"Пейзажная лирика А.Фета".
Конспект урока
Автор: Соловьева Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы, Средняя школа №52, Город ярославль
В раздел основное общее образование
Конспект урока литературы в 6 классе
Тема: « Пейзажная лирика А.Фета»
Учитель: Соловьева Юлия Сергеевна
Цель урока
: раскрыть учащимся жизнеутверждающее начало в лирике поэта, ее чувственный характер и утонченный психологизм, метафоричность, способность запечатлеть неуловимое.
Задачи урока
: Обобщить знания об особенностях пейзажной лирики Ф.И.Тютчева Пробудить интерес к личности и творчеству А.Фета В ходе анализа стихотворения раскрыть особенности изображения природы в лирике А.Фета: мимолетность, неуловимость впечатлений, эстетизацию конкретной детали, метафоричность, гармоничность и музыкальности поэтической речи Воспитывать внимательное отношение к слову Развивать культуру восприятия лирических произведений, ассоциативное мышление, творческое воображение Совершенствовать навык выразительного чтения, устной речи
Ход урока.
1 этап
. Организационный.
2 Этап
. Подведение итогов изучения лирики Ф.И.Тютчева. -Мы продолжаем разговор о пейзажной лирике русских поэтов. Какие особенности изображения природы в лирике Ф.Тютчева мы отметили? (Природа в лирике поэта одухотворена, наполнена звуками, красками, ароматами, живет удивительной жизнью. Поэту интересны переходные состояния, созвучные противоречивым чувствам в душе лирического героя) -Расскажите наизусть понравившееся вам стихотворение, попытайтесь передать настроение лирического героя. (Оцениваем 2-3 ответа учащихся)
3 этап
. Проверка домашнего задания. Подготовка к объяснению нового материала. - Какие миниатюры написали вы, наблюдая за природой? (Оцениваем работы учеников: насколько понятны чувства автора, какие средства выразительности использовали.)
4 этап
. Тема урока. Слово о поэте. -Как сложно бывает подобрать слова, чтобы выразить свое настроение, гамму переполняющих тебя чувств. Удивительно тонко раскрывает оттенки настроения и замечает детали окружающей нас природы другой лирик 19 века – Афанасий Афанасьевич Фет.(1820-1892). Критик В.Г.Белинский в 1943 году так характеризовал его: «Из всех живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет». В чем уникальность поэта, попытаемся понять, обратившись к его пейзажной лирике. Запишите тему урока и эпиграф. - Посмотрите на портрет А.А.Фета, что можно сказать об этом человеке? (Внимательный, серьезный взгляд, образованный человек, с чувством собственного достоинства, строгий.) Что вам известно о поэте? - Послушайте рассказ о судьбе А.А.Фета и запишите, что удивило, оказалось неожиданным.
Слово о поэте.
Афанасий Афанасьевич Фет родился в ноябре 1820 года в усадьбе Новоселки Мценского уезда. Поэт прожил долгую, но трудную жизнь. Литературная судьба тоже не была легкой: известна лирика поэта, значительно меньше проза, переводы, заметки о мировой поэзии. Отец поэта Афанасий Неофитович Шеншин, богатый и просвещенный помещик, женился на немке Шарлотте Фет после рождения сына. Узнав об этом факте, духовные власти лишили мальчика права на дворянство и фамилии отца. Почти всю жизнь поэт переживал из-за своего двойственного положения, но старался вернуть и титул, и фамилию. Фет признавался, что из детства он вынес только «интриги челяди, суровость отца, беззащитность матери и тренирование в страхе изо дня в день» После обучения в немецкой школе-пансионе в 1838 году Афанасий Афанасьевич поступил в Московский университет на словесное отделение философского факультета, где изучал историю мировой культуры, писал стихи. Здесь Фет познакомился с талантливыми молодыми поэтами : Аполлоном Григорьевым, Яковом Полонским. Уде в 1840 году Фет опубликует первый сборник «Лирический пантеон», а через два года станет активным автором журналов «Москвитянин», «Отечественные записки». В публикации букву е в фамилии автора заменили на букву е, но поэт принял такое написание как псевдоним. Чтобы получить дворянский титул, в 1845 году Фет поступил на военную службу в провинциальный полк. Это время творческого рассвета поэта: в 1850 году Москва восторженно встретит сборник «Стихотворения». В 1853 году Фет перевелся в привилегированный гвардейский полк и получил возможность чаще бывать в Петербурге. Там он познакомился с Н.А.Некрасовым, И.С.Тургеневым, Л.Толстым. Дружба с этими людьми обогатила поэта.
В 1858 году в чине штаб-ротмистра поэт ушел в отставку, купил имение в Мценском уезде, решил посвятить себя сельскому хозяйству. С 1867 года Афанасий Афанасьевич занимает почетную должность мирового судьи. Здесь поэт проживет со своей женой Марией Боткиной, сестре известного врача, 17 лет, здесь и получит приказ о возвращении ему дворянского титула в 1973 году. Трудно представить литературную жизнь Москвы 19 века без Фета, хотя огромный успех лирика имела лишь в узких кругах. О нем пишут крупнейшие критики, в его доме на музыкальных вечерах бывали знаменитые люди Красота, естественность искренность поэзии доходят в стихах поэта до совершенства, произведения привлекают образностью, музыкальностью. Не случайно на стихи Фета П.И.Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов напишут романсы, завоевавшие широкую известность. «Это не просто поэт, а поэт-музыкант», - говорил о Фете П.И.Чайковский. Жизнь природы и души человека, скрытые от невнимательного глаза, отражаются в стихах Фета в приближении весны, увядании осени, морозном зимнем дне и темном лесу, в неуловимых, мимолетных движениях и впечатлениях. - Что нового вы узнали о поэте?(Поэт, публицист, прозаик)
5 этап
. Первичное восприятие произведений поэта. - Какие стихи Фета известны вам? О чем они? Знакомство со стихотворениями «Я пришел к тебе с приветом…», « Уснуло озеро», «Печальная береза», «Чудная картина..», «Кот поет, глаза прищуря.» Даже в картинах увядания природы поэт видит красоту, поэтизирует детали, которые рождают светлые, жизнеутверждающие чувства
6 этап. Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
- Как вы думаете, о чем стихотворение, начинающееся со слов «Ель рукавом мне тропинку завесила..»? (О сказке, о лесе, о любовании природой) Послушайте стихотворение и подумайте, насколько оправдались ваши ожидания. (Учитель читает стих-е. Ожидания оправдались все сразу: очень противоречивое настроение, гамма чувств: смятение, радость, страх, веселье, грусть) - О каком времени года идет речь? (Осень: листья мертвые – метафорический эпитет, просторечная глагольная форма «все гудет» в пустом лесу) -Какие слова помогают понять смешанные чувства героя в осеннем лесу? («жутко» –« все гудет и колышется»,» грустно» - один, «весело» – живая
природа, «я ничего не пойму» – все смешалось в природе, в душе, заблудился. Обращаем внимание на просторечную форму глагола гудет) -Какие приемы позволяют нам услышать лесные звуки? ( Повтор слова «ветер», звукопись, чередование коротких и длинных строк, перекрестная рифма) - Посмотрите, как много подробностей, деталей в описании. Они помогают создать общую картину, как в кинематографе, кадрами. -Каким размером написано произведение? (/ - - трехсложным размером стиха – дактилем., позволяющим ощутить движение, шум ветра) -Когда наступает перелом настроения? («ЧУ» - устаревшее междометие призывает прислушаться , звучит рог – «медный глашатай» - метафора. ) - Когда можно услышать рог? (На охоте, значит близко люди) - Кого называли глашатаями? (Вестники при дворах королей, крупных феодалов, герою возвещает, что он выбрался из чащи.) - Какие слова передают радостное, торжественное чувство героя? («Взывающий», «сладостен», «зов») - Как подчеркивается сила радости? (Восклицательными знаками, безразличием к мертвым листьям.) - Посмотрите, начавшееся со смятения, тревоги, стихотворение носит оптимистический характер, не оставляет мрачного ощущения. Какой мы увидели природу в произведении? (Живой, красивой, страшной, таинственной, веселой, непостоянной, изменчивой, многообразной) Критик А.В.Дружинин справедливо отмечал: «Сердце читателя волнуется от умения поэта ловить неуловимое». - Какие средства выразительности помогли нам это понять? (Повторы слов, метафоры, звукопись, детали описания) -Напишите, о чем позволяет задуматься это произведение? (Даже когда ты один и тебе нелегко, выход есть, нужно только услышать спасительный рог, не паниковать.)
- Послушайте музыкальный фрагмент произведения П.И.Чайковского и скажите, каким строкам стихотворения А.Фета оно созвучно. (Слушают «Осень» П.И. Чайковского, обсуждают.) - Представьте, что вам поручили создать иллюстрацию к стихотворению. Что вы изобразите на полотне, какие краски используете?
7 этап
. Обучение выразительному чтению. - Прочитайте текст, выделяя ключевые слова так, чтобы мы поняли многообразие чувств лирического героя, увидели неуловимое в пейзаже. (Ученики читают, оцениваем.)
8 этап
. Итоги. Домашнее задание. -Что нового вы узнали на уроке? -Какие особенности изображения природы А.Фетом вы увидели? (Мимолетность, неуловимость впечатлений, эстетизацию конкретной детали, метафоричность, гармоничность и музыкальности поэтической речи) - Действительно, Критик А.В.Дружинин отмечал: «Сердце читателя волнуется от умения поэта ловить неуловимое.» -Дома прочитайте самостоятельно стихотворения А.Фета «Еще, майская ночь!», «Учись у них, у дуба, у березы…» и продумайте ответы на вопросы в учебнике. Спасибо за работу. До свидания.
В раздел основное общее образование