"Химическая елка"
методическая разработка
Автор: Попова Светлана Александровна, учитель химии, МАОУ "СОШ № 38", г. Сыктывкар
В раздел основное общее образование
Сценарий новогодней химической ёлки
Предмет:
химия.
Класс:
5-11.
Тема внеклассного мероприятия:
Вечер занимательной химии.
Цель:
создание условий для мотивации учащихся к изучению химии.
Задачи:
организация деятельности учащихся по: формированию компетентности решения проблемных ситуаций; развитию логического мышления учащихся посредством проведения занима - тельных опытов; развитию познавательного интереса к химии.
Место проведения занятия: МАОУ «СОШ № 38», каб. 26.
Продолжительность занятия:
30 мин.
Материально-техническое обеспечение занятия:
Реактивы
: мрамор, раствор хлороводородной кислоты, раствор желтой кровяной соли, раствор FeCl 3 , раствор Pb(CH 3 COO) 2 , раствор FeCl 3 , фенолфталеин, концентри- рованный раствор или кристаллы KCl или NHCl, воск с кристалликами NH 4 SCN или KSCN, концентрированные растворы NH 3 и HCl, растово KI, кристаллический KMnO 4 , глицерин, бензойная кислота.
Оборудование
: коробка, оформленная под посылку, сумка, имитирующая сумку по - чтальона, бутылка из-под шампанского с пробкой, пластилин, имитирующий сургуч, цветы из белой бумаги, полотенце, Цветы из фильтровальной бумаги, пропитанные СuSO 4 и фенолфталеином, лист ватмана (примерно 1м 0,5 м), лучина, спиртовка, спички, ветка ели, большая колба или стеклянный куб. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Друзья! Пришел к нам Новый год, Его встречаем песней, И хоть мы старше стали все на год, Жить с каждым годом интересней. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: С Новым годом, с новым счастьем, С новой радостью для всех! Пусть звенят под этим сводом Песни, музыка и смех! 1
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Елки в школах, елки в клубах, Елки там и елки тут, В праздничных огнях веселых Елки входят в институт. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: В городах и на опушках, Где бы елка ни была, Зимних праздников подружка, Ты повсюду нам мила. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Дорогие друзья! Мы от души Приглашаем вас на нашу Новогоднюю химическую елку. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: На нашу волшебную елку, Сказочную елку, полную Удивительных чудес и Занимательных приключений. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Мы хотим, чтобы вечер Стал для вас самым, самым, Самым веселым, Самым памятным ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Самым счастливым, ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Самым радостным, самым удивительным, ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Самым необыкновенным в этом году! Готовы ли вы пуститься вплавь По беспокойному морю смеха? ЗРИТЕЛИ (хором): Готовы! ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Готовы ли вы выстоять под ураганом Шуток и новогодних острот? ЗРИТЕЛИ: Готовы! ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Готовы ли вы к химическим головоломкам? ЗРИТЕЛИ: Готовы! 2
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Готовы ли вы к мгновенной реакции обмена впечатлениями? ЗРИТЕЛИ: Готовы! ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Зрители готовы к елке! ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: А мы в свою очередь рады доложить вам, что песни, шутки заготовлены в беспредельных концентрациях. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Таким образом, практически исключается нейтральная и кис - лая реакция на все происходящее на елке! ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Итак, спешите увидеть, услышать, узнать! ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Поскольку возражений нет, Начнем наш праздничный концерт. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Чтоб было интересней, Поднимем настроение песней. Сегодня вас ждет встреча с добрыми знакомыми, без которых не обходится ни одно новогоднее представление. Вы, конечно, догадались, о ком я говорю? ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Ну, конечно. Это Дед Мороз и Снегурочка, которые устроят на елке настоящее новогоднее веселье, зажгут огни и закружат пары в веселом тан - це. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Они уже в пути. Мы ждем их прихода с минуты на минуту. А пока проверим боевую готовность наших зрителей к новогоднему празднику. Стук в дверь. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Да! Да! Пожалуйста! Дверь распахивается, появляется почтальон. У него через плечо сумка, наполненная письмами. В руках огромный красочный конверт-телеграмма и посылка с причудли - выми печатями. ПОЧТАЛЬОН (поёт): Откройте скорей, Почтальон у дверей, Он вам письма принёс От родных и друзей. С Новым годом спешу я Поздравить, друзья, 3
Всех сидящих сейчас в этом зале. Я ваш искренний друг, Сомневаться нельзя. Вы меня, конечно, узнали. Здравствуйте, мои дорогие друзья! С Новым годом! Ваш старый друг почтальон принёс для вас новогоднюю почту. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ и ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ здороваются с почтальоном. Почта - льон под звуки музыки вручает им красочную телеграмму и посылку. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: О, да это от Деда Мороза! ПОЧТАЛЬОН: Спасибо, милые друзья! Но должен в путь пуститься я– Мне нужно почту разнести. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Тогда счастливого пути! Почтальон уходит. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Давайте вскроем конверт и прочитаем, что пишет нам Дед Мороз. Ведущий и ведущая вскрывают конверт. Перед ними чистый лист бумаги. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Ничего не понимаю! В чём дело? А-а-а, наверное, это и есть сюрприз Деда Мороза. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Но как же нам узнать, что здесь написано. Знаешь что? Да - вай повесим пока. Ведущий и ведущая прикрепляют кнопками на доску листок. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Посмотрим, что в посылке. Открывают посылку, в ней затейливая бутылка с запечатанным горлышком. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Давай откроем! ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Давай! Гаснет свет. Опыт «стреляющая бутылка». Голос Хоттабыча: О, благодатная свобода! Как легко дышится на воле! ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Ой, кто это такой? 4
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ (в зал): Мне кажется, я догадался. Друзья, позвольте мне представить вам великого мага и волшебника Гасана-Абдурахмана-ибн-Хоттаба. ХОТТАБЫЧ: Откуда ты знаешь моё имя, о, чужеземец? Ты, наверное, очень мудрый и могущественный? ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Да нет, просто Хоттабыча знает у нас каждый школьник. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Милый Хоттабыч! Оставайся на нашей ёлке. ХОТТАБЫЧ: О, мудрейшая, что значит ёлка? ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Вот это дерево (показывает). По его имени назван наш праздник. ХОТТАБЫЧ: Оно прекрасно! Но почему я не вижу цветов? ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Видите ли, великий маг, сейчас зима, и у нас не цветут цве - ты. ХОТТАБЫЧ: Так зацветут! Хлопает в ладоши, вносят букет цветов. ХОТТАБЫЧ: Вот они! ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Они же совсем белые!? ХОТТАБЫЧ: У меня есть волшебный эликсир, он способен оживить увядшие крас - ки. Проделывает опыт «Приготовление букета цветов» . Когда букет становится разноцветным, дарит его ведущей. ХОТТАБЫЧ: Примите мой подарок. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ и ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: У нас осталась непрочитанной телеграмма от Деда Мороза. Возможно, Хоттабыч поможет нам её прочитать. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Верно. ХОТТАБЫЧ: С удовольствием, мой юный друг! Проводит опыт «Появление текста телеграммы». На телеграмме появляются слова: «С наступающим Новым Годом! Выезжаем. Ждите. Дед Мороз и Снегурочка.» ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Это Дед Мороз поздравил нас. Стук в дверь. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Входите, пожалуйста! Входит почтальон с сумкой, наполненной письмами. ПОЧТАЛЬОН (поёт): Шагаю я по этажам 5
То здесь, то там. То здесь, то там. И всюду слышится Весёлый перезвон: Несёт вам письма почтальон. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: О, да это опять почтальон! Почтальон проходит по залу и раздаёт зрителям конверты. Зрители вскрывают их. Перед ними чистые листы бумаги. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: А теперь нам совсем не трудно будет прочитать поздравле - ния. Объясняют, как нужно прочитать письма. Зрители читают (пауза). ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Телеграмму и письма прочитали, посылку вскрыли, а самого Деда Мороза всё ещё нет. Может быть, с ним что-то случилось? ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Мы должны его встретить и привести сюда. ХОТТАБЫЧ: Я отправляюсь с вами, мои друзья! ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Да, но кто же будет развлекать зрителей? ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: дорогие зрители! Мы отправляемся в путь. Дед Мороз мог попасть в беду. Его надо выручать. В путь, друзья! Обращается к зрителям. Не унывайте! Скоро засияют огни на новогодней ёлке! А пока послушайте весёлую музыку. Уходит. Слышится весёлая музыка. Вдруг она обрывается. Открывается дверь. Про - совывается голова. Это Кащей. Он осматривается, входит и манит кого-то из-за две - ри. Появляется Баба Яга. КАЩЕЙ: Никого! Ушли, голубчики! И ёлку оставили! Хе-хе-хе! Бр-р-р! как холод - но! Неужели Дед Мороз близко? Обращаясь к Бабе Яге: Сегодня снег мягче пуха! (пауза). Ты чего молчишь, старуха? БАБА ЯГА: Здесь готовится веселье, Нет на свете хуже зелья, Возразить попробуй, ну-ка! Мне по сердцу больше скука. КАЩЕЙ: Дед Мороз сейчас в дороге, и его друзья в пути. 6
Но не встретит он подмоги. Им сквозь вьюгу не пройти! Мы сорвем веселый праздник… (СРЫВАЕТ ТЕЛЕГРАММУ). БАБА-ЯГА: Ах, Кащеюшка, проказник! Кащей и Баба-Яга шепотом обдумывают свои затеи. В это время под мелодичную музыку входит девушка. Это волшебница – ХИМИЯ. Злодеи не видят ее. Она оста - навливается и, никем не замеченная, слушает. КАЩЕЙ: (ПОЕТ на мотив «Трех поросят») Я на свете всех тощей, всех тощей, всех тощей! И зовут меня КОЩЕЙ, злой КОЩЕЙ! ДА! БАБА-ЯГА: Поёт на мотив песни «Мы едем, едем, едем». Меня нет в мире злее – Ягой меня зовут. И тем я веселее, чем горше все живут. Поют вместе: Тра-та-та! Тра-та-та! Мы явились неспроста: Праздник новогодний Портим мы сегодня, Новогоднее веселье Злыми чарами рассеем. БАБА ЯГА (зрителям): Что помрачнели, голубчики? ХИМИЯ: Я в жизни помогаю людям, Зовут волшебницей меня. Я в праздник превращаю будни. Я – королева-Химия! Сегодня праздник, и вы не в силах испортить его. КАЩЕЙ: Не в силах? Да Баба Яга знает все тёмные силы колдовства. ХИМИЯ: А я сражусь с ней своими волшебными чудесами. И мы посмотрим, кто- кого. БАБА ЯГА: Хвалишься, а всё без толку, без спичек подожгу я ёлку! Опыт «Поджи- гание лучинкой ёлки». ХИМИЯ: Волшебной палочкой звеня, дым получу я без огня! Опыт «Дым без огня». 7
БАБА ЯГА: Пусть сгинет ваше веселье в потоке огненной метели! Опыт «Огненная метель». ХИМИЯ: Напрасны все твои труды, зальёт огонь фонтан воды! Опыт «Фонтан воды». БАБА ЯГА: Чтоб не было сейчас веселья, я приготовлю чудо-зелье. Опыт «чудо- зелье». ХИМИЯ: Напрасно ты, Яга старалась. Опыт «уничтожение зелья». Вот видишь, зелья не осталось! Такого вы не ждали (гордо). БАБА ЯГА – КАЩЕЮ ( с испугом): Теперь я вижу, мы пропали! КАЩЕЙ: Бежим скорее без оглядки. С Морозом мы играем в прятки. Крадутся к двери. Музыка. Двери распахиваются. Входят Дед Мороз и Снегурочка, ведущие. КАЩЕЙ – БАБЕ-ЯГЕ. (Испуганно): Поздно! В лес не убежишь. ДЕД-МОРОЗ: Что, злодей, уже дрожишь? Добрее вас, наверно, волки Не место вам на нашей елке. Дед Мороз и Снегурочка прогоняют Бабу-Ягу и Кащея. ДЕД МОРОЗ: Вьюга, вьюга, все пути злодеям замети! Опыт «Ёлка в снегу». СНЕГУРОЧКА. Мы скажем химии спасибо. Мы вряд ли без нее прожить могли бы! Волшебница ХИМИЯ кланяется. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: От нас, от имени постигших О 2 и Н 2 – о секрет прими, вол - шебница, экзотермический привет! ХИМИЯ: Пусть загорятся вновь сводом Слова привета: « С НОВЫМ ГОДОМ» Вешает плакат, на котором появляются слова: «С НОВЫМ ГОДОМ!» ХИМИЯ: Огни зажгитесь многоцветные И ёлка станет пусть красавицей! 8
Гаснет свет. Дед Мороз зажигает на ёлке лампочки. ХИМИЯ: Да сбудутся мечты заветные, Как все в стране у нас сбывается! Все танцуют вокруг ёлки.
Методика проведения опытов
1. Подготовка посылки. Опыт «Стреляющая бутылка». В красочно оформленную для посылки картонную коробку закладывается ,бу - тылка из-под вина (лучше шампанского). В бутылку кладем несколько кусочков мра - мора, и добавляется раствор HCl, бутылка закрывается пробкой, лучше резиновой, не слишком туго, и обязательно обертывается в полотенце. Через несколько минут пробка взлетает, происходит «выстрел». 2. Подготовка телеграммы. Текст телеграммы. С наступающим Новым годом! Выезжаем. Ждите. Дед Мо - роз, Снегурочка. Написан заранее на листе фильтрованной бумаги раствором желтой кровяной соли. Проявитель – FeCl 3 . 3. Подготовка писем. Чернила-Pb(CH 3 COO) 2 , проявитель – KI. Опыты для Хоттабыча. 4. Букет цветов. Цветы из фильтр.бумаги, пропитанные СиSO 4 и фенолфталеином. Обрабатыва- ются проявителем раствором NH 3 . Опыты для Деда Мороза. 5. Алексинский Б.Н. «Занимательные опыты по химии стр. 114 или стр. 113. «Ёлка в снегу». Опыты для Бабы Яги и Кащея.
6.
Поджигание лучинкой ёлки. Алексинский, стр.105. 9
7.
Огненная метель, стр.74.
8.
Чудо-зелье. В стакан наливается р-р FeCl 3 , перемешивается палочкой, на конце которой прикреплен воск с кристалликами NH 4 SCN или KSCN. В начале при пере - мешивании изменений нет. При надавливании на дно стакана палочкой и дальней - шем перемешивании образуется окрашивание. Опыты для волшебницы – Химии.
9.
Дым без огня. Стр. 6
10.
Фонтан воды. Ю.Г. Орлик Химия после уроков, стр. 14
11.
Уничтожение «Зелья». Добавить концентрированный раствор или кристаллы KCl или NHCl. Перемешать палочкой. 12. Поздравительный плакат (1м 0,5 м). Чернила – фенолфталеин. учитель Попова С.А МАОУ «СОШ № 38» г. Сыктывкар» 10
В раздел основное общее образование