"Методическая копилка"
Задания для школьного тура олимпиады по биологии 7 - 11 класс
Автор: Дмитриева Римма Михайловна, учитель биологии, МКОУ МСШ №2, с. Мильково Камчатский край
В раздел основное общее образование
Задания для школьного тура олимпиады по биологии для учащихся 11 классов
2015 – 2016 учебный год.
Часть 1. Выбрать один правильный ответ из четырех
.
Максимальное количество
баллов, которое можно набрать – 45 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.
Наука, изучающая закономерности функционирования организма, называется: а) эмбриология; б) анатомия; в) физиология; г) общая биология.
2.
Элементарной единицей эволюции считается: а) вид; б) популяция; в) семейство; г) особь.
3.
Относительное постоянство внутренней среды организма называется: а) обмен веществ; б) саморегуляция; в) рефлекторность; г) гомеостаз.
4.
С помощью метода меченых атомов можно: а) выделить вещество разной плотности; в) проследить путь веществ в организме; б) вызывать мутацию генов; г) определить взаиморасположение органелл клетки.
5.
К самовоспроизводящимся молекулам относятся молекулы: а) белков; б) ДНК и РНК; в) только РНК; г) углеводов.
6.
Антитела – это: а) белки; б) липиды; в) углеводы; г) нуклеиновые кислоты.
7.
В случае усталости для быстрого восстановления сил необходимо съесть: а) горсть витамина С; б) яичницу с колбасой; в) смесь орехов с сухофруктами; г) кусок сала.
8.
Участвует в проведении нервного импульса: а) натрий; б) магний; в) фосфор; г) железо.
9.
Прочность покровных тканей грибов обеспечивает: а) целлюлоза; б) гликоген; в) крахмал; г) хитин.
10.
Основой клеточных мембран являются: а) воск; б) фосфолипиды; в) стеролы; г) углеводы.
11.
В свертывании крови участвует фибрин. Это - : а) гормон; б) фермент; в) сократительный белок; г) структурный белок.
12.
Аминокислотой не является: а) лейцин; б) тимин; в) валин; г) аспарагин.
13
. У арктических животных основную терморегуляцию и запасающую функцию выполняют: а) белки; б) углеводы; в) липиды; г) все перечисленные соединения.
14.
Наиболее богаты углеводами клетки: а) крови; б) печени; в) костные; г) нервные.
15
. Ферментом является: а) каталаза; б) инсулин; в) фибрин; г) гемоглобин.
16
. Урацил – комплементарен: а) тимину; б) аденину; в) гуанину; г) цитозину.
17.
Эукариоты – это организмы, в клетках которых: а) ядерное вещество не отделено от цитоплазмы; б) одна кольцевая хромосома; в) отсутствуют многие органоиды; г) ядро отделено от цитоплазмы.
18
. Скорость химических реакций в клетке изменяют белки, выполняющие функцию: а) информационную; б) гуморальную; в) каталитическую; г) сигнальную.
19
. Эмбриональное развитие млекопитающего начинается с: а) гаструляции; б) образования зиготы; в) формирования бластулы; г) формирования гамет.
20.
Какие гаметы образует дигомозиготный организм с доминантными по каждой паре признаками: а) АВ; б) Ав; в) аВ; г) ав.
21.
Какой закон проявляется при скрещивании, если известно, что исследуемые гены расположены в одной хромосоме: а) расщепления признаков; б) сцепленного наследования; в) независимого наследования; г) гомологичных рядов.
22
. Бактерии гниения по типу питания относят к: а) хемосинтетикам; б) фотосинтетикам; в) сапрофитам; г) симбионтам.
23
. Папоротники, в отличие от мхов: а) являются автотрофами; б) размножаются спорами; в) относятся к многолетним растениям; г) имеют придаточные корни.
24.
У какой группы животных транспорт питательных веществ по организму осуществляет кровеносная система: а) плоские черви; б) кольчатые черви; в) кишечнополостные; г)круглые черви.
25
. Млечные железы млекопитающих в процессе эволюции образовались из: а) потовых желез; б) сальных желез; в) подкожно-жировой клетчатки;г) кровеносных капилляров.
26.
Сигналом к наступлению сезонных явлений в жизни птиц служит изменение: а) температура окружающей среды; б) атмосферного давления; в) длины светового дня; г) влажности воздуха.
27
. На подготовительном этапе энергетического обмена: а) синтезируются молекулы АТФ; б) энергия запасается в молекулах углеводов; в) вся энергия рассеивается в виде тепла; г) энергия расходуется на синтез полимеров.
28.
Размножение некоторых насекомых путем партеногенеза способствует: а) повышению жизнеспособности потомства; б) возникновению мутаций; в) снижению числа гомозиготных особей; г) быстрому возрастанию численности животных
29
. Чтобы предупредить развитие рахита у ребенка, следует в его рацион включить: а) белки и аминокислоты; б) витамины группы B; в) витамины D и соли кальция; г) углеводы и липиды.
30.
Каково соотношение по генотипу у гибридов, полученных от скрещивания гетерозиготного и гомозиготного (аа) растений: а) 1:1; б) 1:3; в) 1:2:1; г) 1:3:1.
31
. Колонии шаровых бактерий в форме грозди называются: а) стрептококками; б) стафилококками; в) диплококками; г) бациллы.
32
. Запасные углеводы у растений накапливаются в: а) бесцветных пластидах; б) центриолях; в) клеточном соке; г) митохондриях.
33.
Проведение органических веществ в растениях осуществляется: а) ксилемой; б) флоэмой; в) колленхимой; г) склеренхимой.
34.
Из эктодермы развиваются: а) головной мозг; б) легкие; в) почки; г) печень.
35
. Каким образом проходят через мембрану крупные молекулы: а) путем осмоса; б) путем пассивного транспорта; в) путем фагоцитоза; г) путем пиноцитоза.
36.
Причина модификационной изменчивости признаков изменение: а) генов; б) условий среды; в) хромосом; г) генотипа.
37
. Для первой фазы мейоза характерен процесс: а) конъюгации; б) биосинтеза белка; в) репликации; г) синтез АТФ.
38.
Развитие на теле людей большого количества волосяного покрова называется: а) ароморфозом; б) регенерацией; в) атавизмом; г) идиоадаптацией.
39.
К какой группе доказательств эволюции относятся гомологичные органы: а) эмбриологических; б) палеонтологических; в) сравнительно-анатомических; г) генетических.
40.
В синтезе АТФ
не
участвует такая структура клетки как: а) ядро; б) цитоплазма; в) митохондрии; г) хлоропласты.
41.
Мужская гетерогаметность характеризуется для: а) бабочек; б) птиц; в) млекопиатющих; г) все ответы верны. 42. Плод киви – это: а) ягода; б) тыквина; в) многокостянка; г) многосемянная коробочка.
43
. Формула цветка О (2)+2 Т 3 П 1 характерна для растений семейства: а) пасленовых; б) злаковых; в) лилейных; г) мотыльковых (бобовых).
44.
Отец не может передать сыну такой признак, как: а) голубой цвет глаз; б) фенилкетонурию; в) светлые волосы; г) дальтонизм.
45.
Генетическая информация в РНК кодируется последовательностью: а) фосфатных групп; б) сахарных групп; в) нуклеотидов; г) аминокислот.
Часть 2
. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать
– 20
(по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1.
Корнеплод имеется у:
1) ириса;
2) свеклы;
3) топинамбура;
4) гладиолуса;
5) репы.
а) 2,5; б) 2,3,5; в) 1,3,4; г) 1,2,5; д) 2,3,4.
2. Бактерии являются возбудителями болезней:
1) чума;
2) холера;
3) амебная дизентерия;
4) оспа;
5) туберкулез.
а) 1,2,3; б) 1,2,5; в) 2,3,4; г) 2,3,5; д) 2,4,5
3. Четырехкамерное сердце встречается у представителей классов:
1) костные рыбы;2) земноводные;
3) пресмыкающиеся; 4)птицы;
5) млекопитающие.
а) 1,2; б) 1,2,3; в) 2,3; г) 2,3,4; д) 3,4,5.
4. Для осуществления свертывания крови необходимы вещества:
а) калий;
2) кальций;
3) протромбин;
4) фибриноген;
5) гепарин.
а) 1,2,3; б) 2,3,4; в) 2,3,5; г) 1,3.4; д) 2,4,5.
5. Для условных рефлексов характерно то, что они:
1) врожденны;
2) стереотипны;
3) исчезают и возникают в течение онтогенеза;
4) возникают на основе условных;
5) индивидуальны.
а) только 1,2; б) только 2,3; в) только 1,3,4; г) только 3,4,5; д) 1,2,4,5.
6. В состав среднего уха входит:
1) молоточек;
2) слуховая (евстахиева) труба; 3) полукружные каналы;
4) наружный слуховой проход;
5) стремя.
а) 1,2,3; б) 1,3,4; в) 1,2,3; г) 1,3,5; д) 1,2,3,5.
7. Плазматическая мембрана участвует:
1) во взаимодействии клеток;
2) в избирательном транспорте веществ;
3)хранении генетической информации; 4) в биосинтезе белка;
5) фагоцитозе.
а) только 1,2; б) только 1,3; в) 2,4,5; г) 1,2,5; д) 2,3,4,5.
8. ДНК в клетке эукариот находится в:
1) цитоплазме;
2) ядре;
3) митохондриях; 4) лизосомах; 5) рибосомах
.
а) 1,2,3,5; б) 1,2,4; в) 2,3; г) 2,5; д) только 2.
9. В молекуле ДНК комплементарными являются следующие пары нуклеотидов:
1) А – Т;
2) А – Г;
3) А – Ц;
4) А – У;
5) Г – Ц.
а) 1,2; б) 2,3; в) 1,5; г) 2,4; д) 1,4,5.
10. Мутационная изменчивость :
1) необратима;
2) возникает под действием внешних условий среды; 3)не связана
с изменением генотипа; 4) наследуется; 5) может быть полезной.
а) только 1,3; б) только 2,5; в) 1,3,4; г) 2,3,4; д) 1,2.4,5.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых
следует либо согласиться, либо отклонить
.
Максимальное количество баллов,
которое можно набрать – 30 баллов (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Придаточные корни растут от стебля. 2. Рудименты органы утратившие свое значение. 3. Выход растений на сушу – идиоадаптация. 4. Адреналин расширяет просвет кровеносных сосудов. 5. Смена одного сообщества другим называется сукцессией.
6. Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. 7. Микориза – это грибковое заболевание. 8. Фагоцитоз – уничтожение одних клеток другими. 9. Люди, обладающие группой крови IV (АВ) являются при ее переливании универсальными донорами. 10. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков. 11. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у плоских червей. 12. Мирацидий печеночного сосальщика обитает в воде. 13. В отличие от птиц, у млекопитающих кора больших полушарий развита лучше. 14. В регуляции работы желез внутренней секреции принимает участие только нервная система. 15. Венами называют сосуды, по которым течет венозная кровь. 16. Растения поглощают углекислый газ только на свету. 17. Вдох у человека осуществляется без затрат энергии в виде АТФ. 18.Относительно большое количество рибосом наблюдается в клетках, специализирующихся на образование белков. 19.Увеличение содержания углекислого газа в атмосфере может быть причиной кислотных дождей. 20.Споры мхов прорастают в многоклеточный гаметофит. 21. Основной признак двудольных – наличие двух семядолей в зародыше семени. 22. Пластический обмен – это распад органических веществ с выделением энергии. 23.Чечевички расположены в кожице. 24. Восстановление животным утраченных частей тела называется регенерацией. 25. Кровь – это жидкая соединительная ткань 26. Растительные клетки способны к пино- и фагоцитозу. 27. Гладкие мышцы способны быстро сокращаться. 28. Митохондрии – органоиды клетки, где происходит синтез белка. 29. В крови у моллюсков содержится медь. 30. Гидатофиты – растения полностью погружаются в воду.
Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления
соответствия. За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимальное количество
баллов, которое можно набрать – 15 баллов.
Задание 1.
Установите соответствие между веществами, их строением и функциями.
Функции
Вещества
А. Состоят из аминокислот. 1) ДНК Б. Содержат информацию о признаке 2) белки В. Состоят из нуклеотидов Г. Выполняют защитную, строительную ферментативную функцию Д. Способна к репликации Е. Воплощают признаки Ж. Состоят из двух антипараллелных цепей З. Могут образовывать комплекс из нескольких единиц.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
Задание 2. Установите соответствие между названием организма и его признаками
.
Признаки организма
Название организма
А. Относится к автотрофам 1) пеницилл Б. Размножается спорами 2) хламидомонада В. Образует плесень Г. Имеет гаметы со жгутиками Д. Многоклеточный организм
Е. Может выделять кислород.
А
Б
В
Г
Д
Е
Задание 3. Установите соответствие между функцией отдела нервной системы
человека и отделом, выполняющим данную функцию
.
Функции отделов нервной системы
Отдел нервной системы
А. Регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы 1) продолговатый мозг Б. Отвечает за выработку условных рефлексов 2) кора головного мозга В. Содержит дыхательный центр Г. Анализирует зрительные и слуховые раздражения Д. Запускает реакции кашля и чихания Е. Контролирует тонкие движения пальцев.
А
Б
В
Г
Д
Е
Задание 4. Установите последовательности географического видообразования
. А. Возникновение мутаций в изолированных популяциях. Б. Возникновение территориальной изоляции между популяциями одного вида. В. Сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в новых условиях. Г. Утрата особями разных популяций способности скрещиваться.
Задание 5. Установите правильную последовательность процессов,
происходящих во время митоза
. А. Распад ядерной оболочки. Б. Утолщение и укорочение хромосом. В. Выстраивание хромосом в центральной части клетки. Г. Начало движения хромосом к центру. Д. Расхождение хроматид к полюсам клетки. Е. Формирование новых ядерных оболочек.
Ответы на задания школьного тура олимпиады по биологии для 11 класса
2015 – 2016 учебный год.
Часть 1. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Мах – 45 баллов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1 -10
в
б
г
в
б
а
в
а
г
б
11 -20
г
б
в
б
а
б
г
в
б
а
21 - 30
б
в
г
б
а
в
в
г
в
а
31 - 40
б
а
б
в
в
б
а
в
в
а
41 -45
в
а
б
г
в
Часть 2. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Мах -20 баллов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
а
б
д
б
г
в
г
в
в
д
Часть 3. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Мах – 30 баллов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
да да нет нет да да нет да нет да
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
нет да да нет нет да нет да нет да
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
да нет нет да да нет нет да да да
Часть 4. За каждое правильное соответствие – 0,5 балла. Мах -15 баллов.
Задание 1. (мах. 4 балла).
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
2 1 1 2 1 1 1 2
Задание 2 (мах.3 балла)
А
Б
В
Г
Д
Е
2 1 1 2 1 2
Задание 3 (мах. 3 балла).
А
Б
В
Г
Д
Е
1 2 1 2 1 2
Задание 4
(мах. 2 балла).
1
2
3
4
б а в г
Задание 5 ( мах. 3 балла).
1
2
3
4
5
6
Б А Г В Д Е
Максимальное количество баллов за всю работу – 110 баллов.
Задания для школьного тура олимпиады по биологии для учащихся 10 классов
2015 – 2016 учебный год.
Часть 1. Выбрать один правильный ответ из четырех
.
Максимальное количество
баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.
Органоиды, имеющиеся в клетках и прокариот и эукариот: а) эндоплазматическая сеть; б) митохондрии; в) лизосомы; г) рибосомы.
2.
Генетическая информация в РНК кодируется последовательностью: а) фосфатных групп; б) сахарных групп; в) нуклеотидов; г) аминокислот.
3.
Мужская гетерогаметность характеризуется для: а) бабочек; б) птиц; в) млекопитающих; г) все ответы верны.
4.
Кровь в аорту поступает из: а) правого желудочка сердца; б) левого предсердия; в) левого желудочка сердца; г) правого предсердия..
5.
Формула цветка О (2)+2 Т 3 П 1 характерна для растений семейства: а) пасленовых; б) злаковых; в) лилейных; г) мотыльковых (бобовых).
6.
К прокариотам относятся: а) водоросли; б) простейшие; в) грибы – паразиты; г) цианобактерии.
7.
Плодовитое потомство при скрещивании дают животные одного: а) вида; б) рода; в) семейства; г) типа.
8.
Какой кровью снабжаются клетки тела позвоночных животных: а) смешанной; б) венозной; в) артериальной; г) насыщенный углекислым газом.
9.
Случаи рождения людей с хвостом – это пример: а) регенерации; б) идиоадаптации; в) рудимента; г) атавизма.
10.
Заболевание СПИДом вызывают: а) простейшие; б) бактерии; в) вирусы; г) бактериофаги.
11.
Рост стебля дерева в толщину происходит за счет деления клеток: а) древесины; б) сердцевины; в) камбия; г) лубяных волокон.
12.
В грудной полости у человека располагается: а) желудок; б) печень; в) трахея; г) поджелудочная железа.
13.
Функцию накопления желчи в клетке печени выполняет: а) лизосома; б) вакуоль; в) комплекс Гольджи; г) цитоплазма.
14.
Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс: а) митоза; б) мейоза; в) оплодотворения; г) опыления.
15
. Сожительство двух организмов, из которого оба извлекают пользу, - это: а) хищничество; б) квартиранство; в) конкуренция; г) симбиоз.
16.
Образование нового вида – это результат: а) ароморфоза; б) макроэволюции; в) микроэволюции; г) наследственной изменчивости.
17
. В половом размножении растений участвуют: а) споры; б) вегетативные почки; в) гаметы; г) соматические клетки.
18.
Совокупность генов, которую организм получает от родителей, называют: а) генотипом; б) фенотипом; в) генофондом; г) наследственностью.
19.
Расширение ареала зайца – русака – это пример: а) биологического прогресса; б) ароморфоза; в) дегенерации; г) биологического регресса.
20.
К какой группе по типу питания относят почвенных бактерий гниения: а) хемотрофов; б) сапротрофов; в) фототрофов; г) симбионтов.
21
. Вирусы являются возбудителями: а) сифилиса; б) чумы; в) холеры; г) гепатита.
22
. Какой химический элемент придает красный цвет крови: а) железо; б) йод; в) медь; г) цинк.
23.
Каким образом проходят через мембрану крупные молекулы: а) путем осмоса; б) путем пассивного транспорта;
в) путем фагоцитоза; г) путем пиноцитоза.
24.
Какой органоид имеет собственную ДНК: а) рибосома; б) митохондрии; в) Комплекс Гольджи; г) клеточный центр.
25
.Какой из органоидов относится к двумембранным: а) рибосома; б) комплекс Гольджи; в) лизосома; г) хлоропласт.
26.
Митоз – это деление: а) соматических клеток; б) половых; в) вирусов; г) бактерий.
27.
Репарация – это: а) восстановление ДНК; б) удвоение ДНК; в) передача информации; г) хранение информации.
28.
Какую функцию в клетках выполняют лизосомы: а) транспортную; б) трофическую; в) защитную; г) энергетическую.
29.
Гаметогенез – это: а) образование соматических клеток; б) образование половых клеток; в) размножение вирусов; г) размножение бактерий.
30.
Метаболизм – это: а) обмен веществ и превращение энергии; б) регулярное снабжение организма пищей; в) поддержание относительного постоянства внутренней среды организма; г) поддержание изменчивости во внутренней среде организма.
31.
К формам бесполого размножения относятся: а) почкование; б) партеногенез; в) слияние двух половых клеток; г) все перечисленные формы.
32.
Симбиотические отношения характерны для пары видов: а) водоросли и гриба; б) заяц и волк; в) аскарида и человек; г) лиса и сова.
33.
Сколько типов гамет образуют дигетерозиготные особи: а) один; б) два; в) четыре; г) двенадцать.
34.
Эволюционный процесс, связанный с идиоадаптацией: а) появление цветка; б) выход растений на сушу; в) формирование колючек у кактусов; г) появление тканей у растений.
35.
Гормон, который участвует в регуляции содержания сахара в крови, вырабатывается в железе: а) щитовидной; б) молочной; в) поджелудочной; г) слюнной.
Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти
возможных, но требующих предварительного множественного выбора.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 20 (по 2 балла за каждое
тестовое задание).
1.
Растениям семейства бобовых характерно:
1) плод боб;
2) наличие клубеньковых бактерий на корнях;
3) простые листья;
4) соцветие головка;
5) соцветие корзинка.
а) 1,2,3; б) 1,4; в) 2,3; г) 1,2,4; д) 3,4,5.
2. Сходство клеток грибов и растений в том, что они имеют:
1) гетеротрофное питание;
2) размножение спорами; 3) наличие гликогена;
4) растут в течение жизни;
5) соматическое поглощение воды и минеральных
солей.
а) 1,2,5; б) 1,3,4; в) 2,4,5; г) 1,2; д) 1,3,5.
3. Из перечисленных признаков выберите те, которые характерны для растений:
1) наличие хлорофилла в клетках;
2) хитинизированная клеточная стенка;
3) запасное вещество – крахмал;
4) клеточная стенка содержит целлюлозу;
5) автотрофный способ питания.
а) 1,3,4,5; б) 2,3,4,5; в) 1,4,5; г) 1,2.3; д) 3,4.
4. К автотрофным организмам относятся:
1) эвглена; 2) хламидомонада; 3) хлорелла; 4) пеницилл (зеленая плесень);
5) ламинария.
а) 1,3,5; б) 2,3,4; в) 2,3,5; г) 3,4,5; д) 1,4.
5. Бактерии являются возбудителями болезней:
1) чума;
2) холера;
3) амебная дизентерия;
4) оспа;
5) туберкулез.
а) 1,2,3; б) 1,2,5; в) 2,3,4; г) 2,3,5; д) 2,4,5.
6. У пресмыкающихся газообмен может осуществляться через:
1) легкие;
2) жабры;
3) поверхность кожи головы;
4) выросты слизистой
оболочки в ротовой полости;
5) пилорические выросты в кишечнике.
а) 1,2; б) 1,3; в) 1,4; г) 1,5; д) 1,2,5.
7. В молекуле ДНК комплементарными являются следующие пары нуклеотидов:
1) А – Т;
2) А – Г;
3) А – Ц;
4) А – У;
5) Г – Ц.
а) 1,2; б) 2,3; в) 1,5; г) 2,4; д) 1,4,5.
8. Корнеплод имеется у:
1) свеклы;
2) моркови;
3) топинамбура;
4) гладиолуса;
5) репы.
а) 2,4,5; б) 1,2,5; в) 1,3,4; г) 3,4; д) 2,3,4.
9. Укажите особенности строения эритроцитов:
1) красные;
2) зрелые, без ядра; 3) образуются в селезенке;
4) имеют ядро;
5) содержат гемоглобин.
а) 2,3,4; б) 2,3; в) 1,4,5; г) 4,5; д) 1,2,5.
10. Кости, образующие коленный сустав:
1) бедренная кость;
2) большая берцовая; 3) малая берцовая;
4) запястная,
5) таранная.
а) 1,2,3; б) 4,5; в) 1,3,5; г) 2,4; д) 1,2.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых
следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов,
которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков. 2. Фотосинтез происходит во всех клетках зеленых растений. 3. Если цветки имеют только пестики, то его называют женским. 4. Обычно у пасленовых завязь образована тремя плодолистиками. 5. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у плоских червей. 6. Мирацидий печеночного сосальщика обитает в воде. 7. Человек является промежуточным хозяином в жизненном цикле лошадиной аскариды. 8. В отличие от птиц, у млекопитающих кора больших полушарий развита лучше. 9. В дикой природе обезьяны в Европе не обитают. 10. У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с когтями для лазания по деревьям. 11. Наиболее вероятно, что головастик лягушки с удаленной в ходе эксперимента щитовидной железой продолжит нормальный метаморфоз. 12. Люди, обладающие группой крови IV (АВ) являются при переливании универсальными донорами. 13. Водородные связи участвуют в образовании первичной структуры белка. 14. Все прокариоты – микроорганизмы. 15. Хромосомы являются ведущими компонентами клетки в регуляции всех обменных процессов. 16. В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только один триплет (кодон). 17. Зародыш семени на самых ранних прорастания гетеротрофен. 18. Все представители типа Хордовые раздельнополые животные. 19. Увеличение содержания углекислого газа в атмосфере может быть причиной кислотных дождей. 20. У всех животных организмов одни и те же триплеты кодируют одинаковые аминокислоты. 21. В сообществах на дне Мирового океана существует пищевые цепи пастбищного типа.
22. Партеногенез – это бесполый способ размножения. 23. Смена одного сообщества другим называется сукцессией. 24. Пластический обмен – это распад органических веществ с выделением энергии. 25. Наиболее вероятно, что эволюция покровов у беспозвоночных шла в направления развития мерцательного эпителия в плоский эпителий.
Часть 4. Задание1. Вам предлагаются тестовые задания. На каждый вопрос можно
дать несколько правильных ответов ( от нуля до пяти). Ответ оценивается в 0,5
балла.
1.В защите организма человека от вирусной инфекции принимает участие:
а) интерферон; б) антитела; в) Т-киллеры; г) Т-супрессоры; д) фибробласты.
2. В растительной клетке двойную мембрану имеет:
а) ядро; б) митохондрия; в) лизосома; г) вакуоль; д) хлоропласт.
3. В клетках растений наследственную информацию могут хранить:
а) ядро; б) митохондрии; в) хлоропласты; г) хромопласты; д) лейкопласты.
4. Из названных белков транспортную функцию могут выполнять:
а) гемоглобин; б) миоглобин; в) сывороточный альбумин; г) миозин; д) химотрипсин.
5. Относятся к идиоадаптациям:
а) мимикрия; б) покровительственная окраска; в) предостерегающая окраска; г) половой диморфизм; д) паразитизм.
6. Бактерии вызывают заболевания:
а) возвратный тиф; б) сыпной тиф; в) малярию; г) туляремию; д) гепатит.
Задание 2. Определите хронологическую последовательность биологических
открытий.
А) Клеточное ядро. Б) Световой микроскоп. В) Клетка. Г) Электронный микроскоп. Д) Эндоплазматическая сеть
Задание 3
. Установите соответствие между организмами и способами их питания.
Организмы
Способы питания
А. Инфузории 1) автотрофный Б Сине-зеленые водоросли. 2) гетеротрофный В.Мухомор. Г. Тополь Д Дождевой червь Е. Хлорелла
Задание 4
. Установите соответствие между химическим веществом и признаками.
Признаки
Вещества
А.Основной строительный материал клетки 1) нуклеиновые кислоты Б. Имеют ферментативную функцию 2) белки В. Несут генетическую информацию Г. Синтезируются в ядре клетки. Д Синтезируются на рибосомах. Е. Состоят из нуклеотидов.
Ответы на задания школьного тура олимпиады по биологии для 10 класса
2015 – 2016 учебный год.
Часть 1. За каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Мах – 35 баллов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1 - 10
г в в в б г а в г в
11 - 20
в в в б г в в а а б
21 - 30
г а в б г а б б б а
3 1- 35
а а в в в
Часть 2. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Мах – 20 баллов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
г
в
а
в
б
в
в
б
д
а
Часть3. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Мах – 25 баллов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
да
нет
да
нет
нет
да
нет
да
нет
да
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
нет
нет
нет
да
да
нет
да
нет
нет
нет
21
22
23
24
25
да
нет
да
нет
да
Часть 4. Задание 1. За каждое правильное соответствие – 0,5 балла. Мах – 18,5
баллов.
1
2
3
4
5
6
абв
абд
абвгд
авг
абв
абг
Задание 2. Мах – 2,5 балла.
1
2
3
4
5
Б В А Г Д
Задание 3. Мах – 3 балла.
А
Б
В
Г
Д
Е
2
1
2
1
2
1
Задание 4. Мах – 3 балла.
А
Б
В
Г
Д
Е
2
2
1
1
2
1
Максимальное количество баллов – 98, 5 баллов.
10 класс - 98,5 баллов
98,5 – 83,5 –I место
82,5 – 73,5 –II место
72,5 – 49 –-III место
Задания для школьного тура олимпиады по биологии для учащихся 9 классов
2015– 2016 учебный год.
Часть 1. Выбрать один правильный ответ из четырех
.
Максимальное количество
баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1
1
. Какая наука изучает многообразие организмов и распределение их по группам: а) генетика; б) зоология; в) систематика; г) палеонтология.
2
. Структурно-функциональной единицей живого является: а) организм; б) клетка; в) ядро клетки; г) молекула ДНК.
3
.Способность организма передавать свои признаки из поколение в поколение называется: а) развитием; б) изменчивостью; в) размножением; г) наследственностью.
4
. Миокард – это: а) околосердечная сумка; б) мышца сердца; в) наружная оболочка сердца; г) внутренняя оболочка сердца.
5.
Кровеносные сосуды в носовой полости служат для: а) обеззараживание бактерий; б) согревание вдыхаемого воздуха; в) увлажнения вдыхаемого воздуха; г) определения запаха.
6.
При недостатке витаминов в организме у человека развивается: а) гипервитаминоз; б) гиповитаминоз; в) авитаминоз; г) усиленное образование его в тканях.
7
. К суставам относится соединение: а) лучевой кости и костей запястья; б) тазовой кости и крестцовых позвонков; в) ребер и грудины; г) шейных позвонков.
8.
Способность организма уничтожать чужеродные вещества: а) выделение продуктов распада; б) саморегуляция; в) иммунная реакция; г) вакцинация.
9.
Регуляторную функцию кровь выполняет благодаря в ней: а) белка фибриногена; б) тромбоцитов; в) гормонов; г) эритроцитов.
10.
Гипотония – это: а) стойкое повышение кровяного давления; б) стойкое понижение кровяного давления; в) понижение частоты пульса; г) повышение частоты пульса.
11.
Кровеносная система у кольчатых червей: а) незамкнутая; б) замкнутая с одним кругом кровообращения; в) замкнутая с двумя кругами кровообращения; г) отсутствует.
12
. Из перечисленных ниже невооруженным глазом можно рассмотреть: а) яйцеклетку курицы; б) нейроны человека; в) клетки мозга слона; г) эритроциты лягушки.
13.
Синтез белка
НЕ
происходит в: а) цитоплазме; б) лизосомах; в) эндоплазматической сети; г) митохондриях.
14.
Из названных организмов к надцарству прокариот относится: а) эвглена зеленая; б) инфузория-туфелька; в) амеба; г) стафилококк.
15.
Отец не может передать такой признак, как: а) голубой цвет глаз; б) фенилкетонурию; в) светлые волосы; г) дальтонизм.
16.
Слюнные железы в ходе эволюции позвоночных впервые появляются у: а) двоякодышащих рыб; б) земноводных; в) пресмыкающихся; г) млекопитающих.
17.
Центры слюноотделения находятся в: а) среднем мозге; б) мозжечке; в) промежуточном мозге; г) продолговатом мозге.
18
. Ионы магния входят в состав: а) гемоглобина; б) инсулина; в) хлорофилла; г) тироксина.
19
.Из названных заболеваний вызывается вирусом: а) холера; б) оспа; в) чума; г) малярия.
20
. Эритроциты, помещенные в гипертонический раствор: а) лопаются, освобождая содержимое в окружающую среду; б) уменьшаются в объеме и сморщиваются; в) сохраняют дисковидную форму за счет активации систем переноса электролитов; г) слипаются (агглютинируют) с образованием осадка.
21.
Промежуточный хозяин в жизненном цикле лошадиной аскариды: а) человек; б) лошадь; в) личинка циклопа; г) отсутствует.
22
. Вазопрессин является гормоном: а) поджелудочной железы; б) гипофиза; в) паращитовидной железы; г) надпочечников.
23.
Вкусовая и обонятельная зоны находятся в: а) лобной доле головного мозга; б) теменной доле головного мозга; в) затылочной доле головного мозга; г) височной доле головного мозга.
24.
Кровь в аорту поступает из: а) правого желудочка сердца; б) левого предсердия; в) левого желудочка сердца; г) правого предсердия.
25.
Первые живые организмы, появившиеся на нашей планете, по способу дыхания и питания были: а) анаэробными фототрофами; б) анаэробными гетеротрофами; в) аэробными хемотрофами; г) аэробными гетеротрофами.
26
. По какому наиболее точному признаку можно отличить гладкие мышечные волокна от поперечно - полосатых: а) по цвету; б) по числу ядер; в) по количеству межклеточного вещества; г) по наличию ресничек.
27
. Участвует в проведении нервного импульса: а) натрий; б) магний; в) фосфор; г) железо.
28.
Колонии шаровых бактерий в форме грозди называются: а) стрептококками; б) стафилококками; в) диплококками; г) бациллы.
29.
Запасные углеводы у растений накапливаются в: а) бесцветных пластидах; б) центриолях; в) клеточном соке; г) митохондриях.
30
. Каким образом проходят через мембрану крупные молекулы: а) путем осмоса; б) путем пассивного транспорта; в) путем фагоцитоза; г) путем пиноцитоза.
31
. Млечные железы млекопитающих в процессе эволюции образовались из: а) потовых желез; б) сальных желез; в) подкожно-жировой клетчатки; г) кровеносных капилляров.
32
. Скорость химических реакций в клетке изменяют белки, выполняющие функцию: а) информационную; б) гуморальную; в) каталитическую; г) сигнальную.
33
. Сигналом к наступлению сезонных явлений в жизни птиц служит изменение: а) температура окружающей среды; б) атмосферное давление; в) длины светового дня; г) влажности воздуха.
34.
Формула цветка Ч 5 Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 характерна для семейства: а) пасленовых; б) розоцветных; в) мотыльковых (бобовых); г) лилейных
35
. Проведение органических веществ в растениях осуществляется: а) ксилемой; б) флоэмой; в) колленхимой; г) склеренхимой.
Часть 2.
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1.
Бактерии являются возбудителями болезней –
1) чума;
2) холера;
3) амебная дизентерия;
4) оспа;
5) туберкулез.
а) 1,2,3; б) 1,2,5; в) 2,3,4; г) 2,3,5; д) 2,4,5.
2. При плазмолизе в растительной клетке:
1) тургорное давление равно нулю; 2) цитоплазма сжалась и отошла от
клеточной стенки; 3) объем клетки уменьшился;
4) объем клетки увеличился; 5) клеточная стенка не может растягиваться.
а) 1,2; б) 1,2,3; в) 1,2,4; г) 2,3,5; д) 2,3,4.
3. В семенах растений могут запасаться:
1) белки;
2) ДНК;
3) крахмал;
4) глюкоза;
5) жиры.
а) 1,2,5; б) 1,2,4; в) 2,4,5; г) 1.3.5; д) 2,3,4.
4. Четырехкамерное сердце встречается у представителей классов:
1) костные рыбы; 2) земноводные; 3) пресмыкающиеся;
4) птицы; 5) млекопитающие.
а) 1,2; б) 1,2,3; в) 2,3; г) 2,3,4; д) 3,4,5.
5. Птенцовыми птицами являются:
1) тетерев; 2) рябчик; 3) орел беркут; 4) волнистый попугай; 5) фазан.
а) 1,2; б) 2,4; в) 2,5; г) 3,4; д) 3,5.
6. Для осуществления свертывания крови необходимы вещества:
1) калий;
2) кальций;
3) протромбин;
4) фибриноген;
5) гепарин.
а) 1,2,3; б) 2,3,4; в) 2,3,5; г) 1,3,4; д) 2,4,5.
7. Растениям семейства бобовых характерно:
1) плод боб;
2) наличие клубеньковых бактерий на корнях;
3) простые
листья; 4) соцветие головка; 5) соцветие корзинка.
а) 1,2,3; б) 1,4; в) 2,3; г)1,2,4; д) 3,4,5.
8. Сходство клеток грибов и растений в том, что они имеют:
1) гетеротрофное питание;
2) размножение спорами;
3) наличие гликогена; 4) растут в течение жизни; 5) соматическое поглощение
воды и минеральных солей.
а) 1,2.5; б) 1,3,4; в) 2,4,5; г) 1,2; д) 2,3,5.
9. К автотрофным организмам относятся:
1) эвглена;
2) хламидомонада; 3) хлорелла; 4) пеницилл (зеленая плесень);
5) ламинария.
а) 1,3,5; б) 2,3,4; в) 2,3,5; г) 3,4,5; д) 1,4.
10. У паукообразных продукты обмена могут выделяться через:
1) антеннальные железы; 2) коксальные железы;
3) максиллярные
железы;
4) протонефридии 5) мальпигиевы сосуды
.
а) 1,4; б) 2,3; в) 2,5; г) 3,4; д) 4,5
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых
следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов,
которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.Придаточные корни растут от стебля. 2. Адреналин расширяет просвет кровеносных сосудов. 3. Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. 4. Микориза – это грибковое заболевание. 5. Фагоцитоз – уничтожение одних клеток другими. 6. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у плоских червей. 7. В регуляции работы желез внутренней секреции принимает участие только нервная система. 8. Артериями называют сосуды, по которым течет артериальная кровь. 9. Восстановление животным утраченных частей называется регенерацией. 10. Кровь – это жидкая соединительная ткань. 11. Митохондрии – органоиды клетки, где происходит синтез белка. 12. Стебли многолетних растений всегда могут выполнять фотосинтезирующую функцию. 13. Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне. 14. Молочнокислые бактерии относятся к сапрофитам. 15. Парасимпатическая нервная система увеличивает секрецию слюны, симпатическая – останавливает.
16. В организме человека углеводы могут синтезироваться из жирных кислот. 17. Наиболее вероятно, что эволюция покровов у беспозвоночных шла в направлении развития мерцательного эпителия в плоский эпителий. 18. У ресничных червей нет анального отверстия. 19. Разделение почки на мозговой и корковый слой делает возможным концентрирование вторичной мочи. 20. Хромосомы являются ведущими компонентами клетки в регуляции всех обменных процессов.
Часть 4. Задание 1. Вам предлагаются тестовые задания. На каждый вопрос
можно дать несколько правильных ответов (от нуля до пяти). Ответ
оценивается в 0,5 балла.
1.В защите организма человека от вирусной инфекции принимает участие:
а) интерферон; б) антитела; в) Т-киллеры; г) Т-супрессоры; д) фибробласты.
2. В растительной клетке двойную мембрану имеет:
а) ядро; б) митохондрия; в) лизосома; г) вакуоль; д) хлоропласт.
3. В клетках растений наследственную информацию могут хранить:
а) ядро; б) митохондрии; в) хлоропласты; г) хромопласты; д) лейкопласты.
4. Мозжечок хорошо развит у:
а) рыб и амфибий; б) рыб и птиц; в) амфибий и рептилий; г)рептилий и млекопитающих; д) птиц и млекопитающих.
5. Из эктодермы формируются:
а) волосы; б) дерма; в) сетчатка; г) молочные железы; д) эпителий легких.
Задание 2. Установите соответствие между признаком растений и группой, для
которой этот признак характерен.
Признак растений
Группа растений
А. Тело представляет собой таллом, или слоевище. 1) низшие Б. Имеют вегетативные и генеративные органы. 2) высшие В. Некоторые содержат светочувствительный глазок. Г. Имеют разнообразные ткани. Д. Живут главным образом в водной среде. Е. Включают одноклеточные организмы.
Задание 3. Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом
пищеварительного канала, в котором он протекает у человека.
Процесс пищеварения
Отдел пищеварительного канала
А. Воздействие желчи на пищевую массу 1) желудок Б. Первичное расщепление белков 2) тонкая кишка В. Интенсивное всасывание 3) толстая кишка Г. Расщепление клетчатки Д. Завершение расщепления белков, углеводов, жиров
Задание 4. Установите, в какой хронологической последовательности появились
основные группы растений на Земле.
А.
Псилофиты (риниофиты
). Б.
Голосеменные.
В.
Семенные папоротники.
Г.
Одноклеточные водоросли.
Д.
Многоклеточные водоросли.
Ответы на задания школьного тура олимпиады по биологии для 9 класса
2015 – 2016 учебный год.
Часть 1. За каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Мах – 35 баллов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1 - 10
в б г б б б а в в б
11 - 20
б а б г г б г в б б
21 - 30
б б а в б б а б а в
3 1- 35
а в в в б
Часть 2. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Мах – 20 баллов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
б
а
г
д
г
б
г
в
в
в
Часть3. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Мах – 20 баллов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
да
нет
да
нет
да
нет
нет
нет
да
да
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
да
нет
да
да
нет
нет
да
да
да
да
Часть 4. Задание 1. За каждое правильное соответствие – 0,5 балла. Мах – 16
баллов.
1
2
3
4
5
абв
абд
абвгд
бд
авг
Задание 2. Мах – 3 балла.
А
Б
В
Г
Д
Е
1
2
1
2
1
1
Задание 3. Мах – 2,5 балла.
А
Б
В
Г
Д
2
1
2
3
2
Задание 4. Мах – 2,5 балла.
А
Б
В
Г
Д
3
5
4
1
2
Максимальное количество баллов – 91 балл.
9 класс – 91 балл
91 – 76 –I место
75 – 60 –II место
59 -45.5 –III место
Задания для школьного тура олимпиады по биологии для учащихся 8 классов
2015 – 2016 учебный год.
Часть 1. Выбрать один правильный ответ из четырех
.
Максимальное количество
баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.
Попадая в кровь, адреналин вызывает: а) сужение всех кровеносных сосудов; б) расширение всех сосудов; в) сужение всех сосудов, кроме сосудов сердца и мозга; г) не оказывает влияния на просвет кровеносных сосудов.
2.
В кровеносных сосудах наименьшее давление в крови: а) аорте; б) артериях; в) артериолах; г) полых венах вблизи сердца.
3.
Кишечные палочки (бактерий) обитают в: а) желудке; б) пищеводе; в) тонком кишечнике; г) полости рта.
4
. Ферменты слюны расщепляют: а) белки; б) углеводы; в) жиры; г) жирорастворимые витамины.
5.
Полость внутреннего уха заполнена: а) жидкостью; б) воздухом; в) желеобразной массой; г) вакуумом.
6.
В каком случае правильно показана последовательность малого круга кровообращения: а) левый желудочек – легочные артерии – капилляры – легочные вены – правое предсердие; б) правый желудочек – аорта – артерии – капилляры – вены – левое предсердие; в) правый желудочек – легочные артерии – капилляры – легочные вены – левое предсердие; г) левый желудочек – аорта – артерии – капилляры – вены – правое предсердие.
7.
В височной доле зоны коры больших полушарий располагается высший отдел: а) вкусового анализатора; б) слухового анализатора; в) зрительного анализатора; г) кожного анализатора.
8.
Разновидностями мышечной ткани являются: а) гладкие, косоисчерченные, сердечные; б) гладкие, косоисчерченные ,поперечнополосатые; в) хрящевые, волокнистые, сердечные; г) гладкие, поперечнополосатые, сердечные.
9.
Задержка дыхания приводит к потере сознания. Это происходит в результате: а) изменения концентрации углекислого газа СО 2 в крови; б) утраты эритроцитами гемоглобина; в) поражения легких; г) высокой потери кислорода О 2 гемоглобином.
10
. Какой из перечисленных организмов можно отнести одновременно к царствам Растений и Животных: а) эвглена зеленая; б) амеба обыкновенная; в) белая планария; г) ламинария.
11
. В каких органоидах растительной клетки протекает процесс фотосинтеза: а) в вакуолях; б) в хлоропластах; в) в хромопластах; г) в митохондриях.
12.
Рептилии в отличие от амфибий имеют: а) костный скелет; б) непостоянную температуру тела; в) сухую кожу;г) легочное и кожное дыхание.
13.
Шейный отдел позвоночника жирафа состоит из: а) 12 позвонков; б) 7 позвонков; в) 10 позвонков; г) 15 позвонков.
14.
Грибы в отличие от животных: а) гетеротрофы; б) запасают гликоген; в) имеют неограниченный рост; г) имеют клеточное строение.
15.
В каком случае правильно показана последовательность цепи питания: а) тля – синица – ястреб – божья коровка – яблоня; б) яблоня – паук – тля – божья коровка – синица – ястреб; в) яблоня – тля – божья коровка – паук – синица – ястреб;
г) яблоня – ястреб – синица – божья коровка – паук – тля.
16
. Видоизменения листьев у кактусов служит приспособлением для: а) защиты от солнечного света; б) улучшения воздушного питания; в) экономии воды; г) улучшения минерального питания.
17.
Каково значение боковой линии у рыб: а) орган осязания; б) орган обоняния; в) орган слуха; г) воспринимает направление и силу течения.
18
. Какую роль выполняет вода в жизнедеятельности клетки: а) растворителя; б) строительную; в) энергетическую; г) защитную.
19
. Какой кровью снабжаются клетки тела позвоночных животных: а) смешанной; б) венозной; в) артериальной; г) насыщенный углекислым газом.
20.
Отделы сложного желудка жвачных млекопитающих расположены в следующей последовательности: а) книжка, сетка, рубец, сычуг; б) рубец, книжка, сычуг, сетка; в) сетка, книжка, сычуг, рубец; г) рубец, сетка, книжка, сычуг.
Часть 2.
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 0,5 балла за правильное соответствие).
1.
Консументами первого порядка являются:
а) синица; б) колорадский жук; в) слизень; г) дятел; д) коала.
2. Растения класса однодольные характеризуются наличием:
а) стержневой корневой системой; б) сетчатое жилкование листа; в) только травянистые жизненные формы; г) мочковатой корневой системой; д) трехчленный цветок.
3. Выберите признаки, характерные для млекопитающих:
а) развит перьевой покров; б) в коже много желез; в) теплокровные животные; г) вскармливают детёнышей молоком; д) глаза без век; е) развит волосяной покров.
4. Бесполое размножение путем почкования или обрыва частей тела встречается у:
а) круглых червей; б) кольчатых червей;в) насекомых; г) моллюсков; д) иглокожих; е) губок.
5. Секрет копчиковой железы предохраняет оперение птиц от намокания. Эта
железа хорошо развита у:
а) бакланов; б) гагар; в) гусей; г) уток; д) цапель.
6. Какие органы выполняют выделительную функцию:
а) пищеварительные железы; б) потовые железы кожи; в) легкие; г) прямая кишка; д) печень; е) почки и другие мочевой системы Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов – 15 (по 1 баллу за каждый правильный ответ). 1. Шишка - это плод ели. 2. Все грибы – гетеротрофы. 3. Развитие густой сети капилляров у дождевых червей связано с кожным типом дыхания. 4. У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с когтями для лазания по деревьям. 5. С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков. 6. Кровь – это жидкая соединительная ткань. 7. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков. 8. Венами называют сосуды, по которым течет венозная кровь. 9. Растения способны усваивать свободный азот.
10. У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у диких предков. 11. Некоторые холоднокровные животные способны произвольно повышать или понижать температуру своего тела. 12. Смена одного сообщества другим называется сукцессией. 13. Растения поглощают углекислый газ только на свету. 14. Основной признак двудольных – наличие двух семядолей в зародыше семени. 15. Наиболее вероятно, что эволюция покровов у беспозвоночных шла в направлении развития мерцательного эпителия в плоский эпителий.
Часть 4. Задание 1. Установите соответствие между насекомыми и типами их
ротового аппарата.
Насекомое
Тип ротового аппарата
А. Комар 1) грызущий ротовой аппарат Б. Саранча 2) сосущий ротовой аппарат В. Крапивница 3) колюще-сосущий ротовой аппарат Г. Капустница Д. Тля Е. Муравей А Б В Г Д Е
Задание 2. Установите соответствие между позвоночными животными и классами,
к которым они относятся.
Позвоночное животное
Класс
А. Аллигатор 1) амфибии Б. Жаба 2) рептилии В. Окунь 3) хрящевые рыбы Г. Летучая мышь 4) костные рыбы Д. Фламинго 5) млекопитающие Е. Скат 6) птицы А Б В Г Д Е
Задание 3. Установите соответствие между признаком организма и царством, для
которого он характерен
.
Признак
Царство
А. Растут в течение всей жизни 1) Растения Б. Активно перемещаются в пространстве 2) Животные В. Питаются готовыми органическими веществами Г. Образуют органические вещества в процессе фотосинтеза Д. Имеют органы чувств Е. Являются основным источником кислорода на Земле. А Б В Г Д Е
Задание 4. Установите, в какой хронологической последовательности
появились основные группы растений на Земле.
А.
Псилофиты (риниофиты
). Б.
Голосеменные.
В.
Семенные папоротники.
Г.
Одноклеточные водоросли.
Д.
Многоклеточные водоросли.
Задание 5. Установите, в какой последовательности располагаются отделы в
позвоночник млекопитающего, начиная с шейного.
1. Поясничный. 2. Грудной.3. Хвостовой. 4. Крестцовый. 5. Шейный.
Задание 6. Установите, последовательность систематических категорий,
характерный для царства растений, начиная с наименьшей.
1) Покрытосеменные. 2) Пасленовые 3) Двудольные 4) Паслен черный 5) Паслен.
Задание 7. Установите последовательность в цикле развития аскариды.
1.Вторичное проглатывание личинок при кашле и их попадание в кишечник. 2. Выход личинок в кровь через стенки кишечника. 3. Попадание яиц аскарид через грязные овощи в организм человека. 4. Попадание личинок в легкие. 5. Половое созревание червей, попадание яиц в почву.
Ответы на задания школьного тура олимпиады по биологии для 8 класса
2015 – 2016 учебный год.
Часть 1. За каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Мах – 20 баллов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1 - 10
в г в б а в б г а а
11 - 20
б в б в в в г а в г
Часть 2. За каждое правильное соответствие – 0,5 балла. Мах – 10 баллов.
1
2
3
4
5
6
бвд
вгд
бвге
бде
бвг
бвге
Часть3. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Мах – 15 баллов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
нет
нет
да
да
нет
да
да
нет
нет
нет
11
12
13
14
15
да
да
да
да
да
Часть 4. Задание 1. За каждое соответствие – 0,5 балла. Мах - 19
баллов.
А
Б
В
Г
Д
Е
3
1
2
2
3
1
Задание 2.
А
Б
В
Г
Д
Е
2
1
4
5
6
3
Задание 3.
А
Б
В
Г
Д
Е
1
2
2
1
2
1
Задание 4. ГДАВБ
Задание 5. 52143
Задание 6. 45231
Задание 7. 32415
Максимальное количество за всю работу – 64 балла.
8 класс – 64 балла
64 – 54 –I место
53 – 43 –II место
42 -32 –III место
Задания для школьного тура олимпиады по биологии для учащихся 7 классов
2015 – 2016 учебный год.
Часть 1. Выбрать один правильный ответ из четырех
.
Максимальное количество
баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.
Грибы в отличие от животных: а) гетеротрофы; б) запасают гликоген; в) имеют неограниченный рост; г) имеют клеточное строение.
2.
Какой из перечисленных организмов можно отнести одновременно к царствам Растений и Животных: а) эвглена зеленая; б) амеба обыкновенная; в) белая планария; г) ламинария.
3.
В каких органоидах растительной клетки протекает процесс фотосинтеза: а) в вакуолях; б) в хлоропластах; в) в хромопластах; г) в митохондриях.
4.
В каком случае правильно показана последовательность цепи питания: а) тля – синица – ястреб – божья коровка – яблоня; б) яблоня – паук – тля – божья коровка – синица – ястреб; в) яблоня – тля – божья коровка – паук – синица – ястреб; г) яблоня – ястреб – синица – божья коровка – паук – тля.
5
. Кишечные палочки (бактерий) обитают в: а) желудке; б) пищеводе; в) тонком кишечнике; г) полости рта.
6.
Какую роль выполняет вода в жизнедеятельности клетки: а) растворителя; б) строительную; в) энергетическую; г) защитную.
7.
Видоизменения листьев у кактусов служит приспособлением для: а) защиты от солнечного света; б) улучшения воздушного питания; в) экономии воды; г) улучшения минерального питания.
8.
Тело грибов образованы: а) мицелием; б) микоризой; в) ризоидами; г) конидиями.
9.
Верхушка оси вегетативной почки представляет собой: а) зачаточный бутон; б) конус нарастания; в) зачаточный лист; г) основание побега.
10.
Дыхание у земноводных осуществляется: а) через жабры; б) через легкие; в) через кожу; г) всеми названными способами.
11
. Органоид, содержащий клеточный сок: а) цитоплазма; б) ядро; в) вакуоль; г) хромосома.
12
. Основная функция столбчатой ткани листа: а) фотосинтез; б) транспирация; в) накопление воды; г) газообмен.
13
. Проведение веществ в корне осуществляется в следующем направлении: а) восходящем; б) нисходящем; в) радиальном (поперечном); г) все ответы верны.
14.
Постоянное деление клеток характерно: а) для образовательной ткани; б) для основной ткани; в) для проводящей ткани; г) для покровной ткани.
15
. Парша и мукор относятся: а) животным; б) грибам; в) растениям; г) бактериям.
16
. Плод сливы: а) орешек; б) коробочка; в) костянка; г) многоорешек.
17
. Примером первичной сукцессии являются: а) мхи – лишайники – травянистые растения; б) лишайники – травянистые растения – мхи; в) лишайники – мхи – травянистые растения; г) травянистые растения – мхи – лишайники.
18.
Сожительство двух организмов, из которого оба извлекают пользу, - это: а) хищничество; б) квартиранство; в)конкуренция; г) симбиоз.
19.
К какой группе по типу питания относят почвенных бактерий гниения: а) хемотрофов; б) сапротрофов; в) фототрофов; г) симбионтов.
20
. Проведение органических веществ растениях осуществляется: а) ксилемой; б) флоэмой; в) колленхимой; г) склеренхимой.
Часть 2
. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответов из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –
10 баллов (по 2 балла за каждое
тестовое задание).
1. В отличие от наземно-воздушной, в водной среде:
1). Нехватка кислорода и солнечного света. 2). Преобладают растения.
3). У животных есть плавники, ласты. 4) Растения представлены водорослями.
5). Жаберное дыхание. 6) Малый видовой состав живых организмов.
а) 2,3,4,5; б) 1,4,5,6; в) 2,4,5; г)1,3,4,5.
2. Свойствами живых организмов считают:
1) Появление ржавчины.
2) Размножение.
3) Электропроводностью
4) Дыхание.
5) Теплопроводность. 6) Растворимость. 7) Рост.
а) 2,4,7; б) 2,4,6; в) 1,4,5; г) 1,3,4,5.
3. К признакам животных относят:
1) Производят органические вещества из неорганических, используя солнечную
энергию. 2) Растут только до определенного возраста.
3) Могут активно
передвигаться. 4) Питаются только готовыми органическими веществами.
5) Растут всю жизнь. 6) Способны к дыханию.
7) Способны к
воспроизведению себе подобных.
а) 1,2,3,4,5,7; б) 2,3,4,6,7; в) 1,4,5; г) 1,3,4,6,7.
4. Какие клеточные структуры присутствуют только у растений:
1)Митохондрии.
2) Хлоропласты, содержащие хлорофилл.
3) Клеточный
центр.
4) Клеточная стенка, содержащая целлюлозу. 5) Эндоплазматическая
сеть. 6) Вакуоль, заполненная клеточным соком.
7) Ядро.
а) 1,3,4,5; б) 2,4,6; в) 1.4,6,7; г) 2,3,4,5.
5. Органами, служащими для вегетативного размножения растений, являются:
1) семя, 2) клубень, 3) корневище,
4) плод,
5) лист.
а) 1,2,5; б) 2,3,5; в) 2,3; г) 1,4.
Задание 3
. Задание на определение правильности суждений, с каждым из которых следует согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальной количество баллов - 15 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). 1. Все живые организмы можно разделить на два царства: Растения и Животные. 2. Орган – это часть организма, выполняющая определенную функцию. 3. В молодых клетках в отличие от старых отсутствует ядро. 4. Реагировать на изменения окружающей среды могут только животные. 5. Эксперимент не является методом изучения природы. 6. Цианобактерии являются фотосинтезирующими автотрофами. 7. Каждая клетка покрыта пленкой – плазматической мембраной. 8. Обмен веществ и энергии – это основное свойство, присущее всем живым организмам. 9. Сообщество толщи воды включает планктон воды и активно плавающие организмы. 10. Вирусы имеют клетку, но не имеют ядро. 11. Гаметофит папоротников способен к фотосинтезу. 12. Шишка – это плод ели. 13. Все грибы – гетеротрофы. 14. Вторичное утолщение стебля типично для покрытосеменных и голосеменных. 15. Развитие густой сети капилляров у дождевых червей связано с кожным типом дыхания.
Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления
соответствия. За каждое правильное соответствие – 0,5 балла. Мах – 10 баллов.
Задание 1. Установите соответствие между органоидом клетки и выполняемой им функцией.
Органоид
Функция
А.Ядро 1) обеспечивает процесс фотосинтеза Б. Митохондрия 2) хранит, передает и реализует наследственную информацию В. Эндоплазматическая сеть 3) участвует в процессах окисления органических веществ Г. Хлоропласт 4) участвует в накоплении и транспортировке веществ Д. Аппарат Гольджи 5) участвует в синтезе белков, жиров А Б В Г Д Задание 2.Установите соответствие между группами пищевой цепи и их функцией в экосистеме.
Функции в экосистеме
Группы организмов
А. Разрушают органическое вещество 1) консументы Б. Синтезируют органическое вещество 2) редуценты В. Потребляют готовые органические вещества 3) продуценты Г. Возвращают в почву азот, фосфор, серу Д. Обогащает атмосферу кислородом А Б В Г Д
Задание3. Установите последовательность процессов, протекающих при
зарастании скал.
1) голые скалы 2) зарастание мхами 3) заселение лишайникам 4) образование тонкого слоя почвы 5) формирование травянистого сообщества.
Задание 4. Установите последовательность развития папоротников, начиная со
взрослого организма.
1) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет. 2) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами. 3) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение. 4) прорастание споры и развитии из нее маленькой зеленой пластинки – заростка. 5) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника.
Ответы на задания школьного тура олимпиады по биологии для 7 класса
2015 – 2016 учебный год.
Часть 1. За каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Мах – 20 баллов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1 - 10
в а б в в а в а б г
11 - 20
в а г а б в в г б б
Часть 2. За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Мах – 10 баллов.
1
2
3
4
5
г
а
б
б
в
Часть3. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Мах – 15 баллов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
нет
да
нет
нет
нет
да
да
да
да
нет
11
12
13
14
15
да
нет
нет
да
да
Часть 4. Задание
1. За каждое соответствие – 0,5 балла. Мах - 19 баллов.
А
Б
В
Г
Д
2
3
5
1
4
Задание 2.
А
Б
В
Г
Д
2
3
1
2
3
Задание 3. 13425
Задание 4. 41532
Максимальное количество баллов за всю работу – 55 баллов.
7 класс – 55 баллов
55 – 49,5 –I место
48,5 – 38,5 –II место
37,5 – 27,5 –III место
Критерии оценивания.
11 класс – 110 баллов.
110 – 93,5 – I место
92,5 - 82,5 – II место
81,5 - 55 – III место
10 класс - 98,5 баллов
98,5 – 83,5 –I место
82,5 – 73,5 –II место
72,5 – 49 –-III место
9 класс – 91 балл
91 – 76 –I место
75 – 60 –II место
59 -45.5 –III место
8 класс – 64 балла
64 – 54 –I место
53 – 43 –II место
42 -32 –III место
7 класс – 55 баллов
55 – 49,5 –I место
48,5 – 38,5 –II место
37,5 – 27,5 –III место
В раздел основное общее образование