключ: а) определенно да; б) пожалуй, да; в) пожалуй, нет; г) определенно нет. Анализ показывает, что 9 учащихся спокойно реагирует на замечания родителей, 19 считается с мнением родителей, но редко проявляет самостоятельность. Больше половины воспитанников положительно ответили на вопрос, касающийся отношения родителей к подросткам. По результатам анкетирования подготовлено и проведено общешкольное родительское собрание по теме: «Ответственность родителей за воспитание, образование и лечение детей», на котором я, как социальный педагог выступила с докладом «Неблагополучная семья как фактор девиантного поведения подростков». На собрание были приглашены психоневролог, курирующий школу, психолог центра «Родник», инспектор ОДН ОВД Октябрьского района. Встреча была интересной, проведена в виде дискуссии. Все участники мероприятия остались довольны. Единственный недостаток, который касается не только нашей школы – на собрания ходят, в основном, родители, которые занимаются воспитанием детей, но и у них возникло много вопросов к участникам дискуссии. Так, например, Кожевникова Светлана Анатольевна одна воспитывает дочь – инвалида /синдром Дауна/, рассказала о проблемах в воспитании, поделилась опытом решения этих проблем. Среди факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение детей и подростков, важное место занимает положение ребенка в группе, изучая его, необходимо провести анализ всех групп, в которые входит школьник. Это и учебный коллектив, и группы по интересам межличностного общения. Утрата ребенком комфортного положения в школьном коллективе приводит к тому, что он ищет ту группу, где эта комфортность будет присутствовать. Таким образом, с большей долей вероятности можно прогнозировать, что нарушение отношений ребенка с учебной группой вызывает угрозу отклоняющегося от нормы поведения со стороны учащегося. Для определения комфортности учеников в классном коллективе и школе, нашим воспитанникам были заданы следующие вопросы: 1. У Вас день рождения. Кого из класса Вы пригласите на праздник? Почему? 2. У Вас день рождения. Одноклассники пришли на праздник. Кого Вы посадите за стол рядом с собой? Почему? Кого посадите подальше от себя? Почему? 5
Всего в анкетировании принимало участие 38 человек /ученики 5-ти классов/. Ответы были самые разные: потому что честный, умный, хорошо одевается, друг… Отрицательные – плохой, злой, не друг. Из числа опрошенных выявлено: лидеров /по классам/ - 5; скрытых лидеров – 6; аутсайдеров – 3. Это говорит о том, что в классах нормальная атмосфера сотрудничества. Одним из факторов, который необходимо учитывать при прогнозировании девиантного поведения, - это влияние референтной группы на школьника. Является ли он лидером в этой группе, полностью ли принимает ее ценности и ориентиры или способен отстоять свои взгляды на вещи и события. Для выяснения этого был предложен следующий вопрос: Оценка своего поведения в общении со сверстниками . Содержание вопроса Подростки с психическим недоразвитием а б в г Вы часто стремитесь к тому, чтобы Ваше поведение соответствовало настроению компании, в которой Вы находитесь? 57,8 18,9 17,7 5,6 Ключ: а) определенно да; б) пожалуй, да; в) пожалуй, нет; г) определенно нет. Количество данных свидетельствует о том, что умственно отсталые подростки подражают поведению сверстников, находятся в зависимости от их общего настроения. Очевидно, здесь уместно говорить о недостаточном развитии уровня самосознания, что не всегда позволяет им адекватно оценивать качество собственной личности и личности сверстников, критически относится к тем или иным формам поведения. Это может указывать и на то, что наиболее значимым для подростков становятся нормы поведения группы сверстников, к которым он себя причисляет. Важная роль в такой группе принадлежит лидеру, его поведение часто служит образцом, точкой отсчета для оценки своих поступков и поступков своих товарищей. Приоритет в изучении методом наблюдения положения ребенка в учебной группе принадлежит психологу, социальному педагогу, классному руководителю. Совместно создаются программы помощи нуждающимся в ней ученикам. Все рассмотренные выше факторы находятся в тесной взаимосвязи. Для конкретного учащегося или классного коллектива заносятся в карту прогнозирования. 6
на основании заполненных карт организована профилактическая работа с детьми и родителями, требующими коррекции, а также выявляются дети, нуждающиеся в особом внимании и коррекционно-профилактической работе, основными формами которой являются: санитарно-просветительская; психологическая и психопрофилактическая; организационно - управленческая, направленная на координацию усилий специалистов разного профиля. Санитарно-просветительская форма условно может быть разделена на: o клинико-биологические последствия аномальных привычек /коррекционно-просветительская работа школьного врача, детского нарколога/; o социально-психологические корни возникновения отклонений в поведении /психолог, социальный педагог/; o лечение и социальная реабилитация лиц с вредными привычками /врач - нарколог/; o правовые аспекты последствий девиантного поведения /социальный педагог, инспектор ОДН/. На каждом из этих этапов и направлений я, как социальный педагог, привлекаю для работы с детьми специалистов различного профиля /врачей, юристов, психолога, нарколога/. Исходя из решаемых задач, можно назвать общие формы работы разных специалистов на уровне школы. При организации профилактической работы среди учащихся используются следующие формы: комплексное консультирование специалистов для воспитанников и их родителей, проводимые на основании данных социально- психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики как отдельных учащихся, так и класса в целом; оздоровление психосоциальной среды развития ребенка; просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания, половозрастной специфики соматического и психофизического развития детей и подростков, направление на повышение уровня компетенции взаимодействующих с ребенком взрослых. В аспекте решения проблемы подростковых девиаций в школе проводятся педагогические чтения по олигофренопедагогике, на которых рассматриваются и проблемы отклоняющегося поведения, предупреждения психологических перегрузок в процессе обучения, оказывающих влияние на психику ребенка. В воспитании и обучении детей педагогический коллектив широко использует личностно-ориентированный метод, который предусматривает: психолого-педагогическое сопровождение ребенка на протяжении всего обучения. Беседы и дискуссии проводит социальный педагог, инспектор ОДН ОВД по Октябрьскому району, закрепленный за нашей школой; 7
На встречу с детьми приглашаем психолога и детского нарколога из центра «Родник»; Пропаганда ЗОЖ на уроках СБО, на мероприятиях, проводимых воспитателями и социальным педагогом в рамках месячника по пропаганде здорового образа жизни. Проводятся совместные спортивные соревнования учеников, учителей и родителей. Все это помогает детям получить стойкую систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, способствует формированию здорового образа жизни. Изначально правильный подход к воспитанию и образованию ребенка в семье и учебном заведении уже непосредственно включает в себя комплекс профилактических и оздоровительных мер по предупреждению аномального поведения. Наряду с групповой профилактической и коррекционной работой применяется принцип индивидуального подхода к воспитанию. В широком смысле индивидуальный подход применяется в равной степени ко всем детям, предполагая знание личности каждого ребенка. Психофизическое развитие детей протекает неравномерно, необходимо быть постоянно начеку, чтобы своевременно заметить отклонения в психофизическом развитии ребенка, чутко реагировать на изменение его потребностно - мотивационной и эмоционально- волевой сфер. Только следуя этим принципам, возможно правильно избрать тактику и определить те индивидуальные меры воздействия, которые наиболее результативны по отношению именно к этому ребенку. Изучение личности ребенка проводится с использованием «Карты личности школьника». «Карта личности школьника» заполняется классным руководителем, социальным педагогом, психологом. Оценка качеств подростка, его ближайшего окружения происходит на основе наблюдения за ребенком, изучая его взаимоотношения со сверстниками, друзьями, учителями, одноклассниками, родителями. Конкретные задачи социально-педагогической работы при осуществлении индивидуального подхода к детям заключается в следующем: хорошо знать каждого ребенка, склонного к девиации, его индивидуально-психологические особенности и условия их формирования; при выборе методов и приемов профилактического и коррекционного воздействия на детей учитывать их индивидуальные особенности; проявлять педагогический такт, уметь предвидеть последствия того или иного подхода к ребенку. Я стараюсь соединить в единый комплексный процесс клинико- психологической профилактики аномальных личностных проявлений, что способствует их раннему выявлению и своевременной реабилитации. В результате проводимой в школе профилактической и коррекционной работе с подростками девиантного поведения за прошедшие три года снизилось 8
количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете – с 13 до 11 человек, учет ОДН – с 18 до 8 человек, направленных представлений на КДН – с 8 до 6, поставленных на учет у нарколога – с 6 до 2 человек. Количество неблагополучных семей, состоящих на учете в школе – с 15 до 11. 2011 2016 Неблагополучные семьи 15 11 Состоящие на ВШ учете 13 11 Состоящие на ОДН учете 8 6 Результаты проделанной работы показывают, что методы, используемые мною при работе с подростками девиантного поведения, можно применять социальными педагогами коррекционных образовательных учреждений города и края. Вывод Перенесение основных усилий по работе с подростками с девиантным поведением в школу вряд ли поможет исправить сложившуюся картину, особенно на фоне снижения общего социально-экономического и социально- культурного уровня развития общества, таким образом, на мой взгляд, необходимо: создание центров помощи семье и подростку, которые оказывают психологическую, медицинскую, юридическую помощь семье и детям; разработка программ на уровне региона и государства по работе с семьей и подростками с девиантным поведением, широко используя для этого средства массовой информации. В этом направлении сделана определенная работа в нашем городе: появились горячие линии, центры психолого-социальной помощи семье и детям. В школе имеется стенд «Информация для родителей», где в рубрике «Обращайтесь, Вам помогут» есть сведения и телефоны всех Центров, оказывающих психологическую, юридическую, социальную помощь подросткам и их родителям. Только общими усилиями можно решить проблему девиантного поведения подростков 9
В раздел основное общее образование